ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им. И.И. МЕЧНИКОВА

методические указания и дневник профессиональной производственной клинической практики по общему уходу за больными

для студентов I курсов лечебного факультета

Студент  ____________________________________

Группа №  __________________________________

Преподаватель  ______________________________

Санкт-Петербург 2011 год


УДК 616

T 86

Методические указания и дневник  профессиональной производственной клинической практики по сестринскому делу составили сотрудники кафедры:

Н.В. Туркина;  А.И. Петрова; Л.Ф. Джуринская; Е.А. Лебедева; Е.В. Вощинин; А.Ю. Апрессян; Е.М. Старосельский; Н.В. Журавская, Г.Я.Игнатова.

Издание утверждено на заседании методического совета ФВСО ГОУВПО СПбГМА им.И.И. Мечникова от 19.01.2006г., протокол № 5.

Данное издание утверждено на Ученом Совете Санкт-Петербургской государственной

медицинской академии им. И.И. Мечникова 30.01.2006г.

© СПбГМА им. И.И. Мечникова

                                                                                            © Кафедра сестринского дела

                                                                              © Коллектив авторов

инструктаж по технике безопасности студента – практиканта провел(а)

старшая мед.сестра отделения:   _______________________

                                                        (ф.и.о. подпись инструктирующего  )

подпись студента – практиканта ________________

                                                          (ф.и.о. подпись  дата)

дата

=============================================================================

инструктаж по технике безопасности студента – практиканта провел(а)

ст. м\с отделения:   _______________________

                                                        (ф.и.о. подпись инструктирующего  )

подпись студента – практиканта ________________

                                                          (ф.и.о. подпись  дата)

            

дата


Требования к организации профессиональной производственной практики

Студентов  1-го курса лечебного факульте

В cвязи с изданием Минобрнауки РФ приказа № 1118 от 08.11.2010г.”Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, в организацию и прведение производственной практики должен быть внесен ряд изменений.

В соответствие с «Государственным стандартом», утвержденным Министерством образования РФ и учебными планами Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова, производственная практика студентов  1-го курса  лечебного факультетов проводится по  144 часовой программе,

Студенты 1-го курса проходят практику в качестве  помощника   младшего медицинского персонала, студенты 1-го курса проходят профессиональную практику в качестве помощника младшего медицинского персонала в терапевтическом (72 часа) и хирургическом (72 часа) отделениях, изучают и выполняют работу младшего медицинского персонала.

Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование теоретических знаний и практических навыков по санитарно-эпидемиологическому режиму стационара, наблюдению и уходу за больными, общению с ними и их родственниками, освоение медицинских манипуляций, выполняемых медсестрами.

Комплексный подход к содержанию практики позволит совместить теоретические знания и практические навыки, осознать значение ухода за больными и правильно выполняемых манипуляций в лечении больных с различными заболеваниями.

Цели и задачи практики:

– систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания по уходу за больными, полученные на занятиях;

– получить практические профессиональные навыки и закрепить их в производственных условиях;

– добиться осознания студентами соблюдения трудовой дисциплины и профессиональной ответственности.

-- усвоить этико-деонтологические аспекты медицинской профессии.

Студенты на практике должны убедиться в том, какое огромное значение для успешного лечения и выздоровления пациентов имеют правильный уход и квалифицированное выполнение различных медицинских манипуляций. Они должны научиться выявлять проблемы, возникающие у больных в связи с заболеваниями, предстоящими медицинскими манипуляциями (процедурами), и оказывать помощь по их устранению.

В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).

Практика проводится под контролем курсового руководителя практики и непосредственного руководителя практики - квалифицированной медицинской сестры отделения ЛПУ.

Во время прохождения практики студенты заполняют дневник, который ежедневно контролируется непосредственным руководителем практики (медицинской сестрой отделения).

По окончании практики по каждому разделу старшая медицинская сестра отделения составляет характеристику на студента. Студент, полностью выполнивший программу учебно-производственной практики, сдает в академию следующие документы:

Дневник профессиональной практики заверенный  заведующим отделением и старшей медицинской сестрой отделения. Дневник должен содержать:  

-заполняться ежедневно с указанием датa, времени и  кол-ва часов;

- Отчет о выполненных манипуляциях (в цифрах);

- Характеристику, составленную непосредственным руководителем практики (ст. мед. сестрой отделения);

-Замечания и пожелания студента о практике.

-Проведение индивидуального собеседования

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

В соответствии с учебным планом, студенты I курса проходят практику в качестве младшей медицинской сестры по уходу за больными в терапевтическом и хирургическом отделениях ЛПУ в течение 36 рабочих дней (144 ч). В период практики студенты ведут дневник практики с подробным ежедневным описанием выполненной работы, который подписывается непосредственным руководителем практики (старшей медсестрой).


ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ТЕРАПИИ

 Профессиональная практика студентов I курса в качестве младшей медицинского персонала в терапевтическом отделении больницы проводится в течение 18 рабочих дней  или 72 ч. Студент должен усвоить специфику работы младшего медицинского персонала терапевтического отделения, ухода за пациентами,  соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, участвовать в проведении санитарно-просветительной работы среди пациентов отделения и их родственников

Работая в терапевтическом отделении, студент должен изучить организацию работы младшей медицинского персонала  в терапевтическом отделении, требования к санитарной обработке помещений, оборудования и изделий медицинского назначения.

