Тема 11. Финансовое планирование и финансовое регулирование сферы ЖКХ.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

Тема 11.

Финансовое планирование и финансовое регулирование сферы ЖКХ.

Вопросы к теме:

  1.  Сущность,  значение и задачи финансового планирования.
  2.  Финансовое планирование в жилищных и коммунальных предприятиях.
  3.  Понятие – регулирование, его формы  и методы.
  4.  Государственное регулирование финансов коммунального                  хозяйства.

  1.  Сущность,  значение и задачи финансового планирования.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников.

Планирование   -   это   процесс   разработки   и   принятия   целевых установок   в   количественном    и    качественном       выражении,   а   также определение путей их наиболее эффективного достижения. Значение финансового планирования:

-воплощает    выработанные    стратегические    цели     в    форму конкретных финансовых показателей;

-обеспечивает      финансовыми      ресурсами      заложенные      в производственном плане экономические пропорции развития;

-предоставляет    возможности    определения    жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

-служит   инструментом   получения   финансовой   поддержки   от внешних инвесторов.

Основными       задачами      финансового       планирования      на предприятии являются:

-обеспечение       необходимыми       финансовыми       ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

-определение   путей   эффективного   вложения   капитала,   оценка степени рационального его использования;

  1.  выявление внутрихозяйственных ресурсов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  2.  установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  3.  соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

-контроль  за  финансовым  состоянием,  платежеспособностью  и кредитоспособностью предприятия.

Одним из элементов финансового планирования является текущее финансовое планирование - оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плане движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации.

План прибыли и убытков. Этот документ показывает обобщенные результаты текущей деятельности. Он выполняет следующие функции:

  1.  анализ соотношения доходов с расходами позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия;
  2.  расчет плановых величин различных налоговых выплат и дивидендов.

Разработка плана прибылей и убытков происходит в несколько этапов, вначале:

-рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как, она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли;

-в последующем определяется сумма затрат;

-на последнем этапе определяется выручка от реализации услуг.

План движения денежных средств -  представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. Основная его функция - способствовать росту денежных средств в распоряжении предприятия для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.

Плановый баланс - заключительный документ финансового плана, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятия. Основная функция - перегруппировка статей актива и пассива планового баланса на основании использования денежных средств.

2.Финансовое планирование в жилищных и коммунальных предприятиях.

Жилищно-эксплуатационные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с хозяйственно-финансовым планом. Важнейшими частями этого плана являются: сметы эксплуатационных доходов и расходов и финансовый план. Финансовый план состоит из двух разделов: источники поступления средств; направление средств.

Хозяйственно-финансовый план жилищных организаций является основой для составления сводного финансового плана городского хозяйства.

Сводный финансовый план жилищного хозяйства составляется по форме баланса доходов и расходов и используется для составления городского местного бюджета. В этом сводном финансовом плане отражаются взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом города по платежам в бюджет и по финансированию из бюджета.

Предприятия коммунального комплекса составляют финансовые планы по общеустановленной форме баланса доходов и расходов.

На основе финансовых планов коммунальных предприятий и организаций управления коммунального хозяйства области, города, района составляют сводные финансовые планы коммунального хозяйства и благоустройства области, города, района.

В сводном финансовом плане отражается не только доходы и расходы коммунальных хозрасчетных предприятий и организаций, но и доходы и расходы не хозрасчетных отраслей коммунального хозяйства ведающих городским благоустройством и землепользованием.

При разработке финансовых планов коммунальных предприятий и организаций необходимо особое внимание уделять выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов увеличения реализации продукции и услуг населению за счет лучшего использования производственных мощностей, повышения производительности труда, экономного расходования топлива, горючего, электроэнергии, устранения потерь в сетях, усиления контроля за правильностью оплаты услуг, полнотой поступления выручки.

3.Понятие – регулирование, его формы  и методы.

Регулирование - функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

Регулирование, государственное - правительственные правила и законы, изменяющие или контролирующие экономическую деятельность.

Выделяют два вида государственного регулирования - непосредственно экономическое регулирование, направленное на контролирование цен, продукции, входа в отрасль и выхода из отрасли, стандартов и объемов, и социальное регулирование, устанавливающее правило очистки воды, воздуха, обеспечение безопасности атомных электростанций.

Регулирование  ЖКС должно быть направленно на реализацию комплекса стабилизационных и восстановительных мер для поддержки системы жизнеобеспечения страны. Эффективное, сбалансированное регулирование сферы ЖКС позволит не допустить социальных конфликтов, способствует улучшению положения различных слоев населения.

На общегосударственном уровне регулирование сферы жилищно-коммунального хозяйства проводится путем принятия соответствующих и нормативных актов, а так же воплощением в жизнь различных целевых программ, обеспечение их соответствующими финансовыми ресурсами.

Государственное финансовое регулирование можно рассматривать как деятельность органов государственной власти и государственных учреждений в области финансовых отношений. Для реализации финансового регулирования у государства сформирована соответствующая инфраструктура, целью которой является не только повышение качества жизни населения, но и общего роста национальной экономики, укрепление социальной стабильности, а также безопасности и независимости.

Основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные  процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на       конкретный   объект регулирования.   

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т. п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  1.  налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок,  налогооблагаемой базы,   состава налогоплательщиков и др.);
  2.  амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
  3.  различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных      предпринимателей      (субсидии,      субвенции, предоставление       государственного  и муниципального имущества в  аренду  на льготных   условиях, государственные и муниципальные гарантии);
  4.  с  бюджетными расходами связаны также  льготное кредитование и  страхование,   поскольку  более  низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков  и страховых компаний обеспечивается    бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

4.Государственное регулирование финансов коммунального  хозяйства.

