ХХ вв. позитивизм прагматизм феноменология.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

27. Осн. напр. сциентизма в зап. ф. ХIХ-ХХ вв. (позитивизм, прагматизм,  феноменология).  Сциентизм - реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классич. ф.. Нучное знание – наивысшая культурная ценность и основа взаимодействия чел. с миром. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ  Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - ставит проблему обоснования наук о природе и истории. Для этого необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания. Способ очищения - феноменологическая редукция, кот. позволяет сознанию освободиться от смысла, навязываемого естественными науками. В результате можно выделить "чистое" образование, кот. далее уже неразложимо и представляет собой "направленность на предмет". Феноменология - это наука о чистом сознании, она была призвана воплотить в жизнь принцип строгой научности. Г. видит в науке высшую ценность. Суть учения Г. можно свести к 3-м главным идеям.  1.Фил. не имеет никакого отношения к окружающему миру и к изучающим его наукам. Предмет ф. - феномены сознания. 2. Эти феномены понимаются не как психические процессы, а как сущности независимые от индивидуального сознания.  3. Сущности не понимаются рассудком, а непосредственно переживаются, а затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции. Г. выработал феноменологический метод. Предпосылка метода — тезис, что познание это не деятельность, а познание своих переживаний. Г. признает, что обычно наше сознание обращено к внешнему миру. Он предлагает отказаться от этого и переключить сознание на внутренний мир, на само наше сознание. Тогда содержание сознания и образует предмет феноменологического исследования. Переключение сознания от внешнего к внутреннему  — феноменологическая редукция. Осуществляя ее, мы исключаем из рассмотрения весь внешний мир, остается область чистого сознания, кот. становится предметом познания. ПОЗИТИВИЗМ Более жесткую позицию по отношению к классике занимает п. (О. Конт, Дж. С. Милль).  По мнению О. Конта(1798-1857), спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку ф. должна основываться только на позитивном науч. знании. Принципы позитивизма: 1.  ф. знание должно быть точным и достоверным; 2.  при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук; 3.  основной путь достижения знания - эмпирическое наблюдение; 4.  ф. должна исследовать только факты, а не их причины; 5. ф. долж. освободиться от оценочного характера при исследовании; 6.  ф. долж. прекратить "диктат" другим наукам и занять свое конкретное место среди них. Чел. дух проходит в своем развитии как бы три стадии:  1) религиозная (объект - образы теологии);  2) фил. (оперирует метафизическими абстракциями); 3) научная (опирается на позитивные знания (отсюда и сам термин "позитивизм")).  Соответственно если ф. хочет иметь хоть какое-то отношение к науч. познанию, она должна отказаться "от исследования происхождения, назначения мира и познания внутренних причин явлений и стремиться к познанию действительных законов явлений... Объяснение явлений есть только установление связей между различными общими фактами, число кот. уменьшается по мере прогресса науки". Ф. в своем традиционном виде, по мнению позитивистов, не может больше претендовать на роль всеобщей методологии наук. Но поскольку такая всеобщая методология необходима, то она должна быть выработана на основании синтеза частнонаучных методологий и обобщена в особой "позитивной" науке.  Основная работа О. Конта - "Курс позитивной ф." (1830-1842). В наибольшей степени позитивистская позиция становится популярной в социологии, ее основателем как науки часто называют именно О. Конта. Давая свою классиф. наук, он в ряду других наук, подобных физике или биологии, специально выделял социологию. Правда, сам термин был тогда не популярен, и Конт обозначает эту науку как "соц. физика". Это характерное обозначение четко выражает сущность позитивистского подхода. Как для описания и предсказания в природе существует наука, опирающаяся на физические представления о мире, так и по отношению к обществу должна существовать своя собственная "физика", наука, исследующая закономерности о-ва.  Англ. ф. Джон Стюарт Милль (1806-1873) продолжил основные идеи О. Конта: рассматривал логику как "ветвь" психологии; утверждал, что любой вывод - это вывод "от частного к частному". Много внимания уделял разработке метода ф. позитивизма: таковым он считал индукцию.  Взгляды Милля оказали влияние на англ. ф. Герберта Спенсера (1820-1903). Он опубликовал проспект десятитомного издания "Система синтетической философии", включавшего его произведение - "Основные начала". По Спенсеру, ф. - это научное знание, а не сумма наук. Ф. знание - это знание на уровне обобщения законов конкретных наук, дающее представление о наиболее общих принципах бытия и познания. А знание, ведущее к открытию отдельных законов, есть собственно научное знание. Спенсер помимо абстрактных наук - логики и математики - делил науки на абстрактно-конкретные (механика, физика, химия) и конкретные (астрономия, геология, биология, психология, социология). Конт, Милль и Спенсер дали свое видение научного знания. Первая осн. наука - математика. Это наука о самых простых объектах - количественных свойствах вещей, точно измеряемых, а с другой стороны, наиболее абстрактная из всех наук, т. к. отвлекается от качественных свойств и признаков объекта, что нельзя сказать о других науках.  Позитивизм ориентируется преимущественно на естественные науки и их методы, он поставил проблему рационализации науч. деятельности и самой ф. Среди проблем - прежде всего, проблема собственно ф. методологии и ее роль в научном познании.  «Кредо объективизма» - требования, кот. должны следовать те, кто изучает обществ. явления: 1) пользоваться теми же методами, что и естествоиспытатели (это относилось к количественным методам прежде всего);  2) изучать в первую очередь факты, а не их причины;  3) избегать какого-либо ценностного подхода при анализе исследуемого материала. Общая установка НЕОПОЗИТИВИЗМА (1-я пол 20в.). Любая наука - это прежде всего науч. теория, а она, представляет собой некоторую языковую систему, т. обр. проблема отличения науки от ненауки, науч. высказываний от ненауч. может быть решена на лингвистическом уровне. В качестве эталона науки выступает языковая система, которая проста, логична и легко проверяема.  У Л. Витгенштейна (1889-1951) в качестве эталона - формальная логика, задающая общие критерии научности. Теоретическое знание сводится к эмпирич. Т. обр., функции науки можно свести к описанию явлений, а роль ф. - к анализу языка научной теории. "Цель ф. - логическое прояснение мыслей. Результат ф. - прояснение предложений". Фил. (метафизические) высказывания свести к эмпирически проверяемым предложениям нельзя, поэтому они должны быть отнесены к разряду псевдовысказываний, кот. с позиции научного анализа лишены всякого значения, а значит, бессмысленны.

