ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Формирование у школьников общекультурных компетенций на основе изучения искусства



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-04-17

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра изобразительного народного и декоративно-прикладного искусства

и методики обучения

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Формирование у школьников

общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества»

Работу выполнила:

Савенкова Людмила Вячеславовна

студентка 5 курса

очной формы обучения

факультета искусств

специальности 050602.65

Изобразительное искусство

Работа защищена :

с отметкой  «_________________»

Научный руководитель:

Щирова Александра Николаевна     

доцент, кандидат педагогических наук

Председатель государственной

экзаменационной  комиссии

_________________/М.Р.Белоусов/  

«_____» _________ 2013г.

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

_______________ / А.Н.Щирова/

« 5 »   июня  2013 г.

 

Шуя 2013

Содержание

Введение……………………………………………………….......

3

Глава 1.

Теоретические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников в процессе знакомства с традиционным творчеством…………………..

1.1

Проблемы формирования общекультурных компетенций у младших школьников……………………………………………

1.2

Искусство узорного ткачества как средство формирования общекультурных компетенций в начальной школе……………

1.3

Анализ подходов к формированию общекультурных компетенций у младших школьников в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (анализ программ)

Глава 2.

Методические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством………………………………………………………..

2.1

Методика опытно – экспериментальной  работы

2.2

Содержание и результаты опытно – экспериментальной  работы

2.3

Анализ замысла и технологии творческой работы ………………(название)

Заключение……………………………………………………….

Библиография…………………………………………………….

Приложения………………………………………………………

Введение

Сохранив традиции - сохраним народ!

В процессе жизни человек постоянно осваивает и собственную культуру, расширяя ее границы внутри себя, преобразовывая окружающую природу и свою собственную сущность. В предметах, созданных человеком, соединяется плоть природы и форма культуры.

Данная дипломная работа предназначена для оказания методической помощи учителям начальных классов, работающим над проблемой формирования общекультурных компетенций у учащихся на основе изучения искусства ручного узорного ткачества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного» в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира.

Актуальность проблемы обусловлена также оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; взаимонепониманием «детей» и «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». 

В связи с этим проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. Анализ ситуации в России свидетельствует о сравнительно низком уровне общекультурной компетентности части населения. 

Это подтверждает актуальности темы: «Формирование у школьников общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества».

На чьи исследования опирались при разработке темы  (укажите фамилии авторов, у Вас должны быть педагоги, психологи, посмотрите в интернете кто занимается вопросом формирования компетенций, в списке литературы также должны быть эти фамилии, перечислите их) и педагоги художественного образования, у которых труды в области декоративно-прикладного искусства, а также авторы программ для школы

Была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия развития у школьников общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества.

Цель исследования: определение  условий для развития общекультурных компетенций учащихся в процессе изучения ручного узорного ткачества.

Объект исследования:  изобразительная и декоративно-прикладная деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства  или во внеурочной деятельности???

Предмет исследования: педагогические условия формирования общекультурных компетенций у младших школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством.

Задачи исследования:

  1.  Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
  2.  Проанализировать значение знакомства с традиционным искусством для развития общекультурных компетенций у младших школьников.
  3.  Выявить место ручного узорного ткачества в учебных программах по изобразительному искусству для начальной школы.
  4.  Определить педагогические условия формирования общекультурных компетенций при обучении школьников искусству ручного узорного ткачества.
  5.  Разработать и экспериментально проверить цикл занятий по ручному узорному ткачеству, направленных на формирование общекультурных компетенций школьников.
  6.  Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
  7.  Разработать эскизы, определить технологию и выполнить в материале творческую работу          напишите название и в какой технике.

 Гипотеза исследования: формирование общекультурных компетенций у школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством станет более эффективным при условии если:

  •   применять иллюстрированный историко-культурный и художественно-эстетический материал в игровой, занимательной форме;
  •  использовать искусство росписи???? в качестве условия развития художественно-творческих способностей детей;
  •  если обучение  приемам ручного узорного ткачества будет опираться на творческие принципы в народном искусстве (от повтора, вариаций до импровизаций);
  •  педагог на занятиях будет организовывать увлекательную эмоционально–насыщенную познавательную среду – основу для этнохудожественной и художественно–творческой деятельности школьников;
  •  будет осуществляться поэтапное ознакомление школьников с искусством ручного узорного ткачества позволяющее моделировать систему учебно-творческих задач;
  •  будет проводиться целенаправленная, непрерывная работа по ознакомлению школьников с народным декоративно прикладным искусством;
  •  методика будет построена с  учетом возрастных особенностей школьников;
  •  в учебном процессе будут применяться оригинальные какие конкретно???? методы работы с использованием разных творческих заданий и различных техник.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической и другой литературы по проблеме исследования. Наблюдение, опрос, статистические методы оценки результатов исследования, педагогический эксперимент, анализ эскизов, рисунков.

