Педагогическая практика студентов- Рабочая программа



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-04-17

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшее профессиональное образование

Башкирский государственный университет

                                                                      Факультет философии и       

                                                  социологии

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРАКТИКА  СТУДЕНТОВ  

 

Рабочая программа

 

Уфа

РИЦ БашГУ

2008

 Педагогическая практика студентов: Рабочая программа. – Уфа:

РИО БашГУ, 2008.  – 14  с.

         Рекомендовано к изданию на заседании  кафедры  теории и истории социологии ФФиС, протокол № 16  от  23 июня  2008 г.

         Программа предназначена для студентов 5 и 6 курсов специальности  «Социология»

         Составители: Асылгужин Х.Б., к. филос. н., доцент

                                 Зубаерова Е.В., ассистент

 

 

Общие положения

Программа педагогической практики студентов выпускных курсов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020300 «Социология».

Педагогическая практика является частью учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает соединение теоретической подготовки с педагогической, практической деятельностью

Педагогическая практика студентов-социологов организуется с целью выработки навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекционных, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы.

 

       В период прохождения практики создаются условия для интеграции психолого-педагогических и специальных знаний.

 

Организационно-методические рекомендации по проведению практики

Педагогическая практика студентов организуется выпускающей кафедрой при участии преподавателя кафедры педагогики.

Педагогическая практика предполагает совместную работу студента и преподавателя направленную на формирование профессиональных навыков. Перед началом практики проводится установочная конференция на базе университета совместно с кафедрой педагогики и преподавателями, курирующими ее прохождение. Наряду с презентацией образовательных учреждений (БГАУ, УГАТУ), на базе которых также будет проходит практика, студентам разъясняют порядок прохождения практики и ее содержание.

Первый этап – методический, теоретический; посещение лекций, практических, семинарских занятий  преподавателя-куратора с целью ознакомления с методами и формами проведения занятий, распределением времени и т.д. Затем, изучается методика работы преподавателей-предметников, ведется дневник наблюдения. Под руководством методиста и преподавателя-куратора составляется план по изучению темы пробных и зачетных занятий, намечаются темы воспитательных мероприятий и время их проведения, а также осуществляется сбор материалов для научно-педагогической работы.

Второй – практический. Студенты проходят практику в реальных условиях вуза. Работа практиканта организуется в соответствии с общим планом педагогической практики и утвержденным индивидуальным планом, составленным на каждую неделю на основе планов и графиков работы факультета, преподавателя-куратора и с учетом указаний методистов по учебной и воспитательной работе.

На данный этап практики отводится – работа в аудитории, а именно посещение занятий других студентов-практикантов (методический анализ одного из занятий, проведенного другим студентом), разработка конспектов (при необходимости наглядный и раздаточный материалы) лекций, проведение пробных, зачетных занятий, внеклассных мероприятий и самостоятельных работ  обучающихся.

По итогам практики проводится завершающая конференция, на которой студенты подводят итоги полученного теоретического и практического опыта. При подготовке к конференции студенты готовят отчеты об итогах прохождения практики.

Цели педагогической практики

Целью научно-педагогической практики является освоение студентами методики преподавания учебных дисциплин социологического направления в студенческих аудиториях высшей  школы и формирование профессиональных умений  преподавателя социологии в педагогической деятельности на основе анализа учебного процесса, государственного стандарта специальностей факультетов вуза.

Задачи педагогической практики

 

Основные  задачи практики:

                  • анализировать обучающую деятельность преподавателя-предметника и учебную деятельность студентов на основе полученных теоретических знаний с помощью преподавателя, руководителя практики;

  •  планировать учебный процесс (тематическое и поурочное планирование);
  •  методически грамотно формулировать цели и задачи каждой конкретной лекции, семинара, практического занятия;
  •  выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения для достижения поставленных целей;
  •  совершенствовать профессиональные умения, сформированные на методическом этапе практики;
  •  самостоятельно осуществлять функции преподавателя  социологии;
  •  освоить способы организации внеурочной деятельности студентов

Ожидаемые результаты

В ходе педагогической практики студент обретает уверенность в своих теоретических и практических знаниях, умениях, чувство ответственности и возможность правильно оценивать результаты учебной деятельности обучающихся.

Формы отчетности

По окончании педагогической практики студенты представляют следующую отчетную документацию:

  •  отчёт о научно-педагогической практике;
    •  индивидуальный план;
  •  план-конспект занятия;
  •  научно-педагогическую работу, выполненную по заданию кафедры педагогики;

   • протоколы взаимопосещений занятий студентов;
                      • список литературных источников;
                      • разработанные тесты по учебному разделу дисциплины

Дневник отражает весь процесс прохождения студентом педагогической практики и заполняется студентом ежедневно.

