ских факторов которые в своём единстве детерминируют как пове денческий репертуар специалиста в целом.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

Ситуация профессионального поведения рассматривается нами

как особый феномен, представляющий собой пересечение внешних и

внутренних, социальных и личностных, контекстных и биографиче-

ских факторов, которые в своём единстве детерминируют как пове-

денческий репертуар специалиста в целом, так и проблемы и затруд-

нения, возникающие в его профессиональной деятельности. В этом

смысле ситуация затруднения является одной из разновидностей си-

туации профессионального поведения специалиста. Субъективным

отражением ситуации затруднения является переживаемое специали-

стом напряжение.

Напряжение – состояние определённого психологического дис-

комфорта, которое испытывает специалист, сталкиваясь с противоре-

чием между возникающей в профессиональной деятельности про-

блемой (осознаваемой, неосознаваемой или осознаваемой частично) и

незнанием (или неполным знанием) путей и способов её разрешения.

Анализ и осмысление различных подходов к категории "ситуа-

ция" позволяет нам представить ситуацию профессионального за-

труднения, разрешение которой является целью консультирования,

как взаимодействие специалиста – субъекта деятельности – с профес-

сиональной средой, отражающей объективную реальность, в которой

эта деятельность протекает.

В этом плане ситуация профессионального затруднения имеет

двойственную природу, отражающую контекстно-биографический

подход к сопровождению профессиональной деятельности специали-

ста.

С одной стороны, в рамках контекста профессиональной деятель-

ности ситуация профессионального затруднения может быть рас-

смотрена и как "естественный сегмент социальной жизни, опреде-

ляющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью

деятельности и др." (7), и как система событий, между которыми про-

страивается определенная взаимосвязь, и как выступающий для субъ-

екта сгусток, узел, в котором все отношения, все связи, имеющие ме-

сто в действительности, так или иначе участвуют в организации си-

туации (25).

С другой стороны, рассмотрение ситуации с точки зрения про-

фессиональной биографии специалиста позволяет полагать, что си-

туация является понятием, описывающим субъективную, личностно и

деятельностно определяющую концептуализацию объективных взаи-

модействий специалиста с условиями профессиональной среды.

Переживание ситуации профессионального поведения во многом

опирается на потребностные состояния работников и ожидания, свя-

занные с дальнейшим конструированием его профессиональной био-

графии. Если эти потребностные состояния и ожидания осмыслива-

ются субъектами ситуации, то они приобретают характер мотива

деятельности и способствуют активизации процесса целеполагания, в

ходе которого специалист простраивает определенную иерархию

кратко–, средне– и долгосрочных перспектив своего профессиональ-

ного развития.

При этом эти мотивы можно условно классифицировать на "эгои-

стические" и "альтруистические".

"Эгоистические" мотивы затрагивают те стороны профессио-

нального "Я", которые связаны прежде всего с повышением статусных

позиций, карьерными соображениями, материальными выгодами и т.д.

"Альтруистические" мотивы направлены как на позитивные

преобразования объекта профессиональной деятельности (в педагоги-

ческой деятельности – это ребенок, его интересы, поиск эффективных

технологий воспитания и обучения), так и на улучшение социально-

психологического климата в коллективе, обогащение профессиональ-

ной среды, продуктивное межличностное взаимодействие различных

групп профессионалов.

При этом отношение специалистов к способам разрешения про-

блемных ситуаций и творческой самореализации профессиональной

деятельности может быть разным. Ряд из них рассчитывают главным

образом на собственные силы и внутренние потенции, обращаясь к

помощи консультантов и супервизоров эпизодически, лишь в исклю-

чительных случаях. Другие же, напротив, испытывают постоянную

потребность в помощи извне и рассчитывают на постоянное сопро-

вождение профессиональной деятельности как основной ресурс раз-

решения проблемных ситуаций. Первую группу специалистов можно

назвать профессионалами-интерналами, а вторую – профессионала-

ми-экстерналами.

Как отмечает Л.Н.Анцыферова, "интерналы отличаются высоким

уровнем саморегуляции, позволяющим им контролировать негатив-

ные эмоции, импульсивные действия и блокировать дезинтегрирую-

щие влияния на сознания психотравмирующих воздействий. Для экс-

терналов же характерен низкий уровень саморегуляции - со всеми со-

путствующими ему особенностями.

Кардинальной, имеющей большое социальное значение личност-

ной чертой интерналов является их чувство ответственности за свои

поступки и действия других людей. В отличие от них экстерналы не

считают себя ответственными даже за свои действия, которые они ин-

терпретируют как навязанные извне" (5).

Согласно M.Mikulincer и L.Solomon, главная характеристика экс-

терналов – это отрицание личной ответственности, которая является

общим знаменателем всех внешних атрибуций.

Интерналы, как правило, являются более успешными в профес-

сиональной деятельности, обладая личной ответственностью и верой

в свою способность самостоятельно справляться с проблемными си-

туациями. Интерес в этом плане представляет лонгитюдное исследо-

вание C.R.Anderson, который изучал деятельность бизнесменов, по-

лучивших значительный урон в результате наводнения. Через два с

половиной года оказалось, что интерналы не испытывали острых не-

гативных переживаний по поводу постигшего их несчастья. Они бы-

стро восстановили свои предприятия, и их интернальность еще боль-

ше возросла. Экстерналы же тяжело переживали беду, медленнее на-

лаживали свой бизнес и стали еще более экстернальными.

Несмотря на то, что интерналы являются наиболее продуктивным

и эффективным типом работника, они также могут выступать объек-

том квалифицированной поддержки со стороны более опытных спе-

циалистов. При этом работающие с ними консультанты и супервизо-

ры должны учитывать, что они взаимодействуют с активными, силь-

ными личностями, воспринимающими профессиональные затрудне-

ния как источник вызова, как возможность испытать собственные си-

лы. В данном случае необходимо учитывать способность консульти-

руемых к конструктивному преобразованию проблемной ситуации, к

творческой реконструкции своего профессионального опыта.

Но, несомненно, более пристального внимания требуют профес-

сионалы-экстерналы, которые нередко проявляют профессиональную

беспомощность, стремление уйти от возникающих проблем, замкнуться

в себе, либо опереться на помощь более опытного специалиста.

В повседневной профессиональной деятельности экстерналы ча-

ще, чем интерналы, испытывают состояние психологического дис-

комфорта, выше охарактеризированное нами как напряжение.

Сопровождающее профессиональные затруднения напряжение

может быть связано со стрессогенными ситуациями в трудовой дея-

тельности как интерналов, так и экстерналов.

Другие работы

Боси легани пришел я в сад мой В последние го...


В этот день 64 года назад в 5710 1950 году душа шестого Любавичского Ребе рабби ЙосефаИцхока Шнеерсона покинула этот мир и в этот же день ровно ...

Подробнее ...

03.2002 Зареєстровано в Міністерстві м.


за N 313 6601 Про затвердження Правил розгляду заявки на промисловий зразок Відповідно до Закону України Про охорону прав на промислові зразки Н...

Подробнее ...

Об организации и проведении XXII Олимпийских ...


Понятие и содержание права собственности на землю. Субъекты и объекты права собственности на землю. Формы и виды земельной собственности.

Подробнее ...

тематизировать документы как оформлять их в д...


Какие документы необходимо сохранять какие можно уничтожить и как выполняется эта работа Как систематизировать документы как оформлять их в дела...

Подробнее ...