Новизна и практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации для педагогов по ознакомлению школьников с искусством ручного узорного ткачества в целях развития обще культурных компетенций, разработан и изготовлен комплекс художественно – дидактических пособий.     Добавьте ещё из задач, задачи, которые ставили для выполнения исследования – это и есть новизна

Исследование проводилось в три этапа:

  1.  Поисково – подготовительный этап

Изучение и  анализ литературы по проблеме исследования, конкретизацию проблемы исследования и ее актуальности, выявление понятийного аппарата (цель, задачи, предмет, объект и т.д.), разработку методики занятий состоящей из серии занятий по декоративно прикладному творчеству.

  1.  Опытно – экспериментальный

Заключается в проведение опытно-экспериментальной работы: выявление знаний, умений и навыков учащихся, уровень их развития, проведение эксперимента, наблюдение за учащимися.

  1.  Контрольно – итоговый

Включает анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, систематизацию полученных результатов, оформление текстовой части ВКР, формулировку выводов и заключения, и разработку рекомендаций; создание творческой работы «…».

Структура исследования:

Дипломная работа включает 3 части:

  •  текстовую часть (В структуре данного дипломного проекта выделены введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения);
  •  методическую часть (презентация………, планшеты……
  •  творческую часть (творческая работа……… в технике…….

Глава 1. Теоретические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников в процессе знакомства

с традиционным творчеством

  1.  Проблемы формирования общекультурных компетенций

у младших школьников

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. 

Компетенция (от лат. Compete – добиваюсь, соответствую, подхожу), сплав знаний и опыта в той или иной области [Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. 1599 с., с. 614]

Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»: 

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. 

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентацией, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.  

Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций: 

1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 

3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. 

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. 

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. 

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 

  1.  Ценностно-смысловые компетенции. 

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 

  1.  Общекультурные компетенции. 

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. 

  1.  Учебно-познавательные компетенции. 

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 

  1.  Информационные компетенции.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 

  1.  Коммуникативные компетенции. 

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 

  1.  Социально-трудовые компетенции

Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 

7. Компетенции личностного самосовершенствования
      
Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [http://zavuchschool.ucoz.ru/load/normativnye_dokumenty/obrazovatelnye_kompetencii/2-1-0-25 от 24 марта 2013]

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию общекультурной компетентности обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.

Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. 

Компетентность включает следующие аспекты:

  •  смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
  •  проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
  •  коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы. 
Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.
 [http://area7.ru/metodic-material.php?11764 от 24 марта 2013]

1.2 Искусство узорного ткачества как средство формирования общекультурных компетенций в начальной школе

В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни. Деятельность педагога в образовательном процессе меняется, он стремится к иным результатам. В качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации, а его способность действовать в различных проблемных ситуациях. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности педагога. 

Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые [http://vestnik.yspu.org/releases/2011_4pp/25.pdf от 26 февраля 2013].

Актуальной становится проблема методического сопровождения учителей начальных классов по формированию общекультурных компетенций на основе изучения искусства ручного узорного ткачества у учащихся. Освоение курса может быть полезным для педагогов, работающих в рамках традиционной дидактической системы и использующих элементы развивающего обучения.    А почему именно на основе изучения искусства ручного узорного ткачества?  Обоснуйте, почему именно этот вид традиционного искусства может быть использован? А другие виды искусства не способствуют?  Это вопросы, которые могут задать на защите. Лучше сразу написать об этом, не дожидаясь.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов на изучение дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества [http://festival.1september.ru/articles/555991/  от 26 февраля 2013]. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения. Сформировать представление о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы. Стремление жить в гармонии с окружающим миром.

Целью школьного образования в области формирования общекультурной компетентности является: достижение уровня общекультурной компетентности, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности. 

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

  •  социально-экономической;
  •  политико-правовой;
  •  в сфере науки, религии;
  •  экологической;
  •  эстетической;
  •  коммуникативной;
  •  бытовой;
  •  досуговой и др.

