. Организационноправовые мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха и почв Развитие межд.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

1. Организационно-правовые мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха и почв

Развитие международного правоохранительного сотрудничества, увеличение объемов загрязнения атмосферы, почв и других компонентов экосистем заставляет совершенствовать правовую базу регулирования природоохранных отношений на транспорте, гармонизируя ее с международными требованиями. Правовые документы разрабатываются федеральными законодательными органами власти и Правительством Российской Федерации, которые принимают законодательные акты по безопасности движения транспортных средств и экологической безопасности, решения о проведении контроля технического состояния подвижного состава. Они делегируют полномочия по регулированию, координации, инспекционному контролю в области экологической деятельности министерствам и ведомствам Российской Федерации: Госстандарту, Госкомэкологии, в функции которых входит принятие государственных стандартов экологической направленности и безопасности транспортных средств. Министерству транспорта, которое разрабатывает научно-техническую документацию по лицензированию, сертификации, контролю головных организаций и региональных подразделений.Международные документы включают международные соглашения и стандарты. Международные нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В числе важнейших международных соглашений такие документы, как Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий и др. Заключено более 300 международных актов, регулирующих нормативно-правовую базу взаимоотношений в области транспорта со 131 зарубежной страной. Членство России в международных соглашениях и организациях обусловливает необходимость выполнения принятых ею обязательств.Международное сотрудничество в области транспорта в рамках ООН включает выполнение требований Комитета по экологической политике Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН). Россия стала участником соглашения ЕЭК ООН с 1987 года и обязана соблюдать при международных транспортных перевозках правила ЕЭК ООН, которые постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с изменяющимися условиями эксплуатации. Требования по токсичности отработавших газов изложены в Правиле № 49 ЕЭК ООН и последующих поправках к нему. Требования предусматривают ограничение выбросов основных токсичных компонентов, присутствующих в отработавших газах карбюраторных и дизельных двигателей.
В табл. 6.1 представлены выдержки из требований ЕЭК ООН, относящихся к карбюраторным и дизельным автомобилям, причем перспективные нормы еще окончательно не отработаны.Применение правила № 49 ЕЭК ООН предусматривает, что автомобиль должен соответствовать тем требованиям, которые действовали на момент его производства. Например, автомобиль, выпущенный в 1995 году, должен соответствовать требованиям, вступившим в силу к этому моменту, то есть требованиям Евро II. В последующие годы к такому автомобилю не применяются вновь вводимые более жесткие нормативы токсичности.Подавляющая часть отечественных моделей автотранспортных средств сертифицирована на соответствие ранним требованиям Правил ЕЭК ООН, действовавших в Европе до 1992 года. Значительная часть автопарка с возрастом более 20 лет (около 10 % общей численности) вообще не проходила экологической сертификации в современном понимании этой процедуры. Массовое поступление на рынок легковых автомобилей, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН Евро
I, a также грузовых, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН Евро I и Евро II можно ожидать не ранее 2002 года.В небольших количествах на российский рынок поступают автомобили с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов (уровень Евро I и выше). Однако высокие экологические характеристики этих автомобилей достаточно быстро ухудшаются (или теряются) вследствие отсутствия эффективной системы их контроля в эксплуатации: не разработана правовая база контроля и нормативные требования к таким автомобилям, не хватает современных приборов экологического контроля и т. д. Кроме того, в России не решена проблема повсеместного гарантированного обеспечения автотранспорта неэтилированным бензином.В последние годы в связи с ужесточением требований, предъявляемых к выбросам ДВС, Ассоциацией европейских изготовителей (ЕВРОМОТ) и государственными органами США, Финляндии, Японии высказаны предложения по определению общих предельных значений эмиссии оксидов азота. Крупные дизелестроительные фирмы и владельцы судов предложили установить единый предельный уровень оксида азота, не зависящий от типа двигателя.В 1997 году были приняты Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов, предусматривающие с 2000 года ужесточение ограничений выбросов оксидов азота и серы. Согласно им, содержание оксидов азота должно составлять
9 – 17 г/кВтч, оксидов серы – до 6 г/кВтч, дымность – до 0,15 г/м
3. Основополагающими законами по первому направлению являются законы РФ "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "О радиационной безопасности населения" и др.Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" определил задачи всего природоохранного законодательства России. Центральное место в законе отведено предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулированию исполнения экологических требований. Рассматриваются создание экономического механизма охраны окружающей среды, введение государственной экологической экспертизы, требований по экологическому воспитанию и образованию. В законе указаны подлежащие охране объекты природы: естественные экологические системы, озоновый слой, земля и недра, подземные и поверхностные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фон, природные ландшафты.Природоресурсное законодательство регулирует отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Закон "Об охране атмосферного воздуха" обязывает проводить мероприятия по охране атмосферного воздуха, устанавливает нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.Закон содержит требования по сокращению и очистке выбросов загрязняющих веществ от всех источников загрязнения.

