ТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА Налоги- сущность и функции.



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

Лекция 14

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

  1.  Налоги: сущность и функции. Налоговые ставки и их виды.
  2.  Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.
  3.  Фискальная политика государства.

1. Налоги: сущность и функции. Налоговые ставки и их виды.

Налоги – это обязательные платежи, производимые в доход государства юридическими (предприятия и организации) и физическими (население) лицами.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях:

1.Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства.

2. Перераспределительная функция заключается в перераспределении денежных средств в экономике.

3. Экономическая функция состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство. Налоги могут играть стимулирующую, ограничительную и контролирующую роль.

Налогоплательщик и субъект налога – это тот, кто обязан платить налог. Объект налогообложения – это то, что облагается налогом (заработная плата, прибыль, недвижимость). Ставка налога – это величина налога на единицу обложения.

Виды налоговых ставок:

  •  твердые (фиксированные). Ставки не зависят от величины дохода и применяются, в первую очередь, к сырьевым товарам.
  •  пропорциональные. Средняя налоговая ставка устанавливается как постоянный процент от полученного дохода;
  •  прогрессивные. Налоговые ставки повышаются по мере роста дохода. Их основная цель заключается в перераспределении доходов;
  •  регрессивные. Налоговые ставки с ростом дохода понижаются. Тем самым они способствуют стимулированию производства.

По форме взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются государством на доходы и имущество налогоплательщиков. Представляют собой прямой вычет из дохода налогоплательщиков (например, подоходный налог, налоги на недвижимость).

Косвенные налоги представляют собой надбавку к ценам на товары и услуги. Они непосредственно не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

Концепция налогообложения Лаффера касается определения оптимальной налоговой ставки. Зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями в бюджет графически можно изобразить в виде кривой Лаффера (рис. 1):

                                                                                     Рис. 1

К – налоговая ставка на доходы; R – общая сумма налоговых поступлений; К1 – ставка налогов, обеспечивающая максимальные налоговые поступления в бюджет.

Из графика видно, что по мере роста налоговой ставки от 0 до некоторого оптимального значения К1 происходит увеличение размера налоговых поступлений в бюджет. Дальнейший рост налоговой ставки подрывает налоговую базу, приводит к бегству капитала из страны, росту теневого сектора, что приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. По мнению Лаффера, оптимальной величиной К1

является налоговая ставка порядка 35-40%. Эта концепция была использована при проведении налоговых реформ в США и России, приведших к понижению налоговых ставок.

2. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и

государственный долг.

Главную роль в финансовой системе играет государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой систему отношений между государством, с одной стороны, и населением и предприятиями, с другой стороны, по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. После утверждения государственный бюджет становится законом.

В основу построения госбюджета положены следующие принципы:

  •  принцип единства – в стране существует лишь один бюджет, объединяющий все государственные доходы и расходы;
  •  принцип правдивости предполагает, что в бюджетных статьях доходов и расходов не должно быть фальсификаций;
  •  принцип гласности предполагает, что правительство обязано публиковать бюджет и отчитываться в его исполнении.

Государственный бюджет призван выполнять следующие функции:

  1.  Распределительная функция – госбюджет перераспределяет значительную часть национального дохода.
  2.  Контрольная функция – бюджет позволяет контролировать финансовое состояние экономики.
  3.  Регулирующая функция – изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может сгладить проявления циклических колебаний.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы бюджета формируются за счет:

  •  налогов (85 – 90% от всех доходов);
  •  государственных займов;
  •  различного рода пошлин и сборов;
  •  эмиссии бумажных денег;
  •  приватизации государственной собственности;

Расходная часть определяет направления использования государственных средств:

  •  военные расходы;
  •  расходы по государственному долгу;
  •  расходы по финансированию экономики;
  •  расходы на содержание государственного аппарата;
  •  расходы на социально-культурные мероприятия.

Государственный бюджет является сбалансированным при равенстве доходов и расходов государства. Та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, составляют бюджетный дефицит. Причинами бюджетного дефицита могут быть: спад общественного производства, эмиссия ничем не обеспеченных денег, непроизводительные расходы государства и т.д.