27.1. Поскольку наука - это прежде всего научная теория ( уровень эмпирический), то критерий научности имеет прежде всего эмпирический характер (подтверждаемость). Ф. не может быть научной теорией, так как система ее высказываний не несет никакой фактической информации о мире и поэтому ее положения не могут быть подтверждены. Принцип верификации - предложение считается научным, если оно верифицируемо, т. е. его следствия не противоречат базисному знанию, кот. представляет собой совокупность достоверных описаний опытных данных. Если некоторые предложения нельзя верифицировать, то они не являются научными и должны быть изъяты из научной теории. Однако последовательное проведение данного принципа ставит под сомнение научный статус не только таких дисциплин, как история или психология, но и естественных наук, кот. очень часто базируются на утверждениях, кот. не проверяются. Предложенная модель оказывается очень узкой, так как заставляет отказаться от общих предложений науки, т. е. от ее законов, достоверность кот. нельзя обосновать с помощью верификации. Поэтому полное ее проведение потенциально возможно лишь в искусственном языке, тогда как реальный научный язык, являющийся расширением естественного языка за счет внедрения в него соответствующей научной терминологии не позволяет провести верификацию научных законов. Основные соч. Витгенштейна: "Логико-ф. трактат" (1921), "Ф.исследования" (1953; на русск. яз. - 1994), "О достоверности" (1969). Р. Карнап (1891-1970) пришел к выводу, что в языковых структурах науки одновременно присутствуют два типа высказываний: 1.выск., составляющие каркас научной системы, т. е. ее теоретическая часть (носят осмысленный характер).  2.общие выск., кот. составляют неосмысленный блок знания, т. е. ф. высказывания.  Постепенно неопозитивизм стал отказываться от жесткого проведения принципа верификации,. В частности, было предложено считать предложение верифицируемым, если существует логическая возможность его проверки. На деле это означало расширение принципа вериф., так как проверке не подлежат лишь бессмысленные выражения.  ПОСТПОЗИТИВИЗМ - общий термин для названия ряда современных зап. ф. течений, возникших в 50 - 70-е годы в результате критики неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос).  Черты постпозитивизма:  1) возвращение к метафизике;  2) Метод исследования - комплексный: историко-научный подход, методологич., логический;  3) Научное знание рассматривается как целостное образование.  4) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания;  5) Цель ф.  -реализация задач по технологии добывания знаний. Первым учением был критический рационализм Карла Поппера  (1902-1994) (труды: "Логика научного исследования" (1935), "Открытое общество и его враги" (1945), "Нищета историцизма" (1957), "Предположения и опровержения" (1963), "Логика и рост научного знания" (1983), "Объективное знание" (1972). Поскольку кроме опыта, иных источников знания нет, надежное теоретическое знание невозможно (принципа фаллибилизма). Теория должна быть способна предсказывать новые факты, кот. в ходе проверки могут не подтвердиться (фальсификационизм).  С ф. позиции путь к истине в науке есть постоянное отбрасывание ложных знаний. Процесс смены научных теорий аналогичен эволюции видов в природе: происходит их естественный отбор.  Научность теории определяется ее опровержимостью опытом, и если она принципиально недостижима, то данная теория вряд ли имеет отношение к науке. Поппер приводит ф.концепцию марксизма как пример. Изначально она обладала признаками научности, так как ряд ее высказываний подвергался хотя бы возможности опровержения. Однако при обнаружении противоречащих фактов ее попытались "спасти", тем самым нарушив принцип фальсифицируемости путем объяснения противоречащих теории фактов в рамках новой, более широкой концепции (марксизм-ленинизм), что придало последней статус псевдонаучной теории.  Ф. не может быть наукой, так как ее высказывания неопровержимы, но это вовсе не означает, в отличие от утверждений неопозитивистов, что ее высказывания бессмысленны. Кроме этого, философия стимулирует научный прогресс. Метафизические идеи указывают направления и тенденции развития науки. Необходимость ф. связана также и с психологическими причинами. Ученый должен верить в свою творческую деятельность и в возможность постижения истины, он должен верить в те умозрительные построения, с которых начинается построение научной теории и которые могут быть "весьма неопределенными" и "не оправданными с точки зрения науки", носить "метафизический характер".  Учение Поппера было дополнено Имре Лакатосом (1922-1974), кот. для описания прогресса науки применил модель эволюции не теорий, а методологических программ. Заменяя понятие теории на понятие исследовательской программы, Лак. делает шаг от нормативного взгляда на науку, характерного для Поппера, к описанию реальной научной деятельности.  Кун Томас (1922-1996) — амер. историк и ф., один из лидеров историч. направления в ф. науки. Иизвестность получил как автор модели развития научного знания, изложенной в программной работе «Структура научных революций», М., 1975, 1977. Его открытия привели к появлению понятий «научная парадигма» и «научная революция». Как писал Кун, он «осчастливил человечество» двумя важными открытиями. Первое — выявление общего механизма развития науки. Второе — разработка понятия «парадигма». Оно выражает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., кот. характерна для членов данного научного сообщества и используется им в качестве образца постановки и решения конкретных проблем. Парадигмы носят историч. характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Парадигма не есть нечто неизменное, она выполняет две функции: познавательную и нормативную. В последней функции парадигма позволяет составить план научной работы, указать возможные пути реализации и т.п. Осваивая парадигму, ученый овладевает сразу теорией, методом и стандартами, кот.  самым теснейшим образом переплетаются между собой". Поэтому изменение парадигмы влечет за собой значительные изменения в критериях, определяющих правильность как выбора проблем, так и методов и приемов их решения.  Кун выделяет два этапа исторически научного прогресса:  1.пер. «нормальной науки» (господствует парадигма) 2.период науч. революции (конкуренция между парадигмами, победа одной из них и переход к новому периоду нормальной науки. Т.е. — переход от постепенных количественных изменений к скачкам, к новому качеству). В период «нормальной науки» применяются самые многообразные и разноуровневые (вплоть до философских) методы и приемы исследования. Кризис парадигмы — это и кризис присущих ей методов и предписаний, в ходе научной революции возникают новые правила и подходы. В этот период ученые усиленно обращаются к ф. за помощью в решении их проблем.

