Введение.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

                                                

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Общая характеристика налогового правонарушения…………………5

§1 Понятие и признаки налогового правонарушения…………………………..5

§ 2 Элементы состава налогового правонарушения……………………………8

§ 3 Виды налоговых правонарушений…………………………………………14

Глава 2 Общие условия и порядок применения налоговой ответственности.20

§ 1 Общие условия привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах……………………………………….….20

§ 2 Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и смягчающие и отягчающие ответственность………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы

Введение 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме.

Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны.

Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства. Однако если учитывать, что налоги - основной доходный источник бюджетов всех уровней, то налоговые правонарушения ущемляют права бюджетополучателей на получение бюджетного финансирования. Таким образом, от налоговых правонарушений страдают пенсионеры, инвалиды, студенты, работники бюджетной сферы.

Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще, ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения.

Связанная с налоговыми нарушениями судебная практика неоднозначна, а порой и противоречива. Это, с одной стороны, объясняется периодическим изменением налогового законодательства, введением новых налоговых платежей, но с другой - требует внимательного анализа как этих изменений, так и самого института права, обеспечивающего правомерное поведение всех участников налоговых правоотношений, пресечения налоговых правонарушений и применения к нарушителям мер правового воздействия.

Целью курсовой работы является изучение действующего законодательства о налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- определить понятие, сущность, виды налоговых правонарушений;

- рассмотреть примеры налоговых правонарушений, ответственность за их совершение.

    Глава 1 Общая характеристика налогового правонарушения

        §1 Понятие и признаки налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Признаки налогового правонарушения:

1) противоправность предполагает собой совершение налогоплательщиком деяния вопреки прямому запрету, установленному законом. Совершение действий, прямо не противоречащих законодательству, даже если при этом наносятся убытки бюджету (например, налоговая оптимизация, проводимая в рамках законных возможностей), правонарушением быть признано не может;

2) виновность. Наложение определенных налоговых санкций влечет только виновное совершение наказуемого деяния. Вина правонарушителя может быть представлена в двух основных формах: умысел и неосторожность. Отсутствие вины является безусловным основанием для принятия решения об отсутствии самого правонарушения. Так, несвоевременное представление налоговой декларации в связи с болезнью должностного лица, в обязанности которого входит составление и сдача бухгалтерской отчетности в налоговые органы, не повлечет привлечение к налоговой ответственности;

3) наказуемость. Ответственность за налоговое правонарушение установлена НК РФ. Таким образом, санкции могут быть применены строго в размерах, закрепленных в этом нормативно-правовом акте.2

Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности. Например, перерегистрация налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации налогообложения не поощряются государством, но и налоговым правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве налогового правонарушения по аналогии также не допускается.

Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Субъективное вменение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи), не допускается. Например, руководитель и главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность - до реального воплощения незаконной идеи на практике - не влечет привлечение к ответственности.

Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного признака налогового правонарушения. Такое положение, видимо, связано с преобладанием в налоговом праве формальных составов, ответственность за совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.

Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций.

Виновность выражается в психически волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения.

Нормативно закреплены две формы вины - умысел и неосторожность. Умысел (dolus - по лат.) предполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Неосторожность (culpa - по лат.) представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Как видим, Налоговым кодексом Российской Федерации не выделяет в качестве разновидности неосторожной вины самонадеянность, сущность которой состоит в том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Значительные сложности вызывает определение вины коллективных субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку организация не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные концепции виновности юридического лица, которые можно условно сгруппировать в два блока:

  1.  концепция вины в объективном смысле, когда виновность организации выводится непосредственно из ее противоправного поведения, то есть за основу берется объективная сторона правонарушения, и организация признается виновной исходя из ее фактических действий (бездействия) как деликтоспособного субъекта права по совершению правонарушения;
  2.  концепция вины в субъективном смысле, когда виновность организации определяется исходя из виновности ее уполномоченных представителей.

Проблема в том, что разнообразие этих концепций перенесено в действующее законодательство, которое не содержит общего, унифицированного определения вины коллективных субъектов.