Изучить основные методы дезинфекции, предстерилизационной  очистки и стерилизации  инструментов и        предметов ухода

изучить правила уничтожения и классификацию медицинских отходов.   

Должен уметь выполнять

основные гигиенические манипуляции,

правила смены постельного и нательного белья,

транспортировка и перекладывание больного,

организацию кормления больных.

Изучить правила

пользования функциональной кроватью,

четко выполнять стандарт на осуществление медицинской помощи всем пациентам, имеющим факторы                      риска развития пролежней;  

измерение температуры тела; регистрацию показаний термометра, графическую отметку в температурном листе, составление температурных кривых; уход за лихорадящими больными.

режимы уборки и проветривания палат, проветривания помещения в зимнее время

На практике студенты должны освоить особенности наблюдения и ухода за больными с патологией отдельных органов и систем.

Особенности наблюдения и ухода  за пациентами с патологией органов дыхания

Студент, выполняя обязанности младшего медицинского персонала должен знать основные симптомы легочных заболеваний: одышка, кашель, выделение мокроты, кровохарканье, боли в грудной  клетке, озноб, лихорадка.   

Основными принципами ухода за больными с заболеваниями органов дыхания, является строгое выполнение правил ухода за лихорадящими больными. Уход за кожными покровами пациента, смена нательного и постельного белья.

Планируя уход за больными нужно продумать выполнение таких задач как за питание и отправление физиологических потребностей.

.   

Особенности наблюдения за пациентами с патологией органов кровообращения

        Студент, выполняя обязанности младшего медицинского персонала должен знать клинические симптомы неотложных состояний при заболеваниях органов кровообращения (острая сосудистая и сердечная недостаточность, стенокардия, гипертонический криз), оказание неотложной помощи. Умение исследовать пульс, артериальное давление и определять их характеристику

Специфика работы младшего медицинского персонала  в кардиологическом отделении и в блоке интенсивной терапии  заключается в знании и соблюдении правил санитарно- противоэпидемического режима:

дезинфекции различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, инвентарь, одежда,   посуда  и  т.д.)

   правила проведение уборки, том числе генеральной уборки,

   правила обработки рук.

Студент  должен уметь:

     пользоваться функциональной кроватью

     осуществлять  уход за кожными покровами пациента, смену нательного и постельного белья

     осуществлять профилактику развития пролежней

     следить за суточным диурезом больного

     следить за соблюдением диеты и режимом питания

     следить за своевременным опорожнением кишечника

Наблюдение и дифференцированный уход за больными с заболеваниями органов пищеварения

Студент, выполняя обязанности младшего медицинского персонала должен знать основные симптомы

в гастроэнтерологии (желудочное, кишечное кровотечение, прободная язва, приступ желчнокаменной болезни, кишечная колика), оказание неотложной доврачебной помощи. Оказание помощи при рвоте. Правила сбора рвотных масс. Промывание желудка и участие в зондировании желудка и дуоденальном зондировании. Подготовка пациента к рентгенологическим методам исследования (рентгеноскопия желудка и кишечника, ирригоскопия, холецистография). Подготовка пациента к эндоскопическим методам исследований (фиброгастродуоденоскопия, ректороманоскопия, колоноскопия). Взятие кала для исследования. Подготовка всех видов клизм. Введение газоотводной трубки. Дезинфекция и подача судна пациенту.

Наблюдение и дифференцированный уход за пациентами с заболеваниями почек и мочевыводящих путей

Студент, выполняя обязанности младшего медицинского персонала должен знать основные симптомы

заболеваний почек и мочевыводящих путей. Наблюдение за режимом, диетой и диурезом пациента с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.  Правила взятия мочи для исследования (общий анализ, по Нечипоренко, Каковскому - Аддису, проба по Зимницкому). Определение суточного диуреза и водного баланса. Подготовка пациентов к рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей, УЗИ почек. Подготовка мягких катетеров к катетеризации и участие в катетеризации мягким катетером.

Студент должен:

– проводить уход за тяжелобольными и умирающими. Участвовать в проведении реанимационных мероприятий. Определять признаки смерти, знать правила обращения с трупом;

– знать правила при общении с родственниками пациента, находящегося в агональном состоянии и в случае смерти пациента в присутствии родных и близких.

Перечень практических навыков и процедур по уходу за больными, которыми должны овладеть студенты в терапевтическом отделении

1. Ознакомление с организацией работы сестринского поста.

2. Оказание помощи в проведении личной гигиены тяжелых, ослабленных и пожилых больных (уход за полостью рта, глазами, носом, кожей, половыми органами, мытье головы).

3. Смена постельного и нательного белья.

4. Измерение температуры тела, регистрация результатов измерения.

5. Транспортировка больных в пределах больницы. Перекладывание больного с койки на каталку.

6. Соблюдение правил передачи продуктов больным от родственников.

7. Кормление больных в палатах;

8. Пользование  функциональной кроватью.

9.Контроль за суточным диурезом

10.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ХИРУРГИИ

В эту программу входят многие разделы, изложенные в программе практики по терапии. Однако она имеет и свои специфические особенности, присущие только хирургическим отделениям.

За период работы в хирургическом отделении (практика в течение 18 рабочих дней по 6 часов) студент должен ознакомиться с организацией поста медсестры хирургического отделения, реанимации, со световой и звуковой сигнализацией связи с больными.

