а Джевонс Эджуорт Кларк Методологический индивидуализм объясняли эк



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-04-17

Маржинализм (англо- американская школа) Джевонс, Эджуорт, Кларк 

  1.  Методологический индивидуализм (объясняли эк. явления поведением отд.индивидов)
  2.  Использование абстрактных величин
  3.  Статический подход (интерес к статич. аспекту эк.сис-мы, не то, как изменяется эк-ка, а то как она устроена)
  4.  Эк.рациональность (сост-е индивида является равновесным, если оно для него в данных условиях выгоднее альтернативы- значит оно оптимально)
  5.  Предельный анализ ( центральное место- предельные величины- дополнительное приращение благ, доходов и тд)
  6.  Математизация (матем-е инструменты анализа)

Марксизм (Маркс, Энгельс)

  1.  Материалистическое понимание истории (все полит явления опред-ся производственными отношениями)
  2.  Диалектический материализм (принцип материальности мира, познаваемости мира, принцип развития, революционного преобразования мира. Принцип партийности)
  3.  Сочетание исторического и полит-ого начала в категориях теор-кой сис-мы)
  4.  Интерпритация движущей силы истории, историч.прогресса (классовая борьба- движ.сила прогресса)
  5.  Трактовка роли личности и роли политики в развитии истории

Методология кейнса, Кейнс

  1.  Математические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа переменных
  2.  Макроэкономический анализ, использование агрегатных величин
  3.  Гос регулир-е эк-ки
  4.  Краткосрочный МЭ анализ
  5.  Основной психологический закон (с ростом дохода потребление растет, но в меньшей мере, чем доход.)
  6.  Считал центральным в экономическом процессе роль предложения
  7.  Выделял 4 рынка( рынок благ, денег, ЦБ и рынок труда)

Кембриджская школа (Маршалл, Пигу)

  1.  Графический метод анализа (впервые равновесие спроса и предложения)
  2.  Отрицание значимости классовой, соц. Структуры общества для изучения эк.процессов.
  3.  Функциональный подход к оценке эк.явлений
  4.  Внеисторический субъективно – психологический подход к эк.анализу.
  5.  Ввел в эк.анализ категории эластичности спроса и предложения.
  6.  Приближение эк.теории к практике

Классическая политэкономия (Смит, Риккардо, Петти, Сэй, Мак-Куллох)

  1.  Не просто анализировала хоз явления, а пыталась рассмотреть их в сязи с полит.,культур., правовыми и иными отношениями в общ-ве.
  2.  Присущ синтетический и интегрирующий подходы
  3.  Стремление создать предельно абстрактнуюю картину экономической действительности
  4.  Качественная методология исследования эк.явлений
  5.  Рынок- главный регулятор эк развития
  6.  Принцип эк либерализма (конкур-я эк-ка, свобода п/п-ва)
  7.  Таким образом, анализировали экономические явления, применяя метод логической абстракции, потом систематизировали полученные в результате анализа теоретические категории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к ее более частным проявлениям.

Маржинализм (Менгер, Визер, бем-Баверк, Вальрас.)

1.Методологический индивидуализм (объясняли эк. явления поведением отд.индивидов)

2.Использование абстрактных величин

3.Статический подход (интерес к статич. аспекту эк.сис-мы, не то, как изменяется эк-ка, а то как она устроена)

4.Эк.рациональность (сост-е индивида является равновесным, если оно для него в данных условиях выгоднее альтернативы- значит оно оптимально)

5. Предельный анализ ( центральное место- предельные велечины- дополнительное приращение благ, доходов и тд)

6. Математизация (матем-е инструменты анализа)

7. радикализм человеческих требований в отношении потребления

8.Вводятся понятия равновесия и равновесного подхода

9. Субъективный характер природы экономических благ

10. главный принцип эк.деятельности индивида-максимизация-стремление к желанию иметь наибольшее кол-во благ.

