средств существования



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

Томас Роберт Мальтус (1766—1834)

Если бы только труды Мальтуса, а не Рикардо послужили исходным пунктом для последующего развития экономической науки XIX в., насколько мудрее и богаче был бы мир сегодня.

Джон Мейнард Кейнс

Неверные прогнозы мальтусовской теории народонаселения объясняются тем. что мотивы к ограничению рождаемости вовсе не были независимы от исхода гонки между величиной населения и объемом "средств существования".

Марк Блауе

Ход рассуждений Мальтуса... доказывает, что все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо... болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием.

Альфред Мартом

Т.Мальтус видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.

Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи от Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени, в том числе с Д.Юмом и другими.

Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому не случайно, что, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил о сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, о 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.

98

В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием "Опыт о законе народонаселения". Ее автором оказался неженатый молодой пастор будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее для улучшения своего произведения он в течение 1799—1802 гг. совершает путешествие по раду государств Европы. И спустя пять лет в 1803 г. на этот раз под своим именем в предисловии ко второму изданию этой книги (всего при его жиз~ ни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом), искренне признавая тяжесть восприятия некоторых удручающих прогнозов, содержащихся в работе, и допуская неизбежность "ошибок в счете и изложении фактов", он писал: "Что же касается моих соображений... то, надеюсь, что в этом отношении я не буду опровергнут опытом прошлого... Придерживаясь такого мнения, необходимо в то же время признать, что нищета и бедствия низших классов населения представляют непоправимое зло... Но если какие-либо ошибки, помимо моей воли, вкрались в эту работу, они не могут иметь значительного влияния на сущность моих соображений" .

Успех, который принесла Т.Мальтусу публикация его первой книги, побудил автора "Опыта" сделать это сочинение более совершенным. Поэтому не только второе, но и последующие издания были существенно обновлены и расширены, в том числе историческими экскурсами, критическим анализом трудов других авторов. В итоге от формы краткого памфлета в первом издании во всех остальных книга представляла собой обширный трактат.

Вот, в частности, как отозвался о втором издании "Опыта" А. Маршалл: "Во втором издании (1803 г.) Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки; он смягчил и устранил многие "острые углы" своей прежней доктрины, хотя и не отказался (как мы предполагали в первых изданиях данного труда) от употребления выражения "в арифметической пропорции". Примечательно, что он стал на менее мрачную точку зрения относительно будущего рода человеческого и выразил надежду на возможность ограничения роста населения на основе соблюдения нравственных принципов и на то, что действия "болезней и бедности" старых сдерживающих факторов можно будет не допускать" .

Антология экономической классики. Т. 2. М.: Эконов, 1993. С. 7. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. С. 253.

99

Правильность научного предвидения Т.Мальтуса оказалась очевидной прежде всего потому, что обоснованная им так называемая теория народонаселения, популярности которой благоприятствовало многократное переиздание "Опыта о законе народонаселения", стала неотъемлемой частью методологической базы, как это признавали они сами. и Чарльза Дарвина, и Давида Рикардо, и многих других ученых с мировым именем.

В чем же состоит новизна и оригинальность теории народонаселения Т.Мальтуса, принесшая ему, говоря словами М.Блауга, "совершенно невероятный успех, ни с чем не сравнимый в истории экономической мысли" (выделено мной. ~ Я.Я.)^. Соображения самого М.Блауга на этот счет сводятся к следующему. Т.Мальтус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы, превратившие ее в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли. Эта теория стала неким стандартом в суждениях классиков об экономической политике, сводя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. По Мальтусу, всякая сознательная попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Но все эти доводы автора "Опыта", заключает М.Блауг, явились всего лишь идеологическими ловушками, и поэтому ряд авторов, в том числе "...Джон Стюарт Милль, взглянув на проблему несколько иначе и признав, что контроль над рождаемостью приемлем с моральной точки зрения, смогли использовать мальтузианскую доктрину как знамя программы социальных реформ"^.

"Опыт" Т.Мальтуса не восприняли главным образом представители марксистской экономической теории. Критикуя это сочинение, они традиционно усматривали в нем лишь "глупости" и "апологетику" в надежде доказать никчемность его автора как ученого. Особым нападкам подвергалась центральная идея книги о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества. И хотя идея в принципе верна и актуальна, следует действительно признать, что расчеты Т.Мальтуса, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвестив ранг закона положение о том, что при благопр и-

Блауг М. Указ. соч. С. 62. Там же.

