Тема 2. Философия древнего мира 1.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

Тема 2.

  Философия древнего мира

1. Индуизм (брахманизм, кришнаизм).

2. Буддизм.

3. Конфуцианство.

4. Даосизм.

5. Ислам.

«…проникнуть в тайну одной религии –

значит проникнуть в тайны всех остальных»

Эдуард Шюре

 

Философия Востока – богатый, глубокий и многообразный источник философских, религиозных, эзотерических знаний, каждая из восточных систем познания мира является яркой жемчужиной в ожерелье духовного бытия человечества. Древнейшие знания, дошедшие до нас в письменных и устных, скульптурных и архитектурных и других источниках, повествуют о развитии целых цивилизаций, прямо или косвенно оказавших влияние на картину современного мира, на содержание и характер научных исследований, на философские, психологические, астрономические, физические и другие науки, представители которых находят порой следы своих открытий среди духовных и интеллектуальных свидетельств прошлого.

Дать определение того, что же собой представляет восточная философия, непросто. Калейдоскопичность учений, неразрывная связь времен, присутствующие в каждой из систем восточных знаний, позволяют лишь обрисовать контуры, вывести главные направления и наметить основные краеугольные камни, лежащие в основе древних религий, дающие представление о современных культах и школах, в отличие от европейских, претерпевших весьма незначительные изменения с течением времени.

1. Индуизм (брахманизм)

Брахманизм (учение брахманов, священников) – господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к Ведам (1500г. до Р.Х.), хотя между ними существует большое расхождение. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса, веданта, санхья, йога, вайшешика и ньяя. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм (один, персонифицированный, бог), пантеизм (всё есть Бог) и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию.

Подобно европейской философии до 18 в. , индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного.

В своем историческом развитии инд. философия распадается на три периода:

  1.  Ведийский период (1500г. – 500г. до Р.Х.);
  2.  Классический, или брахмано-буддийский (500г. до Р.Х. – 1000г. после Р.Х.);
  3.  Послеклассический, или индуистский (с 1000г.).

Индуизм – возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно-социальная система хинду в Западной Индии; совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книгами (Веды) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй и определяемое последним господствующее положение брахманов.

Главные боги – Вишну и Шива; первый является в образе Рамы и Кришны.

Кришна был создателем культа Вишну, который придал брахманизму его достоинство и его привлекательность. Значение Кришны явилось поистине «вселенским», т.к. его учение заключает в себе две основные идеи, два руководящих принципа, лежащих в основе всех последующих религий и их эзотерических знаний.

Первый относится к бессмертию души и дает идею последовательных земных существований воплощающегося человека, а второй указывает на троичность Бога и человека, на природу божественного Глагола, раскрывающуюся в человеке. В точке соприкосновения этих идей и находится жизненный центр, светящийся фокус всего эзотерического учения.

Однако, несмотря на основное требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к другим политическим и теоретическим убеждениям

Ведийский период

Мировоззрение ригведы и других вед, а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях, с 1000 до н. э.) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. - все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается, поскольку мы все больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз - проявление Бога солнца и т. д. (примитивный платонизм). Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до н. э.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее - Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков - карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений - сансары - благодаря аскетизму и приобретению высшего познания - решающего фактора всей последующей истории духа.

Классический период (500г. до Р.Х. – 1000г. после Р.Х.)

В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь вероучения буддизма и джайнизма, которые отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины.

  1.  Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,
  2.  Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.
  3.  Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,
  4.  Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.
  5.  Hьяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
  6.  В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

Джайнизм и буддизм - атеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов - дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I - II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I - IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.

Индуистский период (с 1000г.)

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали гпантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи), с XIX века под влиянием западноевропейской мысли — такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самай, Арья-самай, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Современная индийская философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить индийское и западное понятия блага. На индийская философии основывается вызванная к жизни Еленой Блаватской теософия (теософское общество было основано в 1875, местопребывание - Адьяр, около Мадраса) и отходящие от неё направления (антропософия и др.).

2. Буддизм

Буддизм – проповедовавшееся ок. 560 –480 до Р.Х. Буддой («ясновидящий») Гаутамой священное учение. Согласно этому учению, все в мире «преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетво-ренности)». Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (нирвана – состояние отрешенности, достигаемое при жизни отказом от земных стремлений; приобщение индивидуального духа к абсолюту).

Старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е., «малая колесница») со временем развилось в монистическую махаяну («большая колесница»); и ваджраяну (алмазная колесница), дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии.

Активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика Будды должен быть не архат (святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддхисатва (будущий наместник Будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению.

Около 1200г. влияние буддизма в Индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на Цейлоне и в восточных районах Индии, а также (в форме махаяны) в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях.

Основной источник общебуддийской мифологии и мифологии хинаяны – «Типитака» - свод канонических текстов на языке пали хинаянской школы тхеравады, зафиксированный письменно в 1в. до н.э. на Шри-Ланке (Цейлоне)

3. Конфуцианство

Конфуций (Кун Фуцзы) – китайский философ, историк и государственный деятель, основатель китайской государственной религии – конфуцианства, которое представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму; в 1503 был причислен государством к лику святых.

Писал о пяти простых и великих добродетелях, находящихся в гармонии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей : 1) мудрость,  2) гуманность,  3) верность,  4) почитание старших,  5) мужество.  Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди.

Конфуцианство в 1 в. до Р.Х. стало гос. Учением, в 9 в. после Р.Х. оно окончательно одержало верх над буддизмом, в 11 в. – над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху Сун.