27.2.Традиция «нормальной науки» возникает после научной революции, она несовместима с традицией, существовавшей до нее. Но тем не менее — и это важно — всегда требуется выбор между альтернативными способами научного исследования, а не навязывание (тем более насильственное) одного способа познания в ущерб другому. Заслуга Куна состоит в том, что в понятии «парадигма» он выразил идею предпосылочности знания, т.е. показал, что формирование и развитие знаний осуществляется в определенном пространстве предпосылок, в некоторой порождающей их среде — прежде всего социальной. РАДИКАЛЬНЫЙ ПОЗИТИВИЗМ  Пол Фейерабенд (1924-1994) отрицает возможность универсального (тем более «единственно верного») метода познания, т. к. развитие знания неизбежно предполагает отказ от старых методов и формирование новых. Убежден, что следование методу (даже самому истинному и эффективному) несовместимо с творческим мышлением. А потому ученые должны руководствоваться принципом «все дозволено» (они могут и должны использовать любые методы и нормы, кот. считают необходимым избрать для решения своих научных проблем). Фейерабенд пришел к выводу, что наука ни методами, ни объектами, ни целями исследования принципиально не отличается от политической деятельности и представляет собой, по существу, один из инструментов власти. Его идеи можно считать логическим завершением развития постпозитивизма.  ПРАГМАТИЗМ Ч. Пирс (1839-1914), Дж. Дьюи (1859-1952), У.Джемс (1842-1910), - ф. направление, исходящее из критики классич. ф. за ее абстрактность и оторванность от проблем конкрет. чел. и призывающее заниматься вопросами, которые стоят перед чел. в различных жизненных ситуациях. Окружающая действительность отождествляется у них с опытом, единственным критерием истины является достижение практического результата. Основы прагматизма заложены в 70-х гг. XIX в. амер. ф., математиком и логиком Ч. Пирсом (1839- 1914). Но сложился прагматизм в начале XX в., представители этой школы называют свое учение «философией действия». Амер. ф. В. Джемс (1842 - 1910) называл его «прагматизмом», Дж. Дьюи (1859 - 1952) - «инструментализмом». Ф. в понимании прагматизма должна помогать чел. двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям.  Джемс. Одно из определений истины - ее способность вести нас от одной части опыта к другой, более нам желательной. Он был уверен в возможности улучшения чел. мира, хотя и не смог предложить какие-либо варианты этого улучшения.  Дьюи предлагает не просто опираться на имеющийся опыт, но реконструировать его. Одним из средств такой реконструкции могла выступить педагогика как конкретная программа изменения системы образования.  Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма. До этого времени США, в ф. отношении были как бы интеллектуальной колонией Европы. Возникновение прагматизма обычно связывают с развитием техники. В действительности, его возникновение и распространение объясняется историч. условиями, кот. сложились в Америке на рубеже XIX и XX вв. Восстановление разрушенного гражданской войной хозяйства дало мощный толчок развитию экономики страны. Появление прагм. вызвано стремлением ф. заменить теологию и религиозную ф. «более эффективной формой, которая очистила бы место от религии, но не ограничивала себя этим». В качестве цели чел. существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья в условиях «американского образа жизни». Пр. рассматривает чел. преимущественно как биологическое существо, руководствующееся инстинктом. Обвинив всю прежнюю ф. в отрыве от жизни, абстрактности, прагматизм объявил программу «реконструкции ф.». Так Дж. Дьюи назвал одно из своих произведений. Он считал свое направление не ф. системой, а совокупностью методов, приемов, показывающих, как лучше прожить индивидууму в его «борьбе за существование». Каждому ч-ку дан лишь его индивидуальный опыт. Непосредственный опыт человека - сложная совокупность чувственных восприятий, волевых усилий, эмоций, подсознательных психических актов. Дьюи определял «опыт» как единство чувственного и рационального. Опыт понимается у Дьюи как любое содержание сознания; у Джемса - как «поток» сознания. Этот индивидуальный опыт чел. должен быть гармонизирован. Сознание чел. направляется на свой внутренний мир, чтобы собственное мышление согласовать с действиями. Джемс утверждал, что при выборе между логикой и опытом он отдаст предпочтение опыту. Дьюи рассматривал сознание как род «реагирующего поведения», как индивидуально выработанную для каждого чел. систему наиболее благоприятных для него типов поведения и реакций. Прагматизм смыкается с бихевиоризмом (направление в амер. психологии, кот. толкует поведение чел. и животных как совокупность двигательных реакций на воздействие внешней среды). По схеме бих. личность представляет собой сумму привычек, инстинктов и моторных реакций, которые дискредитируют интеллект. Познание рассматривается прагматистами как попытка решить определенную проблему в конкретной ситуации; человек сам себе создает объект познания. Поскольку прагматизм исходит из «опыта» и устраняет вопрос о соответствии наших представлений реальности - он выступает как разновидность позитивизма. Вопрос об отношении мышления к бытию для прагматистов решается так же, как и для других субъективных идеалистов -бытие растворяется ими в познании. Прагматизм считает, что поскольку в реальности все происходит случайно, то невозможно какое-либо устойчивое теоретическое постижение мира. Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научной в том случае, если она представляет собой полезную рабочую гипотезу. Прагматизм отрицает принципиальное различие между наукой и религией - каждая по-своему приносит людям пользу. Не случайно прагматизм, в приспособленном для католической Церкви виде, был распространен в фашистской Италии («символический прагматизм»).  Идеи и теории толкуются в прагматизме как инструменты, кот. служат орудиями для успешного разрешения напряженных ситуаций. «Идеи - это формулировки не того, что существует или существовало, а формулировки действий, кот. должны быть выполнены». Дьюи считал невозможным общественное предвидение. «Мы действуем - и это все». Прагматизм возвел в ф. принцип отказ от теории в пользу действия. Научная теория понималась исключительно как аппарат для «правил действия», а не как развивающееся знание об окружающем мире. Наука рассматривалась как высоко специализированная форма практики, выражающаяся в изобретении техники для эффективного ведения дел.