Австрийская школа (фон Мизес, Хайек, Поппер)

  1.  Последовательный и бескомпромиссный субъективизм
  2.  Строгий методологический индивидуализм
  3.  тезис ограничеености человеческого знания (Хайек), концепция постепенного совершенствования соц.институтов (поппер)
  4.  Дискретность анализа. ( блага не могут быть бесконечно делимыми  По­этому нет непрерывных функций спроса и предложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точ­ки равновесной цены — определить можно только интервал, в кото­ром эта цена будет находиться.)
  5.  невозможность применить математические методы
  6.  выступала против любого агрегирования

Лозанская школа (Вальрас, Парето)

  1.  экономика рассматривалась как равновесная система (Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия)
  2.  Причер рассматривалось именно динамическое равновесие
  3.  Методологической особенностью Парето является отрицание причинно-следственной зависимости в общественных явлениях. В противовес он предложил функциональную зависимость между равнозначными явлениями.
  4.  Кривые безразличия
  5.  Парето-эффективность
  6.  Математизация (матем-е инструменты анализа, особенно методов дифференциального исчисления. )

Неокейнсианство (Домар, Харрод, Хансен)

В методологии неокейнсианцы, продолжая традиции Кейнса, используют макроэкономический и количественный подходы, анализ агрегативных показателей, психологический метод, признают изменение количественных пропорций в распределении национального дохода. На основе соединения теорий мультипликатора и акселератора теоретики неокейнсианства создали концепцию “кумулятивного процесса”. Выступали за систематическое и прямое воздействие государства на экономические процессы, за переход от теории «полной занятости», ориентированной на антициклическое регулирование, к теории экономического роста, нацеленность на долгосрочное развитие экономики и динамичное равновесие. Выявление влияния научно-технического прогресса на расширенное воспроизводство.

Впоследствие в неокейнсианстве усилилось и выделилось как самостоятельное его левое течение

Посткейнсианства (Роббинсон, Стаффа, Калдор, Гобсон)

  1.  антимопонолистическая направленность(монополии, порождающие неравномерность в распределении НД, объявляются причиной недопотребления широких народных масс)- Гобсон
  2.  Посткейнсианское направление отвергает возможность равновесного, стабильного состояния, а тем самым и равновесного развития экономики
  3.  эк-ка  является нестабильной и характеризуется отсутствием равновесия”. По этой причине жизненно важной им представляется роль государства в качестве фактора обеспечения экономической стабильности.
  4.  Выделяли кредитно-денежную политику как инструмент регулирования эфф спроса (Мински)

Неоинституционализм (р. Коуз, Д.Норт)

1. Методология анализа. использование  модернизированных методов неоклассической теории  к анализу проблем общественных наук (демографии, политологии, права и др.).
2.    метод дедукции, анализ институтов на основе единой теории.
3.    Принципа методологического индивидуализма. 
4.     Представители неоинституционализма понимают под институтами не столько культурные и психологические феномены, сколько набор правовых норм и неформальных  правил, формирующихся в результате взаимодействия индивидов в процессе обмена.
5.     Неоинституционалисты  считают рыночную организацию наилучшей, так как многие современные проблемы порождаются не “провалами” рынка, а скорее недостаточным использованием его богатых потенциальных возможностей.

Неоклассическая школа. (Маршалл, Пигу, кларк, Сиджвик)

  1.  широкое использование графиков, схем, экономических моделей.
  2.  создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).
  3.  Ограниченное регулирование гос-ва
  4.  Принцип эк равновесия, Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены»
  5.  В подходе А. Маршалла учитываются как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность благ) сторона.
  6.  Использовался Принцип предельных величин (кларк)

Институционализм (Веблен, Гелбрейт)

  1.  Применяют междисциплинарный подход, который позволяет учитывать большое кол-во важных факторов при изучении поведения индивидов.
  2.  Эк-ка в их понимании- системное эволюционирующее целое, а не статичный механизм
  3.  Сущность инсистуц подхода заключается в акцентировании внимания на нормах и правилах мышления, управл поведением людей в реальном мире.
  4.  Институты- инстркменты, регулирующие поведение индивидов.
  5.  Общество- постоянно обновляющаяся, развивающаяся сис-ма

