Российский государственный профессиональнопедагогический университет Социальный институт Кафедра ф



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности

4862

Задания к контрольным работам

И методические указания для их выполнения

По дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(ГОС-2000)

Для студентов заочной формы обучения

Специальности 05050165 Профессиональное обучение (030500)

Екатеринбург 2007

Задания к контрольным работам и методические указания для их выполнения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (ГОС - 2000). Екатеринбург, 20007. 31 с.

Составители: канд. биол. наук, профессор В.А. Козловский, канд.  мед. наук, доцент О.Л. Упоров.

Одобрены   на   заседании   кафедры   физиологии и безопасности жизнедеятельности от 31 мая 2007 г.

Рекомендованы  к  печати  методической  комиссией   Социального института РГППУ

Председатель методической комиссии СоИн РГППУ

СП. Миронова

 

Введение

Выполнение контрольных заданий является обязательным условием допуска к зачету (экзамену) студентов заочной формы обучения всех специализаций.

Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Безопасность жизнедеятельности» и отражают его наиболее актуальные проблемы. Для выполнения работы представлены развернутые планы по предлагаемым темам.

Педагог профессионального обучения должен иметь четкое представление о санитарно-гигиенических требованиях к естественному и искусственному освещению в учебных классах и мастерских (на базовом предприятии), о состоянии вентиляционных систем, запыленности и загазованности воздуха помещений. Знать санитарно-гигиенические требования к организации обучения в учебных заведениях; гигиеническую характеристику условий труда; закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере; влияние метеорологических условий и других физических, химических, биологических и психофизиологических факторов на здоровье учащихся. Иметь комплексное представление о производственном травматизме и заболеваемости с временной потерей трудоспособности, общей и профессиональной заболеваемости; способности человека переносить воздействия опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях. Кроме того, педагог должен быть вооружен знаниями и практическими навыками, необходимыми для освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения, организации рациональных условий труда и борьбы с утомлением.

3


Содержание работы

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Задания для контрольной работы содержат два вопроса из какого-либо раздела курса «Безопасность жизнедеятельности». Один из вопросов контрольного задания выполняется студентами в форме реферата. Второй представлен в виде краткого тестового задания, на решение ситуационной задачи или в форме программированного контроля знаний студентов.

Слово «реферат» имеет латинские корни, происходит от referre -«докладывать, сообщать» и представляет собой краткое изложение в письменном виде (или в форме публичного выступления) содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему, освещающее ее на основе обзора литературных и других источников.

Реферат должен отличаться небольшим объемом и наиболее полно отражать основное содержание рассматриваемого вопроса. Сущность и назначение реферата заключается в изложении основного содержания источника, в передаче новой, проблемной информации, имеющейся в научной литературе. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно используя другие источники, в том числе научные периодические издания. Реферат должен иметь план, в соответствии с которым и должен излагаться материал по исследуемому вопросу. На все используемые цитаты, нормативные документы и другие источники должны быть ссылки, которые могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке используемой литературы.

4

 Реферат (первая часть задания) должен отражать следующую схему

  1.  План реферата с указанием страниц в тексте.
  2.  Введение, содержащее обоснование актуальности темы; вопросы, которые студент раскрывает; цели и задачи реферата. 
  3.  Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).
  4.  Основная часть, раскрывающая содержание темы: обоснование физиолого-гигиенических явлений и процессов, факторов и условий, а также анализ путей и способов решения задач, поставленных в работе.
  5.  Заключение, представляющее собой резюме и краткие выводы по изложенному материалу.
  6.  Список     используемой     литературы,     составленный     по общепринятым   правилам   описания   источников   (автор   с   указанием     инициалов, название источника, издательство, год издания и количество страниц).

Вторая часть задания (тест) выполняется на отдельном листке и представляет собой полный ответ на задания и решение поставленной задачи (или изложение ответов на поставленные вопросы). Соответствующий номер теста, необходимый для выполнения того или иного задания, указывается в первой части задания.

i

Оформление контрольного задания

При выполнении контрольной работы целесообразно придерживаться следующего плана.

Студенту необходимо изучить теоретические аспекты задания по данным    литературы,     ознакомиться     с     фактическим     материалом,

5


имеющимся в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия). Эти фактические данные необходимо сопоставить с требованиями санитарно-технической документации (СНиП, СН, СанПиН, ГОСТ, ОСТ, различные указания и др.). На основании вышеизложенного оценить условия труда на изучаемом объекте, сделать выводы и дать практические рекомендации по оптимизации параметров производственной среды.

В случае невозможности воспользоваться результатами санитарно-  гигиенических   исследований   конкретного   предприятия   (учреждения) студент осуществляет теоретическую разработку в виде реферата по литературным источникам.

Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен вариант, отпечатанный на принтере. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки разборчивым, почерком. Объем работы в пределах 8-12 страниц рукописного текста и зависит от полноты раскрытия каждого вопроса, ответы на который должны быть исчерпывающими.

 Варианты заданий для контрольной работы

Тема I. Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия жизнедеятельности

Вариант 1. Основные физиолого-гигиенические характеристики трудовой деятельности и оценка степени функционального напряжения организма при труде (Тест № 8).

Вариант 2. Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности (Тест № 2).

Вариант 3. Эргономические вопросы научной организации труда (Тест № 9).

Вариант 4. Рациональная организация учебно-производственного процесса (Тест № 4).

Вариант 5. Учебно-производственные факторы и организм подростка (Тест № 10).

Тема II. Факторы производственной среды и их влияние на организм

Вариант 1. Влияние метеорологических условий на здоровье учащихся (работающих) (Тест № 1).

В случае если задание выполняется с использованием фактического материала, имеющегося в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то основная часть, раскрывающая содержание темы, может быть представлена по следующему примерному плану:

  1.  Наименование предприятия (учебного заведения).
  2.  Название цеха.
  3.  Название детальной профессии.
  4.  

  1.  

6

 7


4. Описание выполняемых операций работающими.

  1.  Метеорологические условия на рабочем месте: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения. Охлаждающаяся сила воздуха, колебания метеорологических факторов во времени и пространстве.
  2.  Источники изменения метеорологических условий (температуры, влажности, теплового излучения), их число и расположение.

7. Положение   рабочего   места   по   отношению   к   источникам   '
изменения метеорологических условий.

8. Характер теплового облучения: общее (местное), облучающиеся
участки тела рабочего, частота и длительность облучения (разовая, общая

за смену).

9. Режим труда рабочего и  длительность перерывов в работе,

метеорологические условия на месте отдыха.

10. Положение тела рабочего при работе, физическое напряжение.

11. Условия   проветривания   рабочей   зоны    (общая,    местная,

приточная, вытяжная вентиляция).

12. Расположение  рабочего  места  по  отношению  к  приточной
установке; температура и скорость подаваемого воздуха.

13. Индивидуальные   защитные   приспособления,   применяемые

рабочими.

14. Физиологическое состояние рабочего во время работы и после
кратковременного перерыва: а) его субъективные ощущения; б) частота

дыхания; в)   частота   пульса;   г)   температура   кожи;    д)   интенсивность потоотделения.

15. Возможность применения гидропроцедур во время работы (наличие душевой установки в самом цехе или в помещениях, непосредственно связанных с ним).

 

  1.  Возможность обогревания рабочих в холодную погоду (наличие соответствующего помещения, расстояние от него до рабочего места).
  2.  Организация снабжения рабочих питьевой водой в цехе.

18. Оценка метеорологических условий на основе санитарного
законодательства по данным исследований метеорологических условий.

Для более полной характеристики микроклиматических условий можно привести количественные данные анализа случая простудных заболеваний в текущем году.

19. Причины неудовлетворительного состояния метеорологических

условий.

20. Предложения по оздоровлению условий труда.

Провести опрос учащихся или рабочих (не менее 50 чел.) об их тепловом самочувствии (см. табл.1), занести результаты в таблицу, сделать вывод.

Оценка теплового самочувствия учащихся (рабочих)

Таблица 1

Тепловое

самочувствие/

Временной

промежуток

Нормальные тепловые ощущения

Тепло или прохладно

Жарко или холодно

Очень жарко,

или очень

холодно

До работы

В середине работы

После работы

Вариант 2. Санитарно-гигиеническая оценка состояния производственного освещения (Тест № 3).

Педагог должен уметь оценить состояние освещения в учебных классах и мастерских. Качественную и количественную характеристику освещения необходимо проводить на основе существующих нормативов.

8

 9


При выполнении основной части контрольной работы целесообразно придерживаться следующего плана.

  1.  Краткое   описание   производственного   процесса   и   характер    ' загрязнения воздушной среды помещения.
  2.  Размещение рабочих мест: симметричное, беспорядочное, переменное.

3. Размер помещения (длина, ширина, высота, площадь).

4. Потолок: форма, окраска, степень загрязнения, коэффициент
отражения.

  1.  Стены: окраска, степень загрязнения, коэффициент отражения.
  2.  Влажность воздуха: наличие капели, пара, тумана.'
  3.  Характеристика отдельных рабочих мест:

7.1. работа, выполняемая учащимися;

7.2. рабочая   поверхность   (площадь,   помещение,   подвижность, форма, высота, материал, окраска);

  1.  детали (минимальные размеры, цвет, коэффициент отражения, материал);
  2.  положение тела рабочего, расстояние рабочей поверхности от глаз.

