любовь к мудрости.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

Философия античного мира

  •  Философия как учение о мире в целом
  •  Соотношение философии, науки, религии, искусства. Проблема и тайна философии
  •  Основной вопрос философии. Функции философии

1.Философия - греческое слово в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это наука о мире как целом и о месте человека в нем, о взаимоотношениях между человеком и миром, о путях и способах познания и преобразования человеком мира, о будущем этого мира.
Философия это древнейшая наука, которая позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять собственное место и предназначение в обществе, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, смерть. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них - общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно выковывай из себя человека … делать добро- это искусство, а благими намерениями вымощена дорога в ад.
Следовательно, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы постигнем это особое и, возможно, самое важное искусство.
2.Не только философия учит человека быть человеком, этим же занимаются литература, живопись, музыка, религия, воспитывая человека и смягчая его нравы. В отличие от них, философия пытается найти методы познания природы и общества, обобщить духовный опыт человечества и выявить в его истории некоторые закономерности. При этом философия пытается выразить свои прозрения и откровения через понятия, систему категорий, и здесь она уподобляется любой конкретной науке, это дает повод философии называться наукой. Следует отметить, что большинство философских положений опытом не доказываются, и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог- есть основа мира и т.д.
В той мере, в какой философия пытается быть наукой, подражать науке, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носителем знания; философия не строгая наука, здесь нет четкого набора знаний. Философия направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать главные вопросы своей жизни.
Сравнивая философию и религию стоит отметить, что они обе нравственные основы людям, дают правила поведения, учат искусству жизни и безбоязненной смерти. Однако религия является догмой- раз и навсегда застывшей в своем существовании, философия же наука диалектическая- она развивается, не стоит на месте.
Главная цель науки- истина, главная цель искусства- красота; философия в сравнении с другими науками, имеет ярко выраженный эстетический характер, то есть чувственный характер, этим она и похожа на искусство, искусство же по сравнению с философией более выборочно, оно в отличии от философии занято поисками не наиболее значимого, а художественно значимого.
Проблемы философии вытекают из ее определения. Тайна- это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь- это тайна, смерть- это тайна, будешь умирать - узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как нам в голову приходит мысль- это тайна. Самой большой тайной является человек и вся его история- это процесс выяснения, что он есть такое. Как только человек это выяснит, история, возможно, закончится. Главную роль в этом выяснении играет философия.
3.Философия зародилась около 2,5 тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Китай, Индия), Греции, Риме. В то время философия была матерью всех наук. Собственно, никаких наук не было, а была одна философия, и первые философы были мудрецами. По мере роста конкретных знаний, науки отпочковывылись от философии и становились самостоятельными (математика, физика, химия, биология и т.д.), этот процесс продолжался до XXв. Что же осталось на долю философии? Остались проклятые вечные вопросы, и среди них самый главный - что такое человек? В чем смысл его существования? Что есть мир и каковы его взаимоотношения между человеком и миром? Каковы возможности познания этого мира? Они вытекают из естественного стремления философии постигнуть окружающий человека мир как единое, раскрыть каковы взаимоотношения между человеком и миром. Это есть вопрос о сущности мира и его важнейших свойствах, о возможности познания этого мира. Эти вопросы неисчерпаемы, поэтому вечны. С другой стороны основной вопрос философии заключается в споре материалистов и идеалистов: что первично - сознание или материя. В зависимости от того, как ученые отвечают на этот вопрос, различают две позиции:

  •  идеализм- позиция, согласно которой мир объясняется исходя из сознания (религия)
  •  материализм- позиция, согласно которой мир объясняется исходя из материи (наука)

Раскрывая основной вопрос философии, следует обратить внимание на социальные функции философии и отметить, что последняя многофункциональна. Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию, где ее задача состоит в том, чтобы сформировать целостную картину мира и человека в нем. Методологическая (поисковая) функция обобщая совокупный познавательный опыт человечества, формулирует исходные правила познания для всего комплекса частных наук. Функция социальной критики означает, что философия есть критика всего сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, мораль и т.д.). Конструктивная функция философии означает ее способность отвечать на вопрос, что должно быть в будущем, прийти на смену старому обществу. Функция отражения (обобщения) культуры предполагает, что философия является стержнем духовной культуры. Она улавливает и формулирует наиболее типичные и значимые идеи и идеалы своего времени.