Английская школа. (Джевонс, Эджуорт)

  1.  Субъективизм;
  2.  Стремление рассматривать психологические факторы как определяющие экономические факторы;
  3.  Микроэкономический подход к анализу экономических явлений и процессов;
  4.  Методологический индивидуализм, основанный на убеждении, что состояние общества в целом можно исследовать на основе изучения поведения отдельных индивидов;
  5.  Утилитаризм и гедонизм, основанные на учении о удовлетворения потребностей как смысл жизни и основу всех действий людей, стремлении "рассматривать экономику как подсчет наслаждений и страданий";
  6.  Предельный анализ, активное использование математики в качестве важного инструмента исследования и приоритетного метода развития экономической науки.

Современная Австрийская школа (Мюррей Ротбард, Израэл Кирцнер)

1. отказ от использования математических методов исследований;

2. субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

3. акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

4. акцент на структуру капитала при изучении макроэкономических проблем.

5. Строгий методологический индивидуализм

6. Не проводится различий между микро- и макроэкономикой: любая экономическая проблема изучается в связи с другими

Современная Российская школа (Осипов)

1. Комплексный системный анализ экономических явлений

2. Методологический плюрализм

3. Включение в анализ широкого спектра проблем, не только чисто экономических факторов

4. Создание абстрактных теоретических моделей

5. Синтез в единую систему тесно связанные стороны организации общества

6. Принципы социально-гуманитарного познания, идея универсализма, ценностно-этический подход

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

  1.  Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.
  2.   Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.
  3.   Характерна объективность, исключающая субъективное толкование результатов.
  4.  Строгость (рациональность и доказательность научного метода, выводимость каждого доказываемого утвержденияиз уже существующих, согласованность всех структурных элементов)
  5.  Однозначность( внутренняя непротиворечивость, соответствие друг другу по смыслу всех структурных элементов)
  6.  способность за опред число шагов достигать результатов
  7.  Эвристичность (способность приносить новые результаты)

Ненаучные методы эк исслед- методы. Основанные на ограниченно рациональном или полностью иррациональном, несистемном, недоказательном или вообще бездоказательномподходе к эк действительности. Главными признаками ненаучности выступают: несистематизированность, хаотичность, апелляция к авторитету, вере или мифу.

Всеобщие методы экономической науки, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический.

Метафизический метод – это философский способ познания и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу, характерной чертой метафизики является односторонность, абсолютизация одной стороны процесса познания либо того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Диалектический метод философского  познания и способ мышления базируются на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Общие методы эк науки- это те эк методы, которые применимы на всех уровнях эк исследования, но не явл философскими методами. Это методы, которые используют помимо эк-ки в др науках.

Общенаучными методами являются анализ, синтез(соединение частей в целое), обобщение(перехода от единичного к общему), абстрагирование(мысленное отвлечение от некоторых свойств и выделение интересующих свойств ), индукция( движение отдельных случаев к общему положению) , дедукция (выведение частного из общего положения), аналогия, моделирование, классификация.

частные методы эк исслед- методы, используемые исключительно в рамках эк науки и нигде больше.

К их числу относят экономическое наблюдение(  способ познания, основанный на восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.), эк экспреримент (искусственное воспроизведение явле­ния, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяет­ся выдвигаемая гипотеза.), эк моделирование (замена изучаемого предмета специальной аналогичной моделью), эк индукция ( движение отдельных случаев к общему положению), построение эк гипотез( построение предположений), исторический анализ хоз явлений(одразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности с учетом всех деталей и случайностей.)

Малораспространенные методы.

Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Основные аспекты:

•системно-комплексный( выявление элементов, составляющих данную систему).

•системно-структурный( выяснение внутренних связей и зависимостей м/у элементами сис-мы )

•системно-функциональный, (выявление функций, для выполнения которых созданы объекты)

•системно-целевой, (опред-е целей иссл-ия, их взаимной увязки м/у собой;

•системно-ресурсный( выявл-е ресурсов для решения опред проблемы.)

