ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Формирование у школьников общекультурных компетенций на основе изучения искусства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра изобразительного народного и декоративно-прикладного искусства
и методики обучения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Формирование у школьников
общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества»
Работу выполнила:
Савенкова Людмила Вячеславовна
студентка 5 курса
очной формы обучения
факультета искусств
специальности 050602.65
Изобразительное искусство
Работа защищена : с отметкой «_________________» |
Научный руководитель: Щирова Александра Николаевна доцент, кандидат педагогических наук |
Председатель государственной экзаменационной комиссии _________________/М.Р.Белоусов/ «_____» _________ 2013г. |
«Допустить к защите» Заведующий кафедрой _______________ / А.Н.Щирова/ « 5 » июня 2013 г. |
Шуя 2013
Содержание
Введение………………………………………………………....... |
3 |
|
Глава 1. |
Теоретические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников в процессе знакомства с традиционным творчеством………………….. |
|
1.1 |
Проблемы формирования общекультурных компетенций у младших школьников…………………………………………… |
|
1.2 |
Искусство узорного ткачества как средство формирования общекультурных компетенций в начальной школе…………… |
|
1.3 |
Анализ подходов к формированию общекультурных компетенций у младших школьников в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (анализ программ) |
|
Глава 2. |
Методические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством……………………………………………………….. |
|
2.1 |
Методика опытно экспериментальной работы |
|
2.2 |
Содержание и результаты опытно экспериментальной работы |
|
2.3 |
Анализ замысла и технологии творческой работы ………………(название) |
|
Заключение………………………………………………………. |
||
Библиография……………………………………………………. |
||
Приложения……………………………………………………… |
Введение
Сохранив традиции - сохраним народ!
В процессе жизни человек постоянно осваивает и собственную культуру, расширяя ее границы внутри себя, преобразовывая окружающую природу и свою собственную сущность. В предметах, созданных человеком, соединяется плоть природы и форма культуры.
Данная дипломная работа предназначена для оказания методической помощи учителям начальных классов, работающим над проблемой формирования общекультурных компетенций у учащихся на основе изучения искусства ручного узорного ткачества.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного» в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира.
Актуальность проблемы обусловлена также оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; взаимонепониманием «детей» и «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов».
В связи с этим проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. Анализ ситуации в России свидетельствует о сравнительно низком уровне общекультурной компетентности части населения.
Это подтверждает актуальности темы: «Формирование у школьников общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества».
На чьи исследования опирались при разработке темы (укажите фамилии авторов, у Вас должны быть педагоги, психологи, посмотрите в интернете кто занимается вопросом формирования компетенций, в списке литературы также должны быть эти фамилии, перечислите их) и педагоги художественного образования, у которых труды в области декоративно-прикладного искусства, а также авторы программ для школы
Была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия развития у школьников общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества.
Цель исследования: определение условий для развития общекультурных компетенций учащихся в процессе изучения ручного узорного ткачества.
Объект исследования: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства или во внеурочной деятельности???
Предмет исследования: педагогические условия формирования общекультурных компетенций у младших школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Проанализировать значение знакомства с традиционным искусством для развития общекультурных компетенций у младших школьников.
- Выявить место ручного узорного ткачества в учебных программах по изобразительному искусству для начальной школы.
- Определить педагогические условия формирования общекультурных компетенций при обучении школьников искусству ручного узорного ткачества.
- Разработать и экспериментально проверить цикл занятий по ручному узорному ткачеству, направленных на формирование общекультурных компетенций школьников.
- Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
- Разработать эскизы, определить технологию и выполнить в материале творческую работу напишите название и в какой технике.