Различают структурный и циклический дефициты. Структурные сдвиги в бюджете происходят в результате изменений в системе налогообложения и государственных расходов. Поэтому дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако при исполнении бюджета реальный дефицит оказывается, как правило, больше структурного. Основной причиной этого является характерная для рыночной экономики цикличность  развития. Спад производства приводит к тому, что доходы предпринимателей и населения сокращаются. Следствием этого является уменьшение налоговых поступлений в госбюджет. В то же время расходы из бюджета увеличиваются, так как растут выплаты по безработице и другим социальным программам. Разность между реальным и структурным дефицитом составляет циклический дефицит бюджета. Важно, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% национального производства.

Если реальный дефицит бюджета меньше структурного, то разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

Существует несколько способов погашения бюджетного дефицита:

  •  повышение налоговых ставок и введение специальных налогов. Данный способ используется редко, так как ведет к снижению деловой активности и сокращению производства.
  •  долговое финансирование. Государство выпускает ценные бумаги внутреннего и внешнего займов для покрытия бюджетного дефицита.
  •  денежное финансирование. Центральный банк выдает льготные кредиты правительству для покрытия бюджетного дефицита, что ведет к инфляции. Прямая эмиссия денег Центральным банком в настоящее время практически не используется.
  •  приватизация государственной собственности.

Можно выделить три основные концепции регулирования государственного бюджета:

  1.  Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно. Эту концепцию использует большинство стран.
  2.  Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в период спадов производства увеличивает свои расходы, что ведет к дефициту государственного бюджета, но позволяет быстрее преодолеть кризис. Возникший дефицит постепенно уменьшается на фазе оживления и подъема. Применение данной теории привело к возрастанию государственного долга и галопирующей инфляции в развитых странах.
  3.  Теория функциональных финансов утверждает, что главной целью государства является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит, главной целью является экономический рост.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков).

Различают внутренний долг и внешний. Внутренний долг – это долг государства населению и субъектам хозяйствования своей страны. Основной проблемой является обслуживание долга. Внешний долг возникает в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, а также в связи с продажей государственных ценных бумаг иностранным лицам и государствам. Последствия внешнего долга являются более тяжелыми для страны, чем последствия внутреннего. Нация вынуждена отдавать другим странам товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых займов.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем:

  •  рефинансирования;
  •  конверсии;
  •  консолидации.

Рефинансирование – это выпуск новых займов государственных ценных бумаг, дохода от которых направляются на погашение старых займов. Конверсия – это изменение условий займа или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. Консолидация – это изменение сроков погашения займа, когда краткосрочные обязательства консолидируются в средне- и долгосрочные.

3. Фискальная политика государства

Фискальная политика – это политика, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса, посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов.

К целям фискальной политики относят стимулирование экономического роста, стабилизацию экономики, обеспечение полной занятости.

Воздействие государственных расходов на совокупный спрос можно проанализировать графически. На оси абсцисс отложим величину ВВП, на оси ординат – совокупные расходы.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем производства и занятость. На рис. 13 показано, что увеличение государственных расходов на величину  G  привело экономику в новую точку равновесия    E2   и обеспечило рост общественного производства до значения  Y2. Государственные расходы, так же как и инвестиции, приводят в действие мультипликационный эффект. Следовательно, можно записать, что

Y = kgG

где  Y - прирост общественного производства;

  G  - прирост государственных расходов;

  kg  - мультипликатор государственных расходов.

                                                                   Рис. 13

 Мультипликатор государственных расходов рассчитывается по формуле:         kg = 1/ (1 – MPC),         где MPC- предельная склонность к потреблению.

Другой составляющей фискальной политики являются налоги.

Изменение налогов также приводит к мультипликационному эффекту, причем при увеличении налогов размер общественного производства сокращается. Однако налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на совокупный спрос, чем мультипликатор государственных расходов. В фискальной политике существует понятие так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета, которое показывает, что если госрасходы и налоги увеличиваются на определенную величину, то равновесный уровень национального продукта тоже увеличится на ту же самую величину.

Мы можем записать, что Y = kTT, где ∆Т – изменение налогов; kT – налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор рассчитывается по формуле: kT =  - MPC(1 – MPC).