Существует множество способов формирования общекультурной компетентности. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них. 

Приоритет в формировании общекультурной компетентности отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е. Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Главным результатом деятельности является успешная реабилитация и социализация воспитанников, о чем должна свидетельствовать  обратная связь с выпускниками и их родителями. 

Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе (о которых уже говорилось ранее):

  •  наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
  •  проявляется спад интереса к массовым школьным и внутри классным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
  •  и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;
  •  достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.

К сожалению, у некоторых педагогов существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут культурными воспитанными. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, авторитаризм – таковы типичные подходы отдельных педагогов к решению задач воспитания. Но, как показывает практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален. 

Безусловно, что в основе указанных недостатков не прослеживается одна причина, их много (как объективных, так и субъективных). Нельзя умолчать об огромном отрицательном влияние СМИ (телевидение, низкопробная печатная продукция).

Необходимо активно анализировать причины данных негативных тенденций в воспитательной работе школы, постоянно искать новые формы педагогического воздействия на учащихся, обновлять формы и содержание работы.  Назрела необходимость создания воспитательной системы внешкольного образования на основе разработанной программы по ручному узорному ткачеству, реализация которой, в конечном итоге, сыграет положительную роль в формировании общекультурной компетентности обучающихся. Слишком глобально для одной программы

Традиционное узорное русское ткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Изучение его развивает у детей интерес к народному искусству, формирует общекультурные компетенции, художественный вкус.

Есть основание рассматривать витье и плетение как наиболее архаичные формы преобразования природного материала, два универсальных принципа конструирования объектов культуры, которые послужили истоком самой идеи ткачества. На уровне взаимодействия природы и культуры они отражают две принципиально различные стратегии моделирования объектов: витье (вращение, как динамическая вертикальная структура) — мышление в природе, внутреннее развитие объекта; плетение (статичная горизонтальная структура) — мышление о культуре, внешнее развитие объекта.
В традиционной культуре языком взаимодействия человека с природой является ритуал. Ритуальное скручивание, витье принадлежит миру природы и ее стихиям. Например, заломы, закрутки на полях были направлены на разрушение: порчу урожая и ослабление человека. А плетение и его объекты ориентированы на сферу культуры и человека в ней. В этой связи можно отметить плетни из ветвей в функции ритуальных границ. Когда умирал человек, разбирали плетень, раскрывали границу между мирами.
Соотношение витья и плетения как различных принципов взаимодействия стихии и человека прослеживается в связи с ритуальной функцией человеческого волоса. Распущенные или спутанные волосы (колтун) воспринимался в народных представлениях как символ связи с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, волхва, знахаря. Одновременно упорядоченные, организованные волосы, например заплетенные в косу, есть признак принадлежности к социуму. С этим связан один из основных моментов свадебного ритуала — заплетение и расплетение кос у невесты, обозначающее перемену статуса невесты внутри социальной структуры.

Соответственно нить, полученная скручиванием волокна символизирует движение и изменение: нить уже не растение, часть природы, но еще и не полотно, часть культуры. Внедрение нити в структуру плетения получаем новый объект — пояс — сочетающий в себе вертикальный (технологический) и горизонтальный (функциональный) планы. В этом новом качестве свивание нити связано с ее энергетическими свойствами (прочность), а переплетение обеспечивает устойчивость связей (плотность). С одной стороны, пояс обозначает переход человека от вертикальной структуры к горизонтальной, где его смысловая нагрузка начинает разрабатываться на уровне социального культуры. Он как бы проводит границу между внутренним и внешним, освоенным и неосвоенным.
Но если пояс обозначал границу, то полотно обозначало само пространство. В этом смысле вытканное полотно, суть нерасчлененное, целостное пространство природы. Чтобы преобразовать его в объект культуры, полотно необходимо выделить из этого пространства — провести границы, то есть маркировать края. Функциональное значение полотну придает вышивка.
Полотно, интегрируя смысловые значения нити и пояса, вводит в ритуальный контекст новую функцию — покрывание как способ включения любых объектов в освоенное пространство, заполнение его.
Так, наблюдая трансформацию объектов ткачества в постоянно расширяющемся пространстве культуры, мы прикоснулись к истокам традиций, которые являлись для наших далеких предков способом бытия.