Студент должен:

– изучить правила пользования функциональной кроватью, приподнимания, переноса и перекладывания больных с хирургическими заболеваниями; приготовления постели для послеоперационных   больных,   переодевания   хирургических больных;

– осуществлять наблюдение за повязками, помощь врачу во время перевязок хирургических ран;

– наблюдать за работой дренажей из полостей оперированных больных;

– овладеть методикой измерения АД, счета пульса и дыхания;

– научиться дифференцированному уходу за хирургическими больными.

Перечень практических навыков и процедур, которыми должны овладеть

студенты по уходу за больными в хирургическом отделении

1. Выполнение лечебно-охранительного режима хирургического отделения;

2. Знание устройства поста медицинской сестры, ведение журналов, документации сестринского поста. Участие в передаче дежурств. Составление сводки движения пациентов в отделении. Правила приема и сдачи дежурств;

3. Правила подготовки и пользования функциональной кроватью;

4. Контроль за уборкой, проветриванием палат. Проведение кварцевания палат;

5. Приготовление постели послеоперационному пациенту;

6. Транспортировка пациента в операционную и из операционного зала;

7. Кормление тяжелобольных;

8. Профилактика пролежней, обработка пролежней;

9. Выполнение всех видов клизм (очистительных, питательных, лекарственных, и сифонных).

10. Участие в подготовке к операции:

– бритье кожи операционного поля;

– подготовка желудочно-кишечного тракта;

11. Уход и наблюдение за дренажами, оценка отделяемого по ним;

;

12. Правильное надевание стерильного халата, маски, перчаток.

13. Правильное пользование оборудованием хирургических палат, перевязочной, процедурной, материальной комнатой при операционном блоке, реанимационной и др. помещениями..


Оценка деятельности студента
I курса с учетом вида деятельности

( заполняется старшей медицинской сестрой отделения)

Вид деятельности

Уровни усвоения

Оценка

Подпись руководителя

Умения

Навыки

1. Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения. Приготовление дезинфицирующих растворов.

2. Гигиеническая уборка помещения , текущая и заключительная дезинфекция.

3. Проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода за больными.

4. Личная гигиена больного и его положение в постели. Приготовление постели, пользование функциональной кроватью.

5. Смена нательного и постельного белья.

6. Проведение гигиенических мероприятий в постели больного, осуществление утреннего туалета пациента (проведение подмывания пациента, профилактика пролежней, уход за ушами, глазами, волосами, полостью рта и носа).

7. Питание пациентов. Составление порционного требования, раздача пищи пациентам, кормление пациентов в постели.

8. Наблюдение за пациентами, определение тяжести состояния пациента.

9. Проведение термометрии, построение графика температурной кривой.

10. Измерение пульса, определение его характеристик.

11. Определение числа дыхательных движений.

12. Измерение артериального давления.

13. Определение суточного  диурез

14. Помощь при рвоте.


ДНЕВНИК

практики студента I курса __лечебного__________ факультета  СПбГМА  им.и.и.мечникова

___________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Группа № ___________________________________

Место прохождения практики_________________________________________________________

(город, страна)

Больница, госпиталь ______на________________________ коек

Отделение _____________________________________________

Время прохождения практики: с "___"______________ по "___" _________ 200  г.

  •  

Дата сдачи дневника курсовому руководителю практики __________________________

Оценка за практику, выставленная курсовым руководителем _______________________

Подпись курс. руководителя __________  ( _______________________________ )

(фамилия, имя, отчество)

Образец ведения дневника

Дата

Содержание выполненной работы

Подпись дежурной  медсестры

11.11.05г.   с18.00 до 21.00           3часа        

1.измерял АД     - 5                                              2.проводил термометрию с занесением данных в темп лист                                  -       7  3.готовил перевязочный материал        - 1час.  И.т.д.

Пишется от руки!

  •  

Вклеить 2 листа

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

1. При заполнении дневника указать график работы (расчитывается на 36 дней по 4 часа);

2. Дать, краткую характеристику отделения количество коек, сколько больных и какого профиля находилось в отделении во время прохождения практики;

3. Записывать информацию о выполненной работе с обязательным перечислением всех приобретенных практических навыков. При выполнении каких-либо манипуляций указывать, с каким заболеванием и для какой цели они проводились больному.

Например:-

- кормление больного М. с ИБС, кардиосклерозом; недостаточностью коронарного кровообращения III степени;

- профилактика пролежней у больного Х. с острым нарушением мозгового кровообращения, с

- дача кислорода больному А. с крупозной пневмонией и т. д.

Манипуляции заполняются от руки.

                                       

Характеристика отделения                

   ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

 

(количество выполненных манипуляций указать в цифрах)

 

студента _____________________________ группы ___________

Практические навыки

Самостоятельно выполнено:

количество манипуляций

1

Проводил (а) личную гигиену больных  

2

Сменил (а) постельное и нательное белье

3

Проводил (а) измерение температуры тела

4

Транспортировал (а) больных в пределах больницы

5

Проводил (а) кормление больных в палате

6

Проводил (а) дезинфекцию шприцов, игл, систем и утилизацию медицинских отходов

7

8

Измерил (а) АД

9

Измерил (а) диурез

10

Подсчитал (а) пульс

11

Подсчитал (а) частоту дыхания

12

Проводил (а) уборку палат, проц.кабинета, ОРИТ, опер блока

13

14

)

Краткая характеристика с оценкой работы студента на практике

студент (студентка)______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись и личная  печать  зав. отделения___________________________________________________

Подпись ст.м /сестры отд.--------------------------------------------------------------------------------

М. П.                                                      «____» __________200_ г.

