.Определение и основные задачи бухгалтерского учета В сложившейся хозяйственной практике управлен



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

PAGE  7


Бухгалтерская информация

нутренние пользователи

Внешние пользователи

Аппарат управления

Руководители подразделений

Собственники

Имеющие прямой финансовый интерес

Не имеющие прямой финансовый интерес

Инвесторы

Кредиторы

Поставщики

Акционеры

Покупатели

Налоговые органы

Общественность

Профсоюзы

Органы статистики

Органы управления экономикой

Обслуживающие банки

Аудиторские фирмы

Прочие

1. Определение и основные задачи бухгалтерского

учета

 

В сложившейся хозяйственной практике управления организацией выделяют следующие виды учета: оперативный, бухгалтерский и статистический.

Оперативный учет используется для оперативного планирования и текущего управления предприятием, ведется по мере необходимости и в произвольной форме. Для оценки деятельности используются как натуральные, так и денежные показатели.

Бухгалтерский учет — это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях экономического субъекта. Для отражения хозяйственных процессов используется только денежный измеритель.

Статистический учет представляет собой обобщающий учет процессов на макроуровне: в масштабе отрасли, территории, государства. Применяются натуральные и денежные измерители.

Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждено постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283) предусматривается преобразование национальной системы бухгалтерского учета в финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет охватывает информацию по учету балансовых счетов: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, резервов, финансовых результатов, кредитов и займов. Информация используется не только внутри предприятия, но и внешними потребителям и акционерами и инвесторами, покупателями, поставщиками, государственными службами. Финансовый учет регламентируется нормативными документами. Отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках) открыта для публикации и не является коммерческой тайной.

Управленческий учет формирует информацию по учету затрат на производство продукции, работ, услуг и их продаже. Сведения предназначены для использования внутри предприятия, являются коммерческой тайной и закрыты для внешних пользователей.

Система   бухгалтерского   учета основана   на   полном,   непрерывном,   сплошном   наблюдении, измерении и регистрации фактов хозяйственной деятельности.

Учетный процесс состоит из трех основных стадий:

  1.  ведение бухгалтерского учета (сбор, регистрация и обобщение информации);
  2.  составление бухгалтерской отчетности (формирование отчетных форм);
  3.  использование учетной и отчетной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью принятия управленческого решения.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  1.  формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  2.  обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  3.  предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский  учет обязаны  вести  все  юридические лица,  осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Прочие организации и граждане, 'осуществляя предпринимательскую деятельность, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

Заключение:

  1.  В системе экономической информации бухгалтерский учет является отчим из важнейших инструментов управления, содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности организации базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом дня принятия эффективных управленческих решений.

  1.  Согласно закона о бухгалтерском учете: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

  1.  Пользователи бухгалтерской информации

Основная цель бухгалтерского учета в системе управления предприятием — формирование информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Состав пользователей бухгалтерской информации представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Состав пользователей бухгалтерской информации

Внешние пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

  1.  инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществляемых ими инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды;
    1.  заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими займы и выплачены соответствующие проценты;
    2.  поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;
    3.  покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;
    4.  органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию хозяйственной деятельности, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения;

6) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

   В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им.

Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости продукции и рентабельности производства.

Собственников и совладельцев больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации.

Руководство организации заинтересовано также в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.

Информация для внешних пользователей формируется в том числе и на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, результатам ее деятельности.

Все это позволяет конкретизировать цели бухгалтерского учета 

и отчетности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

  •   платежеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);
  •   рентабельности;

  1.  Система нормативного регулирования 

бухгалтерского учета и отчетности

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1-й уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организации, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет. План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

Отдельный раздел посвящен перечню требований к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

К первому уровню системы также следуёт отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «05 утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» и др.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.

Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности (табл. 1.1).

Таблица 1.1.

Система национальных стандартов бухгалтерского учета

Наименование стандарта

Номер и дата приказа Минфина, утвердившего стандарт

Объект регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

№ 34н от 29.07.98 г.

Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)

№ 60н от 09.12.98 г.

Определяет принципы формирования учетной политики, методику бухгалтерского учета, способы оценки имущества, обязательств, порядок признания доходов и расходов.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)

№ 167 от 20.12.94 г.

Определяет принципы учета

операций по капитальному

строительству (готовится новый)

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)

№154н от 27.11.2006г.

Определяет порядок учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

№ 43н от 06.07.99 г.

Определяет порядок составления и представления бухгалтерской отчетности

Положение но бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»

(ПБУ 5/01)

№ 44п от 09.06.01 г.

Определяет принципы учета и способы оценки материально-производственных запасов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных

средств» (ПБУ 6/06)

№ 156н от 27.11.06г.

Определяет принципы учета,

способы опенки и амортизации

основных средств

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)

№ 56н от 25.11.98 г.

Определяет события после отчетной даты и их отражение в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01)

№ 96н от 28.11.01 г.

Определяет условные факты хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)

№ 32н от 06.05.99 г.

Определяет принципы учета и признания доходов организации

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)

№ ЗЗн от 06.05.99 г.

Определяет принципы учета и     признания расходов организации

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффинированных лицах» (ПБУ 11/2000)

№ 5н от 13.01.2000 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации об аффинированных лицах

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000)

№ 11 н от 27.01.2000 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по сегментам

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000)

№ 92н от 16.10.2000 г.

Определяет порядок учета и раскрытия в отчетности информации о государственной помощи

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000)

№ 91 н от 16.10.2000 г.

Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации нематериальных активов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01)

№ 60н от 02.08.01 г.

Определяет принципы учета займов, кредитов и процентов по заемным средствам

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02)

№ 66н от 02.07.02 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации по прекращаемой деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02)

№ 115н от 19.11.02 г.

Определяет порядок учета расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02)

№114н от 19.11.02 г.

Определяет порядок расчетов по налогу на прибыль

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02)

№ 126н от 10.12.02 г.

Определяет принципы учета и способы оценки финансовых вложений

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03)

№ 105н от 24.11.03 г.

Определяет порядок раскрытия в отчетности информации о совместной деятельности

Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

  •  название и номер ПБУ;
  •  сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;
  •  основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
  •  способы оценки, применяемые по данному объекту;
  •  порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета;
  •  данные, подлежащие раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

В системе нормативного регулирования План счетов относится к документам второго уровня. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.

Основными нормативными документами третьего уровня являются:

  •  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;
  •  Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. №91н;
  •  Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н;
  •  -Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертому уровню нормативно-правовой системы регулирования бухгалтерского учета.

Основными рабочими документами конкретной организации  являются:

  •  документ по учетной политике предприятия;
  •  утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  •  графики документооборота;
  •  утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  •  утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
            Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Другие работы

Фундаментальная информатика и информационные ...


Найдите предельную функцию функциональной последовательности: Задача 1. Задача 1. Задача 1. Таким образом: Задача 1.

Подробнее ...

Отзыв и рецензия


: научный Определите какая характеристика научного стиля верна: Стилевые черты точность логичность абстрактность термины Определите о каком виде ...

Подробнее ...

Тема- Соціальна мобільність План Поняття соці...


Соціальна мобільність ? це будьякий перехід індивіда групи або соціального об?єкта або цінності створеної або модифікованої завдяки діяльності в...

Подробнее ...

Организация эксплуатации изолирующих противог...


Фадеев Рассматриваемый вопрос Изложение материала 1 2 Общие положения организации эксплуатации СИЗОД Эксплуатация СИЗОД это комплекс мероприятий ...

Подробнее ...