  1.  Наличие стробоскопического эффекта.
  2.  Система освещения. Источники света.

10. Характеристика светильников:

  1.  тип светильников общего освещения, их название, число, мощность ламп;
  2.  размещение светильников общего освещения, расстояние между ними и стеной, высота подвеса над полом и над рабочей поверхностью.

 

  1.  Характеристика светильников местного освещения: способ крепления, арматура, мощность ламп.
  2.  Аварийное освещение (размещение светильников, их число, способ питания, мощность ламп).

13. Состояние осветительных устройств, уход за ними
(периодичность чистки, смена ламп и др.).

Вариант 3. Санитарно-гигиенические нормы, правила и требования при работе в условиях запыленности (Тест № 1).

В случае, если задание выполняется с использованием фактического материала, имеющегося в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то основная часть, раскрывающая содержание темы, может быть представлена по следующему примерному плану.

  1.  Название предприятия, цеха, отделения.
  2.  Название детальной профессии.

3. Характеристика производственного процесса на предприятии и
трудовых операций рабочих.

  1.  Источники образования пыли, их количество, расположение в цехе и по отношению к рабочему месту.
  2.  Характер пылеобразования (струя, облако и т. д.).
  3.  Направление пылевой струи (на рабочего, от него).
  4.  Наличие увлажнения материалов пыли.
  5.  Степень механизации процесса.

9. Наличие местной вытяжной вентиляции (ее устройство и
эффективность).

10. Положение рабочего по отношению к источнику
пылеобразования, частота и длительность пребывания в зоне опыления.

10

 11


11. Характеристика других мест пребывания с точки зрения
запыленности воздуха.

  1.  Индивидуальная защита а) глаз, б) органов дыхания, в) кожи.
  2.  Температура и влажность воздуха в местах пребывания рабочего.
  3.  Характеристика пылевого фактора: состав пыли, ее дисперсность, количество пыли в воздухе.
  4.  Предложения по оздоровлению условий труда.

Вариант 4. Санитарно-гигиеническая характеристика состояния вентиляционной системы в мастерских учреждений начального профессионального образования (НПО) или на базовом предприятии (Тест № 4).

Для изучения состояния вентиляционной установки должно быть произведено ее описание, дана оценка функционирования отдельных элементов вентиляционного устройства, охарактеризованы санитарные условия труда. При выполнении контрольной работы целесообразно придерживаться следующей схемы.

  1.  Краткое описание производственного процесса и рабочего помещения (объем помещения, количество учащихся).
  2.  Характеристика основной вредности, изменяющей состояние воздушной среды. Характер выделений (постоянный или периодический, локализированный или рассеянный).
  3.  Система вентиляции (общеобменная или местная; приточная, вытяжная, рециркуляционная).

  1.  Техническая характеристика вентиляционного устройства, мощность его мотора.
  2.  Расположение и санитарная характеристика мест забора приточного воздуха и выброса отработанного.

6. Устройства для обработки (очистки, подогрева, охлаждения и др.)
подаваемого воздуха и их техническая характеристика.

12

7. Расположение приточных и вытяжных отверстий в помещении.

8. Температура   и   скорость  движения   подаваемого   воздуха  (у
приточного отверстия воздухопровода).

9. Описание и характеристика местных приточных устройств.

10. Воздухообмен в помещении (по притоку и вытяжке), кратность
обмена.

12. Характеристика воздушной среды при действии вентиляция и без нее:

  1.  температура и влажность воздуха на рабочих местах;
  2.  скорость движения воздуха на рабочих местах, в проходах, у дверей, наличие ощутимых токов на рабочих местах;
  3.  запыленность воздуха на рабочих местах;
  4.  концентрация вредных газов и паров на рабочих местах.

13. Привести данные опроса учащихся о самочувствии их на рабочих местах (душно, прохладно, жарко и т. д.).

Вариант   5.   Санитарно-гигиеническая   характеристика   условий труда (Тест № 5).

В  случае   если  в  задании  используется   фактический  материал, имеющийся    в    службах    охраны    труда    и    техники    безопасности соответствующего    учреждения    (предприятия),    то    для    выполнения    основной части контрольной работы необходимо использовать следующий план.

  1.  Название детальной профессии.
  2.  Название производственного помещения.

3. Подробное,   последовательное   описание   рабочего   процесса,
характеристика применяемых материалов и оборудования. Хронометраж
отдельных, имеющих наибольшее санитарное значение элементов работы
(операций). Распорядок рабочего дня (режим труда и отдыха, наличие регламентированных перерывов в процессе работы).
 