Оценка работы студента на профессионально-производственной практике проводится по следующим параметрам:

– практические навыки,

– теоретическая подготовка,

– активность и интерес к выполняемой работе,

– внешний вид,

– выполнение внутреннего распорядка подразделений и соблюдение графика работы.


ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА

В соответствии с учебным планом профессиональную практику студенты III курса проходят  в качестве помощника фельдшера.

Цели и задачи практики:

– ознакомить студента с организацией работы лечебно-профилактического учреждения, обязанностями медперсонала среднего звена (фельдшера);

– подготовить к самостоятельной трудовой деятельности и умению клинически мыслить;

– систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания, полученные на занятиях по общей хирургии и пропедевтике внутренних болезней;

– получить профессиональные навыки, закрепить их в производственных условиях; понять их сущность, цель и значение, клинически обоснованные показания и противопоказания к их проведению;

– научить студента правильно оценивать степень тяжести состояния больного и угрозу его жизни, самостоятельно принимать решение о необходимости начала оказания экстренной доврачебной помощи.

Распределение времени прохождения практики

Отделение

Количество дней

Количество часов

Терапевтическое

процедурный кабинет

медсестринский пост

2

10

12

60

Итого:

12

(1 ночное дежурство)

72

Хирургическое

Перевязочная (операционная)

медсестринский пост

4

8

24

48

Итого:

12

(1 ночное дежурство)

72

Всего:

24

(2 ночных дежурства)

144

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ТЕРАПИИ

(12 рабочих дней - 72 ч)

Во время практики студент должен:

– самостоятельно проводить уход за больными, измерять, артериальное давление, исследовать пульс и дыхание, проводить раздачу лекарств, производить смену белья, кормление больных;

– выполнять подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции;

– самостоятельно выполнять врачебные назначения по подготовке больных к рентгеновскому и эндоскопическому исследованию, выполнять желудочное и дуоденальное зондирование, проводить простейшие физиотерапевтические процедуры, ставить все виды клизм (очистительные, питательные, лекарственные, сифонные), производить катетеризацию мочевого пузыря резиновым катетером;

– участвовать во врачебных манипуляциях при оказании неотложной помощи при стенокардии, инфаркте миокарда, бронхиальной астме; проведении реанимационных мероприятий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). Во время дежурств в клинике студент принимает активное участие в работе дежурного врача: обходах, выполнении сложных манипуляций и др.

Терапевтическое отделение

Типы лечебных учреждений. Структура лечебно-профилактических учреждений, лечебно-охранительный режим. Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения, его цели и средства, асептика и антисептика, дезинфекция, ее виды и методы. Перечень основных приказов МЗ. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим туалета, ванной, клизменной, палаты, буфетной и других помещений. Обработка предметов медицинского назначения и предметов ухода за пациентами. Функциональные обязанности медсестры отделения. Выявление физиологических и психологических проблем пациента, связанных с манипуляциями, умение решать эти проблемы.

Медицинский сестринский пост, его устройство. Освоение правил приема и сдачи дежурств. Ведение журналов передачи дежурств. Составление сводки о движении пациентов в отделении, передача сведений о состоянии пациентов в справочное бюро больницы.

Ведение журналов учета наркотических веществ, сильнодействующих и дорогостоящих лекарств. Правила хранения лекарств. Выписка требований и порядок получения лекарственных средств из аптеки. Проведение выборки назначений по историям болезни. Заполнение листов назначения. Набор и раздача лекарств пациентам.

Режим активности пациента. Критерии оценки тяжести состояния больного. Положение пациента в постели. Правила пользования функциональной кроватью. Приготовление постели, смена постельного и нательного белья пациентов. Уход за кожей пациентов, профилактика пролежней, туалет глаз, ушей, носа, полости рта, гигиенические ванны. Контроль за уборкой и проветриванием палат.

Питание больных. Основные принципы лечебного питания, характеристики лечебных столов. Особенности организации питания больных в стационаре. Составление меню-порционника. Организация раздачи пищи пациентам в палате, кормление тяжелобольных и пациентов, находящихся в бессознательном состоянии. Виды искусственного питания. Контроль за хранением продуктов и передачей продуктов родственниками.

Правила измерения температуры тела, регистрация показаний термометра, составление температурных кривых. Правила хранения термометров. Особенности ухода за лихорадящими больными.

Выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций. Особенности наблюдения и ухода за больными с патологией органов дыхания. Подсчет частоты дыхания. Правила сбора мокроты, для исследования (общий анализ, на ВК, атипические клетки, биограмма). Взятие мазка из зева. Оксигенотерапия. Подготовка больных к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям. Клинические симптомы неотложных состояний при заболеваниях органов дыхания (одышка, кровохарканье, легочное кровотечение и т. д.). Оказание неотложной помощи.

Особенности наблюдения и ухода за больными с патологией органов кровообращения. Подсчет частоты пульса, измерение артериального давления. Клинические симптомы неотложных состояний при заболеваниях органов кровообращения (боли в области сердца, одышка, сердцебиение, перебои в работе сердца и т. д.).

Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения. Участие в проведении желудочного и дуоденального зондирования. Сбор кала для исследования (копрограмма, реакция Грегерсена, яйца гельминтов, бактериологические исследования).