Гипотеза исследования: формирование общекультурных компетенций у школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством станет более эффективным при условии если:
- применять иллюстрированный историко-культурный и художественно-эстетический материал в игровой, занимательной форме;
- использовать искусство росписи???? в качестве условия развития художественно-творческих способностей детей;
- если обучение приемам ручного узорного ткачества будет опираться на творческие принципы в народном искусстве (от повтора, вариаций до импровизаций);
- педагог на занятиях будет организовывать увлекательную эмоциональнонасыщенную познавательную среду основу для этнохудожественной и художественнотворческой деятельности школьников;
- будет осуществляться поэтапное ознакомление школьников с искусством ручного узорного ткачества позволяющее моделировать систему учебно-творческих задач;
- будет проводиться целенаправленная, непрерывная работа по ознакомлению школьников с народным декоративно прикладным искусством;
- методика будет построена с учетом возрастных особенностей школьников;
- в учебном процессе будут применяться оригинальные какие конкретно???? методы работы с использованием разных творческих заданий и различных техник.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической и другой литературы по проблеме исследования. Наблюдение, опрос, статистические методы оценки результатов исследования, педагогический эксперимент, анализ эскизов, рисунков.
Новизна и практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации для педагогов по ознакомлению школьников с искусством ручного узорного ткачества в целях развития обще культурных компетенций, разработан и изготовлен комплекс художественно дидактических пособий. Добавьте ещё из задач, задачи, которые ставили для выполнения исследования это и есть новизна
Исследование проводилось в три этапа:
- Поисково подготовительный этап
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, конкретизацию проблемы исследования и ее актуальности, выявление понятийного аппарата (цель, задачи, предмет, объект и т.д.), разработку методики занятий состоящей из серии занятий по декоративно прикладному творчеству.
- Опытно экспериментальный
Заключается в проведение опытно-экспериментальной работы: выявление знаний, умений и навыков учащихся, уровень их развития, проведение эксперимента, наблюдение за учащимися.
- Контрольно итоговый
Включает анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, систематизацию полученных результатов, оформление текстовой части ВКР, формулировку выводов и заключения, и разработку рекомендаций; создание творческой работы «…».
Структура исследования:
Дипломная работа включает 3 части:
- текстовую часть (В структуре данного дипломного проекта выделены введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения);
- методическую часть (презентация………, планшеты……
- творческую часть (творческая работа……… в технике…….
Глава 1. Теоретические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников в процессе знакомства
с традиционным творчеством
- Проблемы формирования общекультурных компетенций
у младших школьников
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция (от лат. Compete добиваюсь, соответствую, подхожу), сплав знаний и опыта в той или иной области [Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. 1599 с., с. 614]
Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»:
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Образовательная компетенция это совокупность смысловых ориентацией, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
- Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции.
Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
- Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
- Коммуникативные компетенции.
Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции
Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования
Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [http://zavuchschool.ucoz.ru/load/normativnye_dokumenty/obrazovatelnye_kompetencii/2-1-0-25 от 24 марта 2013]
В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию общекультурной компетентности обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.
Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Компетентность включает следующие аспекты:
- смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
- проблемно-практический аспект адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
- коммуникативный аспект адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.
Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.
Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты. [http://area7.ru/metodic-material.php?11764 от 24 марта 2013]
1.2 Искусство узорного ткачества как средство формирования общекультурных компетенций в начальной школе
В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни. Деятельность педагога в образовательном процессе меняется, он стремится к иным результатам. В качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации, а его способность действовать в различных проблемных ситуациях. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности педагога.
Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые [http://vestnik.yspu.org/releases/2011_4pp/25.pdf от 26 февраля 2013].
Актуальной становится проблема методического сопровождения учителей начальных классов по формированию общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества у учащихся. Освоение курса может быть полезным для педагогов, работающих в рамках традиционной дидактической системы и использующих элементы развивающего обучения. А почему именно на основе изучения искусства ручного узорного ткачества? Обоснуйте, почему именно этот вид традиционного искусства может быть использован? А другие виды искусства не способствуют? Это вопросы, которые могут задать на защите. Лучше сразу написать об этом, не дожидаясь.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов на изучение дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества [http://festival.1september.ru/articles/555991/ от 26 февраля 2013]. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения. Сформировать представление о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы. Стремление жить в гармонии с окружающим миром.