В дневнике практики в обязательном порядке делается запись преподавателя-куратора, преподавателя кафедры педагогики руководителя практики о прохождении студентом практики и краткий отзыв (характеристика). Дневник практики подписывается принимающей стороной.

Конспект занятия, который составляется студентом самостоятельно, включает в себя:

- хронометраж проведения занятия;

- подробный текст лекции;

- опорные понятия;

- задания для самостоятельного изучения темы;

- список персоналий;

- список используемой в подготовке темы литературы.

Кроме этого, в качестве отчетного материала могут быть представлены наглядные и раздаточные материалы.

Критерии оценки практики

По итогам педагогической практики выставляется зачёт/незачёт.

Для аттестации «зачет» студент должен продемонстрировать умение:

- планировать лекционное, семинарское занятие: формулировать цели занятия, распределять учебный материал по этапам, рационально время, подбирать дополнительный материал и использовать примеры, выбирать формы, средства и приемы работы, адекватные целям лекции, определять объем и форму его выполнения;

-    реализовывать цели лекционного, практического занятия: взаимосвязь образовательных, развивающих аспектов. Соответствие плана и конспекта лекции поставленным целям. Степень достижения намеченных целей;

-  поддерживать дисциплину, распределять внимание к учащимся, вовлечь всех учащихся в работу и интерес к предмету.

Итоговая оценка является комплексной и выставляется на основе отзывов преподавателя-куратора, преподавателя кафедры педагогики, руководителя практики, ведения дневника, план- конспекта и зачетов по методическому  и практическому этапу.

 

Особенности в организации и проведении педагогической практики студентов заочного отделения

Студенты заочного отделения, работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, освобождаются от педагогической практики. Зачет ставится на основании следующей документации:

– характеристика с места работы;

– копия трудовой книжки;

– план работы на четверть;

– конспект урока;

– конспект внеурочного мероприятия.

Студенты, не работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, проходят обязательную педагогическую практику в объеме, предусмотренном учебными планами, в образовательных учреждениях в организованном порядке по плану факультета или индивидуально по месту жительства с разрешения кафедры, организующей педагогическую практику

 

                                                     

ДОГОВОР

на проведение практики студентов на высших учебных заведений

на предприятиях, в организациях

г.Уфа                                                           «_____»____________200  г.

Башкирский государственный университет (БГУ), в лице  ректора Харрасова М.Х., действующего на основании Устава БГУ, с одной стороны, и  

                        (наименование вуза)

университет в лице ректора ______________________, с другой стороны, в соответствии с Положением о педагогической практике студентов высших учебных заведений заключили настоящий договор о нижеследующем:  

1. Предмет договора

1.1.  Стороны договорились о проведении педагогической практики студентов в _____________________________________университете

        (наименование вуза)

2. Права и обязанности сторон:

2.1.  ____________________________________________университет

(наименование вуза)

обязуется:

2.1.1. Принять на педагогическую практику  ____   студентов.

2.1.2. Обеспечить студентов-практикантов пропусками для прохождения на территорию университета.

2.1.3. Обеспечить безопасные условия прохождения практики студентами. Проводить обязательные инструктажи по охране труда: вводный и на рабочем месте с оформлением документации установленной формы.  

2.1.4. Назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой студентов в подразделениях.

2.1.5. Создать необходимые условия для выполнения программы педагогической практики. Предоставить возможность пользоваться библиотекой, технической и другой документацией для успешного учебного процесса.

2.1.6. Провести аттестацию студентов по результатам практики по 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2.2.  Башгосуниверситет  обязуется:

2.2.1. Предоставить _____________________________университету список студентов, направляемых на практику, за неделю до начала практики.

2.2.2. Направить студентов в сроки, предусмотренные календарным планом проведения практики.

2.2.3. Выделить для руководства практикой наиболее квалифицированных доцентов и преподавателей.

2.2.4. Обеспечить соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, обязательных для работников данного университета.

2.2.5. Оказывать работникам _______________________ университета и руководителям практики методическую помощь в организации  и проведении практики.

 

3. Ответственность сторон:

3.1. Стороны несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по организации и проведению педагогической практики студентов.

3.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, один хранится в __________________________________университете, другой – БГУ.

3.3. Договор вступает в силу после его подписания сторонами и  имеет юридическую силу.