Сбор рвотных масс для исследования. Применение газоотводной трубки, постановка всех видов клизм. Клинические симптомы неотложных состояний в гастроэнтерологии (боли в животе, рвота, метеоризм и т. д.). Оказание неотложной помощи. Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям пищевода, желудка, кишечника. Подготовка больных к УЗИ органов брюшной полости.

Наблюдение и уход за больными с патологией почек и мочевыводящих путей. Взятие мочи на исследование (общий анализ, анализ по Нечипоренко, Зимницкому, на бактериологические исследования). Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Подготовка больных к рентгенологическому, эндоскопическому исследованию и УЗИ Оказание помощи при почечной колике.

Наблюдение и уход за больными с патологией эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, аллергозом, системы кроветворения. Оказание помощи при комах.

Уход за тяжелобольными и агонирующими пациентами. Участие в проведении реанимационных мероприятий. Критерии оценки наступления клинической и биологической смерти. Правила обращения с трупом.

Процедурный кабинет

Изучение инструкций и приказов, относящихся к работе в процедурном кабинете. Профилактические мероприятия по предупреждению вирусного гепатита, СПИДа. Проведение дезинфекции в процедурном кабинете.

Учет и хранение медикаментов Подготовка процедурного кабинета и рабочего места для проведения инъекций и других манипуляций. Выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций. Забор крови из вены на исследование. Заполнение системы для внутривенных капельных вливаний. Помощь медсестре в проведении внутривенных капельных вливаний. Наблюдение за пациентом.

Понятие, цели проведения пункции: плевральной, абдоминальной, стернальной. Подготовка необходимых инструментов и материала к различным пункциям. Роль медсестры в процессе выполнения пункции.

Симптомы аллергических осложнений при введении лекарственных веществ. Оказание неотложкой помощи при аллергических осложнениях.

Перечень практических навыков и процедур по уходу

за больными, которыми должны овладеть студенты

1. Организация работы лечебного учреждения режим работы, порядок приема и ведение больных, документация, порядок приема и сдачи дежурств медицинской сестрой, порядок проведения часа отдыха, посещения больных, контроль за передачей продуктов родственниками. Правила хранения ядовитых и сильнодействующих лекарств и медицинского инструментария.

2. Знание правил ухода за больными, измерение артериального давления, приобретение навыков счета пульса и дыхания. Измерение температуры тела, раздача лекарств, смена белья, кормление больных., подмывание, умывание, профилактика пролежней.

3. Техника подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций.

4. Самостоятельное выполнение врачебных назначений по подготовке больных к рентгеновскому и эндоскопическому исследованию, выполнению желудочного и дуоденального зондирования, постановка горчичников, пиявок, компрессов, всех видов клизм (очистительные, сифонные, питательные, лекарственные), катетеризация мочевого пузыря мягким катетером, взятие мазков из зева, прямой кишки, уретры, влагалища, экспресс-диагностика мочи на сахар.

5. Участие во врачебных манипуляциях при оказании неотложной помощи при неукротимой рвоте, стенокардии, отравлении, астматическом и коматозном состояниях, коллапсе, желчной и почечной колике и т д.

6. Диетпитание больных.

7. Правили выписки и хранения медикаментов (рецептурные прописи, порядок выписки наркотических, сильнодействующих и сердечных лекарств, стерильных растворов).

8. Владение техникой различных медицинских манипуляций. Клинически обоснованные показания и противопоказания к их проведению.

9. Активное участие в работе дежурного врача во время ночных дежурств.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ХИРУРГИИ

Профессиональная практика проводится в отделении хирургического профиля под контролем общего курсового руководителя практики и под руководством старшей медсестры и квалифицированных медсестер хирургического отделения.

Студенты знакомятся с особенностями режима, спецификой работы различных подразделений - (палата, материальная комната, перевязочная, реанимационная, операционная и др.) и различного профиля отделений (общей хирургии, травматологии, сосудистого и гастроэнтерологического). Студенты осуществляют наблюдение за состоянием больных, осваивают выполнение лечебно-диагностических манипуляций готовят материал и инструментарий к стерилизации и операции, совершенствуют навыки по уходу за больными хирургического профиля.

Содержание практики по уходу за хирургическими больными

и оказание помощи при неотложных состояниях

Студент должен составить график прохождения практики; изучить инструкцию по санитарно-эпидемиологическому режиму различных зон хирургического отделения (требования к помещениям и оборудованию, санитарные требования к уборке помещений, уход за оборудованием, требования к личной гигиене персонала, режим обработки и дезинфекции предметов ухода, резиновых, пластмассовых изделий, режим обработки и стерилизации инструментов, белья, перевязочного материала).

Изучить применяемые в операционно-перевязочном блоке дезинфицирующие растворы, важнейшие антисептики и условия их хранения. Во время работы в хирургическом отделении и операционно-перевязочном блоке студенты должны ознакомиться и изучить организацию и оснащение сестринского поста, операционной, перевязочной, материальной комнаты и др., приборы, инструменты и средства малой механизации, выполнять работу по уходу за больными; участвовать в подготовке больных к операции транспортировке больных, в проведении наркоза, в подготовке и проведении диагностических манипуляций.

Работа в хирургическом отделении

1. Изучить и выполнять на практике должностную инструкцию сестры хирургического отделения.

2. Освоить устройство поста медицинской сестры, световой и звуковой сигнализации связи о пациентами.

3. Ознакомиться с устройством и оборудованием палат, санитарной комнаты, процедурного кабинета.