30. Судьба России в иворчестве П. Чаадаева. Славянофильство и западничество. Первым, кто положил начало самостоятельному фил. творчеству в России, был П.Я.Чаадаев (1794-1856). Свои взгляды он изложил в знаменитых "Философических письмах".  После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Осн. тема фил. Ч. – историч. судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. Оценка исторического процесса России и ее исторической миссии носит у Ч. двойственный х-р. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, "вселенскую миссию", заключающуюся " осуществлении "интересов человечества". Ч. выступил с оригинальной концепцией христианской философии (католической, но не православной). Его первое из восьми знаменитых «Философических писем», в котором он не мог «вдоволь надивиться необычайной пустоте нашего социального существования» в то время как в Европе шла неустанная работа «социальной идеи христианства», — первая в русской фил. теоретическая постановка вопроса о прошлом Отечества, окрашенная пессимизмом. Созидание Царствия Божия на земле сообразно идеям долга, закона, правды и порядка — вот результат деятельности европейского сообщества, могучей поступью к началу XIX века идущего по пути установления совершенного строя. Но этот процесс, считал Ч., прошел мимо нас. Провидение не занималось судьбой России, предоставив нас всецело самим себе. Русское прошлое, «печальная» история нашей юности, наполненная «бесцветным и мрачным» существованием периодов «дикого варварства, грубого суеверия и иноземного владычества», — это собирание земель в единое государство, его оборона. Но история становления государства для Ч. не есть всемирная история. Знать историю означает найти «ключ» к пониманию народов, т.е. исследовать «общий дух, составляющий их сущность». Русский народ — «исключение среди народов» , считал Ч., отмечая: «Мы принадлежим народам, которые существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». Если бы не факт отражения атак полчищ варваров, потрясших мир, едва ли бы русская история выступила главой в книге всемирной истории. Реакция на размышления Чаадаева разделила его современников и последователей на славянофилов и западников. Западники: А. И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877), М. А. Бакунин (1814-1876), В.Г.Белинский (1811 -1848). По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей.  Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.  Лидерами славянофилов были А.С.Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-1860). Славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал, как особый "русский" менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.  СЛАВЯНОФИЛЫ.  Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), глава славянофильства, говоря об идее западников «догонять Европу», также отмечал отставание России в период монгольского владычества. Но даже средневековая Европа вряд ли может представить такого рода духовные памятники, как «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», народную мудрость пословиц. С. говорили о России, как о специфическом типе культуры, отличном от западноевропейского. С. стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями. В русской общине они усматривали эк. основу России и гарантию ее своеобразия, но этот взгляд не был историческим; община для них — величина постоянная. Крестьянский «мир» — своеобразный с. идеал обществ. устройства. Своей «ретроспективной утопией» (оценка Чаадаева), идеализацией допетровской России с. отрицали невыносимую николаевскую действительность. Хомяков, например, всегда говорил об идеальном православии, а противопоставлял его реальному католицизму. Цельность и органичность допетровской России противопоставлялась ими реальной раздвоенности западной культуры, в которой все «механизировано» и «рационализировано». Все в жизни людей должно быть основано не на формально-юридических, правовых гарантиях, но на доверии, любви и свободе. Основополагающим для рел.-фил. учения Хомякова было понятие «соборность», означающее церковную общность людей, объединенных единой верой, с гарантией духовной целостности личности, истинности познания и примирения в христианской любви свободы каждого и «согласно единству всех».  Русское православие есть та форма христианского вероисповедания, которая в самой своей жизненной практике сохранила соборный дух.  В католицизме и протестантизме личность не может найти таких предикатов соборности, как свобода, единство, органичность, Божественная благодать и взаимная любовь. Хомяков выступал ярым сторонником православной веры, где свобода и единство выступают вместе. Католицизм, опирающийся на внешнюю связь, разрушал соборность своим ложным единством в форме папизма — «единством без свободы». Верующий остается здесь совершенно одиноким, только присутствующим в Церкви, но бездействующим в ней. Именно «русский дух» смог выработать в народе его нравственные силы, а скрепляющим началом выступила «вера отцов» — Православие.      Хомяков стремился доказать принципиальную противоположность русских и европейских начал. И здесь он был солидарен с концепцией своего единомышленника — представителя философского крыла славянофильства — Ивана Васильевича Киреевского (1806—1856), который, западному ч-ку противопоставлял русского ч-ка, носителя «общинного духа» — начал братства и смирения. Руководящей идеей всей его фил. была идея цельности человеческого духа, свободной от отвлеченного рационализма и романтической экзальтации. Для их реализации К. выдвинул понятие «верующего мышления», нацеленного на поиск «внутреннего сосредоточения человеческого бытия», объединяющего разум, волю, чувства и совесть. Русский мыслитель не был врагом умственного прогресса, он хотел, чтобы прогресс опирался на божественный фундамент. Меньше всего он желал возврата старинных форм, считая, что восстанавливать мертвые формы смешно и вредно.