13


4.    Связь    работы    с    возможностью    воздействия    каких-либо    производственных вредностей:

4.1. запыленность   воздуха   рабочего   места   (постоянное   или
периодическое   выделение   пыли,   ее   качественная   и   количественная

характеристики);

4.2. выделение вредных газов или паров, постоянство их
воздействия, качественная и количественная характеристики;

  1.  возможные мероприятия по борьбе с пыле- и газовыделениями на исследуемом рабочем месте;
  2.  метеорологические условия на рабочем месте и месте отдыха рабочего (температура, относительная влажность, тепловое облучение); направление лучистого потока по отношению к рабочему месту (облучаемые участки тела и т. п.); постоянство воздействия излучения; колебания метеорологических условий в течение рабочего дня; мероприятия по борьбе с неблагоприятными воздействиями;

4.5. наличие на рабочем месте выраженной сырости или мокроты
(мокрый пол, мокрая ткань и прочее);

  1.  возможность воздействия на рабочего электрического и магнитных полей, ультрафиолетового и ионизирующего излучений; характеристика источника и условий действия; мероприятия по борьбе с неблагоприятными воздействиями;
  2.  шум, его источник, степень громкости, продолжительность воздействия, применяемые меры борьбы с ними;
  3.  сотрясение пола, машины или инструментов; воздействие сотрясения на все тело рабочего (общая вибрация) или на его часть (местная вибрация); постоянство воздействия; характер; частота и амплитуда колебаний; меры борьбы с сотрясениями.

5. Положение тела рабочего при работе; продолжительность вынужденного однообразного положения.

6. Производится ли подъем и перенос тяжестей (вес тяжестей и
расстояние переноса). Постоянство этих работ, общая продолжительность
за рабочий день.

7. Выполнение частых, быстрых, однообразных движений;
количество их в единицу времени.

8. Нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

9. Опасность травматизма и возможные мероприятия по технике
безопасности на данном рабочем месте.

10. Опасность воздействия электротока, характер тока, его
напряжение, частота переменного тока. Меры защиты рабочих.

11. Основные практические выводы из санитарной характеристики
условий труда, касающиеся

а) проведения общих оздоровительных мероприятий на рабочем
месте;

б) рекомендаций  по  использованию   индивидуальных  защитных
приспособлений и  применения мер личной гигиены и профилактики    
здоровья;

в) медицинского обслуживания рабочих (его структуры,
диспансеризации);

г) допуска на работу женщин и подростков.

При    анализе    условий    труда    необходимо    указать    характер

воздействия тех или иных опасных и вредных производственных факторов

на   организм    работающих    и    принципы    нормирования        уровней

(концентраций) их воздействия в нормативно-технической документации.

i

Тема III. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве

14

 15


Вариант 1. Законодательство по охране труда. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и требований охраны труда (Тест №7).

Вариант 2. Система управления и организация охраны труда в России (Тест № 8).

Вариант 3. Производственный травматизм и меры его предупреждения. Расследование и учет несчастных случаев (Тест № 9).

Вариант 4. Производственный травматизм в учреждении НПО (на базовом предприятии) (Тест № 12).

Четвертый вариант данной темы предусматривает анализ данных изучения травматизма службами отдела охраны труда на предприятии (учреждении). Поэтому основная часть контрольного задания (после введения и обзора литературы) может быть построена по следующему плану.

Общее   количество  учащихся   на   изучаемый   период   (напр.,   за последние 3 или 5 лет).

Таблица 2.

Годы

Специализация

Токари

Слесари

Другие специализации

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Расчет ведется следующим образом: вначале подсчитывается абсолютное число травм. Например, 12 травм в 2004 г. пришлось на общее количество учащихся (800 чел.), составляется и решается пропорция:

800 чел. - 12 травм

100 чел. - X травм.

Подробный расчет проводится по каждому году обучения и по другим показателям.

В следующих таблицах материал представляется только в относительных показателях, т. е. на 100 учащихся.

3. Распределение по видам травм (ушибы, ожоги, колотые раны, ампутации и т. д.).

Таблица 4

Виды

2005 г.

2006 г.

И т. д.

Ушибы

Муж.

Жен.

Муж.        Жен.

Муж.

Жен.

Ожоги и т.д.

4. Динамика травматизма по годам обучения (от года до 3-х лет).

Таблица 5

Годы

2005 г.

2006 г.

И т. д.

1-й

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

2-й

3-й

5. Динамика травматизма по специализации (например, токари)*

Таблица 6

2. Общее количество травм по годам (на 100 учащихся)

Таблица 3.

Годы

Специализация

Токари

Слесари

Другие специализации

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

 

Виды травм

2005 г.

2006 г.

И т. л.

Ушибы

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Ожоги

* аналогичную таблицу составить по другим специальностям

6. Общее количество пропусков за учебный год, в том числе в связи с производственным травматизмом

16

 17


Таблица 7

Год Кол-во

nnnnvfrvn»

2005 г.

2006 г.

