Общество и личность



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-04-15

5

3.2. Общество и личность. Социальные роль и статус

[AD]

В обыденной жизни часто отождествляют такие понятия, как “человек”, “индивид”, “личность”. Но в социологии данные понятия не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. И для того чтобы понять, что такое личность, необходимо в первую очередь провести разграничение этих понятий.

Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к человеческому роду. А когда необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, а об отдельном представителе человечества, конкретном носителе всех социальных и психологических черт человека (разума, воли, интересов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие “индивид”. В данном случае понятие “индивид” означает “конкретный человек”.

Понятие “личность”, как отмечает известный российский социолог И.С.Кон, очень многообразно. В своей работе “Социология личности” (М., 1967) он подчеркивает, что, “с одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально типичные черты” [129. С.7]. Таким образом, данное понятие употребляют в двух смыслах. В первом случае под личностью понимается человек как субъект отношений и сознательной деятельности (т.е. лицо в широком смысле слова), а во втором — устойчивая система социально значимых черт и качеств, характеризующих индивида как члена определенного общества или общности [см.: 284. С.314].

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историке- теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих “вечных” вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология под личностью чаще всего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М.Андреева: “Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)” 18. С.332]. В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? [см.: 260. С. 165]. Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

В современной науке, как отмечает ЕА.Ануфриев, можно выделить два подхода к определению личности: формально-логический и диалектико-логический [см.: 260. С. 165- 166]. Первый подход разделяют психологи и педагоги, он как бы опирается на “здравый смысл”. При этом подходе понятие личность определяется через подведение его под более широкое, родовое понятие человека, а после этого указываются его видовые отличия, Т.е. перечисляются признаки, наличие которых отличает личность от человека вообще. Данные признаки включают различные положительные характеристики. В связи с этим сторонники первого подхода признают личностью не всех людей, а только тех, кто обладает определенными положительными качествами. Процесс социализации, в данном случае, будет заключаться в приобретении необходимого набора положительных качеств. Несмотря на рациональность своего содержания, данному подходу все-таки свойственна определенная ограниченность — кого конкретно и почему нельзя считать личностью, например, если ребенка, то до какого возраста, если преступника, то за какое преступление, и т.д.

Второй подход позволяет избежать вышеуказанные противоречия. Личность в данном случае определяется через диалектику единичного и общего, как нечто особенное, рассматриваемое в социальном аспекте. Для всех людей свойственно обладание рядом определенных общих черт, как биологических, так и социальных. Но в то же время каждому человеку присуще что-то свое, особенное (своя биография, своя профессии и т.д.). Совокупность общих характеристик человека с его индивидуальными особенностями и будет создавать особенное — личность. Таким образом, сторонники данного подхода считают, что понятие личности применимо ко всем людям без исключения. Т.к. каждый человек обладает и общими, и индивидуальными признаками. Личность — как уникальная совокупность — будет требовать ряда дополнительных характеристик, указывающих, какая именно личность имеется в виду (развитая или неразвитая, сознательная или несознательная). Следует отметить, что данные подходы не взаимоисключают друг друга, они составляют единство, которое обязательно необходимо учитывать в социологии личности.

Центральной проблемой всех социологических исследований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога, как указывал А.Г.Здравомыслов, постоянно находится сложное взаимодействие общества и личных интересов. Для социолога общественный интерес выступает не в виде некоего общего понятия, а в конкретной форме ~ в виде интересов тех или иных общественных организмов, институтов, социальных систем. В связи с этим структуру социологии А.Г.Здравомыслов в своей работе “Методология и процедура социологических исследований” (М., 1969) на стр. 26 представил в виде схемы (см. схему 1).

На данной схеме конкретизируется положение К.Маркса о том, что человек есть “совокупность всех общественных отношений” [162. С.3]. Общество является результатом взаимодействия трех главных систем: политики, экономики и духовной жизни общества. А социология как раз и выясняет, каким образом человек участвует в этих важных сферах общественной жизни. Хотя экономика и играет решающую роль при объяснении исторического развития человеческого общества в целом, того, как и почему происходит смена общественных формаций, но она не в состоянии объяснить, как происходит формирование личности, так как не только экономика влияет на это.

Нельзя, рассматривая связи человека с обществом говорить о личности вообще и об обществе вообще, так как каждый человек принадлежит к определенной социальной общности (нация, город, класс и т.д.). Все это существенным образом влияет на структуру общения между людьми. Например, образ жизни жителей города и их отношения отличаются от образа жизни и отношений жителей деревни, и они имеют больше возможностей для дальнейшего развития и утверждения личности.

Обращают внимание социологи и на процесс становления личности, на то, как проходит его социализация. Ведь превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая определенное влияние на воспитание человека).