30. Продолжение. Периодизация русской истории представлялась Хомякову в виде следующих периодов: киевский период, период монгольского владычества, московский период и петровский период. Ему вторил Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860), который в записке «О внутреннем состоянии России» (1855) сформулировал Александру II, только что вступившему на престол, концепцию «земли и государства» как двух параллельных начал русской истории. Будучи народом негосударственным, славяне, по А., занимаясь с/х трудом, подвергались постоянным набегам кочевников. Для своей защиты они пригласили варягов, отделив от себя государственное правление, оставив же за собою право жить жизнью общественной. Такое понимание начала русской государственности дало возможность А. рассматривать общину в качестве самостоятельной ячейки системы самоуправления не только в сфере административной, но в хозяйственной, а более всего в нравственной. Все славянофилы едины в том, что русская государственность родилась из русского быта и обязана направлять силы общества в полезное для него русло. Оправдание роли государства в жизни общества вовсе не означало, что такая роль была освящена. Долг монарха не привилегия, а тяжелая бремя — бремя выполнения народной воли. ЗАПАДНИКИ: К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин. Их объединяет в единое фил. направление — гос-ное направление в русской историографии — идея главенствующей роли государства (но не общины, как у славянофилов) в истории России. По их мнению, русское гос-во создавалось и устраивалось «сверху», но не «снизу» в силу чрезмерной слабости представительного начала и отсутствия традиций политической свободы. З. критиковали существование в России крепостного права, но в отличие от радикальных западников (Белинского, Герцена) с их идеей революционного изменения политического строя, отмену «рабства законного» предлагали произвести без кровопролития путем либеральных реформ. Работа «Современные задачи русской жизни» Бориса Николаевича Чичерина (1828—1904) была написана в момент, когда Севастополь пал и Россия проигрывала Крымскую войну. Чичерин писал: «Нам нужна свобода. Мы хотим, чтобы все, что есть внутри нас, могло свободно высказываться и развиваться, чтобы Царь знал, что думает и что делает Россия, и мог править нами с ясным сознанием дела и с разумной любовью к своему народу». Тезис о том, что нам нужна свобода, объединял радикальных и умеренных западников.  Но далее либералы расходятся и со славянофилами. Пусть нами правит Царь, но правит «с ясным сознанием дела». Царь подозревался Ч. в том, что он не знал истинного положения дел в России. Бюрократия не давала Царю возможности услышать голос народа. Соц.-пол. программа либерального з. была подкреплена фил.-ист. концепциями. Статья «Взгляд на юридический быт древней России» Константина Дмитриевича Кавелина (1818—1885) вызвала массу восторженных отзывов, стала программной в фил.-ист. воззрениях з.. Кавелин принял ход мысли Чаадаева, что развитие народов, призванных ко всемирно-историческому действию, невозможно без личностного начала, и вписал личность в отечественную историю, обосновав закономерность ее появления.  Кавелин не отрицал противоположности исторических судеб России и Запада, но считал, что конечные цели у всех обществ едины. Общая цель человечества связана с реализацией в жизни христианского идеала, даже несмотря на различие его форм (католичество, протестантизм, православие). Эта цель обозначена проповедью Христа, которая требовала свободы человека как духовного существа. Для Кавелина этот идеал — всестороннего, нравственного и интеллектуального развития личности — задан Богом, и рано или поздно народы З. и Рос. могут прийти к нему, но способы будут различными. Пока же в Западной Европе абсолютизируется юридический способ достижения этого идеала, в России — нравственный. Древняя Россия, пройдя в строгой последовательности через общинный быт, потом через родовой и семейственный и выводя на сцену истории родоначальника, вотчинника и Государя, подготовила почву началам государства и личности. Основной закон развития русской исторической жизни Кавелин выразил формулой: родовой быт — семья и вотчина — личность и государство. Начальными моментами этих трех периодов были — призвание варягов, правление Андрея Боголюбского и правление Петра I. «В Петре Великом личность на русской почве вступила в свои безусловные права, отрешилась от непосредственных, природных, исключительно национальных определений, победила их и подчинила себе». Отличительной особенностью философии истории либералов-западников была идея стройного, органического, разумного развития русской истории.

