Тема ~~~ 3. Познание мира.



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-12-03

Тема № 3.

Познание мира. Духовная культура человека и общества.

А1

Процесс постижения человеком сущности вещей, своей природы, законов развития  окружающего мира, называется

1)

воспитанием

2)

обучением

3)

познанием

4)

искусством

А2

Отличием обыденного, житейского знания является приобретение его в ходе

1)

выдвижения и обоснования научных гипотез

2)

обобщения данных, полученных экспериментальным путем

3)

осмысления и накопления жизненного опыта

4)

отображения мира в художественных образах

А3

В понятии «истина» заключено знание,

1)

разделяемое большинством людей

2)

соответствующее моральным нормам

3)

не противоречащее предыдущему

4)

соответствующее познаваемым объектам

А4

Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.

Б. Истинные знания всегда разделяются большинством людей.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

А5

Примером какого знания служит следующее утверждение: «Люди, рожденные под знаком Льва стремятся к лидерству, часто они становятся руководителями»?

1)

естественнонаучного

2)

астрологического

3)

житейского

4)

мифологического

А6

Утверждение «по данным археологов во время нашествия орд Батыя на Русь было разрушено 49 из 74 городских центров» является примером

1)

мифологического знания

2)

житейского знания

3)

народной мудрости

4)

научного знания

А7

Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?

1)

Разработка философами теории глобального управления

2)

Выдвижение астрономами гипотезы о происхождении "черных дыр" в галактиках

3)

Определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды

4)

Моделирование при помощи компьютера последствия высадки инопланетян

А8

Знание о том, что масса вытесненной воды телом при погружении равно массе погружаемого тела было получено путем

1)

научного эксперимента

2)

предположения (выдвижения гипотезы)

3)

теоретического анализа

4)

божественного откровения

А9

Высказывание "Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок" свидетельствует о(об ).... характере истины. Заполните пропуск в предложении.

1)

научном

2)

абсолютном

3)

относительносм

4)

очевидном

А10

Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?

1)

Люди, рожденный под знаком Овна, обычно упрямы и энергичны.

2)

Согласно мифам древних китайцев, первые люди на земле были сотворены из глины.

3)

Обнаруженные археологами при раскопках Помпей надписи на стенах домов дали дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме.

4)

Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье.

А11

Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии. Какой из приведенных фактов свидетельствует о том, что он использовал не только теоретические, но и эмпирические методы познания?

1)

Учащийся выдвинул гипотезу своего исследования.

2)

Учащийся сформулировал прогнозируемые результаты своего исследования.

3)

Учащийся провел социологический опрос жителей микрорайона.

4)

Учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы.

А12

Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Альпинистами называют покорителей горных вершин. Тенцинг Норгей первым покорил Эверест – высочайшую горную вершину. Значит, Тенцинг – альпинист» является примером

1)

представления

2)

восприятия

3)

понятия

4)

умозаключения

А13

Укажите верное высказывание:

1)

Истинные знания – те, которые разделяются большинством людей.

2)

В процессе познания приобретаются как истинные, так и ложные знания, заблуждения.

3)

Только те знания, которые соответствуют моральным нормам, истинны.

4)

Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению.

А14

Среди приведенных предложений три – с изложением фактов, одно – с выражением субъективного мнения. Укажите предложение, в котором выражено субъективное мнение.

1)

В латвийской Юрмале прошел конкурс молодых исполнителей эстрадной песни из стран СНГ и Балтии

2)

На фестиваль приехали и многие известные исполнители

3)

Подобный фестиваль, думается, позволить осуществить плодотворный обмен творческими идеями.

4)

Специально для фестиваля написано много новых песен.

А15

Продукт данного типа культуры отображает эстетические предпочтения создателя и ориентирован на определенный круг потребителей. Какая дополнительная информация о продукте позволит сделать вывод о том, что он относится к массовой культуры?

1)

отражает уровень развития общества

2)

ориентирован на получение прибыли

3)

сложен для восприятия и понимания

4)

был разработан неизвестным автором

А16

Верны ли следующие суждения?

А. Потребители элитарной культуры вполне могут воспринимать и произведения массовой культуры.