Целью школьного образования в области формирования общекультурной компетентности является: достижение уровня общекультурной компетентности, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.
Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:
- социально-экономической;
- политико-правовой;
- в сфере науки, религии;
- экологической;
- эстетической;
- коммуникативной;
- бытовой;
- досуговой и др.
Существует множество способов формирования общекультурной компетентности. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.
Приоритет в формировании общекультурной компетентности отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е. Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.
Главным результатом деятельности является успешная реабилитация и социализация воспитанников, о чем должна свидетельствовать обратная связь с выпускниками и их родителями.
Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе (о которых уже говорилось ранее):
- наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
- проявляется спад интереса к массовым школьным и внутри классным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
- и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;
- достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.
К сожалению, у некоторых педагогов существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут культурными воспитанными. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, авторитаризм таковы типичные подходы отдельных педагогов к решению задач воспитания. Но, как показывает практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.
Безусловно, что в основе указанных недостатков не прослеживается одна причина, их много (как объективных, так и субъективных). Нельзя умолчать об огромном отрицательном влияние СМИ (телевидение, низкопробная печатная продукция).
Необходимо активно анализировать причины данных негативных тенденций в воспитательной работе школы, постоянно искать новые формы педагогического воздействия на учащихся, обновлять формы и содержание работы. Назрела необходимость создания воспитательной системы внешкольного образования на основе разработанной программы по ручному узорному ткачеству, реализация которой, в конечном итоге, сыграет положительную роль в формировании общекультурной компетентности обучающихся. Слишком глобально для одной программы
Традиционное узорное русское ткачество один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Изучение его развивает у детей интерес к народному искусству, формирует общекультурные компетенции, художественный вкус.
Есть основание рассматривать витье и плетение как наиболее архаичные формы преобразования природного материала, два универсальных принципа конструирования объектов культуры, которые послужили истоком самой идеи ткачества. На уровне взаимодействия природы и культуры они отражают две принципиально различные стратегии моделирования объектов: витье (вращение, как динамическая вертикальная структура) мышление в природе, внутреннее развитие объекта; плетение (статичная горизонтальная структура) мышление о культуре, внешнее развитие объекта.
В традиционной культуре языком взаимодействия человека с природой является ритуал. Ритуальное скручивание, витье принадлежит миру природы и ее стихиям. Например, заломы, закрутки на полях были направлены на разрушение: порчу урожая и ослабление человека. А плетение и его объекты ориентированы на сферу культуры и человека в ней. В этой связи можно отметить плетни из ветвей в функции ритуальных границ. Когда умирал человек, разбирали плетень, раскрывали границу между мирами.
Соотношение витья и плетения как различных принципов взаимодействия стихии и человека прослеживается в связи с ритуальной функцией человеческого волоса. Распущенные или спутанные волосы (колтун) воспринимался в народных представлениях как символ связи с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, волхва, знахаря. Одновременно упорядоченные, организованные волосы, например заплетенные в косу, есть признак принадлежности к социуму. С этим связан один из основных моментов свадебного ритуала заплетение и расплетение кос у невесты, обозначающее перемену статуса невесты внутри социальной структуры.
Соответственно нить, полученная скручиванием волокна символизирует движение и изменение: нить уже не растение, часть природы, но еще и не полотно, часть культуры. Внедрение нити в структуру плетения получаем новый объект пояс сочетающий в себе вертикальный (технологический) и горизонтальный (функциональный) планы. В этом новом качестве свивание нити связано с ее энергетическими свойствами (прочность), а переплетение обеспечивает устойчивость связей (плотность). С одной стороны, пояс обозначает переход человека от вертикальной структуры к горизонтальной, где его смысловая нагрузка начинает разрабатываться на уровне социального культуры. Он как бы проводит границу между внутренним и внешним, освоенным и неосвоенным.