Закон "О плате за землю" устанавливает плату за землю, размер которой зависит от места расположения земель, их предназначения, плодородия и других факторов.

В Земельном кодексе определен порядок отвода земельных участков под предприятия. Последние обязаны в процессе строительства и эксплуатации не допускать загрязнения земель производственными и иными отходами, а также сточными водами.

Отдельные законы перерабатываются и подготовлены их новые проекты.

К правовым документам общероссийского значения относятся также постановления и распоряжения Правительства РФ, указы и распоряжения Президента России, инструктивные документы и указания министерств и ведомств.

Министерством транспорта ведется подготовка законопроектов по вопросам государственного регулирования деятельности отдельных видов транспорта и общетранспортным проблемам. Среди них Кодекс (Устав) автомобильного транспорта, законы "О международных автомобильных перевозках и ответственности за нарушение правил таких перевозок", "О транспортной деятельности" и др.

К нормативной документации, действующей на территории РФ, относятся стандарты, строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы и правила (СанПиН), методические рекомендации, инструкции, руководства и другие документы.

Существует два вида стандартов: государственные (ГОСТ) и отраслевые (ОСТ). Отраслевые стандарты аналогичны государственным, но отличаются по сфере своего действия: если государственные стандарты распространяются на все транспортные объекты, находящиеся в эксплуатации, то отраслевые разрабатываются транспортными ведомствами и устанавливаются только на новую продукцию.

Государственные стандарты, регламентирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и загрязнение почвы стационарными и подвижными источниками транспорта, включают следующие основные стандарты:

ГОСТ 17.2.2.03 – 87 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности". Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства, изготавливаемые и эксплуатируемые в России. Стандарт устанавливает нормы и методы измерения предельно допустимого содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах двигателей на режимах холостого хода и повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя. Значение повышенной частоты вращения устанавливается в технических условиях предприятия-изготовителя. Стандарт не распространяется на автомобили высшего класса, а также автомобили, эксплуатируемые в высокогорных условиях (при высоте над уровнем моря 2000 м и более);

ГОСТ 21393 – 75 "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности". Стандарт распространяется на грузовые автомобили и автобусы и устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;

ГОСТ 17.2.3.02 – 78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями". Стандарт определяет правила установления допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для проектируемых и действующих промышленных предприятий. Его действие распространяется на ремонтные и обслуживающие предприятия транспорта;

ГОСТ 17.4.3.03 – 85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ". В нем изложены общие требования к контролю и методам определения загрязняющих веществ в почве и охране почв от загрязнения.

Строительные нормы и правила используются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, включая транспортные. Они устанавливают экологические требования, обеспечивающие благоприятные условия для жизни, труда и отдыха населения. В них определяются эколого-санитарный режим городов и других населенных пунктов, требования к размещению и строительству предприятий и сооружений, оказывающих вредное воздействие на природу. Строительные нормы и правила регламентируют проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, автодорожных тоннелей и предприятий транспорта.

Санитарные нормы и правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к качеству окружающей природной среды. В их основу положены следующие принципы: экологическая безопасность населения, сохранение генетического фонда растений, животных и человека, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных факторов для развития хозяйственной деятельности. СанПиН разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения РФ. Они ограничивают все виды негативного воздействия на природную среду, в том числе величину концентраций химических веществ в почве и уровни загрязнения атмосферного воздуха населенных мест.

Минтранс России также участвует в работе по совершенствованию санитарных норм. Так, в 1998 году им совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России доработаны и изданы "Санитарные правила и нормы для судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания" – СанПиН 2.5.2-703 – 98, в которых, в частности, определен порядок взимания платы за услуги, оказываемые зональным органам Госсанэпиднадзора на транспорте (водном и воздушном).

Санитарные  нормы и правила устанавливают санитарно-гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ. Цель таких нормативов – определить показатели качества Окружающей среды применительно к здоровью человека. На всей территории России действуют федеральные санитарные правила.