29. Становление рус. ф. в 11-19 вв.

Рус. фил. – составн. часть мировой ф. В то же время она отлична от ф. других стран. Ее отличают глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем.

Этапы развития: 1. Становление (11-17вв.) 2. XVIII – перв. четверти XIX вв. 3. XIX – пер. пол. XX вв. Ф. возникла в Киевской Руси в XI в., начало процессу было положено принятием христианства в 988 г. и обретением письменности. Был выбран византийский вариант христианства, рус. ф. стала развиваться под влиянием византийской ф., в кот. преобладали теоцентрические тенденции. Под воздействием византийской культуры в религиозно-ф. трактатах В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы гос-ва, права, природы. До реформистской деятельности Петра I рус. ф. осваивала теоцентрические представления, что соответствует периоду западноевроп. ср. ф. Ср. ф. на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления историч. событий, приход христианства, становление рос. гос-ти и русской национальности заставили развиваться общественную мысль. До петровского времени в России над мышлением господствовала греч. ортодоксальная церковь, ф. развивалась в рамках византийско-православн. богословия. Рус. ф. упрекали в огромном влиянии извне, в отсутствии самостоятельности. Рус. ф. как наука и как ф. творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований, с середины XVIII в. Это период рус. Просвещения, кот. создало самобытную национальную ф., обеспечило быстрый взлет ф. XIX в. Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с ф. Западной Европы. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Продолжались поиски ф. сути христианства. Появление оригинальных ф. концепций и школ связывают со втор. четв. XIX в. В развитие общемировой ф. рус. мысль внесла вклад на рубеже Х1Х-ХХ вв. в лице представителей религиозно-идеалистической ф. и рус. космизма. Рус. религ. ф. конца XIX - начала XX вв. носит название рус. религиозно-ф. ренессанса. В XX в. рус. ф. уже не только развивается рядом с западноевроп. ф., но начинает постепенно выходить на путь мирового влияния. Характерные черты рус. ф. 1. Для многих философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил чел.: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных (творчество славянофилов, В. С. Соловьева, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского) 2. Рус. мысль историософична, т. е. она постоянно обращена к вопросам о "смысле" истории, конце истории. Внимание к ф. истории коренится в духовных установках, кот. исходят из рос. прошлого, от общенациональных особенностей "русской души". 3. антропоцентризм, ф. занята темой о чел., его судьбе, о смысле и цели жизни. 4. доминирует моральная установка. ("Панморализм"). 5. Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу (соборность). Принцип использовался многими мыслителями как основа для развития политич. и правовых воззрений. 6. Характерной чертой многих рос. мыслителей XIX в. является стремление придать ф. идеям прикладной характер, т. е. использовать их для быстрейшего преобразования рос. действительности. Привнесение в ф. творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется "опасным" в прикладной сфере, т. е. невозможность "разделить" теоретическую и практическую сферы. 7. Ф. стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, т. е. истинность сближается с праведностью. Момент появления первых религиозно-ф. сочинений и период становления рус. ф. называют по-разному, "древней русской ф.", "подготовительным периодом" или "прологом", рус. средневековой ф., ф. допетровского периода. Этот этап включает два периода:  1. древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси,  2. средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси. Ф. этого времени близка по своему типу к западноевропейскому среднев. с его религиозной направленностью. Главн. особ. - отсутствие самостоятельного статуса. С самого начала зарождения рус. ф. тесно связана с мир. ф., но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси в процессе христианизации. Изначально русская ф. восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения и культуры. Вместе с тем она получила много идей и концепций антич. ф. через Византию. Полной глубокого ф. смысла и мировоззренческой направленности является иконописная работа А. Рублева "Троица".  В ф.осмыслении судеб рус. народа с самого начала присутствуют патриотизм. В сочинении первого древнерус. ф. - киевского митрополита Илариона (XI в.) - "Слово о законе и благодати" содержатся размышления о судьбе России, о высоком предназначении рус. народа и гос-ва в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света.  Набором правил практич. ф. является "Поучение" кн. Владимира Мономаха (1053-1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя кот. можно жить в согласии с Богом.  В нач. XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию "Москва - третий Рим". В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Москва унаследовала от Рима  и Константинополя традиции гос-ва, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом. Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея рус. религиозного мессианства, особой миссии рус. царства и народа - идея "Святой Руси". Она явилась первым идеологич. оформлением национального самосознания рус. народа. Это первый этап становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название "Русская идея".    Наряду с идеей "Святой Руси" рус. мысль интересуют отношения между церковью и гос-вом. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. В царствование Ивана IV получили дальнейшее развитие принципы неогранич. самодержавия. Большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа возлагает