4. Ознакомиться с лечебно-охранительным режимом хирургического отделения и выполнять его требования.

5. Освоить ведение журналов, документации сестринского поста, участие в передаче дежурств, составление сводки движения пациентов в отделении.

6. Освоить ведение журналов наркотических и сильнодействующих средств; соблюдать правила их хранения и выполнять назначения врача.

7. Освоить правила приема и сдачи дежурств.

8. Знать правила подготовки и пользования функциональной кроватью.

9. Освоить подготовку пациентов к диагностическим процедурам (умение инструктировать пациентов, владение подготовительными манипуляциями, помощь врачу):

– рентгеноскопии желудка,

– холецистографии,

– ирригоскопии,

– ректороманоскопии,

– фиброгастродуоденоскопии,

– бронхоскопии,

– лапароскопии,

– ультразвуковому исследованию,

– обзорной и экскреторной урографии.

10. Участвовать в проведении следующих манипуляций: уборка, проветривание палат, кварцевание палат, приготовление постели послеоперационному пациенту, транспортировка пациента в операционную и из операционного зала, уход за умирающими пациентами.

11. Участвовать в проведении реанимационных мероприятий, знать признаки смерти; правила обращения с трупом, правила поведения в случаях смерти пациента в присутствии родных и близких.

12. Активно участвовать в обходах дежурного врача, помогать врачу при выполнении им различных манипуляций.

Перечень практических навыков, обязательных для освоения студентами

1. Соблюдение санитарного режима палат.

2. Выполнение лечебно-охранительного режима хирургического отделения.

3. Подготовка постели послеоперационному пациенту и смена белья.

4. Транспортировка и перекладывание пациентов с трубчатыми дренажами и инфузионными системами.

5. Участие в подготовке к операции:

– проведение гигиенической ванны;

– бритье кожи операционного поля;

– подготовка желудочно-кишечного тракта;

– проведение премедикации.

6. Подача увлажненного кислорода пациентам.

7. Помощь при рвоте.

8. Постановка банок, горчичников, компрессов.

9. Уход и наблюдение за дренажами, оценка отделяемого по ним.

10. Выполнение всех видов клизм (очистительные, сифонные, питательные, лекарственные).

11. Введение газоотводной трубки.

12. Кормление тяжелобольных.

13. Профилактика пролежней, обработка пролежней и их лечение.

14. Выполнение всех видов инъекций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных.

15. Выписка, хранение и учет наркотических и сильнодействующих лекарств.

16. Выписка, хранение, приготовление, сроки годности антисептиков, стерильных материалов, растворов.

Работа в перевязочной

1. Изучение должностной инструкции и практическое выполнение обязанностей медсестры перевязочного кабинета.

2. Ознакомление с оборудованием и порядком работы в перевязочных отделениях.

3. Выполнение независимых сестринских вмешательств:

– уборка перевязочных, соблюдение требований Санпина  и других инструкций,

– выполнение правил дезинфекции, предстерилизационной очистки  и стерилизации изделий медицинского назначения,

– подготовка перевязочных материалов, белья, закладывание их в биксы, стерилизация и контроль стерильности,

– проведение контроля качества предстерилизационной очистки инструментария,

– усвоение навыка утилизации отработанных материалов,

– обработка, подготовка к стерилизации резиновых изделий,

– приготовление стола со стерильными инструментами для перевязок, туалета ран.

4. Помощь врачу при первичной хирургической обработке ран, ревизии гнойных ран и т. д.

Работа в операционной

Реализация сестринских вмешательств:

– соблюдение правил личной гигиены, правил надевания и ношения операционной одежды;

– выполнение необходимого обследования персонала перед работой в операционной;

– ознакомление с техникой безопасности в операционной;

– ознакомление с устройством и порядком работы операционного блока;

– работа в материальной комнате, приготовление к стерилизации перевязочных материалов, белья;

– выполнение различных видов уборки операционного блока;

– обработка инструментов после чистых и гнойных операций;

– помощь при укладывании пациента на операционном столе, перекладывании пациента на каталку;

– участие в проведении наркоза, наблюдение за пациентом в ходе операции,

– изучение способов обработки операционного поля;

– изучение хирургического инструментария, составление наборов инструментария для различных, операций;

– освоение техники обработки рук перед операцией различными способами;

– знакомство с документацией операционного блока.

Перечень практических навыков, обязательных для освоения студентами по реализации сестринских вмешательств

1. Надевание стерильной операционной одежды.

2. Выполнение требований личной гигиены.

3. Приготовление растворов антисептиков и мытье рук современными способами.

4. Выполнение текущей, плановой, генеральной уборки операционно-перевязочного блока.

5. Приготовление перевязочных, шовных материалов, операционного белья к стерилизации.

6. Закладывание биксов и подготовка их к стерилизации. Контроль стерилизации.

7. Работа со стерильным биксом.

8. Обработка и стерилизация инструментария.

9. Приготовление стерильного стола.

10. Хранение стерильных материалов.

11. Составление наборов инструментов для:

– первичной хирургической обработки ран,

– трепанации черепа,

– ампутации конечностей,

– скелетного вытяжения,

– ревизии брюшной полости,

– трахеостомии,

– плевральной пункции,

– спинномозговой пункции,

– венесекции.