Предельно допустимая концентрация – максимальное содержание примеси вредного вещества в компонентах экосистем, приходящееся на единицу объема (воздуха, воды или других жидкостей) или массы пищевых продуктов, почв) и отнесенное к определенному времени осреднения, которое при периодическом или постоянном воздействии не оказывает вредного влияния на человека и естественные экосистемы с учетом отдаленных последствий для потомства.

По времени осреднения различают максимальную разовую ПДК, регистрируемую в пределах 20 – 30 минут, и среднесуточную ПДК. Максимальная разовая величина ПДК не должна вызывать неприятных рефлекторных реакций человеческого организма (аллергического насморка, ощущения запаха и других), а среднесуточная – токсичного, канцерогенного, мутагенного воздействий. В нашей стране ПДК введены с 1949 года и в настоящее время включают более 2500 различных вредных веществ, содержащихся в воздухе, воде, почве, продуктах питания. При установлении ПДК используют расчетные методы, результаты биологических экспериментов и санитарно-гигиенических исследований, а также динамические наблюдения за лицами, подвергшимися воздействию вредных веществ.

Величины ПДК одного и того же вещества для различных объектов окружающей среды неодинаковы. Например, ПДК свинца и его неорганических соединений составляет: в воздухе производственных помещений – 0,01 мг/м3; в воде водоемов хозяйственно-питьевого пользования – 0,1 мг/л; в почве – 20 мг/кг.

В России нормы ПДК, как правило, соответствуют самым низким значениям, которые рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения.

На основе санитарно-гигиенических нормативов (ПДК разных веществ) разработаны экологические нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС). Они характеризуют требования к источнику вредного воздействия, вводя ограничения на выброс, сброс, шум, вибрацию, радиоактивное загрязнение и др.

Предельно допустимый выброс (сброс) – максимальное количество вредного вещества, разрешенное к выбросу (сбросу) из данного источника, которое не создает в приземном слое воздуха или в воде концентрацию, представляющую опасность для людей, животного и растительного мира.

Нормы ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого вещества и источника с учетом условий выбросов, их распределения во времени и в пространстве и других факторов.

2. Назовите 5 видов методов сепарации и их области применения.

Процесс

Цель процесса

Классификация

Разделение коллективов частиц в продукты

частиц различной крупности

2. Сортировка

Разделение смеси частиц на части по свойствам материалов.

3. Отделение жидкости

Разделение жидкой и твердой фаз

4. Осветление

Полное изъятие твердой фазы из жидкости

5. Отделение пыли

Разделение фаз газ-твердое

3) Классификация природных ресурсов.

Природные ресурсы- это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования

Неисчерпаемые ресурсы- это преимущественно внешние по отношению к Земле процессы и явления, такие как солнечная энергия и ее производные: ветровая энергия, энергия движущей воды, энергия земных недр.

Исчерпаемые  ресурсы делятся на :

  1.  возобновимые, способные к самовоспроизводству: растительный и животный мир, мир микроорганизмов;
  2.  невозобновимые, образовавшиеся в недрах Земли в весьма отдаленные от нас периоды в течение многиз миллионов леь: рудные и нерудные полезные ископаемые;
  3.  относительно возобновимые, способные к воспроизводству в темпах, отстающих от темпов потребления.

Ресурсный цикл- это совокупность превращений и пространственных перемещений определенного вещества или группы  веществ , происходящих на всех этапах использования его человеком.

В природопользовании можно выделить несколько ресурсных циклов которые , несмотря на относительную самостоятельность, тесно связаны друг с другом.  К таким ресурсным циклам относятся: цикл почвенно- климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья, цикл сырьевых ресурсов , цикл энергетических ресурсов, цикл ресурсов живой природы.

Другие работы

Юные интеллектуалы Среднего Урала Муниципальн...


Для возрастнополовой структуры населения России характерно превышение числа мужчина над числом женщин 1. В какой из четырёх стран плотность насе...

Подробнее ...

это совокупность социальнотрудовых отношений ...


Рынок труда это совокупность социальнотрудовых отношений по поводу найма использования работника в общественном производстве. Рынки труда класси...

Подробнее ...

Весна. Да именно в тот момент когда я впервые...


? Соня ты дома ? крикнула мама. Мама умела стоя упираясь носком одной ступни в пятку другой вытолкнуть обувь с ног а потом стряхнуть сапоги куда ...

Подробнее ...

тема взглядов определяющая отношение человека...


Отражение в нашем сознании отдельных свойств предмета его чувственный образ ? это: ощущение; понятие; представление; описание. Целостный чувстве...

Подробнее ...