я т н ы х условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20—25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь по арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.

В самом деле, биологическую способность человека к продолжению рода Т.Мальтус характеризует его природными инстинктами, такими же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т.Мальтуса. Тот же А.Марталл, например, указывал, что автор "Опыта" "показывает, что вплоть до того времени, когда он писал свою книгу, ни одна страна... не в состоянии была обеспечить себя достаточным объемом средств существования после того, как ее территория оказалась населенной слитком густо... и что рост населения, если он не будет ограничен добровольным воздержанием, будет сдерживаться бедностью или губительными причинами" . По его мнению, Т.Мальтус потому "призывает людей прибегать к добровольному самоограничению и, сохраняя нравственную чистоту в своем образе жизни, воздерживаться от очень ранних браков... что он не мог предвидеть бурное развитие парового транспорта на суше и на море, позволяющее англичанам нынешнего поколения приобретать продукты богатейших земель планеты по сравнительно низким ценам" .

Однако невозможность увеличивать производство продовольствия Т.Мальтус объяснял не только медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в то время "законом убывающего плодородия почвы". Кроме того) использованная им американская статистика в пользу "геометрической прогрессии" роста численности населения более чем сомнительна) ибо не отражает разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране. Но одновременно нельзя, по-видимому, забывать оговорку самого Т.Мальтуса о том, что,

Маршалл А. Указ. соч. Т. 1. С. 251—252. Там же. С. 252—253.

101

познакомившись с его трудом, "...всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества" .

Резюмируя все "за" и "против" в связи с "Опытом" Т.Мальтуса, М.Блауг приходит к выводу, что даже в результате столетней дискуссии по поводу теории народонаселения этого автора "его теорию можно интерпретировать так, чтобы она соответствовала критерию опровержимости (в этом виде она и была опровергнута)" . Более конкретно М.Блауг обобщает так: "Если мы соглашаемся с Мальтусом в том, что контроль над рождаемостью вещь морально предосудительная, на его стороне история роста народонаселения в течение последних двух столетий: численность населения не тормозилась ничем, кроме "нищеты и порока". Если же мы, напротив, находим контроль над рождаемостью морально оправданным, Мальтус опять-таки прав: "нравственное обуздание" в широком смысле слова это одно из ограничений роста населения сверх ресурсов продовольствия. Теорию Мальтуса невозможно опровергнуть, так как она неприменима ни к каким вероятным или действительным демографическим тенденциям: она претендует на то, чтобы описывать реальный мир, но ее описание справедливо по определению се собственной терминологии" .

Талант Т.Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение, первые слова названия которого повторяют заголовок знаменитого "Богатства народов" А.Смита. Им стала книга "Исследование о природе и возрастании земельной ренты". В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд "Принципы политической экономии, рассматри-

ваемые в расчете на их практическое применение, который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых "Начал политической экономии" его друга Д.Рикардо.

Обращает на себя внимание то, что критиками творчества Т.Мальтуса, как правило, замалчивается или упоминается вскользь сам факт многолетних дружественных отношений и научных контактов между ним и Д.Рикардо. В лучшем случае их дружба и сотрудничество преподносятся как нечто случайное, обусловленное идейными спорами и разногласиями "разных" по призванию коллег.

Между тем Т.Мальтус и Д.Рикардо имели немало общих суждений по социально-экономическим и общественным проблемам. Например, Д.Рикардо разделял "железный закон заработной пла-тЫ" Т.Мальтуса, вытекающий из его теории народонаселения и в соответствии с которым зарплата в обществе якобы не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне. По этому поводу М.Блауг пишет: "Вполне очевидно, что теория прожиточного минимума заработной платы это никакая не теория: прожиточный минимум берется как нечто данное, обусловленное тем, как трудовое население относится к продолжению рода, а также, по-видимому, общим уровнем медицинских познаний. Это всего лишь один из примеров классической склонности упрощать анализ, уменьшая число переменных, подлежащих определению. Теория прожиточного минимума заведомо не годится для определения заработной платы в какой-либо конкретной ситуации из-за своей безнадежной неоднозначности: мы нс можем знать, о каком отрезке времени идет речь" (выделено мной.Я. Я.) .