3.4. Срок действия договора  

4. Юридические адреса сторон:

Башгосуниверситета:                                               Вуз:

450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, д. 32     ______________________________

тел. 272-63-70, 272-61-48                 ______________________________

                                                                                адрес и тел.:

Подпись ректора БГУ, печать                          Подпись ректора, печать

                                                                             _______________вуза    

         

Федеральное агентство по образованию

ГОУ  ВПО Башкирский государственный университет

Кафедра теории и истории социологии

О Т Ч Е Т

о прохождении педагогической практики

_______________________________________

(наименование вуза)

с  «____»  по « ____»  _____________ 200___ года

Выполнил(а) студент(ка)  ___  курса ____ группа_________

Ф.И.О. ___________________________________________

курса    

ФИО

№ группы

Руководитель практики от вуза _________________________

                                      Ф.И.О, должность

МП

должность, ФИО

Руководитель практики от БшГУ_______________________

______________________________________________________

должность, ФИО

           Ф.И.О, должность

Уфа – 200   г


Индивидуальный план

«Утверждаю»:

Групповой руководитель-преподаватель_________________

Факультетский руководитель__________________________

Период прохождения практики с  «____»_____________   по

«____»_________________ 200     г.

День

недели

Учебная работа

Воспитательная работа

Отметка о выполнении

Поне-

дельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

Суббота

 Схема анализа лекционного занятия (по А.М.Дикунову)

Общие положения:
1. Ф.И.О. практиканта______________________________
2.  Дата посещения, время_________________________
3.  Специальность, предмет________________________
4.  Количество студентов на лекции__________
5.  Тема  лекции_________________________________

     ____________________________________________

а) Содержание:

–   научность темы (популярно, ненаучно)
      –   проблемность (выражена, отсутствует)

– сочетание теоретического с практическим (выражено достаточно, частично, отсутствует)

– связь с профилем подготовки социолога (хорошая, удовлетворительная, плохая)

–    структура лекции (чёткая, расплывчатая)       

–  воспитательная направленность (высокая, средняя, низкая)

–    соответствие учебной программе (полностью, частично)

–    использование времени (рационально, не рационально)

б) Изложение материала: 

– метод изложения (проблемный, частично-поисковый
объяснительно-информационный)

– использование наглядности (в полном объеме, недостаточно, не используется)

– владение материалом (свободно, частично пользуется конспектом, знает слабо – читает по конспекту)

– уровень новизны материала (присутствует последние достижения науки, элемент новизны, отсутствует)

–    реакция аудитории (повышенный, низкий интерес)

в) Поведение практиканта:

–    манера чтения лекции (увлекательная, монотонная)

–    культура речи (высокая, средняя, низкая)

–    контакт с аудиторией (установлен, недостаточен, нет)

 манера держать себя (умеренная, избыточная мимика и жестикуляция, суетливость)

– отношение практиканта к слушателям (в меру требовательное, слишком строгое, равнодушное)

–   такт практиканта (тактичен, бестактен)

–   внешний облик (опрятен, неряшлив)

Приложение 5.

 

Схема анализа семинарского занятия

       Общие сведения – тип занятия, контингент, место занятий, преподаватель.
–    Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.
–   Наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности.
–   Использование на занятиях активных методов обучения, технологий развития личности студента.
–   Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.
–   Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).
–   Методически обоснованное применение демонстрационного и раздаточного материала.
–   Педагогическая техника преподавателя.
–   Общие выводы об эффективности занятия.

 

                                                                     

Взаимопосещение занятий студентами

Дата посещений

Ф.И.О. практиканта

Учебная дисциплина

Эффективность занятия

Общий вывод

   «+»

«-»

 

 

 

 

Другие работы

201426012014 1302201416


2014 Продолжительность тура: 3 дня 2 ночи на пароме Проезд: комфортабельный автобус еврокласса марки SETR NEOPLN MERSEDES DF BOV чай кофе на терр...

Подробнее ...

Решение простейших тригонометрический уравнен...


1 Решение простейших тригонометрических уравнений. Ответ: 2 Решение тригонометрических уравнений разложением на множители. Решением уравнения яв...

Подробнее ...

ПЛАН Строительство электрометаллургического м...


Основным направлением деятельности будущего завода будет производство арматуры из металлического лома которое будет составлять 100 деятельности п...

Подробнее ...

НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БЕЗОПАСНОСТИ В ПРО...


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА РИСКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ1 1 Указанный документ согласно письму Минюста России от 20. ...

Подробнее ...