 Различают две формы фискальной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую). Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование государством своими доходами и расходами. Правительство принимает соответствующие законы об изменении налоговых ставок, введении налоговых льгот и новых налогов, о направлении использования бюджетных средств и т.д. На фазе спада правительство проводит стимулирующую фискальную политику: снижает налоговые ставки, увеличивает свои расходы. Данные меры увеличивают совокупный спрос и способствуют более быстрому выходу из кризиса. На фазе подъема правительство осуществляет сдерживающую фискальную политику: увеличивает налоговые ставки и уменьшает свои расходы, стремясь не допустить перегрева экономики.

 Фискальная политика может быть и недискреционной (автоматической). Речь идет о встроенных стабилизаторах, которые работают в режиме саморегулирования и независимы от принимаемых правительством решений. Они реагируют на изменение ситуации в экономике. Встроенные стабилизаторы уменьшают колебания цикла, играют роль амортизаторов и таким образом способствуют более «плавному» развитию экономики.

К их числу относят:

  1.  Прогрессивную систему налогообложения. Как только доходы начнут падать, уменьшаются и размеры налоговых отчислений, что приводит к торможению негативных явлений. При росте доходов, который обычно наблюдается в периоды оживления и подъема, происходит рост налоговой ставки и размеров налоговых отчислений. Это является сдерживающим фактором для предпринимателей и не дает экономике перегреться.
  2.  Систему пособий по безработице и социальные выплаты. В таком же автоматическом режиме функционирует система индексации доходов, пособий по безработице и других выплат.

 Выработка оптимальной фискальной политики государства – задача довольно сложная.

Во-первых, существует временной лаг между принятием фискальной политики и ее первыми результатами. Он составляет, по разным оценкам, от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому программы, принятые правительством на одной фазе цикла (например, во время спада) могут начать действовать на противоположной фазе и приведут лишь к углублению циклических колебаний.

Во-вторых, эффективность фискальной политики снижается из-за противоречий между политическими и экономическими интересами. Стремление к политической ренте заставляет принимать неадекватные экономические решения.

В-третьих, при проведении фискальной  политики наблюдается эффект вытеснения. Государство, стремясь получить необходимые средства, выступает конкурентом частным инвесторам на рынке ценных бумаг. Увеличение спроса на временно свободные денежные средства населения приводит к росту процентной ставки и, следовательно, к сокращению частных инвестиций. Ожидаемого роста общественного производства может вследствие этого и не произойти.

Вопросы к семинарскому занятию:

  1.  В чем состоит сущность налогов, и каковы их функции?  Какие бывают налоговые ставки и виды налогов?
  2.  Что собой представляет кривая Лаффера?
  3.  Что такое государственный бюджет? Каковы его доходная и расходная части?
  4.  Что такое бюджетный дефицит? Какие существуют концепции регулирования государственного бюджета?
  5.  Что представляет собой фискальная политика государства?
  6.  В чем отличие дискреционной фискальной политики от недискреционной?

В чем состоят основные проблемы фискальной политики государства?   


R2

R1

К3

0

К2

К1

К

Y

Y2

Y1

45˚

0

E1

E2

C+I+∆G+Xn

C+I+Xn

Совокупные расходы

Другие работы

Сроки предоставления тезисов- строго до 15 м...


В этом году мы решили не ограничивать вас рамками тем а задать только общее направление: КОММУНИКАЦИИ КАК ДРАЙВЕРЫ ПЕРЕМЕН Лучшие работы будут оп...

Подробнее ...

а в чисто фонетическом и особенно в экспериме...


Основное у ленинградцев в отходе от Бодуэна это антиморфематизм установка на автономность фонетики боязнь морфемы и ее связи с фонемой от его иду...

Подробнее ...

Аркадія 1.


Конкурентоспроможність багато в чому залежить від ступеню орієнтованості підприємства на маркетинг від здатності вірно оцінити тенденції зміни к...

Подробнее ...

.12.2013 суббота ПРОСМОТРЫ И ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА 2...


Материаловедение Доц. Проектирования Доц. Проектирования Доц. Проектирования Доц.

Подробнее ...