И т. д.

Муж. Жен.

Жен.

Муж. Жен.

Жен.

Муж. Жен.

Жен.

6. Динамика успеваемости учащихся.

Таблица 8

Таблица 10

Наименование причин

2005 г.

2006 г.

И т. д.

Число травм за год в абсо-

лютных и относительных

цифрах, в том числе по

причинам в % от общего

кол-ва травм

Средний балл*

2005 г.

2006 г.

И т. д.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

* Средний балл - это средняя оценка в дипломе по всем предметам для окончивших и среднегодовая, среднесеместровая для продолжающих учебу.

8. Отсев учащихся.

Таблица 9

Год Кол-во от

2006 г.

2007 г.

И т. д.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Число отчисленных, в том числе получивших травмы.

9. Причины травм.

Систематизировать причины травм по следующим группам: неисправность оборудования, нарушение нормального хода технологического процесса, нерациональные способы работы, неисправность ручного инструмента, отсутствие и несовершенство предохранительных устройств, загроможденность рабочего места и проходов, неудовлетворительное состояние рабочих помещений и территории предприятия, общие условия труда, отсутствие или неисправность спецодежды и индивидуальных защитных приспособлений, несоблюдение правил техники безопасности.

10. Порядок расследования случаев травматизма.

Необходимо ответить на следующие вопросы.

Составляются ли акты по форме Н - 1? Кто принимает участие в расследовании случаев травматизма? Ведется ли их регистрация в специальном журнале в здравпункте? Где рассматривается вопрос о травме (на педсовете и т. д.)? Какие меры принимаются по предотвращению случаев травматизма: (внеочередной инструктаж по ТБ, замена устаревшего оборудования и др.)?

11. Рекомендации студента по снижению производственного
травматизма в учреждении (на предприятии).

12. Выводы и заключение.

Общий объем текста реферата зависит от полноты раскрытия каждого раздела. Разработку темы «Производственный травматизм» необходимо проводить на конкретном материале, касающемся работы учреждений НПО.

Первичный материал, касающийся каждого учащегося, получившего    ' травму,  можно  заносить на отдельные карточки  или  в специальную тетрадь, а затем обрабатывать и оформлять по тем разделам, которые предложены в рекомендациях.

18


Тема IV. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций

Вариант 1. Принципы и способы защиты персонала объектов и населения в условиях угрозы и возникновения  чрезвычайных ситуаций

(Тест №11).

Вариант 2. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного

и природного происхождения (Тест № 12).

Вариант 3. Система Организации и управления противопожарной безопасностью в Российской Федерации (Тест № 6).

Вариант 4. Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях (Тест № 7).

При  изложении  четвертого  варианта  данной  темы   необходимо раскрыть    психологические    особенности    проведения    мероприятий Российской    системой    предупреждения    и    ликвидации    (РСЧС)    и Гражданской обороной (ГО), влияние ЧС на деятельность спасателей, личного состава, штабов по делам ГО, их руководителей и   поведение населения. Определить способы и средства преодоления отрицательных психических состояний: психической напряженности, страха, паники и др. При психологической характеристике рассматриваемого контингента в процессе проведения мероприятий по ликвидации последствий ЧС необходимо раскрыть их основные этапы (подготовительный, выполнения и   заключительный).   Одним   из   вопросов,   требующих   тщательного рассмотрения, является психическая адаптация и реадаптация спасателей, руководителей штабов ГО и ЧС, а также населения к экстремальным воздействиям.

 Тестовые задания

Тест 1.

Укажите правильные варианты ответа Три главных признака клинической смерти

  1.  Отсутствие сознания
  2.  Сильные боли в области сердца
  3.  Широкие, не реагирующие на свет зрачки
  4.  Отсутствие пульса на сонной артерии
  5.  Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка
  6.  Стеклышко, поднесенное ко рту, не запотевает
  7.  Ворсинки ваты или пушинки, поднесенные ко рту, остаются неподвижными

Тест № 2. Признаки биологической смерти

  1.  Отсутствие реакции зрачков на свет
  2.  Отсутствие пульса на сонной артерии
  3.  Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка
  4.  Появление трупных пятен
  5.  Обильное кровотечение

Тест 3. Комплекс сердечно-легочной реанимации включает в себя

  1.  Измерение артериального давления
  2.  Наложение на раны стерильных повязок
  3.  Наложение шин на поврежденные конечности
  4.  Прекардиальный удар
  5.  Непрямой массаж сердца
  6.  Искусственная вентиляция легких
  7.  

  1.  