12. Подача инструментов врачу

13. Приобретение навыка по наложению и снятию повязок (бинтовых, гипсовых), швов, скобок:

– пластырная повязка,

– клеевая повязка,

– герметизирующая (окклюзионная) повязка,

– косыночная повязка,

– "чепец",

– "уздечка".


Оценка деятельности студента
III курса с учетом вида деятельности

(заполняется ст. м /сестрой отделения)

Вид деятельности

Уровни усвоения

Оценка

Подпись

руководителя

Умения

Навыки

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

При заполнении дневника указать график работы (студенты не должны работать на следующий день после ночного дежурства). Дать краткую характеристику отделения количество коек, сколько больных

1. Медицинский сестринский пост. Его устройство. Документация. Функциональные обязанности постовой медсестры. Передача дежурств. История болезни и ее составные части. Выборка назначений, заполнение листов назначений. Составление сводки о суточном движении больных по отделениям. Выписка требования-накладной и порядок получения лекарственных препаратов из аптеки. Хранение и распределение лекарственных средств в отделении. Выписка, учёт и хранение наркотических и сильнодействующих средств. Обязанности медсестры индивидуального поста, его оснащение.

2. Определение тяжести состояния пациента. Виды нарушения сознания. Виды одышки и типы дыхания. Виды пульса, гипо- и гипертензии.

3. Промывание желудка.

4. Постановка клизм: показания и противопоказания.

5. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером: показания и противопоказания.

6. Простейшие физиотерапевтические процедуры: показания и противопоказания.

7. Подготовка пациента к диагностическим исследованиям:

-рентгеноскопии желудка,

-холецистографии,

-ирригоскопии,

-ректороманоскопии,

-фиброгастродуоденоскопии и бронхоскопии,

-лапароскопии,

-ультразвуковому исследованию,

-обзорной и экскреторной урографии

8. Лабораторные и инструментальные исследования:

-взятие мазка из зева и носа, сбор мокроты,

-взятие мочи на анализ по Зимницкому,

-взятие мочи на анализ по Нечипоренко.

9. Фракционное зондирование желудка.

10. Зондирование желчного пузыря.

11. Составление наборов инструментов для:

-первичной хирургической обработки ран,

-трепанации черепа,

-ампутации конечностей,

-скелетного вытяжения,

-ревизии брюшной полости,

-трахеостомии,

-плевральной пункции,

-спинномозговой пункции,

-венесекции.

12. Навыки по наложению и снятию повязок (бинтовых, гипсовых), швов, скобок.

13. Наложение транспортных шин.

14. Определение группы крови и резус-фактора.

15. Проведение проб на совместимость.

16. Проведение в/к, в/м, в/в инъекций, взятие крови из вены.

17. Сборка системы для в/в вливания.

18. Способы обработки операционного поля.

19. Освоение техники обработки рук перед операцией различными способами.

20. Документация операционного блока.

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

При заполнении дневника указать график работы (студенты не должны работать на следующий день после ночного дежурства). Дать краткую характеристику отделения количество коек, сколько больных

1. Медицинский сестринский пост. Его устройство. Документация. Функциональные обязанности постовой медсестры. Передача дежурств. История болезни и ее составные части. Выборка назначений, заполнение листов назначений. Составление сводки о суточном движении больных по отделениям. Выписка требования-накладной и порядок получения лекарственных препаратов из аптеки. Хранение и распределение лекарственных средств в отделении. Выписка, учёт и хранение наркотических и сильнодействующих средств. Обязанности медсестры индивидуального поста, его оснащение.

2. Определение тяжести состояния пациента. Виды нарушения сознания. Виды одышки и типы дыхания. Виды пульса, гипо- и гипертензии.

3. Промывание желудка.

4. Постановка клизм: показания и противопоказания.

5. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером: показания и противопоказания.

6. Простейшие физиотерапевтические процедуры: показания и противопоказания.

7. Подготовка пациента к диагностическим исследованиям:

-рентгеноскопии желудка,

-холецистографии,

-ирригоскопии,

-ректороманоскопии,

-фиброгастродуоденоскопии и бронхоскопии,

-лапароскопии,

-ультразвуковому исследованию,

-обзорной и экскреторной урографии

8. Лабораторные и инструментальные исследования:

-взятие мазка из зева и носа, сбор мокроты,

-взятие мочи на анализ по Зимницкому,

-взятие мочи на анализ по Нечипоренко.

9. Фракционное зондирование желудка.

10. Зондирование желчного пузыря.

11. Составление наборов инструментов для:

-первичной хирургической обработки ран,

-трепанации черепа,

-ампутации конечностей,

-скелетного вытяжения,

-ревизии брюшной полости,

-трахеостомии,

-плевральной пункции,

-спинномозговой пункции,

-венесекции.

12. Навыки по наложению и снятию повязок (бинтовых, гипсовых), швов, скобок.

13. Наложение транспортных шин.

14. Определение группы крови и резус-фактора.

15. Проведение проб на совместимость.

16. Проведение в/к, в/м, в/в инъекций, взятие крови из вены.

17. Сборка системы для в/в вливания.

18. Способы обработки операционного поля.

19. Освоение техники обработки рук перед операцией различными способами.

20. Документация операционного блока.

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

При заполнении дневника указать график работы (студенты не должны работать на следующий день после ночного дежурства). Дать краткую характеристику отделения количество коек, сколько больных и какого профиля находилось на отделении во время прохождения практики. Записывать в дневнике информацию о выполнении работы с обязательным перечислением всех приобретенных практических навыков. При выполнении каких-либо манипуляций пациенту указывать, с какой патологией и для какой цели они производились.

