. Философия экзистенциализма.



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

Западная философия конца XIX-начала XX века

1. Философия экзистенциализма.

Камю Альбер (1913-1961), – из рабочей семьи, был коммунистом. Позднее вышел из компартии. Отображал свою философию в литературных произведениях.

А. Камю – представитель французского экзистенциализма, вошедший в массовое сознание как носитель трагической идеи об абсурдности человеческого существования. Он исследует самоубийство как возможный выход из ситуации абсурда, считая его наиболее серьезной философско-психологической проблемой, и бунт.

Основной его вопрос: добровольная смерть в ситуации абсурда или надеяться несмотря ни на что? Что должен делать человек? И он настаивает на том, что это должен быть метод упорства. «Самоубийство – ошибка», – пишет он.

Итак, надо жить, но возникает следующий вопрос: как, каким образом жить, по каким канонам строить свою жизнь? В связи с этим Камю рассматривает проблему свободы выбора человека. И бунт, по его мнению, не решает проблему. Цель бунта – преображение действительности по законам справедливости, но преобразовать – значит действовать, а действие уже завтра может означать убийство, то есть высшую несправедливость. В конце концов, через анализ творчества Достоевского Камю делает оптимистический вывод: «Итак, я чувствую, что невозможно раз и навсегда исключить надежду!» Бунтарь должен стремиться положить свободе предел везде, где она сталкивается с человеком, подчеркивает он. «Разум – это способность не доводить до конца то, что мы думаем, чтобы у нас оставалась вера в реальность», – цитирует он Л. Бикеля. «Иррациональное таинство жизни не должно приносить в жертву: любой морали должен быть присущ реализм, чувство меры, ибо и добродетель в чистом виде пагубна и цинизм тоже губителен». Вот его главный вывод, – остается вера и надежда на существующий смысл существования человека.

Серен Кьеркегор (1813-1855) выдвинул идею «экзистенциального мышления». В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безразлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности. Именно такое мышление, по мнению Кьеркегора, только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время, как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его существованию (экзистенции), то субъективный мыслитель как экзистенциальный (существенный, существующий) заинтересован в своём мышлении: он существует в нём. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не «затронутому» человеческой субъективностью. Вместе с тем, Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обречённость на смерть. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддаётся усилиям рассудка понять её, результатом чего является «бессилие мысли», подлинный «скандал для рассудка», а отсюда – переход к мифу.

Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля, за абстрактный подход к человеку. Философы, по словам Кьеркегора, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с её мыслями и чувствами.

Карл Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ, психолог, один из основателей экзистенциализма. Для Ясперса философия представляется как система целостного мировоззрения. Он отрицал возможность развития философии как науки. В этом отношении Ясперс близок по своим убеждениям к таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической философией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему. По Ясперсу, философствованию свойственна жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени, то есть, философствование составляет смысл существования. Ясперс полагал, что философию нельзя ограничить, как науку, строгими рамками определённого предмета и метода.

Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение бытия.

Первый уровень такого членения – это предметное бытие (или «бытие в мире»), или существование. Это внешний уровень бытия. На этом уровне философствование достигает лишь «ориентации в мире», а это и есть экзистенция. Она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в так называемых «пограничных ситуациях»: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир. Существование этого мира, будучи связанным с существованием самого человека, освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию.

Второй уровень – это озарение, прояснение экзистенции, осознание души.

Третий уровень – осознание Бога, поиск смысла бытия с помощью философской мысли.

Ясперс утверждал, что итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления. По Ясперсу, вера не противостоит разуму, а существует в единстве с ним, и нельзя её рассматривать как нечто иррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции. Для веры человека мыслящего и философствующего характерно то, что она существует только в союзе  со знанием: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъективный свидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого трансценденцией. Философская вера потому и вера, что трансцендентное не может быть доказано рациональными доводами, но она потому и философия, что всё же предполагает именно какое-то знание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя бы отрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция (переходность) – это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Философская вера, как объясняет Ясперс, находится на границе между религиозной верой и научным знанием.

Ясперс разделяет 2 вида мышления:

– философское, которое устремлено «за явления» и может рассчитывать лишь на «удовлетворённость»,

– и рациональное (научное) мышление, устремлённое на сами явления и вырабатывающее знания.

Настаивая на принципиальном различии между ними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания.

По Ясперсу, экзистенция существует лишь постольку, поскольку она соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией.