20

 21


Тест №4. Прекардиальный удар наносят

  1.  В область сердца, по левой половине грудной клетки
  2.  В область верхней трети грудины у места прикрепления ключиц
  3.  По мечевидному отростку грудины
  4.  В область нижней трети грудины на 2 - 4 сантиметра выше мечевидного отростка
  5.  По спине между лопатками
  6.  По левой лопатке

Тест № 5. Непрямой массаж сердца следует проводить

  1.  40-80 раз в минуту
  2.  40 - 80 раз в минуту в зависимости от пола
  3.  40-80 раз в минуту в соответствии с ритмом своего дыхания и физическими возможностями
  4.  40 - 80 раз в минуту в соответствии с особенностями упругости грудной клетки пострадавшего

Тест № 6. Оптимальное соотношение вдохов и ритма надавливаний на грудину при реанимации одним спасателем:

  1.  На 1 вдох - 5 надавливаний
  2.  На 2 вдоха - 15 надавливаний
  3.  На 1 вдох - 10 надавливаний
  4.  На 2 вдоха - 5 надавливаний

22

 Тест № 7. Выберите номер правильного варианта ответов К единицам измерения искусственного освещения относится

  1.  Кандела(кд)
  2.  Люмен (лм)
  3.  Люкс (лк)
  4.  КЕО,%
  5.  Ватт (Вт)

Тест 8. Выберите номер правильного варианта ответов I. К смертельно опасным величинам переменного тока промышленной частоты (50 Гц) относятся

  1.  20,0-25,0 мА
  2.  50,0- 80,0 мА
  3.  90,0-100,0 мА

П. К порогу ощущений при переменном токе (50Гц) относятся следующие величины

  1.  0,6-1,5 мА
  2.  5,0-7,0 мА
  3.  8,0- 10,0 мА
  4.  20,0-30,0 мА

Тест № 9. Выберите номер правильного варианта ответов К параметрам, определяющим микроклимат производственных помещений, относятся

  1.  Температура воздуха рабочей зоны
  2.  Относительная влажность воздуха
  3.  Скорость движения воздуха рабочей зоны
  4.  Интенсивность инфракрасного излучения
  5.  Освещенность

Запыленность воздуха рабочей зоны

23


Тест № Ю.

Установите соответствие

Законодательные акты обеспечивающие безопасность труда

Тип по степени значимости

1. Образовательные

А. Законные акты

2. Сан Пин 2.4.3.1186-03

Б. Подзаконные акты

3. Трудовой кодекс РФ

В. Нормативно-техническая документация

Тест №11.

Установите соответствие

Классификация производственной пыли по дисперсности

Размер частиц пылинок

1. Видимая

А. От 0,25 до 10,0

2. Микроскопическая

Б. Менее 0,25

3. Ультрамикроскопическая

В. Свыше 10,0

Тест № 12.

Установите соответствие

Факторы производственного процесса

Параметры оценивания

1. Степень функционального напряжения физического труда

А. Параметры микроклимата

2. Степень функционального напряжения умственного труда

Б. Тяжесть труда

3. Метеорологические условия

В. Напряженность труда

 Вопросы к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

(БЖД) I.       Безопасность труда

  1.  БЖД как наука. Цели, задачи, предмет изучения. Актуальность проблем БЖД.
  2.  Роль науки и образования в обеспечении БЖД.
  3.  Значение курса БЖД в подготовке профессионально-педагогических   ■ кадров.
  4.  Основные   опасные   и   вредные   производственные   факторы   и   их классификация.
  5.  Опасные   и   вредные   психофизиологические   факторы   окружающей среды и производственного процесса.
  6.  Опасные и вредные физические факторы учебно-производственного процесса, их общая характеристика.
  7.  Пути проникновения вредных веществ в организм.
  8.  Основные проявления действия вредных производственных факторов.       ' ,
  9.  Здоровье человека и окружающая среда. Гигиеническая оценка вредных факторов окружающей среды.
  10.  Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности.
  11.  Эргономические вопросы научной организации труда.
  12.  Физиологические процессы в организме при трудовой деятельности.

  1.  Мероприятия по обеспечению оптимальных режимов организации учебно-воспитательного процесса.
  2.  Учебно-производственные   факторы   и   их   влияние   на   организм    ( подростка. ' ,

15. Требования,     предъявляемые    к    освещению    в    учебных    и
производственных помещениях.

16. Требования   к   микроклимату   в   учебных   и   производственных  .
помещениях.

24

 25


  1.  Пыль как вредный и опасный фактор учебно-производственного процесса.
  2.  Требования к воздуху рабочей зоны в учебных и производственных помещениях.
  3.  Системы аэрации помещений, их назначение и роль в создании безопасных условий процесса обучения.

20. Шум как вредный фактор учебно-производственного процесса.
Требования, предъявляемые к уровню шума в учебно-
производственных помещениях.

  1.  Меры защиты от воздействия производственного шума.
  2.  Нормирование шума.

23. Физическая и гигиеническая характеристика производственной
вибрации.