•системно-интеграционный( опред-е совокупности качественных свойств системы)

•системно-коммуникационный( связьс окружающей средой)

•системно-исторический

Количественные методы

 

Количественные исследования подразумевают проведение различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные.  В зависимости от поставленных задач исследования, существуют методики:

• Квартирные, уличные и телефонные опросы;

• Экспертный опрос – опрос специалистов определённых профессиональных областей;

• Холл-тест – тестирование и оценка концепции продукта, продукта, упаковки, рекламной концепции, т.д.;

• Хоум-тест - тестирование продуктов в обстановке, приближенной к реальности;

• Desk Research – сбор и анализ вторичной информации;

Качественные исследования

Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия, используются не цифры, а слова. В зависимости от поставленных задач исследования, предлагаются методики:

• Глубинные интервью - интервью в свободной форме на определенную тему;

• Полуформализованные интервью - сочетание формализованного и свободного интервью;

• Фокус - группы – групповая дискуссия с представителями целевой аудитории;

• Наблюдение — метод, заключающийся в целенаправленном фиксировании поведения изучаемого объекта/группы. Наблюдение применяется там, где вмешательство аналитика нарушит процесс взаимодействия человека с исследуемой категорией.

Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что данные не анализируются с помощью статистических методов. В основном качественные исследования используются для обозначения проблемы и выработки гипотез. Результаты качественных исследований нельзя обобщать на все население. Качественные методы позволяют, в отличие от количественных, выявить внутренние мотивы и побуждения людей.

Логические методы

Это методы, основанные на логике: формальной и математической. К числу таких методов относятся: метод индукции и метод дедукции, методы формализации и математизации, метод интерпретации в объяснении экономических фактов и явлений, метод аксиоматизации в построении экономических теорий и доказательств, метод аналогии, метод экономического доказательства и т.п.

Нелогические методы

Это методы, которые по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой, а зачастую ей прямо противоречат, т.е. являются алогичными. К числу нелогических методов можно отнести: экономическое наблюдение, экономический эксперимент (в их «чистом» виде, без приложенного теоретического инструментария), исторический метод в экономическом исследовании, экономическую интуицию, экономическую веру (как убежденность в наличии тех или иных экономических фактов).

Нелогические методы составляют необходимую базу для логических методов, дополняют последние и приближают их к повседневной, хозяйственной жизни.

Эмпирические методы

Это методы познания экономической реальности, действующие на уровне опыта. Существуют два основных эмпирических метода: экономическое наблюдение и экономический эксперимент, а важнейшей их составляющей является процедура измерения.

Экономическое наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие фактов хозяйственного мира (экономических фактов), доставляющее первичный материал для научного экономического исследования.

Экономический эксперимент — исследование какого-либо хозяйственного явления путем активного воздействия на него;

Теоретические методы

Действуют на уровне рационально обоснованных систем научного экономического знания. К ним относят:

анализ— это расчленение целого на его составные части; цель экономического анализа— познание частей как элементов сложного экономического целого.

синтез  —объединение в единое целое частей, свойств, элементов, выделенных посредством экономического анализа.

моделирование— воспроизведение характеристик какого-либо экономического объекта на другом объекте, специально созданном для изучения этих характеристик.

индукция—переход от частных экономических фактов к общим выводам и положениям.

дедукция

Другие работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение учащихся с уме...


использование пространственных временных понятий в устной связной речи коррекция и уточнение временных понятий и пространственных представлений ...

Подробнее ...

первого второго и третьего миров место развив...


Глобализация ее основные тенденции направления В 90е годы отпали политические преграды для формирования нового типа мировой экономики ? глобальн...

Подробнее ...

тематическая и топографическая основы использ...


При картографировании выборочные наблюдения преобразуют в карты т. Все это как известно определяется целями и назначением карты на процесс модел...

Подробнее ...

Тема- Темная и светлая тональность.


Задачи: 1 изучить влияния характера освещения на тональность чернобелого снимка; 2 изучение композиции конструирование компоновка кадра; 3 изуче...

Подробнее ...