Соотнесённость экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуникации, а соотнесённость её с трансценденцией – в акте веры.

Коммуникация, по Ясперсу, – это универсальное условие человеческого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущность.

Жан Поль Сартр (1905-1980) – французский философ и писатель, представитель экзистенционализма. Характерной чертой философских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его философских размышлений – суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и «событийности истории» и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несёт ответственность за всё, что происходит в мире.

Сартр утверждает, что в человеке существование предшествует сущности. Это коренное отличие экзистенционализма от классической философской традиции, в которой, наоборот, сущность всегда предшествовала существованию.

Человека Сартр сравнивал с актёром. То есть, человек-актёр внезапно обнаружил себя на театральной сцене в середине представления. Он не знает ни сценария, ни названия пьесы, ни своей роли, актёр должен сам решить, кем ему быть. Он может в любой момент покинуть сцену (имеется в виду самоубийство), но этот выбор он не сделает без понимания того, чему вообще посвящён спектакль.

Человек, по Сартру, обречён на свободу: заброшенный однажды в мир, он в ответе за всё, что делает. Но ответственность он несёт не перед обществом, а перед самим собой, перед самим существованием. Следовательно, объясняет Сартр, свобода абсолютна, а ответственность тотальна.

2. Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена.

Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает теорию эволюции.

Он протестует против разделения материализма и идеализма и говорит о возможности объединения этих сторон философии через понятие энергии. Подчеркнем: идеи не новы, – это именно тот взгляд, который отстаивают довольно многие мыслители в истории философии, когда речь идет о физической или духовной энергии. Но в своей энергетической концепции Шарден ищет ответ на другой главный для него вопрос: что за особая энергия заставляет универсум развиваться по своей главной оси в менее вероятном направлении, создавая все более высокие формы сложности и внутренней сосредоточенности духа и жизни (в антиэнтропийном направлении)?

В поисках ответа Шарден стремится домыслить до конца идеи эволюции. Причем, с его точки зрения, в цельной эволюционной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее беспредельно простирающейся пред-жизни. И одновременно бесконечность эволюции позволяет допустить возможность существования некоей сверхжизни. Эту свою идею он стремился подтвердить собственными научными исследованиями, которые привели его к выводу, что человек находится на некой оси эволюции мира, является пунктом сосредоточения, гоминизации и сверхгоминизации универсального стремления к жизни. Жизнь, достигнув своей мыслящей ступени должна продолжаться, поднимаясь структурно все выше. Поэтому в какой-то форме нас ждет в будущем не только продолжение жизни, но и сверхжизнь, как результат мегасинтеза.

3. Феноменология (на примере творчества Э. Гуссерля)

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из направлений современной философии – феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. По Гуссерлю, феноменология – это «строго научная философия» о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия, о «самоочевидных логических принципах», дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции». В результате из рассмотрения исключаются весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путём мы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения реальности, но сохраняющей всё богатство своего содержания. Такая редукция представляет собой приём обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта – предельно обобщённого и идеализированного. Сам Гуссерль называет её дескриптивной, т.е. описательной, наукой.

По Гуссерлю, науки о природе и обществе непременно нуждаются в определённом философском обосновании. Гуссерль определил объект, цели и метод философии следующим образом:

Её основной объект – это научное знание и познание,

Её цель – построить науку о науке, т.е. «наукоучение».

Решающая проблема теории познания – проблема объективности знания. Гуссерль призывал к уклонению от догматических принципов и какого-либо утверждения в целом. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет. Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов. Таким своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом Гуссерль видел метод постижения сущности событий.

Другие работы

.С. Мишустина СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ...


Занятия в Шариковом бассейне Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях: сосредоточение на отдельных шариках выде...

Подробнее ...

і. Досягнення професійної компетентності фахі...


Головним показником готовності до професійної діяльності на сьогодні є професійна компетентність інтегративна характеристика ділових та особисті...

Подробнее ...

Тема 10. БАНКІВСЬКЕ ОБСЛУГОВУВАННЯ ЗОВНІШНЬОЕ...


Власні операції банку з купівлі продажу обміну іноземної валюти це операції проведені на підставі банківської ліцензії: а та письмового дозволу ...

Подробнее ...

темам вентиляции кондиционирования воздуха и ...


02175 Общие требования Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системам вентиляции кондиционирования воздуха и воздушного отопления п...

Подробнее ...