[http://telarian.ru/?r=history&id=7 от 06.06.2013]

Нужно рассказать какие сведения о культуре своего народа и других народов ученики поучают в процессе знакомства с ручным узорным ткачеством – обычаи, традиции, обережная функция, фольклор (загадки, пословицы, поговорки, сказки, в которых есть пояс и ткачество и др.), орнамент, символика орнамента на тканых изделиях, символика цвета, сведения о технологии

1.3 Анализ подходов к формированию общекультурных компетенций у младших школьников в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (анализ программ)

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, направленных на развитие художественно-творческих способностей, помогающих в воспитании гармонично развитой личности [http://festival.1september.ru/articles/555991/  от 26 февраля 2013].

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Важно помочь детям почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие с младшими школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Глава 2. Методические основы формирования общекультурных компетенций у младших школьников на основе знакомства с ручным узорным ткачеством

2.1 Методика опытно – экспериментальной  работы

В настоящие время освоение традиционной народной культуры осуществляется в общеобразовательных учреждениях в рамках предметов гуманитарного цикла и в кружках и студиях учреждений дополнительного образования  [Нестернко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие / Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2008. – 209 с.: с илл.].

Задачи: (в эксперемент передвинуть)

  •  способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;
  •  способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ;  Так ли это важно в данном случае?
  •  способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.

Источников должно быть около 35 штук. В их число должны входить и программы, книги по ткачеству, статьи

Библиография

  1.  http://area7.ru/metodic-material.php?11764 от 24 марта 2013
  2.  http://festival.1september.ru/articles/555991/  от 26 февраля 2013
  3.  http://telarian.ru/?r=history&id=7 от 06.06.2013
  4.  http://vestnik.yspu.org/releases/2011_4pp/25.pdf от 26 февраля 2013
  5.  http://zavuchchool.ucoz.ru/load/normativnye_dokumenty/obrazovatelnye_kompetencii/2-1-0-25 от 24 марта 2013
  6.  Декоративная композиция : учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 144с.: ил. – (Изобразительное искусство).
  7.  Ершова Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: теория и практика. Изд. 2-е, дополн. – Шуя: изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 208с.    
  8.  Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н. М. Сокольникова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.: ил., [24] л. цв. Вкл.
  9.  Нестернко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие / Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2008. – 209 с.: с илл.
  10.  Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000 – 256 стр.
  11.  Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. 1599 с., с. 614
  12.  Студия декоративно – прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт – сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.

Сейчас многие рукодельницы сами придумывают узоры и претворяют в жизнь эту давно изобретенную традиционную часть одежды - Пояса. Однако в инете появилась очень хорошая подмога - компьютерная программа, с помощью которой можно составить узор,орнамент, распределить чередование нитей, сохранить, изменить, прикинуть подбор цветов и орнаментов  GTT (Guntram's Tabletweaving Thingy).

Программа предназначена для ткачей на дощечках, для модернизирования, украшения и совершенствованя своего творчества и мастерства.

“Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”. В концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
 
Набор ключевых компетенций, принятый в образовательной практике, включает в себя:

  •  компетенцию в сфере познавательной деятельности, основанную на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;
  •  компетенцию в сфере общественной деятельности;
  •  компетенцию в сфере трудовой деятельности;
  •  компетенцию в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
  •  компетенцию в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Две последние являются составляющими общекультурной компетентности (ОКК). 
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного” в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Такие понятия, как “свобода” и “демократия”, не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы “вседозволенности”.
 
Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стали деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи и государства.
 


Другие работы

.12 ~ 17.02.12р. V курс цивільноправова спеці...


ПН І Адміністративне судочинство в Україні Доц. 272 ІІІ Проблеми цивільного права Доц. ВТ І Адміністративне судочинство в Україні Доц. 272 ІІ Ад...

Подробнее ...

Тема- Советский союз


Послевоенное время 19451953 Вопросы: 1 2 ВОПРОС1 Ущерб от великой отечественной войны составлял 679тыс рублей что в 55 раз больше национального ...

Подробнее ...

тематика для экономистов Вариант __4_ Ф


перечислите виды функции В.запишите формулу эластичности функции А.запишите формулу темпа изменения функции А. между двумя последовательными нуля...

Подробнее ...

осадитель g то он прежде всего будет связыват...


Рассматриваемые электролиты дают при диссоциации одинаковое число ионов. са?PO??OH7Н??3H?PO?5C?H?O MgOH?тв?Mg?pp2OHpp 2H?OH=H?O MgOH?2HCl?MgCl?2H...

Подробнее ...