  1.  Виды вибрации и её влияние на организм.
  2.  Нормирование вибрации.

26. Параметры, определяющие микроклимат; терморегуляция, пути
теплоотдачи.

27. Гигиеническое нормирование производственного микроклимата.
28.Меры защиты человека от перегревания и переохлаждения.

29.Основные светотехнические понятия и единицы.

  1.  Основные зрительные функции и их зависимость от освещения.
  2.  Гигиенические требования к производственному освещению.
  3.  Виды производственного освещения.
  4.  Нормирование производственного освещения.

34. Производственная пыль. Производственные яды, профилактика
профессиональных отравлений.

  1.  Виды производственной вентиляции.
  2.  Естественная вентиляция (аэрация).

37. Механическая вентиляция (общеобменная, приточная, вытяжная,
приточно-вытяжная, рециркуляция, кондиционирование).

38. Действие на человека электрического тока, виды поражений током.

 

  1.  Электромагнитные поля и неионизирующие излучения.
  2.  Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности.

41. Нормирование факторов окружающей среды как основной метод
профилактики их вредного воздействия.

42. Законодательство по охране труда и принципы охраны труда.

  1.  Право  работника на  охрану  его  труда,  гарантии  и  обязанности работодателя по обеспечению этих прав.
  2.  Обеспечение   охраны   труда.   Правила   техники   безопасности   и производственной санитарии.

45. Система стандартов безопасности труда.

46. Правила  особой  охраны  труда молодежи  и  лиц  с  пониженной
трудоспособностью.

  1.  Контроль состояния охраны труда и условий труда на предприятии и в учреждениях НПО.
  2.  Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда.

49. Система управления охраной труда на предприятии. Организация
охраны труда.

  1.  Квалификация несчастных случаев.
  2.  Производственный травматизм и меры по его предупреждению.
  3.  Расследование и учет несчастных случаев.

53. Ответственность   работодателя   за   нанесение   ущерба   здоровью
работников.

II.      Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС)

  1.  Чрезвычайные ситуации. Классификация, причины возникновения.
  2.  ЧС природного характера. Характеристика очагов поражения в районах стихийных бедствий.
  3.  Влияние природных и антропогенных факторов окружающей среды на здоровье человека.

27


  1.  ЧС техногенного характера. Пожары, производственные аварии, катастрофы.
  2.  Характерные особенности аварий на атомных электростанциях, транспорте, на производствах с применением ядовитых сильнодействующих веществ и других опасных технологий.
  3.  Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций.
  4.  Планирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ЧС.
  5.  Обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства в ЧС.
  6.  Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

  1.  Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях.
  2.  Краткая характеристика угрожающих жизни состояний: кровотечение, кома, шок, асфиксия.
  3.  Первая медицинская помощь в порядке само- и взаимопомощи.

13. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные
признаки. Первая медицинская помощь.

  1.  Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки.
  2.  Определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос.
  3.  Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца.

17. Совместное проведение ИВЛ и непрямого массажа сердца.
Координация действий при реанимационных мероприятиях.

  1.  Электротравма. Воздействие электрического тока на организм.
  2.  Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  3.  Факторы, определяющие тяжесть поражения при ожогах. Ожоговый шок и ожоговая болезнь.

28

 

  1.  Оказание первой помощи пострадавшим с обширными ожогами. Факторы, являющиеся причиной гибели пострадавших после извлечения их из-под обломков. Оказание помощи на месте происшествия.
  2.  Проявления аллергических реакций организма. Первая помощь при аллергической реакции.

29


  1.  ЧС техногенного характера. Пожары, производственные аварии, катастрофы.
  2.  Характерные особенности аварий на атомных электростанциях, транспорте, на производствах с применением ядовитых сильнодействующих веществ и других опасных технологий.
  3.  Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций.
  4.  Планирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ЧС.
  5.  Обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства в ЧС.
  6.  Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

  1.  Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях.
  2.  Краткая характеристика угрожающих жизни состояний: кровотечение, кома, шок, асфиксия.
  3.  Первая медицинская помощь в порядке само- и взаимопомощи.

13. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные
признаки. Первая медицинская помощь.

  1.  Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки.
  2.  Определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос.
  3.  Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца.

17. Совместное проведение ИВЛ и непрямого массажа сердца.
Координация действий при реанимационных мероприятиях.

  1.  Электротравма. Воздействие электрического тока на организм.
  2.  Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  3.  Факторы, определяющие тяжесть поражения при ожогах. Ожоговый шок и ожоговая болезнь.

28

 

  1.  Оказание первой помощи пострадавшим с обширными ожогами. Факторы, являющиеся причиной гибели пострадавших после извлечения их из-под обломков. Оказание помощи на месте происшествия.
  2.  Проявления аллергических реакций организма. Первая помощь при аллергической реакции.