Государственное регулирование финансов коммунального хозяйства является необходимым условием эффективного развития как местного самоуправления, улучшения финансового положения муниципальных образований, так и предприятий коммунальной отрасли. Реформирование данной отрасли носило половинчатый характер.

Стабильное развитие коммунального хозяйства возможно не только за счет  интереса частного капитала. Государство должно разработать конкретные механизмы передачи коммунального хозяйства в управление частному бизнесу, с учетом интересов населения страны. Необходимо определить механизмы государственного финансового регулирования коммунального хозяйства в современных условиях. Зарубежная практика может предложить следующие варианты взаимодействия частного бизнеса и государства: французский и английский.

Во французском варианте муниципалитет оставляет за собой право собственности на весь имущественно - хозяйственный комплекс водоснабжения и допускает частных операторов в этот сектор либо на условиях совместного владения, либо через контракты. В английской модели частный оператор полностью или частично выкупает в собственность инфраструктурные активы и финансирует их развитие за счет собственных средств.

Зарубежный опыт, где на реформу коммунального хозяйства ушло 15-20 лет, весьма показателен и полезен для России, которая сейчас стоит на пороге масштабных преобразований в этой жизненно важной отрасли. Алгоритм передачи коммунального объекта в управление частной компании должен содержать два этапа.

Первый - этап реструктуризации (контракт на управление). Стороны должны определить задачи, которые перед ними стоят, - повышение качества управления, создание служб по работе с потребителями, повышение эффективности производственного процесса. На этом этапе обычно бюджетом финансируется неотложная программа реабилитации инфраструктуры, а частная компания вкладывает деньги в реструктуризацию предприятия, подготовку персонала, разработку контракта. Если частный оператор видит перспективы бизнеса, то приступает ко второму этапу - инвестиционному.

Ключевыми направлениями государственного регулирования финансов коммунального хозяйства на ближайшие годы являются:

-обеспечение финансовой стабилизации ЖКС путем реструктуризации и ликвидации задолженности, доведения тарифов на коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня;

-обеспечение государственной поддержки и создание условий для привлечения негосударственных инвестиций в процесс модернизации коммунального комплекса;

-разграничение полномочий между различными уровнями власти в вопросах регулирования оплаты коммунальных услуг, упорядочения предоставления льгот и совершенствования механизмов социальной защиты;

-ликвидация перекрестного субсидирования тарифов, совершенствование процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий монополистов, с тарифами на электроэнергию и газ и бюджетным процессом;

-привлечение средств иностранных инвесторов под гарантии бюджетов разных уровней;

-завершение перехода на полную оплату потребителями коммунальных услуг, с учетом роста средствах жилищных субсидий и роста дотирования бюджетной сферы;

-регулирование налогообложения деятельности ЖКС.

Примерный перечень вопросов  к зачету:

  1.  Понятие жилищно-коммунального комплекса.
  2.  Понятие жилищно-коммунального хозяйства.
  3.  Структура предприятий и организаций ЖКС.
  4.  Правовое регулирование ЖКС.
  5.  Законодательная база ЖКС.
  6.  Доходы жилищного хозяйства.
  7.  Расходы жилищного хозяйства.
  8.  Доходы предприятий коммунального хозяйства.
  9.  Расходы предприятий коммунального хозяйства.
  10.  Себестоимость на жилищные услуги.
  11.  Особенности формирования себестоимости на жилищные услуги.
  12.  Объект исчисления себестоимости на жилищные услуги.
  13.  Себестоимость на коммунальные услуги.
  14.  Принципы формирования и калькулирования себестоимости.
  15.  Состав затрат, включаемых в себестоимость на жилищные и коммунальные услуги.
  16.  Концепция ценовой и тарифной политики в ЖКС РФ.
  17.  Порядок формирования цен и тарифов на услуги ЖКС.
  18.  Основные фонды ЖКС.
  19.  Оборотные средства жилищного и коммунального хозяйства.
  20.  Оборотные средства ЖКС и их классификация.
  21.  Содержание и значение финансовой политики.
  22.  Финансовая политика РФ на современном этапе.
  23.  Финансовая политика предприятий ЖКС.
  24.  Источники инвестиций.
  25.  Лизинг,  как способ инвестирования в ЖКС.
  26.  Финансовое планирование. Значение и задачи.
  27.  Финансовое планирование в жилищном хозяйстве.
  28.  Финансовое планирование в коммунальных предприятиях.
  29.  Финансовое регулирование, формы и методы.
  30.  Государственное регулирование финансов коммунального хозяйства.
  31.  Концепция реформирования ЖКС.
  32.  Цели и задачи федеральной программы "Комплексная  программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства ".
  33.  Основное экономическое содержание реформы ЖКХ.
  34.  Характеристика проблемы и реформирования ЖКС в рамках федеральной программы "Комплексная  программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства ".
  35.  Правовые основы функционирования и  государственного регулирования ЖКХ.

Другие работы

ЮжноУральский государственный университет Нац...


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ № п п Наименование мероприятий Время проведения час Отметка о выполнении 1 Провести анализ внешней среды...

Подробнее ...

положению о начальных народных училищах и Уст...


Правительственные органы Российской империи в отношении Беларуси проводили различные ограничения к которым можно отнести закрытие ГорыГорецкого ...

Подробнее ...

Тема урока - Басня И


Крылова Лягушки просящие царя . Крылова Лягушки просящие царя . Крылова ldquo;Лягушки просящие царяrdquo;. В этом отношении очень показательна к...

Подробнее ...

Представляет собой композицию состоящую из п...


Анатомофізіологічний метод визначення висоти центральної оклюзії. Визначення горизонтального розташування зубів Техніка анатомофізіологічного ме...

Подробнее ...