Превращение ребенка в личность происходит благодаря процессу социализации. В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Социология и психология содержат много разнообразных теорий личности, которые существенно отличаются друг от друга своими методологическими установками (теория личности марксизма; теория “зеркального Я” — Ч.Кули, Дж.Мид; психоаналитические теории — З.Фрейд, Э.Эриксон; теория развития познания — Ж.Пиаже; теория нравственного развития — Л.Колберг; ролевая теория личности — РЛинтон, М.Морено, Т.Парсонс и др.) [см. об этом подробнее: 225; 129; 324 и др.]. В настоящее время в научной литературе утвердилось мнение, что именно ролевая концепция личности является специальной социологической теорией личности [см.: 260. С. 182]. Основными понятиями этой теории являются “социальная роль” и “социальный статус”. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть, что означают данные понятия.

Следует отметить, что в мировой литературе уже достаточно давно распространен образ человека как актера, играющего заданные ему роли, изменение которых находится в прямой зависимости от изменения его социального положения и возраста. Ярким подтверждением этого выступают следующие слова В.Шекспира, сказанные им в пьесе “Как вам это понравится” [304. С.47-48]:

Термин “социальная роль” начали разрабатывать в начале XX века Э.Дюркгейм, М.Вебер, а позднее — Т.Парсонс, Т.Шибутани, РЛинтон и др. В дальнейшем свое развитие он нашел в различных социологических теориях, в первую очередь функционалистских и интеракционист-ских [см.: 260. С.182]. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С.Кон [см.: 126; 127; 129 и др.], В.А.Ядов [см.: 322; 324 и др.] и другие [см. подробнее: 181].

“Социальная роль, — пишет И.С.Кон, — это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе” [126. С.5]. Таким образом, социальная роль — это совокупность требований (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения), которые общество предъявляет лицам, занимающим определенные социальные позиции. Данные требования находят свое выражение в конкретных социальных нормах. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций как позитивного, так и негативного характера.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой индивидом социальной позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим — конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Но следует отметить, что ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.

Термин “социальный статус” (от лат. status — состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции.

В широком смысле социальный статус — это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Ученые различают прирожденный (приписанный) статус — национальность, социальное происхождение и т.д. и достигнутый (приобретенный) статус — образование, заслуги, квалификация и т.д.

Социальный статус не определятся произвольно, а зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей и культуры. Например, для исследования стратификационной структуры современного американского общества используют следующие критерии: род занятий, величина дохода, уровень образования, этническая принадлежность.

В ролевой теории (У.Томас, Р.Дарендорф), начиная с 40-х гг., все чаще вместо термина “социальный статус” используется термин “позиция”, как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, так как понятие “социальная роль” все чаще ассоциируется с совокупностью определенных прав и обязанностей, как с предписанным или ожидаемым поведением. В данном случае социальная структура рассматривается как разные типы отношений между позициями. Социальный статус, приобретая качество ранга, престижа позиций индивида или группы, становится элементом теории социальной стратификации.

При этом необходимо различать социальный статус и личный статус индивида. Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с положением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. В заключение следует отметить, что как статус не может существовать без роли, так и роль не может существовать без статуса.

В настоящее время интерес социологии к личности опять возрос. Это связано с тем, что процессы взаимодействий в малых группах оказывают большое значение на процессы, происходящие в макроструктурах.


Индивид, индивидуальность, личность.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных

качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов

деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности”

составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее

социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель

человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным

антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид,

но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая

индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной

личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это

индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится

индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого

рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе,

становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна

по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир

индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию

определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме

носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в

самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть

самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в

развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования

индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее,

родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и

универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе

динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных -

общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-

исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических

характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все

более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных

областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории

человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с

преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против

индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в

обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности

определяются  факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее

природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности,

потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная

система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека,

выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности.

Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-

этического, особенного классового, национального и отдельно-

индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность

выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой.

Личность - это lдействительность индивида, как социального феномена и

субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках,

отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить

о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как

положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом

плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры

отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой.

Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и

развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание

личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в

ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы

самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность

личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической

деятельности.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня

знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или

меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует

человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек

- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций,

которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к

тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией.

Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер

мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет

направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и

проступков. Социальная структура личности формируется в производственной

деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности

прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она

включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

Другие работы

на тему- Влияние организационной культуры на ...


Это возможно если человек ориентирован на содержание труда когда он работает в благоприятных условиях у него хорошо организовано рабочее место и ...

Подробнее ...

Доклад по дисциплине Физика Выполнил студент ...


Вычислив собственную частоту электромагнитных колебаний вибратора Герц смог определить скорость электромагнитной волны по формуле ?=??. Самый про...

Подробнее ...

экология от греч


Конечной целью экологических исследований является выяснение путей с помощью которых вид сохраняется в постоянно меняющихся условиях среды. Биоге...

Подробнее ...

Задание4 Введение5 Описание конструкторской с...


1 состоят из корпуса 4 делительного золотника 2 со сменными диафрагмами 1 каждый типоразмер аппарата комплектуется тремя парами диафрагм обеспечи...

Подробнее ...