. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

41. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ. ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ.

      Вопрос о смысле жизни явл вопросом о предназнаении человека. Проблема смысла жизни явл фундаментальной в философии. Сущ неск пожходов к пониманию смысла жизни:

1. Религ философия считает, что смыслом жизни человека является участие его в богочеловекческой жизни, в выполнении заповедей Св писания и подготовке себя к вечному блаженству  в потустороннем мире

2. Способность переустроить мир  на началах Добра и Справедливости

3. В соотв с III подходом жизнь не имеет смысла, только сам человек своим существованием придает смысл совей жизни.

4. целью жизни людей явл воспроизводство и воспитание потомства, овладение культурой, понимание человеком меры всего.

Целью жизни человека явл созидательный творческий труд. Смерть – естественный конец всякого живого существа. Человек в отличие от животных осознает свою смертность. Одноклеточные организмы вообще бессмертны, жизнь – есть спосо существования белковых тел и аминокислот ДНК и РНК, который состоит в обмене веществ. Когда организм становится многклеточным, в него как бы закладывается механизм самоуничтожения на опред. этапе, связ с геном.

Виды бессмертия:

1. Бессмертие человека в генах, в потомстве. Большинство людей стремятся увидеть свои мечты в детях…

2. Мумификация тела с расчтом на вечное его сохранение

3. Надежда на растворение тела и духа умершего во Вселенной, их вхождение в космическое тело, в вечный круговорот материи

4. результат жизненного творчества человека.

      Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека.

      Правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных.

      К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д.

      Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т. д.

      В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса.

      Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий;

      Платон — в заботах о душе;

      Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином;

      Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и блаженства;

      Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству;

      Стоики — в покорности судьбе.

      Такое же многообразие точек зрения наблюдается и на других этапах развития европейской философии.

      Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга,

      Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу,

      Маркс — в борьбе за коммунизм,

      Ницше — в «воле к власти», английские философы XIX века

      Бентам, Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.

      В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить.

      Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку к загробной жизни.

      Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках.

      Трагическое отношение к смерти характерно для таких религий как буддизм, зароастризм (Иран), иудаизм, доасизм (Китай).

      Религиозно-философские движения в Древней Греции (VII — VI в. до н. э.) также драматически относились к смерти.

      В классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти.

      Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, — бессмертной души и смертного тела.

      Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела, ее освобождение из «темницы», где она пребывает в земной жизни.

      Тело, по мнению Платона, в результате смерти превращается в прах и тлен. Это учение в преобразованном виде впоследствии было воспринято христианством.

      Иное понимание смерти характерно для философии Эпикура и стоицизма. Стоики, стремясь облегчить страх перед смертью, говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти не надо бояться, ибо пока мы живы, ее еще нет, а когда она приходит — нас уже нет.

      В христианстве смерть представляется как кара Адаму и Еве за совершенные ими грехи. Поэтому смерть характеризуется как недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Именно поэтому главным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти.

      Проблема смерти по-своему решалась в философии известного голландского философа — Спинозы (XVII в.). Он считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти. Мудрость человека, по мнению Спинозы, «состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

      При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев — Хайдеггера, Ясперса и др. Они рассматривают «жизнь как бытие к смерти». По их мнению, проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях, «пограничных» между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек может отдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность и свободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущее и наметить программу новой жизни. Обретенная свобода накладывает высокую ответственность на «просветленного» человека за все происходящее.

      Таким образом, в экзистанциональной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла, обретения внутренней свободы и сопряженной с ней ответственности за свои действия и все происходящее в обществе. Это создает условия и возможности, чтобы человек из индивида, которым он был до возникновения «пограничной ситуации», стал подлинной личностью.

      Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом, встают перед значительными трудностями при решении этого вопроса.

      Известный французский философ М. Монтень отмечал, что «бессмертие обещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом». Выдающийся английский ученый и философ Б. Рассел писал: «Бог и бессмертие — эти центральные догмы христианской религии не находят поддержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что это приятно».

      Подобную же позицию занимали философы-материалисты — Демокрит, Эпикур, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Фейербах, Маркс, Чернышевский. Эту же точку зрения разделяют философы-материалисты XX века и многие ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения. Отрицая возможность личного бессмертия, оставляя надежды на «загробную жизнь», философы и ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения, отказываются, тем самым, от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного. Кроме того, перед ними открываются возможности совершения любых преступлений, ибо, как справедливо заметил Ф. М. Достоевский, «если Бога нет, то все дозволено». Поэтому принятие атеистического мировоззрения должно быть органически связано с формированием высокой нравственной, правовой, политической и философской культуры, способствующей подготовке ответственного и высоконравственного гражданина.

      Однако, проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения, распределения, а также самого человека как ее творца и творимого, бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие культуры.

Другие работы

тематика зачет 14-30 Химия лекция.


транспорта зачет 27 Пн 09:00 корпус № 2 Математика лекция 28 Вт 09:00 корпус № 2 Математика лекция 29 Ср 09:00 корпус № 2 Математика лекция 30 Ч...

Подробнее ...

Обломов как и в других русских романах играет...


Гончарова Любовь в романе Обломов как и в других русских романах играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев она ...

Подробнее ...

______________20___ г. ~~~____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГО...


№____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по профессии 140446. Настоящий федеральный г...

Подробнее ...

Тема- Сложное предложение


Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения» Тип урока: комбинированный Образовательные цели: Обучающие: - обес...

Подробнее ...