Античная философия

  •  Периодизация античной философии
    •  От мифа к Логосу
      •  Философия Гераклита и Парменида
        •  Сократ и Платон
        •  Система Аристотеля
        •  Анатомические идеи Демокрита и Эпикура
        •  Школа античности: стоики, циники (киники), скептики

1.Античная философия (Древней Греции и Рима) зародилась в конце VII- начале VIв. до н. э. и просуществовала до Vв.н. э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими особенностями рабовладельческого общества.
Первый период античной философии, называемый эллинским; связан со становлением и развитием греческого классического рабовладения. Место родовой общины заняла гражданская община- полис, город- государство.
Характерные  черты I периода- VII- IVвв. до нашей эры: космологизм, т.е. стремление понять сущность мира, космоса в целом; онтология- центральной стала проблема бытия; теоретико - познавательный оптимизм.
Второй, эллинистическо- римский период, занимает промежуток времени с IIIв. до н.э. по Vв.н.э.; его характерной чертой является то, что главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности.
В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики (учение о бытие), но возврат, обогащенный знаниями субъективного мира личности. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути религиозного постижения мира (влияние Востока, обращение к мистицизму).
2.Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не только универсальным способом объяснения мира а, прежде всего формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нем были слито воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы и эстетические идеалы. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер.
В новых социальных условиях, когда произошло разложение общины, расслоение общества на группы, миф уже не мог выполнять функцию социального регулятора. Эту роль на себя взяла религия. Религия, на первых порах становления, также  как и миф, давала новые знания людям о мире, несла в себе нравственные основы и опыт человеческой жизни, являлась образом социального регулятора, без труда распределяла роли властей и подчиненных. Религия и посей день остается для некоторых основным источником знаний. Однако и она со временем перестала удовлетворять познания людей об окружающем мире, до конца не раскрывала смысл жизни человека. Недостаточно стало и ее существование как социального регулятора. Возникла потребность в системе, которая с одной стороны давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой - базировалась на знаниях, а не на мифах и религии. Следовательно, необходимо было духовное образование, на основе которого давалось достоверное объяснение мира и человека. Таким образованием стала зарождающаяся философия (Логос), исследующая мир в ходе критического преодоления мифологического миропонимания  и полемики с ним. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен.
3.Парменид Элейский жил в конце VI- начале Vв. до н.э. Парменид сделал важнейший шаг в становлении философии. Он впервые выработал философское понятие «бытие» и поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники не задумывались об этом. В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. То, что есть, можно выразить в мысли; то чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, поэтому оно и есть небытие. Бытие- это то, что всегда есть, оно не возникает и не уничтожается, его не может быть больше или меньше, оно не может быть вчера или завтра, оно всегда сейчас.
Бытие- это то, что всегда уже есть, оно может только открыться нам, если мы приложим усилия и если нам повезет попасть в соответствующее состояние.
Внешне очень противоположным Пармениду, но на деле точно так же озабоченным проблемой бытия был философ Гераклит из Эфеса (520- 420гг до н.э.). Он утверждал, что все в мире состоит из огня: «Мир есть, был и будет вечным огнем». Первое знаменитое изречение Гераклита: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Философы трактуют эту фразу как пример изменчивости и текучести всего: бытие, в отличие от парменидовского понимания, это вечное становление. Но что заставляет мир постоянно изменяться? По Гераклиту - борьба противоположностей, которыми все пронизано в мире: борьба доброго и злого, мертвого и живого, все друг с другом воюет. «Война»- это борьба противоположностей, и их единство, из этой борьбы возникает «гармония». Гераклита называли Темным из-за его непонятных на первый взгляд высказываний: «Бессмертные смертны, смертные бессмертны. Люди смертью друг друга живут и жизнью друг друга умирают».
 