Виновность организации согласно Налоговому кодексу Российской Федерации определяется на базе субъективно-правового подхода, то есть через виновность ее должностных лиц либо представителей. Таким образом, в налоговом законодательстве нашла отражение концепция, согласно которой определить собственную волю организации, отличную от сознания и воли ее работников, практически невозможно; цели юридического лица реализуются волевыми решениями его работников; правонарушение организации обусловливается правонарушениями его должностных лиц, а вина организации выявляется через психическое отношение последних к совершенному правонарушению.

           

            § 2 Элементы состава налогового правонарушения

Таким образом, состав налогового правонарушения представляет собой законодательно построенную юридическую модель типичных признаков виновного противоправного деяния, нарушающего законодательство о налогах и сборах, и за которое НК РФ установлены меры ответственности.

Состав налогового правонарушения следует рассматривать в 1 качестве системы объективных и субъективных факторов (признаков), совокупность которых необходима и достаточна для признания физического лица или организации совершившими  нарушение налогового законодательства.

Состав налогового правонарушения является критерием достоверной квалификации совершенного деяния и, следовательно, обоснованного применения налоговой санкции. Одновременно состав налогового правонарушения имеет важное значение для обеспечения прав человека и гражданина, а также соблюдения принципа законности привлечения к налоговой ответственности. Наличие в противоправном деянии совокупности объективных и субъективных признаков является единственным юридическим основанием для привлечения лица к ответственности, поэтому при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава налогового правонарушения квалификация содеянного в качестве налогового правонарушения исключается.3

Основанием привлечения к налоговой ответственности является налоговое правонарушение.

Опираясь на это определение налогового правонарушения подробно охарактеризуем все элементы состава налогового правонарушения.

Налоги - необходимое условие существования государства. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, в конституционной обязанности налогоплательщиков платить налоги воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому законодательство о налогах и сборах, охраняя интересы государства в области взимания налогов с целью финансового обеспечения своей деятельности, защищает и интересы общества в целом. Все налоговые правонарушения, таким образом, посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества.

Итак, общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.

При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.

Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними.

Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия - неисполнения предписываемых законом обязанностей - например, неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом. Для квалификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены - действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.

Не рассматривается как налоговое правонарушение деяние физического лица, содержащее признаки состава преступления, то есть деяния, предусмотренного уголовным законодательством. В таком случае к виновному лицу применяются меры ответственности, установленные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его и подлежащим налоговой ответственности, может быть как физическое лицо, так и организация.

Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий (например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия - неисполнения предписываемых законом обязанностей, т. е. неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом). Для квалификации некоторых налоговых правонарушений не имеет решающего значения, в какой форме они совершены - действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций (ст. 120 НК РФ).4

Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налогового правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста и является вменяемым.

Физическое лицо признается невменяемым, если в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, находилось в состоянии, при котором не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Доказательством такого психического состояния лица служат медицинские документы, которые по смыслу, содержанию и дате должны относиться к тому периоду времени, в котором совершено налоговое правонарушение.

К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

В качестве субъекта отдельных налоговых правонарушений могут выступать только те физические лица, которые имеют налоговый статус индивидуального предпринимателя. Так, не привлекаются к ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также не являющиеся частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами.

Российские организации - это все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России.

Они признаются субъектами налоговых правонарушений независимо от их организационно - правовых форм. Филиалы, представительства, другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку согласно Налоговому кодексу Российской Федерации не являются организациями.

Иностранные организации - это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Все они могут являться субъектом налогового правонарушения, совершенного на территории России.

Налоговый кодекс Российской Федерации не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера. Однако при наличии в действиях (бездействии) должностных лиц признаков административного правонарушения или преступления они подлежат соответствующей ответственности независимо от привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вина субъекта, как указывалось ранее, является обязательным элементом состава любого правонарушения, в том числе и налогового.

Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет две формы вины правонарушителя - умысел и неосторожность.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния.

Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего деяния либо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

Как видим, закон устанавливает обязанность лица осознавать противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в данном случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением норм налогового законодательства. Напротив, он ошибочно полагает их правомерными, не противоречащими закону. Субъект не только не стремится к вредным последствиям, он вообще не думает о возможности их наступления. Однако закон исходит из того, что ему надлежит действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение, при принятии решения учитывать возможные последствия своих действий (бездействия)5.

Однако большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без указания на какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для квалификации налогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно умышленно или неосторожно. Так, налогоплательщик может не подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе по разным причинам:

- знает об этой обязанности и не желает попадать в поле зрения налоговых органов, чтобы в будущем не платить налоги;

- знает об этой обязанности, но игнорирует ее, считает несущественной, не имеющей значения, пока он не ведет предпринимательской деятельности;

- вообще не знает о существовании у него этой обязанности.

Несмотря на различное отношение налогоплательщика к своему бездействию, в данной ситуации оно в любом случае подпадает под признаки состава правонарушения.

                     § 3 Виды налоговых правонарушений

Налоговые правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:

нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи учетом в налоговых органах (ст.116-118 НК РФ);

нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст.119-120 НК РФ);

нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст.122, 123 НК РФ);

нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования (ст.125-126, 128-129 НК РФ).

К налоговым правонарушениям первой группы в первую очередь относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учёт, таким как: нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счёта в банке.

К налоговым правонарушениям второй группы, прежде всего, относится непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта, грубое нарушение организацией правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения.

К третьей группе налоговых правонарушений относится неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов.

Наконец, к четвертой группе налоговых правонарушений относятся те из них, которые связаны с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования: несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.

Помимо собственно налоговых правонарушений выделяются и их разновидности - нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Основная их отличительная особенность заключается в том, что субъектами правонарушений являются исключительно банки, а объективная сторона выражается в неисполнении ими отдельных публичных обязанностей по содействию органам налогового администрирования.

В свою очередь все эти нарушения законодательства о налогах и сборах по характеру и содержанию противоправных деяний также условно можно подразделить на три группы:

нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст.132 НК РФ);

нарушения банками обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений налоговых органов, принятых в отношении счетов налогоплательщиков (ст.133-135 НК РФ);

нарушения банками обязанностей по предоставлению сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков (ст.135 НК РФ).

По субъектному составу налоговые правонарушения можно классифицировать на следующие виды:

налоговые правонарушения, совершаемые только физическими лицами: ответственность свидетеля (ст.128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, даче заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст.129 НК РФ);

налоговые правонарушения, совершаемые только организациями: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ);

налоговые правонарушения, совершаемые как физическими лицами, так и организациями: нарушение срока постановки на учет (ст.116 НК РФ), уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ), нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ), непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ), неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.129.1 НК РФ).

В зависимости от статуса субъекта, совершившего налоговое правонарушение, можно выделить:

налоговые правонарушения, совершаемые только налогоплательщиками: нарушение срока постановки на учет (ст.116 НК РФ), уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ), нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ), непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ);

налоговые правонарушения, совершаемые только налоговыми агентами: невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ);

налоговые правонарушения, совершаемые иными обязанными лицами: непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ), ответственность свидетеля (ст.128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, даче заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст.129 НК РФ), неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.129.1 НК РФ).

"В зависимости от внешнего выражения противоправного деяния, а именно, в зависимости от наличия действий или бездействия в объективной стороне налогового правонарушения, можно выделить:

налоговые правонарушения, совершаемые в результате действия;

налоговые правонарушения, совершаемые в результате бездействия;

налоговые правонарушения, совершаемые в результате совокупности действий и бездействия6".

В зависимости от того, учитываются ли привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах того или иного лица последствия совершенного им правонарушения, последние подразделения на материальные и формальные.

За налоговые правонарушения с материальным составом ответственность может наступить только при наличии негативных последствий, возникающих в результате деяния правонарушителя. Именно поэтому при квалификации налогового правонарушения с материальным составом, необходимо установить причинную связь между деянием и наступлением негативных общественно вредных последствий. При отсутствии причинной связи между деянием и последствиями привлечение лица к ответственности не представляется возможным.