29


Литература

Основная

  1.  Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003. - 496 с.
  2.  Безопасность жизнедеятельности: В 2 ч. Ч. II: Физиология труда: Учеб. пособие / В.А.. Козловский, ВВ. Розенблат, М.В. Северин и др. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 62 с.
  3.  Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /

Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. - СПб.: Питер, 2006. -    ,

302 с.

  1.  Козловский В.А., Козловский А.В., Упоров О.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учеб, пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - 259 с.
  2.  Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05 // Государственная система сарнитарно-эпидемиологического нормирования Р. Ф. - М., 2005. - 160 с.

Дополнительная

1. Алексеев С. В., Усенко В. Р. Гигиена труда, - М.: Медицина, 1988.

- 576 с.

  1.  Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов 1С. В. Белов, А. В. Илъницкая, А. Ф. Козъяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1999. - 448 с.
  2.  Бубнов В. Г., Бубнова Н. В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. пособие для учащихся 9-11 классов общеобр. учр. и препод.-орг. курса "ОБЖ". - М: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999. -400 с.

4. Бузунов В. А. Производственные факторы и возрастная
работоспособность. - Киев.: Здоровья, 1991.-160 с.

30

 

  1.  Безопасность жизнедеятельности / Под ред. О. И. Русака. - СПб.: ЛТА., 1996. - 30с.
  2.  Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда). - М.: Высш. шк., 1999. - 210 с.
  3.  Гигиена / Под ред. Г. И. Румянцева. - М, 2001. - 420 с.

8. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.:
Медицина, 1998.- 512 с.

9. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984 г

  1.  Конституция Российской Федерации. - М. - ООО "ВИТРЭМ', 2001.-48 с.
  2.  Куценко Г. И., Жашкова И. А. Основы гигиены труда и производственной санитарии. М.: Высш. шк., 1995.-96 с.

12. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного
обучения подростков. - М.: Медицина, 1980. - 191 с.

  1.  Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков.-Л.: Медицина, 1981.
  2.  Методические указания МУ 2.4.6.665-47. Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний к применению труда подростков, М., 1997. - 24 с.
  3.  Основы психологической подготовки руководящего состав ГО к действиям в чрезвычайных условиях. Новогорск, 1992 г. Психологические аспекты Гражданской обороны. Тбилиси, «Мецниереба», 1990.
  4.  Покровский В. А. Гигиена. М.: Медицина, 1997. - 495 с.
  5.  Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под ред. В. Д. Кириллова. М.: Медицина, 1993. - 335 с.
  6.  Санитарные нормы и правила. СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение. М., 1995. - 35 с.

31


19. Санитарные нормы и правила. СанПиН 2.2.4.548-96.
Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
М., 1996.-21 с.

  1.  Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. М, 1997.- 18с.
  2.  Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. М, 1997. - 30 с.
  3.  Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. М, 2003. - 24 с.
  4.  Санитарно- эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования: СанПиН 2.4.3.1186 - 03.http: //www. Sanepidsgmcad. Omshcity.com.

  1.  Санитарные правила н нормы. СанПиН 2.2.0.555-96. Гигиенические требования к условиям труда. М., 1997. - 50 с.
  2.  Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подросткового. М., 1997. - 14с.

26. Строительные нормы и правила СНиП 42-01-2003. Отопление,
вентиляция и кондиционирование / Госстрой России. - М, ГУП ЦПП,
2003. 64 с.
 '

Периодические издания: «Жизнь и безопасность», «Безопасность труда в промышленности», «Гражданская защита».

Подписано в печать 17.12.2007.  Формат 60x84'Лб. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. п. л. 1,8. Тираж 500 экз. Заказ 2456-ф.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии АМБ

620144, г. Екатеринбург, ул. Фрунзе, 96. Тел.: 251-65-96, 251-66-04,269-55-74

Другие работы

тема их формирования распределения и пользова...


Сущность и функции финансов их значение в системе денежных отношений. Финансы возникают с появлением денег. Таким образом финансы представляют со...

Подробнее ...

І.О. Цар та ін.; учителя як складової його пе...


На наш погляд доцільно в контексті нашого дослідження розглянути різноманітні підходи до розкриття сутності і структури загальнокультурної компе...

Подробнее ...

ТЕМА- Методы и средства обезболивания на этап...


ВПХ для преподавателей ТЕМА: Методы и средства обезболивания на этапах медицинской эвакуации.Тема: Методы и средства обезболивания на этапах мед...

Подробнее ...

реферат дисертації на здобуття наукового ступ...


Метою дисертаційної роботи є розробка дрібнозернистого карбонатного пресованого бетону шламозолокарбонатного ШЗК для стінових виробів на основі к...

Подробнее ...