перманентной революции Л.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

§ 3. Революционный радикализм и идея «перманентной» революции (Л. Троцкий)

В троцкизме революция принимает некий священный характер. «Революция это открытое соразмерение социальных сил в борьбе за власть. Государство не самоцель. Оно только рабочая машина в руках господствующей социальной силы. Как всякая машина, государство имеет свой двигательный, передаточный и исполнительный механизм. Двигательная сила это классовый интерес, его механизм это агитация, печать, церковная и школьная пропаганда, партия, уличное собрание, полиция, восстание.

Передаточный механизм это законодательная организация кастового, династического, сословного или классового интереса под видом божественной (абсолютизм) или национальной (парламентаризм) воли.

Наконец, исполнительный механизм это администрация с полицией, суд с тюрьмой, армия»^. Предполагалось, что в

1 Ленин В.И. "• Ленин В.И. ^ Ленин В.И.

Полн. собр. соч. Т. 36.-С. 198-199. Полн. собр. соч. Т. 36.-С. 200-201. Полн. собр. соч. Т. 40.-С. 272.

1  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.-С. 74. т- Троцкий Л. К истории русской революции. - М., 1990. - С. 94.

экономически отсталой России пролетариат успеет захватить политическую власть, прежде чем «политики буржуазного либерализма получат возможность в полном виде развернуть свой государственный гений».

После победы пролетариата в правительство могут войти также представители мещанства, интеллигенции и крестьянства. Однако содержание правительственной политики задает пролетариат. Ему принадлежит «господствующее и руководящее положение». Сама государственная власть (ее законодательная ветвь) станет могучим орудием революционизирования народных масс. В процессе революционных преобразований пролетариат принимает на себя ряд задач, которые обычно решает либеральная буржуазия. Эта особенность российской социальной структуры делает пролетариат руководителем крестьянства. «Господство пролетариата не только будет означать демократическое равенство, свободное самоуправление, перенесение всей тяжести налогового бремени на имущие классы, растворение постоянной армии в вооруженном народе, уничтожение обязательных поборов церкви, но и признание всех произведенных крестьянами революционных перетасовок (захватов) в земельных отмошениях»1. Поэтому на первом этапе революции крестьянство будет поддерживать пролетариат. Революция освобождает деревню от подчинения городу, которым отмечено все развитые капитализма.

Русская буржуазия сдает пролетариату все революционные позиции. Ей придется сдать и революционную гегемонию над крестьянством. Последнее присоединяется к революционному пролетариату без особой сознательности и энтузиазма. Политически пассивное крестьянство неспособно создать собственной сильной партии.

Пролетариат вступает в правительство как революционный представитель нации. Социал-демократы должны войти во Временное правительство, проводящее революционно-демократические реформы, для того, чтобы осуществлять их наиболее радикальным образом.

Программа партии делится на программу-минимум и программу-максимум. Первая имеет большое значение до тех пор, пока власть находится в руках буржуазии. Социалистические преобразования и диктатура пролетариата включаются уже в программу-максимум.

Троцкий Л. Там же.'- С. 97.

В области сельского хозяйства пролетарскоь правительство не должно ограничиться созданием системы мелкокре-стьянских хозяйств, единственный путь для него это «организация кооперативного производства под коммунальным контролем или прямо за государственный счет. Но этопуть социализма»^ В борьбе за власть путь коллективизации станет единственно возможным для пролетариата. Уравнительное (народническое) землепользование не выход.

Л. Троцкий, один из первых в социал-демократической партии, сформулировал идею «перманентной революции», связывающую ликвидацию «абсолютной монархии с социалистическим переворотом, рядом нарастающих социальных столкновений, восстаний новых слоев массы, непрекращающихся атак пролетариата на политические и экономические привилегии господствующих классов»^ После Октябрьской революции эта концепция была перенесена на новую политическую ситуацию: революционные массы должны были применить старую тактику по отношению к новой бюрократии и партократии. Еще позже эта идея проявится в китайской «культурной революции» 60-х гг.

Троцкизм видел в самой социал-демократической партии сильные   консервативные   элементы,   препятствующие «открытому столкновению рабочих с буржуазной реакцией», Огромное влияние русской революции «сказывается в том, что она убивает партийную рутину, разрушает консерватизм и ставит на очередь дня вопросы открытого соразмерения сил пролетариата и капиталистической реакции»^ В этой борьбе один пролетариат может быть раздавлен контрреволюцией в момент, когда крестьянство отвернется от него. Ему ничего не остается, как связать судьбу своего политического господства и всей российской революции с судьбой социалистической революции в Европе. «С государственной властью в руках, с контрреволюцией за спиной, с европейской реакцией перед собой» российский пролетариат начинает всемирную революцию.

Характерные для троцкизма глобализм и интернационализм («революция может быть только мировой») подвергнутся позже резкой критике со стороны течения «национального социализма» (ратующего за построение социализма в одной отдельно взятой стране), связанного с именем И. Сталина.

Троцкий Л. К истории русской революции. -М., 1990.-С. 104. Троцкий Л. Там же.-С. 104. Троцкий Л. К истории русской революции. -С. 109.

Элементы анархизма, содержавшиеся в идеологии радикального марксизма, проявились в его нигилистическом отношении к государству и праву. Оба эти феномена должны были исчезнуть при наступлении «коммунистического завтра».

Перспектива государственности отмирание: «Демократия есть тоже государство и, что, следовательно, демократия тоже исчезнет, когда исчезнет государство. Буржуазное государство может «уничтожить» только революция. Государство вообще, т.е. самая полная демократия, может только отмереть»^ При этом отождествляются демократия и насилие: именно таковой и является пролетарская демократия, означающая также равенство или, «по-большевистски», уничтожение классов. Поскольку политическая демократияформальное равенство, настоящее равенство это равенство труда, заработной платы по отношению к владению средствами производства, т. е. экономическое равенство. Равенство предпочтительнее демократии, поскольку последняя отождествляется с самим государством, а не со свойством человеческого общежития. «Отдельно взятый, никакой демократизм не дает социализма, но в жизни демократизм никогда не будет «взят отдельно», а будет «взят вместе», оказывать свое влияние и на экономику, подталкивать ее преобразование, подвергаться влиянию экономического развития и т. дЛ

Демократия есть средство, но не цель социалистического развития. При этом истинная демократия это диктатура пролетариата. Ленин идет еще дальше, замечая, что большевики не расходятся с анархистами по вопросу об отмене государства как революционной цели.

Другие работы

НИБУДЬ КОНЧИТСЯ [4.


4] 50 КАК ВЕРНУТЬ РАДОСТЬ ЖИЗНИ [11. С глубочайшей благодарностью спутникам жизни и учителям одарившим меня своей любовью и мудростью Да послужит...

Подробнее ...

С тасымалдаушы ВПГЦМВ


Жатырды? т?біні? биіктігін ?лшеу я?ни ?аса?а с?йегіні? жо?ар?ы шегіні? жатыр т?біне дейінгі аралы? ал ж?ктілік мерзіміне байланысты ?згеріп отыра...

Подробнее ...

Основные этапы развития въездного туризма в Р...


Основные этапы развития въездного туризма в РФ. Проблемы развития въездного туризма в РФ. Перспективы развития въездного туризма в РФ.

Подробнее ...

мифогенная философия возникает путем законом...


Предмет структура и функции философии. Основные концепции происхождения философии: 1 мифогенная философия возникает путем закономерного внутренн...

Подробнее ...