Гераклит и не хотел, чтобы его понимали. Он не вел бесед, не давал уроков как другие философы, а записал свои учения в книгу и положил ее в храм Артемиды Эфесской. Мудрый найдет и поймет, а не мудрому и понимать незачем. Он гнушался жить среди переменчивых людей с их переменчивыми заботами. В памяти греков он остался как «плачущий» философ- плачущий о людском ничтожестве.
Зарождающаяся греческая философия, хотя уже влияла на уровень философских проблем, но еще не была философией в собственном смысле слова, а предфилософией. Для нее было характерно наличие многих образов мифологии, неразработанность собственной философской терминологии, отсутствие философской аргументации.
4.Начиная с Сократа  (470-469-399гг. до н.э.) эллинская философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья. Взгляды Сократа излагавшего учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложения его учеников (Платон в частности). Обычно он бродил по улицам Афин, сопровождаемый учениками, вступал в споры со встречными и, как правило, высмеивал их. Самая известная его фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ был настоящим мудрецом, учителем европейской цивилизации. Он не писал философских сочинений, он жил так, как учил. И таких примеров мало в истории мировой философии, мало тех, кто свою жизнь сделал своей философией.
Главная идея Сократа в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия - некие общие понятия: красота вообще, зло вообще, добро, мудрость, совесть, честь. Эти понятия помогают нам разобраться в хаосе повседневной жизни, обнаружить в ней устойчивые закономерности. Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выяснить их сущность. Для него являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Если нет точного определения предмета, то нет и знания о предмете. Мудрость- это как бы образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Сократ  призывал молодых никогда не класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли и идеи. А те люди, над которыми он насмехался, обвинили его в том, что растлевает молодежь, и Сократа приговорили к смерти. К нему приходили друзья, говорили, что наготове стоит корабль, но Сократ остался в тюрьме. «Если я убегу,- считал он,- то все решат, будто все, что я проповедовал, это только болтовня, тот которой я отказался». Так он и умер; выпив чашу с ядом, до самого конца оставался в ясном сознании, беседовал со своими учениками.
Сократ дает яркий пример того, что «невидимые» человеческие качества - добро, зло, добродетель, мужество, честь - на самом деле составляют вторую, подлинную природу человека, представляют собой тот материал, из которого человек строится. И материал этот гораздо более прочный, чем наши кости, мускулатура, все тело человека. Сократ умер давно, но он гораздо живее многих наших современников, поскольку то, что он сделал и сказал, ещё и сегодня живет в нашем сознании, в осознании нами своего места в мире.
Ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.) впервые создал целую философскую систему. Главная часть философии Платона – учение об идеях. Мир имеет три слоя: верхний слой- идеи. Имеются идеи всего: стола, человека, лошади, совести, добра и т.д. Мир идей – это истинный мир, бытие. Мир материи – неистинный мир, не бытие. Мир вещей – это полуистинный мир, смесь бытия и не бытия. Мудрость заключается в том, чтобы во всех вещах и явлениях найти идею, найти общий закон, всем управляющий. С Платона начинается наука как таковая.
Другая часть учения Платона – теория познания. Он считал, что человека ничему научить нельзя, если понимать обучение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Самое важное человек должен вспомнить сам.
Третья часть учения Платона касается государственного устройства. С его точки зрения в идеальном государстве должно быть три класса: философы управляют, стражники охраняют, ремесленники работают.
Главным достижением Платона является то, что он разработал концепцию в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим слышим существует еще мир сверхчувственный – мир идей. От Платона берет начало главное философское направление- идеализм. Философская система Платона характеризуется более широким использованием диалектики. С одной стороны, для Платона диалектика оставалась в сократовской традиции особам способом поиска истины. С другой стороны - он строит собственное понимание Космоса как синтеза ума и необходимости идеи и материи.
5.Аристотель (384-322гг до н.э.), будучи величайшим из учеников Платона, в то же время был не согласен с философской концепцией платонизма. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно - научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, вторую, предметом которой является природа. В центре первой философии стояла проблема бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего. Первая причина формальная, обуславливает «суть бытия», то без чего вещи нет. Вторая - материальная, как то из чего вещь состоит и обладает способностью стать всем (воспринимать любые формы). Третья причина – движущая - способность формы при помощи движения воплощаться в материи. Четвертая причина - целевая, направляющая движение к цели (к своему благу).
Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия. Философское учение о высшем бытии выступает как теология или учение о Боге. Бог Аристотеля - безличностный единственный божественный Ум, является не только источником и причиной движения, но и его целью, обуславливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.
На основе объективной теологии строится у Аристотеля его этика и политика. Нравственность человека понимается им как стремление к благой цели, поэтому дело человека - разумная деятельность и добродетельная жизнь. В «политике», в отличие от Платона, Аристотель не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели - благой жизни.
Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы физики, формальной логики.
6.Учение Демокрита (460- 370 гг. до н.э.) называют атомистическим, в его учении была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение, уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существует. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших невидимых частиц), а небытие как пустоту. Демокрит допустил наличие пустоты между атомами, чтобы объяснить возможность их движения. На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем, например: единство мира, образование разнообразных вещей, причины возникновения и исчезновения вещей и т.д.
Эпикур (341- 270 гг. до н.э.) развивал атомистические идеи своего учителя Демокрита. Он тоже считал, что в мире нет ничего кроме атомов и пустоты, но ввел дополнение. Согласно Эпикуру, атомы в своем движении могут отклоняться от своего пути, поэтому в мире существует случайность, и, следовательно, есть возможность свободы.
Однако Эпикур больше интересен нам своим учением о мудрой жизни. Он считал, что смыслом жизни является наслаждение, которое понималось им весьма скромно. «Нельзя жить сладко,- говорил Эпикур,- не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко». Как бы не были приятны наслаждения тела, но наслаждения души более значительны, ибо душа живет не только настоящим, но и прошлым и будущим.
К концу Vв. до н.э. учение анотомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и пришла к саморазложению.
7.Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться прежде всего к проблемам личной жизни человека: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Эпикуреизм - философское течение, которое провозглашало смыслом жизни наслаждение, счастливую жизнь. Цель же счастливой жизни - в душевном спокойствии (атараксии). Основной принцип «живи незаметно»- уход от общественной деятельности.
Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которого был Зенон (336- 265 гг. до н.э.). Высшей целью человека стоики считали тоже достижение счастливой жизни, но путь к счастью лежит через искоренение страстных чувств, аффектов. Стоики вводят понятие фатум или рока. От необходимого хода вещей, а не от воли человека зависят обстоятельства его жизни. Человек не властен изменить свою судьбу, но властен в своем отношении к ней. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радость, так и невзгоды жизни (бедность, болезни, унижения).
Противоположность взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму. Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знаний. Основатель скептицизма Пиррон (360- 270гг до н.э.) утверждал, что единственный подобающий философу, способ отношения к вещам, может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.
Основные положения скептицизма выступают достаточно отчетливо при ответе на три вопроса:

  •  Что такое вещи? Из чего они состоят?
  •  Как мы должны к ним относиться?
  •  Какую пользу мы можем извлечь из этого нашего отношения?

На первый вопрос, согласно духу пирронизма, нельзя дать определенного ответа. Вещи может быть существуют, а может быть и не существуют. О любом способе познания нельзя сказать определенно и уверенно- то или это.
На второй вопрос скептики отвечают: «Мы должны относиться к вещам как к кажимости (видимости). Так как наше познание природы вещи, идущее от ощущений, весьма неопределенно». Поэтому следует воздерживаться от любых категорических утверждений.
На третий вопрос скептик утверждает, что выгода, польза состоит в невозмутимости и спокойствии, которое и есть счастье.

Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом уходят во внутренний мир личности были характерны не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

 

Другие работы

Каково то доброе дело которое выше и лучше ч...


Мир и радость всем существам Счастья и здоровья всемвсем вам Мир и радость всем существам Счастья и здоровья всемвсем вам НАЗНАЧЕНИЕ СЕАНСОВ ЭНЕР...

Подробнее ...

тематизация. Общие правила документирования


Юридическая сила документа. При каких условиях документ приобретает юридическую силу Характеристика реквизитов дающих документу юридическую силу ...

Подробнее ...

. Решение задачи- Задача 2 Условие задачи- Ма...


Решение задачи: Задача 2 Условие задачи: Маховик вращавшийся с постоянной частотой n0=10 с1 при торможении начал вращаться равнозамедленно. Решен...

Подробнее ...

Початкові відомості про КОМПАС-3D


Зміст підготовки до заняття Вивчити: інтерфейс системи КОМПАС3D; прийоми створення аркуша креслення; можливості керування розміром зображення на...

Подробнее ...