29. Продолжение. Юрий Крижанич (1618-1683). Кр. выступает за справедливое правление и призывает власть имущих проявить заботу о народе.  Проникавшие идеи западноевроп. наук, распространение теории Коперника способствовали процессу секуляризации в России. Первые ф. сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреч. ф., неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие ф. шло в рамках религ. традиции. Осн. проблемы древнерус. ф. - премудрость Божия, богопознание , борьба добра и зла в природе и чел., ответственность чел. за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в рус. ф. вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Русская философия XVIII - первой четверти XIX вв. Этот этап соответствует европ. периоду Просвещения и совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской. Процесс секуляризации происходил не только в ф., но и во всей общ. жизни. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала "Святой Руси". В XVIII в., когда Моск. гос. становится Российской империей, старый идеал "Святой Руси" замещается идеалом "Великой Руси". Эти перемены нашли свое отражение в том, что рус. ф., еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы. Традиционная ф. еще сохранялась, например в Киево-Могилянской академии. Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Моск. университета. С этого времени ф. отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания ф. на латыни и переходу на рус. яз. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к ф. культуре Запада. Основным течением ф. России XVIII в. было русское "вольтерьянство" и "вольнодумство". Оно шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию "ввиду крушения прежней церковной идеологии". Пропагандистами научного знания и ф. Нов. вр. в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев. А. Д. Кантемир (1708-1744) - писатель и ф. Перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Ф. определяет как "основательное и ясное значение дел естественных и преестественных".  Ф. подразделяется на логику, физику, этику, метафизику.  В.Н. Татищев (1686-1750) - историк, гос. и общ. деятель, сподвижник Петра I. Автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Работаы: "Разговор о пользе наук и училищ", "Духовная моему сыну", "Предызвещение к "Истории Российской". М.В.Ломоносов (1711-1765) - ученый-энциклопедист, основоположник светского ф. образования в России, реформатор рус. яз. и лит-ры, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в ф. - сторонник механистического материализма, заложил традиции материализма. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества. Г.С.Сковорода (1722-1794) - выпускник Киево-Могилянской Академии, сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели чел. бытия. Он в рамках христианской ф. ставит общефилософ. проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики и прокладывает путь свободной ф., отделенной от религии. А. Н. Радищев (1749-1802) - писатель, ф. Хорошо знал труды зап. ф. (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил соц-политич. ф. Соц-ф. взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Гл. произведения: "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу, живущему в Тобольске", ода "Вольность", ф.-публицистич. трактат "Путешествие из Петербурга в Москву", ф. произведение "О человеке". После выхода его знаменитой книги "Путешествие из Петербурга в Москву", в кот. он обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым рус. ф., провозглашавшим идею человечности не в лоне религиозной ф., а в качестве осн. стержня секуляризованной, светской обществ. мысли. Центральная проблема Радищева – чел., его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.

28. Основные направления антисциентизма в западной философии ХIХ-ХХ вв. (иррационализм, фрейдизм, экзистенциализм, постмодернизм). Иррационализм (от лат. неразумный, бессознательный). Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля. Воля - центральное понятие философии Ш. Воля - это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Мировая воля — слепое и безосновное начало мироздания. Нирвана - состояние полного покоя и безразличия. достигается путем обратной эволюции, нисхождения от личного к родовому началу бытия, а затем к его общемировому истоку. Движение должно осуществить искусство, которое способно подавлять индивидуальное самовыражение автора в пользу надындивидуального вдохновения. Именно таким Ш считал творчество Вагнера. растворение в покое, в Ничто оказывается у Шопенгауэра высшей ценностью бытия. 