Б. Некоторые продукты элитарной культуры могут стать частью массовой культуры.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

А17

Искусство, как одну из форм  культуры, отличает

1)

логическая стройность выводов

2)

отображение мира в образной форме

3)

обобщение системы фактов, полученных опытным путем

4)

выстраивание системы доказательств

А18

Верны ли следующие суждения?

А  Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.

Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

А19

В 2004-2005 г.г. социологическая служба проводила опрос. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Станут ли они оплачивать обучение своих детей в вузе, если количество бес платных, бюджетных мест будет существенно сокращено?» Были получены следующие результаты:

 

2004

2005

Определенно да/скорее да

34

42

Скорее нет/определенно нет

52

48

Затруднились ответить

14

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1)

Возросло количество людей, не готовых платить за образование своих детей.

2)

Существенно увеличилось количество тех, кто не определил свое отношение к поставленной проблеме.

3)

Незначительно возросло число людей, желающих, несмотря ни на что, дать своим детям образование, даже если за него придется платить.

4)

Подавляющее большинство опрошенных высказалось за оплату образования своим детям.

А20

К чертам современного российского образования можно отнести

1)

расширение возможностей углубленного изучения отдельных предметов

2)

отказ от  использования новых информационных технологий в обучении

3)

отмену преподавания по классам и предметам

4)

сокращение объема учебной нагрузки и времени обучения в школе

A21

Особенности познания человеком мира, предназначения человека на земле, сущность человеческого бытия – вопросы, входящие в круг исследования

1)

социологии

2)

экономики

3)

философии

4)

политологии

А22

В стране Н. начались масштабные реформы в сфере образования. Для того, чтобы определить отношение педагогов к реформе был проведен социологический опрос. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Как вы оцениваете планируемые изменения в системе образования?» Были получены следующие результаты (в %):

  Характер изменений

положительно

отрицательно

затрудняюсь ответить

расширение сети профессионально-технических училищ

62

20

18

сокращение количества бюджетных мест в высших учебных заведениях

23

55

22

введение профильного обучения в старших классах средней  школы

50

35

15

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1)

Более половины  опрошенных ни по одному из направлений реформы не смогли определить свое отношение.

2)

Подавляющее большинство опрошенных одобрили реформы в области среднего специального образования.

3)

Большинство педагогов положительно оценили реформы в сфере высшего образования.

4)

около трети педагогов  не смогли определить свое отношение к проблеме введения профильного обучения.

А23

В развитии современного образования проявляется тенденция гуманизации, ее суть -

1)

внимание к новым информационным технологиям обучения

2)

возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке

3)

учет при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика

4)

возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения

А24

На экраны многих стран мира вышел одновременно модный кинофильм. Зритель был потрясен увиденными компьютерными спецэффектами. Создатели фильма заявили, что рассчитывают получить от проката фильма рекордную прибыль. О продукте какой культуры идет речь?

1)

массовой

2)

народной

3)

элитаной

4)

традиционной

А25

К какой из религий относятся термины: «нирвана», «ступа», «бодхисаттва»?

1)

христианству

2)

исламу

3)

иудаизму

4)

буддизму

Часть В.

В1

Установите соответствие между типами культуры  и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки

типы

1)

неизвестное авторство большинства произведений

А)

массовая

2)

ориентированность на коммерческий успех

Б)

народная

3)

стремление к извлечению прибыли

4)

передается из поколение в поколение

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

В2

Установите соответствие между  формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.    

  

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1)

бестселлер (популярная книга)

А)

народная

2)

компьютерная игра

Б)

массовая

3)

саги и предания

В)

элитарная

4)

концерт классической музыки

Г)

экранная

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

В3

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«Культурой называется система убеждений и____________(1), выраженных через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры___________(2), с помощью которых упорядочивается жизненный___________(3), регулируется взаимодействие людей. Эти убеждения и ценности передаются из поколения в поколение и носят название культурных __________(4) - все то, что унаследовано от предшественников. Одни традиции реализуются в обыденной повседневной обстановке, а другие - в праздничной.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А) поведение

Б) ценности

В) движение

Г) опыт

Д) традиции

Е) наука

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

В4

Выберите признаки, характеризующие науку. Обведите цифры правильных ответов и последовательно запишите их в строке ответа.