Почти идентичными по существу были и теории стоимости Т.Мальтуса и Д.Рикардо, имея в виду не только затратный принцип, который лежит в их основе, но и сделанные к ним личные комментарии. В частности, в очередном издании своих "Начал" в главе "О стоимости" Д.Рикардо добавил примечание с полной выдержкой сравнения трудовой теории и мальту-совской теории издержек в "Принципах политической экономии", на которое ответил: "Г-н Мальтус думает, по-видимому, что согласно моей теории издержки производства какой-либо вещи и стоимость ее тождественны; это так, если он под издержками понимает "издержки производства", включающие прибыль" .

Антология экономической классики. Т. 2. С. 134. Ьлауг М. Указ. соч. С. 653. Там же. С. 66.

102

Блауг М. Указ. соч. С. 69. Антология экономической классики. Т. 1. С. 428.

К сказанному добавим также, что Т.Мальтус фактически повторил Д.Рикардо в освещении теории о прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства ни труд и капитал.

Личный вклад Т.Мальуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи экономических процессов с природой или полемикой с Д.Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Есть также важный аспект, в котором Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры и который делает ему большую честь в истории экономической мысли, это его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. "классической школой" уровнем экономической теории (особенно "благодаря" А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, во внимание не принимались и оценивались как частное преходящее явление. И это несмотря на завершившийся к тому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и безработица.

Учитывая определенную тенденциозность своих предшественников и современников "по школе" о производительном и непроизводительном характере труда различных "классов" общества, Т.Мальтус в "Принципах" выдвинул неожиданное в ту пору положение о недостижимости достаточного спроса неполной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и "непроизводительных классов". Тем самым Т.Мальтус бросил смелый вызов тем, что допускал абсурдную мысль о паразитизме огромных масс людей, относимых к непроизводительным классам из-за их деятельности, скажем, в вооруженных силах (армии) или религиозных и административных учреждениях и т.п. На взгляд Т.Мальтуса, чиновничество и другие непроизводительные слой общества представляют собой совокупность "третьих лиц", содействующих и созданию, и реализации общественного пр о-

ду к т а. В частности, "по Мальтусу, интересы землевладельцев отнюдь не противоречат всегда интересам остального обществанапротив, экономическое процветание зависит от процветания класса лендлордов" .

Впрочем, в частной переписке Т.Мальтус и Д.Рикардо не обошли и проблемы теории реализации. Они были солидарны в возможности облегчения бремени безработицы путем реализации общественных программ, как, например, дорожного строительства. Но Т.Мальтус, судя по его высказываниям в "Принципах", был убежден в том, что "одна только покупательная способность работающих классов не в состоянии обеспечить стимулы для полного использования капитала", и что капиталисты, "по предположению, обрекли себя на бережливость, чтобы путем лишения себя привычных удобств и удовольствий сберегать часть своего дохода и накапливать предметы роскоши" .

Исходя из этого заблуждения о "самоуничтожающихся сбережениях" Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расширения производства не существует. О масштабах перепроизводства говорит следующее: "Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным, так же как и временным"^. Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и'общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы явления временные, и в этом смысле доводы об их отступничестве от постулатов "закона Сэя" исключаются.

Несмотря на то, что с высот современной экономической теории концепция Т.Мальтуса о возможности полной реализации (а по сути предотвращения кризисов) посредством предъявляемого спроса "третьих лиц" в действительности подобного достичь не позволяет, ее значение, тем не менее, велико. Как признал более чем 100 лет спустя Дж.М.Кейнс, именно Т.Мальтус вооружил его антикризисными идеями о факторах "эффективного спроса", роли в потреблении произведенного продукта промежуточными слоями общества я др.

' Блауг М. Указ. соч. С. 159. ^ Там же. С. 157. ^Там же. С. 158.

105

Другие работы

заданием; разрыв между поисковой исследовател...


Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса пос...

Подробнее ...

РЕФЕРАТ Дисертації на здобуття наукового ступ...


44 РЕГІОНАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ НАРОДНОЇ ПРОЗИ ПОДІЛЛЯ на матеріалах фольклору Вінничини Спеціальність 10.Грицик Загальна характеристика роботи Народн...

Подробнее ...

. Государство- понятие и сущность6 1.


1 Понятие признаки сущность государства6 1.2 Понятия и виды иммунитета государства15 2.3 Государства как субъект международных отношений17 Глава ...

Подробнее ...

Тема- Філософія в Україні- історія та проблем...


Слово про Закон і Благодать Історія філософії України: хрестоматія. Основи філософії та філософічних наук упоряд. Нариси з історії філософії на ...

Подробнее ...