Например: взятие мазков из уретры у больного К. при подозрении на гонорею; внутримышечные введения пенициллина больному А.. с острой очаговой пневмонией; перевязка  больного В. после аппендицита и т. п.

По окончании практики составляется отчет о проделанной работе. Дневник и характеристика с оценкой подписываются старшей медсестрой и заведующим отделением, заверяются печатью больницы.

Дневник производственной практики должен быть написан  студентом от  руки, с соблюдением приведенных образцов оформления!

                                 

                                                                      ДНЕВНИК

практики студента III курса _______ факультета

СПбГМА им. И.И. Мечникова

_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Группа № ________

Место прохождения практики __________________________________________________

(город, страна)

Больница, госпиталь __________________________ на______ коек

Отделение________________________________________________

Время прохождения практики: с "_____"___________ 200    г.   по "_____"_________ 200   г.

Дата сдачи дневника курсовому руководителю практики _________________________________________________________

Оценка за практику, выставленная курсовым руководителем _________________________________________________________

Подпись непосредственного руководителя ___________   ( ___________________________________ )

(фамилия, имя, отчество)

Образец ведения дневника

Дата

Содержание выполненной работы

Подпись ст. медсестры

ВКЛЕИТЬ 2 ЛИСТА

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

(количество выполненных манипуляций указать в цифрах)

студента ________________группы________________________

Практические навыки

Самостоятельно выполнено:

количество манипуляций

1.

Выполнено инъекций:

подкожных

внутримышечных

внутривенных

венепункций

введений сыворотки

2.

Участие в переливании крови

3

Промывание желудка

4.

Проведение дуоденального зондирования

5.

Проведение катетеризации мочевого пузыря

6.

Взятие мазка из зева

7.

Участие в наложении шинных и гипсовых повязок

8.

Перевязывание больных

9.

Подготовка и стерилизация медицинских инструментов

10.

Подготовка перевязочного материала

11.

Подготовка наркозного столика

12.

Подготовка стерильного стола

13.

Подготовка операционного стола

14.

Составление набора инструментов для наиболее частых операций

15.

Заполнение медицинской документации (сводки о суточном

движении больных, экстренные извещения об острозаразном

заболевании, сведения о состоянии здоровья)

16.

Измерение АД

17.

Измерение температуры тела

18.

Участие в снятии ЭКГ

19.

Участие в проведении ФГДС

И др.

Краткая характеристика с оценкой работы студента на практике

студент (студентка)______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись и личная печать  зав. отделения  ___________________________________________________

Подпись ст. м/с отд.  -----------------------------------------------------------------------

              М. П.                                                                                                     «____» __________200_ г.

Критерии оценки работы на практике

– практические навыки,

– теоретическая подготовка,

– активность и интерес к выполняемой работе,

– внешний вид,

– выполнение внутреннего распорядка подразделений и соблюдение графика работы.

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буянов В.М., Воскресенский П.К. Уход за хирургическими больными - М, 1987

2. Гребнев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина. 1991

3. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными – М.: Медицина, 1991.

4. Гостищев В.К. Общая хирургия. - М.: Медицина, 1993.

5. Дегтярь Е.Г., Титова А.К. Что должна знать и уметь сестра хирургического отделения. - М.: Медицина, 1973.

6. Кутушев Ф.Х. и др. Атлас мягких бинтовых повязок. - Л.: Медицина. 1978

7. Мурашкр В.В., Шустов Е.Г., Панченко А.В. Общий уход за больными. -М.,1988.

8. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. - М., 1989.

9. Мухина С. А., Тарновская.И.И. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. - М., 1995

10. Новицкий С.В. Краткое руководство по основам сестринской практики для студентов медицинских училищ, медицинских вузов, медицинских сестер. – СПб, 1996.

11. Общий уход за больными / Под ред. В. А. Горшкова - Л.,1988.

12. Рябов С.И. Уход за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями -Л.: Медицина, 1981

13. Справочник медицинской сестры по уходу /Под ред. Н.П. Палеева – М.: АО КРОН-пресс, 1994

14. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия. - М., 1988

15. Чернобровый Н.М. и др. Медицинская сестра пульмонологического отделения - Л: Медицина, 1986

16. Шабад А. Л. Работа медицинской сестры урологического отделения – Л.: Медицина, 1983

17. Юрихин А.М. Десмургия - М., 1975

18. Денисов И.Н., Туркина Н.В. Общая врачебная практика (семейная медицина). Практические навыки. Электронный учебник (диск ) - CПб 2004

Другие работы

ЛЕКЦИЯ 1 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Предпо...


Отличие социологии управления от менеджмента. Объект предмет и задачи социологии управления. Методы социологии управления.

Подробнее ...

тема. 5. Происхождение права


Происхождение права. Источники конституционного права. Гражданские личные права и свободы. Политические права и свободы.

Подробнее ...

а. Стебли собирают в период цветения с недозр...


С лечебной целью используют наземную часть растения а также корни и семена плоды аниса. Плоды аниса собирают уже зрелыми сушат также где нибудь в...

Подробнее ...

Собрав огромную армию орков и гоблинов и зак...


Ее защитники малочисленны но в их рядах темный эльф Дзирт До'Урден хафлинг Реджис дворф Бренор и варвар Вульфгар. Когданибудь в один прекрасный д...

Подробнее ...