К налоговым правонарушениям с материальным составом можно отнести: уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ); непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы (п.3 ст.120 НК РФ); неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122 НК РФ); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ).

К налоговым правонарушениям с формальным составом можно отнести: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ); нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, не повлекшее занижение налоговой базы (п.1, п.2 ст.120 НК РФ); несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ); непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ); ответственность свидетеля (ст.128 НК РФ); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, даче заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст.129 НК РФ); неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.129.1 НК РФ).

          

     Глава 2 Общие условия и порядок применения налоговой

                                               ответственности

§ 1 Общие условия привлечения к ответственности за нарушение

                         законодательства о налогах и сборах

В настоящее время нормы российского уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за совершение налоговых преступлений, имеют во многом бланкетный характер - они опираются на нормативные предписания других отраслей законодательства, прежде всего налогового права. По этой причине дальнейшее истолкование и применение этих норм возможно только в системной совокупности с нормами законодательства о налогах и сборах.7

В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, что имеет большое значение при рассмотрении дела о налоговом правонарушении, совершенном физическими лицами.

Так, статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации установлено следующее:

- никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации;

- никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

- каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу решением суда;

- налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы;

- неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика, при этом налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчисления и уплаты налога.8

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.д.

В отношении субъектов правонарушения налоговый кодекс предусматривает возраст, с которого может наступить ответственность. Так, физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-тилетнего возраста (возраст аналогичен общему основному возрасту, когда наступает административная ответственность).

Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает только в том случае, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовного кодекса РФ. Законодатель говорит не о привлечении к уголовной ответственности, а лишь о наличии признаков состава преступления. Таким образом, если было возбуждено уголовное дело, но на каком-то этапе прекращено, то налоговая ответственность, которая при этом отодвинута, выступает на первый план, т.е. отказ от привлечения к уголовной ответственности не означает отказа от налоговой ответственности.

Согласно пункта 4 статьи 107 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

При решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц суды исходят из того, что одно и тоже правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющиеся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.

Последнее наиважнейшее положение, закрепленное в налоговом кодексе РФ, - это презумпция невиновности налогоплательщика. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершение налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушении и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. А неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 1 ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая должна быть направлена в том числе на предотвращение повторного совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.9

  §2 Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и

                 смягчающие и отягчающие ответственность

Любое противоправное деяние влечет за собой юридическую ответственность. Однако законодательством оговариваются такие обстоятельства, при наступлении которых ответственность исключается.

Законодатель в налоговом кодексе РФ определяет ряд таких условий, разделяя их следующие группы.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств

Т.е. независящие от воли и действий налогоплательщика события чрезвычайного характера. Такие обстоятельства, как правило, всегда широко известны всем. Тем не менее налогоплательщик должен позаботиться о том, чтобы поставить налоговый орган и суд в известность о наличии таких обстоятельств в период совершения им правонарушения, а так же предоставить соответствующие доказательства тому.

2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния

Указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение. Обязанность доказывания существования подобных обстоятельств возлагается на налогоплательщика (такими документами, например, могут быть справки, заключения и иные свидетельства, выданные медицинскими учреждениями).

3. Выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

Эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты их издания.

К письменным разъяснениям по вопросам применения законодательства о налогах и сборах следует относить как письменные разъяснения, данные руководителем налогового органа, его заместителем, так и разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а так же иных уполномоченных на то должностных лиц. Причем не имеет значения, адресовано такое письменное разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, хотя факт совершения им налогового правонарушения считается установленным.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, НК РФ называет:

1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

Обстоятельства, с которыми налоговое законодательство связывает смягчение налоговой ответственности, должны носить личностный характер, т.е. быть неразрывно связанными с личностью.

При доказывания наличия смягчающего характера обстоятельств, вследствие которых совершалось правонарушение, необходимо устанавливать причинно-следственную связь между указанными обстоятельствами и фактом правонарушения. Именно эти обстоятельства должны служить причиной совершения правонарушения, а само правонарушение – быть их следствием.

