К вершинам мастерства ТГ География ТГ Краеведение Ситникова Наталья Валерьевна МА.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-10-29

сероссийский дистанционный конкурс «К вершинам мастерства»

ТГ «География», ТГ «Краеведение» 

 Ситникова Наталья Валерьевна

МАОУ «СОШ №15»  г.Губаха Пермского края    учитель начальных классов

Конспект урока « Луг – природное сообщество» (4 класс)

Задачи урока:

  •  формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
  •  познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью  и влиянием  человека на луг;
  •  развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  •  развивать творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы;
  •  воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине.

Оборудование:  компьютер, экран, карточки, учебник О.Т.Поглагова «Окружающий мир» 4 класс.

Ход урока.

I. Психологический настрой

           - У меня хорошее настроение, а у вас?

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. (Звучит запись пения птиц)

- Давайте представим, что мы  на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ.

У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

II. Повторение.

- О каком природном сообществе шла речь на прошлом уроке? (о болоте)

Графический диктант.

-  Если утверждение верное, то вы рисуете кружок, если утверждение  неправильное – прямую вертикальную линию.  (Слайд 2)

1. Там, где почва сильно увлажнена стоячей водой, образуются болота.                         

2.  На болотах растут подсолнухи, тюльпаны и лилии.

3. На берегах проживают тюлени, черепахи, моржи.                                 

4. Часто можно встретить гадюку и ужа, цаплю и журавля.

5. Болота служат природными фильтрами для очистки вод.

(Ответ: о, \, \, о, о )

Самопроверка. Возьмите в руки карандаш, ставим + или -. Внимание на экран. Если все плюсы, то 5, если 4 – 4, если 3– 3, если меньше 3 – то 2. Поднимите руки у кого 5, 4. Молодцы!

III. Изучение нового материала.

- Послушайте стихотворение и подумайте, какова  же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду;

Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться,

Вот раскрылся лютик милый,

А на, холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила

Вышел клевер в розовой рубашке.

Учитель: О чём это стихотворение?

Дети: О цветах.

Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов?

Дети: Все эти цветы растут на лугах.

Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели)

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Дети: Луг.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Луг – природное сообщество». (Слайд 3)

Обратите внимание на доску- это план изучения природного сообщества.

(Алгоритм записан на доске)

Название сообщества.

Какие организмы составляют сообщество.

Как связаны между собой организмы в сообществе.

Значение сообщества для человека.

Влияние человека на сообщество.

Охрана сообщества.

1) Ребята, что же такое луг и чем замечателен? Прочитаем в учебнике на с.30- В природе существует два вида луга. Какие? На этот вопрос ответите, прочитав тексты на карточках. (Дети читают на карточке о заливном и цветочном лугах)

- О каких видах луга шла речь? (слайды №4 и 5) 

– Чем они отличаются? На каком луге травы разрастаются быстрее? И почему?

Переходим к следующему пункту плана.

2) Организмы луга.

Игра «Что растёт на лугу»

Давайте вместе выберем, какие растения растут на лугу. (Слайд №6 и 7)

- Что объединяет все эти растения?

Дети: Растут на открытой местности. Любят свет и тепло.

Учитель: На лугу растёт 4 вида растений.  (Слайд № 8, 9, 10 и 11)

Учитель: Есть растения на лугу, которые называются кормовые,

Учитель: Это какие, ребята, как вы думаете?

Дети: Те растения, которые любят и едят животные.

(Слайд 8.)  Мятлик, клевер луговой, мышиный горошек.

Учитель: На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, голубых. Какие вы знаете?      Дети: ромашка, василёк.

(Слайд 9) К ним относятся такие растения, как нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий.

Учитель: Есть на лугу и ядовитые растения. Может вы знаете какие-то из них?

(Слайд 10)  сон-трава, лютик, чистотел, дурман.

Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной (сон-трава, лютик, чистотел, дурман).

Какие еще бывают растения на лугу? (Мы ими пользуемся, когда болеем)

А ещё на лугу есть (слайд 11….) лекарственные растения. Приведите примеры.

VI. Физминутка.

Давайте выйдем все на луг.

как много трав, смотри вокруг!

Вот бабочка вспорхнула

И крыльями взмахнула.

А вот кузнечик скок – скок.

Давай понюхаем цветок.

   А теперь мы… «На лужайке» (звучит музыка)

- Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас.   Загораем.

- Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

- Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

- Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

- Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.

2 продолжение) Продолжаем знакомиться с живыми организмами луга. Животные луга. Учебник с.32.

Учитель: - Какие животные обитают на лугах?

 Игру «Узнай меня».

- Какое животное могло бы о себе так сказать?

  •   «Пою» крыльями, «слушаю» ногами (кузнечик) слайд 12.
  •   Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою,  сяду – землю рою (жук)

- На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. О них рассказать на следующем уроке попрошу Салахова Рому и Гачегову Таню  (Слайд 13)

  •  Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю   (пчела)  (слайд 14)
    •  Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем  стать взрослой (бабочка) слайд 15
    •  Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми  волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба  (шмель)  слайд 16.
    •  

3) Переходим к следующему пункту плана. Взаимосвязь живых организмов луга. Составьте цепь питания, используя карточки (работа в группах).   

Проверка по слайду №17.

Учитель: составив цепи питания, мы убедились, что луг – это природное сообщество и в нём всё взаимосвязано.

4) Значение и влияние человека на сообщество. Учебник с.33.

 Проверка слайды  № 18 – 22

V. Подведение итогов. Рефлексия.

- С каким природным сообществом мы познакомились сегодня на уроке? Слайд 23

- Почему луг называется природным сообществом?

- Интересна ли вам была эта тема?

-Если интересна, то чем?

-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

VI. Домашнее задание на выбор Слайд 24.

1. Работа в тетради на печатной основе с.10 №18, 19, 20.

2. Творческое: подготовить сообщение о жителе луга или растении луга.

Библиографический список и ресурсы Интернет:

1. Верн Ж. «Пять недель на воздушном шаре»,  М., «Дрофа», 2007 г.

2. Головнин В.М. «Путешествие вокруг света», М., «Дрофа, 2007 г.

3. Энциклопедия для детей Аванта ,География ,  т. 3, М., Мир энциклопедий, « Аванта +», 1994

4. Картинки растений и насекомых: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%87%D1%8C&lr=50

Другие работы

Тема 8. Организация трудовых процессов и норм...


Организация труда на предприятии охватывает такие основные направления: Разделение и кооперация труда которое предусматривает научно обоснованно...

Подробнее ...

тема загальнообов~язкових і формально визначе...


Ознаки права: 1. Формальна визначеність права. Поки норма права є загальною і поширюється на всі випадки певної сфери життєдіяльності вона є об?...

Подробнее ...

Пермский национальный исследовательский полит...


Шатилин Насосные станцииСистем водоснабженияи водоотведения Утверждено Редакционноиздательским советом университета в качестве учебнометодическо...

Подробнее ...

тема.В основе развития- способ прва материаль...


структура общва исторически изменяется.Родобособленную общественнопроизводственную группу людейсвязанных кровнородственными связямиоснованную на ...

Подробнее ...