Но если пояс обозначал границу, то полотно обозначало само пространство. В этом смысле вытканное полотно, суть нерасчлененное, целостное пространство природы. Чтобы преобразовать его в объект культуры, полотно необходимо выделить из этого пространства провести границы, то есть маркировать края. Функциональное значение полотну придает вышивка.
Полотно, интегрируя смысловые значения нити и пояса, вводит в ритуальный контекст новую функцию покрывание как способ включения любых объектов в освоенное пространство, заполнение его.
Так, наблюдая трансформацию объектов ткачества в постоянно расширяющемся пространстве культуры, мы прикоснулись к истокам традиций, которые являлись для наших далеких предков способом бытия.
[http://telarian.ru/?r=history&id=7 от 06.06.2013]
Нужно рассказать какие сведения о культуре своего народа и других народов ученики поучают в процессе знакомства с ручным узорным ткачеством обычаи, традиции, обережная функция, фольклор (загадки, пословицы, поговорки, сказки, в которых есть пояс и ткачество и др.), орнамент, символика орнамента на тканых изделиях, символика цвета, сведения о технологии
1.3 Анализ подходов к формированию общекультурных компетенций у младших школьников в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (анализ программ)
В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, направленных на развитие художественно-творческих способностей, помогающих в воспитании гармонично развитой личности [http://festival.1september.ru/articles/555991/ от 26 февраля 2013].
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Важно помочь детям почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие с младшими школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Глава 2. Методические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством
2.1 Методика опытно экспериментальной работы
В настоящие время освоение традиционной народной культуры осуществляется в общеобразовательных учреждениях в рамках предметов гуманитарного цикла и в кружках и студиях учреждений дополнительного образования [Нестернко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие / Науч. ред. Т.И. Бакланова. М.: МГУКИ, 2008. 209 с.: с илл.].
Задачи: (в эксперемент передвинуть)
- способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;
- способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ; Так ли это важно в данном случае?
- способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.
Источников должно быть около 35 штук. В их число должны входить и программы, книги по ткачеству, статьи
Библиография
- http://area7.ru/metodic-material.php?11764 от 24 марта 2013
- http://festival.1september.ru/articles/555991/ от 26 февраля 2013
- http://telarian.ru/?r=history&id=7 от 06.06.2013
- http://vestnik.yspu.org/releases/2011_4pp/25.pdf от 26 февраля 2013
- http://zavuchchool.ucoz.ru/load/normativnye_dokumenty/obrazovatelnye_kompetencii/2-1-0-25 от 24 марта 2013
- Декоративная композиция : учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 144с.: ил. (Изобразительное искусство).
- Ершова Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: теория и практика. Изд. 2-е, дополн. Шуя: изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. 208с.
- Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н. М. Сокольникова. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.: ил., [24] л. цв. Вкл.
- Нестернко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие / Науч. ред. Т.И. Бакланова. М.: МГУКИ, 2008. 209 с.: с илл.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 2000 256 стр.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. 1599 с., с. 614
- Студия декоративно прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт сост. Л. В. Горнова и др. Волгоград: Учитель, 2008. 250 с.
Сейчас многие рукодельницы сами придумывают узоры и претворяют в жизнь эту давно изобретенную традиционную часть одежды - Пояса. Однако в инете появилась очень хорошая подмога - компьютерная программа, с помощью которой можно составить узор,орнамент, распределить чередование нитей, сохранить, изменить, прикинуть подбор цветов и орнаментов GTT (Guntram's Tabletweaving Thingy).
Программа предназначена для ткачей на дощечках, для модернизирования, украшения и совершенствованя своего творчества и мастерства.
“Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”. В концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Набор ключевых компетенций, принятый в образовательной практике, включает в себя:
- компетенцию в сфере познавательной деятельности, основанную на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;
- компетенцию в сфере общественной деятельности;
- компетенцию в сфере трудовой деятельности;
- компетенцию в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
- компетенцию в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Две последние являются составляющими общекультурной компетентности (ОКК).
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного” в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Такие понятия, как “свобода” и “демократия”, не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы “вседозволенности”.
Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стали деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи и государства.