4. Даосизм

«Жить для него -                                                                                                                              Как отдаться течению.

Умереть для него –

Как уйти отдыхать…»

   Цзя И (II в. до н. э.)

Параллельно с конфуцианством в Китае (6 – 5 вв. до Р.Х.) сложилась и другая религия, источником которой считается учение Лао Цзы, призывавшего следовать природе, жить естественной жизнью, - даосизм.

Даосизм – учение о ДАО, или «пути» (вещей), резко отличается от конфуцианской религии. Отличается он также и от той философии Лао Цзы, которая является его основой:

  1.  ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
  2.  Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
  3.  Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.
  4.  Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
  5.  Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.
  6.  Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.

Даосская религия имеет свои храмы, свои священные книги, своих служителей-жрецов. Даосские жрецы разделяются на монашествующих и семейных. Во главе даосской иерархии стоит верховный жрец, или патриарх, называемый тянь-ши («небесный учитель»). Династия его восходит ко II в. н. э. Он, подобно большинству даосов, вел семейную жизнь, но пользовался среди верующих большим уважением. Считалось, что он господствует не только над жрецами, но и над духами, и последние будто бы, как и подчиненные ему жрецы, посещали его в патриаршей резиденции. Резиденция тянь-ши находилась в горах «Дракона-тигра» (провинция Цзянси).

Даосский жрец представляет собой, в сущности, гадателя, предсказателя, продавца священных реликвий, исполнителя магических обрядов. В отличие от конфуцианских обрядов, смысл которых состоит в поклонении предкам, поклонении умершим императорам и т. д., главное занятие даосских жрецов и монахов - это магические заклинания и обряды, мантика.

Даосская религия впитала в себя чрезвычайно много народных религиозных верований. Даосы практикуют и обряды шаманского типа. Очень крупную роль среди магическорелигиозных обрядов, связанных с даосизмом, играла система так называемой геомантики - гадания о свойствах земли, вернее о свойствах местности: по-китайски фэнь-шуй («ветер и вода»). Помимо системы фэнь-шуй применяются и различные другие виды мантики. Есть различные способы гадания.

В даосском культе крупную роль играют представления о загробной жизни, не всегда связанные с культом предков. Согласно религиозным представлениям даосов, у каждого человека есть две души: ци - жизнь, неотделимая от тела, и лин - душа, отделимая от тела. По смерти лин превращается либо в гуй (черта), если человек был ничем не выдающейся личностью, либо в шэнь (божество), если человек этот был значительный, всеми уважаемый. Души богатых, знатных и образованных людей становятся шэнь. Души умерших выдающихся людей и в конфуцианском и в даосском культе играли крупную роль. Им так же, как и душам предков, полагалось приносить жертвы.

  •  Самые лучшие вожди - те, существование которых народ не замечает.
  •  Когда вождь, заслуживающий название самого лучшего, завершает свою работу, люди говорят: "Мы все сделали сами".
  •  Чтобы вести людей за собой, иди за ними.
  •  Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
  •  Кто хочет быть во всем правым, того не слушают.
  •  Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.
  •  Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
  •  Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков.
  •  Голос истины противен слуху.
  •  Беа всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.
  •  Победающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
  •  Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

5. Ислам

Ислам (араб., букв. – предание себя Богу), мусульманство – одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в нач. 7 в. и распространенная гл. образом в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается житель Мекки, «посланец Аллаха» Мухаммед, а основы вероучения изложены в священной книге – Коране. Главным постулатом ислама является учение о едином Боге – Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека.

Стержнем Ислама является строгое единобожие, традиционно  выражаемое  формулой: «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед - Пророк Его!»,  с момента искреннего и чистосердечного произнесения которой в присутствии  добропорядочных свидетелей человек официально признается мусульманином и приступает к изучению религиозных обрядов.

Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы (намаз), соблюдать пост в священный месяц Рамадан (ураза), обязательные отчисления на благотворительные цели в установленных  размерах (закят), совершать паломничество к мусульманским святыням (хадж).

В исламе существуют два основных направления – суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульманских догматов (около 10% верующих). В исламе сложились определенные традиции, освящающие, например, узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христианской религий.

Литература

  1.  Эдуард Шюре. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. – Симферополь: Таврия, 1998. – 480 с.
  2.  Фритьоф Капра. Дао физики.- С.-Пб., 1994. - 312 с.
  3.  Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели, 1990. – 832 с.
  4.  Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. - 576 с.
  5.  В. П. Андросов. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Восточная Литература. 2001. - 508 с.
  6.  В.П. Андросов. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. Восточная Литература. 2000. – 800 с.
  7.  Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М.: “АНС-Принт”, 1991. – 416 с.: ил.

 

Другие работы

I. 1846 1862 Предки со стороны отца Прадед мо...


Завадовский Дед и бабка по матери Жизнь матери до замужества Замужество матери Родители Наше детство Подарок крестной Разлука с братом Николай Н...

Подробнее ...

минимальная величина раздражителя любой мода...


АВТОРИТАРНЫЙ властный директивный характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей подчеркивающая склонность поль...

Подробнее ...

внедренческой лаборатории физиологоздравоохра...


За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  оздоровления детей в процессе дошкольного...

Подробнее ...

темами. Совокупность технических средств служ...


    Совокупность технических средств, служащих для выполнения измерений, методов и приемов проведения измерений и интерпретации их результатов,...

Подробнее ...