Продолжателем ф Шоп является Ф. Ницше (1844-1900), представитель "философии жизни". жизнь - единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии Ницше - помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Гл. труды -  «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали». Долгие годы в нашей стране существовала официальная оценка творчества Ницше как идеолога национал-социализма. «Рождение трагедии из духа музыки», в которой шла речь о двух основах и силах человеческого духа. Первую олицетворяет Дионис, в дионисических оргиях утверждала себя Мировая воля, о которой говорил Шопенгауэр. Противоположное начало гармонии - Аполлон. буйство сдерживалось гармонией. поворотный пункт - классическая Греция, где началось преобладание аполлонического начала в европейской культуре. нужно открыть дорогу дионисийству. оптимизм Ницше, основанный на его абсолютном нигилизме и волюнтаризме.  Экзистенциализм - философия существования. Основателем считается С. Кьеркегор. выступил против рационализма. В центре внимания - проблема сущности человеческой жизни. смысл человеч существования - в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в "пограничных ситуациях" - между жизнью и смертью. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма. Хайдеггер Мартин (1889-1975) – работа "Бытие и время". Бытие для него - это некое непредметное начало, являющееся основой всего мира вещей. Существование человека в повседневном мире может быть охарактеризовано как "собственное" и "несобственное". "Несобственное бытие" - это жизнь "по типу других". "Собственное бытие" связано с осознанием своей смертности.  Карл Ясперс (1883-1969) "экзистенция" - проблемы, имеющие для индивида и человечества глубинный жизненный смысл. Экзистенция высвечивается в ситуациях заботы и страдания - и в особенности в пограничной ситуации. Пограничная ситуация - именно такая, в которой "я не могу жить без борьбы и страданий". Ясперс ратует за "библейскую религию", обозначая этим то общее, что находит в иудаизме, христианстве и исламе, представляющееся ему в виде проповеди единства человеческого рода, единой духовной связи.  Жан Поль Сартр (1905—1980). человеческое существование бессмысленно и абсурдно. И абсурдность человеческого бытия надо героически принять. Этим Сартр близок к древним стоикам, и этим экзистенциализм Сартра фундаментально отличается от экзистенциализма Хайдеггера и Ясперса, которые пытались постичь смысл человеческого бытия и истории. Первое произведение - роман «Тошнота» Основное чувство, которое испытывает человек, — это тошнота. Все, что окружает человека, может вызвать у него только тошноту. Человек, с точки зрения Сартра, обречен на свободу. Но свобода, как суть человеческого бытия, неотделима от абсурда, от негативности, от ничто. наиболее адекватным для самоутверждения в этом мире оказывается состояние бунта.  Альбер Камю (1913—1960). повесть «Посторонний» (1942) и роман «Чума» (1947). считает жизнь онтологически абсурдной ФРЕЙДИЗМ (Психоанализ) Зигмунд Фрейд (1856-1939). разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Психика - совокупность трех слоев: "Оно" (бессознательное), "Я" (сознание человека), "Сверх-Я" (влияющая на личность внешняя реальность). формирования "Сверх-Я" в результате социальных запретов и поощрений. главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения. энергией бессознательного управляют "Эрос" - инстинкт жизни, и "Танатос" - инстинкт смерти. проблема конфликта человека и общества. человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления.Э.Фромм  (1900—1980) бессознательное — это состояние психики. Это идеи, настроения и переживания людей. «социальный характер», направляет энергию больших масс людей в определенное русло. индивид овладевает социальным характером в процессе «социализации».  

Карл Юнг (1875-1961) заговорил о «коллективном бессознательном», определяет психическое состояние всего человечества.  наиболее древней «подосновы» нашей психики - «архетипы», «прообразы». они определяют нашу психику не прямо, а косвенно, посредством повторяющихся символов.  Философия ПОСТМОДЕРНИЗМА. отрицает всякую теорию. Ролан Барт (1915—1980), Постмодернисты считают, что мир — это говорение, «письмо». Язык обладает некоторой степенью свободы, которая делает его независимым от объективной логики У истоков постмодернистской философии находится работа Ж.Делеза (1925-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992) под названием «Кафка» (1975), вводится термин «ризома - способ, каким строится текст, «письмо». переходы строятся не по логике, а по ассоциациям,  Место сущности занимает «событие». Постмодернисты стремятся уйти от традиционной философской терминологии.  Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости. в центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Жак Деррида (1930-2004) как раз и настаивает на деконструкции. разложить на части структуры — философские, политические, культурные. Лиотар, один из лидеров постмодернизма, развивает эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малевича не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного. Основные положения постмодернизма 1. Язык — главная среда человеческого существования.  2. Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко). 3.  Назначение текста — доставлять удовольствие (Барт), чувство возвышенного (Лиотар). 4.  Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.

Другие работы

КСРО да~ы Хрущев жылымы~ы


1944 жылы КСРОны? ??рамына ?абылдан?ан республика: Тува республикасы. 1948 жылы ?удалау нау?аны басталды: Космополиттерді. Ленинград ісі мен Д?р...

Подробнее ...

Методичні вказівки для виконання курсової роб...


Міністерство аграрної політики та продовольства України Ладижинський коледж ВНАУ поле 1 30 мм поле 2 50 мм поле 3 ? 60 мм Електропостачання ферм...

Подробнее ...

Рассчитайте относительные показатели степени ...


Данные о выпуске продукции по предприятию в тыс. Относительный показатель структуры ОПС: ОПС1пп=ВП1пп ИТ100=3460 6030100=5938 Где ВП1пп ? выпуск...

Подробнее ...

010203 ~ Здоров~я людини Семестр 7 Навчальна ...


010203 ? Здоров?я людини Семестр 7 Навчальна дисципліна Методика викладання валеології ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № 1 Мета і місце валеології в системі...

Подробнее ...