1)

отражает мир в образах

2)

предполагает строгую систему доказательств

3)

оказывает эмоциональное воздействие

4)

выдвигаются гипотезы

5)

анализируются и обобщаются отдельные факты

Ответ:__________________________

В5

Прочитайте фрагмент текста итальянского гуманиста Пико дела Мирандола, в котором содержатся слова, вложенные автором в уста Бога:

«Я не назначил тебе, о Адам, ни лица, ни определенного места, ни особенного, одному тебе присущего дарования, дабы лицо свое, свое место и свои дарования ты возжелал сам, сам завоевал и сам распорядился ими. В границах, начертанных мною природе, обретается множество других тварей, но ты, кому не положены пределы, своей собственной властью, тебе врученной, ты сам творишь себя. Я поставил тебя в сосредоточие мира, дабы тебе виднее было все, чем богат этот мир. Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, дабы ты сам, подобно славному живописцу или искусному ваятелю, завершил свою собственную форму».

О каком Божьем творении идет речь?

Впишите ответ в строку ответа.

Ответ: _____________________

В6

Установите соответствие между  уровнями научного познания и их методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ

1)

наблюдение

А)

эмпирическое познание

2)

гипотеза

Б)

теоретическое познание

3)

анализ

4)

научная теория

5)

описание

6)

эксперимент

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

В7

Заполните пропуск в схеме. Пропущенное слово впишите в строку ответа.

Ответ: ___________________________

В8

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «наука».  

Эксперимент, гипотеза, догматы,  логическое утверждение, наблюдение, исследование, прогноз.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ:  ___________________________ .

В9

В перечне приведены три общие и три различные черты между продуктами народной и элитарной культурой.

1)

выступают в качестве  произведений духовной культуры

2)

удовлетворяют запросы определенного  потребителя

3)

требуют специальной подготовки для восприятия

4)

являются отражением эстетических предпочтений творца

5)

разрабатываются, как правило, неизвестными авторами

6)

могут существовать в устной форме, передаваясь из поколения в поколение

Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ


Часть С.

С1

Мудрецы прошлого говорили о человеческой мудрости:

«Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что ничего не стоит моя мудрость» (Сократ)

«Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что она никогда не охватит собою весь мир» (Конфуций).

«Многознание не научает быть мудрым» (Гераклит Эфесский).

Что объединяет все представленные высказывания? Сформулируйте собственное оценочное суждение по заявленной мудрецами проблеме.  

С2

Прочитайте фрагмент из стихотворения  латиноамериканского поэта Хуана Лопеса Портильо.

«О, господи! Я жив, я есть! - смог он пробормотать, -

Еще страдаю! Вижу звезды! Меня ты не оставил!

Я - боль, я свет!..

Всего три вещи составляют суть сокровенную людей.

Но только две всегда угодны богу:

любовь и боль.

Любовь - объединяет, боль и страдания - разъединяют.

В том состоит гармония Вселенной. Приобретенье -

и расплата. Вот так поддерживается равновесье,

зовущееся в мире правосудьем божьим.

Так понимаю я и говорю.

А третье свойство человека - знание.

Однако же оно питает высокомерие и тщеславие»

Как вы думаете, почему поэт называет знание неугодным богу свойством человека? Какие свойства личности формируют у человек многие и глубокие знания? Сформулируйте собственное оценочное суждение о роли знаний в формировании личности.

С3

После показа анимационного сериала в одной из стран у детей начались психические расстройства. Психологи подтвердили, что таково было влияние звуковидового ряда сериала. Какие нормы, на ваш взгляд,  необходимо соблюдать создателям и продавцам  продукции массовой культуры для детской аудитории? (Сформулируйте не менее трех положений).


Другие работы

. Понятие маркетинга


Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. Рынок ? совокупность существующих и потенциальных покупат...

Подробнее ...

Тема- Английский язык.


Put in the verb in the correct form: Hrry often lte rrives B rrive C is rriving Верный ответ: 2. Put in the verb in the correct form: Hrry somet...

Подробнее ...

Луганський будівельний коледж


Запропоновано впровадити рекомендовану швидкість руху та оптимізацію світлофорів для надання можливості водіям проїзджати на зелений світлосвітл...

Подробнее ...

О правовом регулировании производства и реали...


2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями на 30 декабря 2006 года), который регулирует отношения в области обеспе...

Подробнее ...