ских факторов которые в своём единстве детерминируют как пове денческий репертуар специалиста в целом.



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

Ситуация профессионального поведения рассматривается нами

как особый феномен, представляющий собой пересечение внешних и

внутренних, социальных и личностных, контекстных и биографиче-

ских факторов, которые в своём единстве детерминируют как пове-

денческий репертуар специалиста в целом, так и проблемы и затруд-

нения, возникающие в его профессиональной деятельности. В этом

смысле ситуация затруднения является одной из разновидностей си-

туации профессионального поведения специалиста. Субъективным

отражением ситуации затруднения является переживаемое специали-

стом напряжение.

Напряжение – состояние определённого психологического дис-

комфорта, которое испытывает специалист, сталкиваясь с противоре-

чием между возникающей в профессиональной деятельности про-

блемой (осознаваемой, неосознаваемой или осознаваемой частично) и

незнанием (или неполным знанием) путей и способов её разрешения.

Анализ и осмысление различных подходов к категории "ситуа-

ция" позволяет нам представить ситуацию профессионального за-

труднения, разрешение которой является целью консультирования,

как взаимодействие специалиста – субъекта деятельности – с профес-

сиональной средой, отражающей объективную реальность, в которой

эта деятельность протекает.

В этом плане ситуация профессионального затруднения имеет

двойственную природу, отражающую контекстно-биографический

подход к сопровождению профессиональной деятельности специали-

ста.

С одной стороны, в рамках контекста профессиональной деятель-

ности ситуация профессионального затруднения может быть рас-

смотрена и как "естественный сегмент социальной жизни, опреде-

ляющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью

деятельности и др." (7), и как система событий, между которыми про-

страивается определенная взаимосвязь, и как выступающий для субъ-

екта сгусток, узел, в котором все отношения, все связи, имеющие ме-

сто в действительности, так или иначе участвуют в организации си-

туации (25).

С другой стороны, рассмотрение ситуации с точки зрения про-

фессиональной биографии специалиста позволяет полагать, что си-

туация является понятием, описывающим субъективную, личностно и

деятельностно определяющую концептуализацию объективных взаи-

модействий специалиста с условиями профессиональной среды.

Переживание ситуации профессионального поведения во многом

опирается на потребностные состояния работников и ожидания, свя-

занные с дальнейшим конструированием его профессиональной био-

графии. Если эти потребностные состояния и ожидания осмыслива-

ются субъектами ситуации, то они приобретают характер мотива

деятельности и способствуют активизации процесса целеполагания, в

ходе которого специалист простраивает определенную иерархию

кратко–, средне– и долгосрочных перспектив своего профессиональ-

ного развития.

При этом эти мотивы можно условно классифицировать на "эгои-

стические" и "альтруистические".

"Эгоистические" мотивы затрагивают те стороны профессио-

нального "Я", которые связаны прежде всего с повышением статусных

позиций, карьерными соображениями, материальными выгодами и т.д.

"Альтруистические" мотивы направлены как на позитивные

преобразования объекта профессиональной деятельности (в педагоги-

ческой деятельности – это ребенок, его интересы, поиск эффективных

технологий воспитания и обучения), так и на улучшение социально-

психологического климата в коллективе, обогащение профессиональ-

ной среды, продуктивное межличностное взаимодействие различных

групп профессионалов.

При этом отношение специалистов к способам разрешения про-

блемных ситуаций и творческой самореализации профессиональной

деятельности может быть разным. Ряд из них рассчитывают главным

образом на собственные силы и внутренние потенции, обращаясь к

помощи консультантов и супервизоров эпизодически, лишь в исклю-

чительных случаях. Другие же, напротив, испытывают постоянную

потребность в помощи извне и рассчитывают на постоянное сопро-

вождение профессиональной деятельности как основной ресурс раз-

решения проблемных ситуаций. Первую группу специалистов можно

назвать профессионалами-интерналами, а вторую – профессионала-

ми-экстерналами.

Как отмечает Л.Н.Анцыферова, "интерналы отличаются высоким

уровнем саморегуляции, позволяющим им контролировать негатив-

ные эмоции, импульсивные действия и блокировать дезинтегрирую-

щие влияния на сознания психотравмирующих воздействий. Для экс-

терналов же характерен низкий уровень саморегуляции - со всеми со-

путствующими ему особенностями.

Кардинальной, имеющей большое социальное значение личност-

ной чертой интерналов является их чувство ответственности за свои

поступки и действия других людей. В отличие от них экстерналы не

считают себя ответственными даже за свои действия, которые они ин-

терпретируют как навязанные извне" (5).

Согласно M.Mikulincer и L.Solomon, главная характеристика экс-

терналов – это отрицание личной ответственности, которая является

общим знаменателем всех внешних атрибуций.

Интерналы, как правило, являются более успешными в профес-

сиональной деятельности, обладая личной ответственностью и верой

в свою способность самостоятельно справляться с проблемными си-

туациями. Интерес в этом плане представляет лонгитюдное исследо-

вание C.R.Anderson, который изучал деятельность бизнесменов, по-

лучивших значительный урон в результате наводнения. Через два с

половиной года оказалось, что интерналы не испытывали острых не-

гативных переживаний по поводу постигшего их несчастья. Они бы-

стро восстановили свои предприятия, и их интернальность еще боль-

ше возросла. Экстерналы же тяжело переживали беду, медленнее на-

лаживали свой бизнес и стали еще более экстернальными.

Несмотря на то, что интерналы являются наиболее продуктивным

и эффективным типом работника, они также могут выступать объек-

том квалифицированной поддержки со стороны более опытных спе-

циалистов. При этом работающие с ними консультанты и супервизо-

ры должны учитывать, что они взаимодействуют с активными, силь-

ными личностями, воспринимающими профессиональные затрудне-

ния как источник вызова, как возможность испытать собственные си-

лы. В данном случае необходимо учитывать способность консульти-

руемых к конструктивному преобразованию проблемной ситуации, к

творческой реконструкции своего профессионального опыта.

Но, несомненно, более пристального внимания требуют профес-

сионалы-экстерналы, которые нередко проявляют профессиональную

беспомощность, стремление уйти от возникающих проблем, замкнуться

в себе, либо опереться на помощь более опытного специалиста.

В повседневной профессиональной деятельности экстерналы ча-

ще, чем интерналы, испытывают состояние психологического дис-

комфорта, выше охарактеризированное нами как напряжение.

Сопровождающее профессиональные затруднения напряжение

может быть связано со стрессогенными ситуациями в трудовой дея-

тельности как интерналов, так и экстерналов.

Другие работы

і. Краще терти мак якщо додати до нього 50 г ...


Краще терти мак якщо додати до нього 50 г цукру. Буряки нарізати соломкою і вкинути у відвар заправити сіллю перцем буряковим квасом додати боро...

Подробнее ...

1315 955 Лек.


2 Лек РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ доц. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ НА ПЛИС доц. ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ВИДЕОТЕХНИКИ доц. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ...

Подробнее ...

. Поняття держави її ознаки та принципи Держа...


Соловйов Поняття держави її ознаки та принципи. Теорії виникнення держави. Типи структура та функції держави. Поняття держави її ознаки та принци...

Подробнее ...

Тема- ~~_____________________________________...


Метою дипломної роботи є розвиток теоретичних і методичних положень економічної безпеки суб?єктів господарської діяльності, а також практичних р...

Подробнее ...