В качестве единственного обстоятельства, отягчающего ответственность, НК РФ установил совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. По истечении этого периода времени в случае совершения данным налогоплательщиком вновь аналогичного правонарушения он не считается ранее привлекаемым к налоговой ответственности.

Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и учитываются при наложении санкций за налоговые правонарушения судом или налоговым органом. Это означает, первоначальным является факт установления налогового правонарушения, затем следует установление наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. После чего принимается решение о наложении налоговой санкции на налогоплательщика с учетом данных обстоятельств.

Статья 114 НК РФ предусматривает правила определения размера негативных последствий правонарушения, совершенного налогоплательщиком, в зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, влияющих на размер санкции, применяемой к налогоплательщику.

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 %.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Если суд при рассмотрении налогового спора установит наличие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих вину налогоплательщика, ему следует установить размер ответственности с учетом как тех, так и других обстоятельств.


Заключение

Уплата налогов играет для России как для любого государства существенную роль, так как из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми правонарушениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства.

К настоящему времени в Российской Федерации сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития. Очевидно, что от того, насколько правильно построена система налогообложения, от юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций.

Под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

Классификация налоговых правонарушений может проводиться по различным основаниям. Единой классификации не существует. В зависимости от характера деяния правонарушения делятся на административные, финансовые, уголовные. Противоправность – один из обязательных элементов налогового правонарушения. В зависимости от этого выделяются несколько групп налоговых правонарушений. Кроме того, существуют и другие основания для классификации. Это является одной из проблем - дублирование аналогичных правонарушений в разных кодексах недопустимо.

Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Список используемой литературы

1. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность // Финансовое право. 2007. № 5.

2. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2004.-320с.

3. Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики // Хозяйство и право. 2001. №3

4. Брызгалин А.В. Виды налоговых правонарушений. Теория и практика применения. – М.: Налоги и финансовое право. 2004.-304 с.

5. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. – М.: Статус-Кво, 2004.-48с.

6. Карпочев И. Ответственность за налоговые преступления // законность. – М., 2003, №1

7. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. – М.: ЮрИнфоР, 2001.-366с.

8. Лермонтов Ю.М. Ответственность за налоговые правонарушения/ Ю.М.Лермонтов. – М.: Гросс Медиа, 2006.-128с.

9.Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2001.-640с.

10. Налоговое право России: учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н. проф. Ю.А.Крохина. 2-е изд. перераб.- М.: Норма, 2004.-720с.

11. Пантюшков О.В. Налоговое правонарушение и налоговая ответственность // Налоговые споры: теория и практика. 2007. №5

12. Сальникова Л.В., Еналеева И.Д. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ. 2006.- 314с.

2 Сальникова Л.В., Еналеева И.Д., Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2006. С.104

3 Налоговое право России: Учебник для вузов/ Отв. ред. д. ю. н. проф. Ю.А.Крохина. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2004.с367.

4 В.С. Белых, Д.В. Винницкий. Налоговое право России. Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2004. С.282.

5 Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность // Финансовое право. 2007. № 5.

6 Кучеров И.И. Налоговое право России.: Курс лекций.- М.: 2001- с. 81.

7 Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. – М.: Статус-Кво, 2004, с.4.

8 Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2011.

9 Пантюшков О.В. Налоговое правонарушение и налоговая ответственность// Налоговые споры: теория и практика. 2007. №5

Другие работы

это простые и необходимые каждому знания кото...


В крайних ситуациях следует обратить особое внимание прежде всего на: 1 проходимость дыхательных путей пострадавшего и способность к самостоятел...

Подробнее ...

Тема дипломной работы вариант Специальность 1...


Система обеспечения информационной безопасности защиты информации хозяйствующего субъекта ее анализ и выработка рекомендаций предложений по даль...

Подробнее ...

Пиво ~ первая доза наркомана.


На практике мы видим итоги образования: открывая новое предприятие человек отбрасывает всё то чему его учили как неадекватную жизни теорию и дей...

Подробнее ...

это затраты предприятия на ее производство и ...


Производственная себестоимость включает производственные затраты всех цехов занятых изготовлением продукции и расходы по общему управлению предп...

Подробнее ...