политической организации- союзы племен усиление княжеской власти особой воинской организации дружины в



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

1Образования киевской руси

образование государства у восточных славян явилось длительным процессом, вызванным сложным комплексом внутренних и внешних причин:

развитие производства, социальная дифференциация привели к необходимости специальных органов власти для урегулирования отношений между различными группами населения

усложнение общественно-политической организации: союзы племен, усиление княжеской власти, особой воинской организации (дружины)

внешний фактор: войны, особенно опасность от кочевников

Конкретную дату образования государства определить очень сложно, так как это очень длительный процесс. Имеются смутные известия о формировании уже в VI-VIII вв. крупных объединений восточно-славянских племен: Куявия, Артания и Славия. К моменту возникновения Киевской Руси – в ряде городов возникли свои княжеские династии (например, в Киеве правила династия славянских князей – потомков Кия.)Существует сложная научная проблема о соотношении внутреннего и внешнего факторов в образовании государства, так называемая “норманнская проблема”. Существует рассказ в «Повести временных лет» о призвании в 862 г. северными славянами по”инициативе Гостомысла вяряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Это событие получило название “призвание варягов”. В XVIII в. первые профессиональные историки-немцы по происхождению Байер и Миллер положили этот рассказ в основу “норманнской теории” о решающей роли варягов в образовании древнерусского государства. Тогда же возникает концепция “антинорманизма” (основоположником являлся М.Ломоносов), утверждающая полную самобытность русского государства, отрицающую всякую роль варягов. Этот спор продолжался и в последующее время, зачастую принимая чисто идеологический характер. В частности, гитлеровская пропаганда использовала норманнскую теорию для доказательств неспособности славян к собственному государственному развитию, для обоснования необходимости иноземного господства. При Сталине, утверждая “русский приоритет”, наоборот отрицали роль норманнов.

Наиболее правильным подходом является следующий – образование древнерусского государства было подготовлено внутренними процессами, при этом нельзя сказать, что варяги просто принесли его на неподготовленную почву. В то же время их роль была велика: они сыграли роль своеобразного катализатора, их появление резко ускорило длительный процесс. Однако это было характерно не только для Руси (например, завоевание франками Галлии, нормандцами – Англии).

2.Экономика

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства держались на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и скотоводство не только были способны прокормить население страны, а и вырабатывали продукты питания и сырье на экспорт. Промыслы обеспечивали нужды государства, их продукция пользовалась постоянным спросом в странах Юга и Запада.

Города были заселены преимущественно ремесленниками, изделия которых пользовались спросом на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморских степей, изнурительные, почти беспрерывные гражданские войны между князьями хоть и наносили ущерб, но не могли подорвать экономического жизни Руси. Весьма развитыми были продуктивные силы государства, а ее люди отмечались трудолюбием, выносливостью и были способны к прогрессивным изменениям в производстве.

Сельское хозяйство и промыслы.

Сельское хозяйство было руководящим в древнерусской экономике и достигло высокого уровня развития.

Земледелие. Основными зерновыми культурами в Киевской Руси были рожь, просо, ячмень, пшеница и овес. Лес вырубался и сжигался, таким образом, освобождались посевные площади и одновременно удобрялся грунт. В лесостепных и степных районах наиболее распространенной системой земледелия была переложная, по которой плодородие земли восстанавливалось естественным путем.

В Киевской Руси был большой набор ручных земледельческих орудий — заступы, мотыги, серпы, селезенки. Их довольно часто находят во время археологических раскопок. Для обмолота зерна использовался цеп. Земледелие на Руси было на таком агротехническом уровне, который давал возможность обеспечить высокие для своего времени урожайность и производительность работы.

Скотоводство. В летописях и других памятках письменности постоянно упоминаются разные домашние животные и продукция животноводства. Большими стадами коров и коз, табунами коней, отарами овец владели князья и богатые бояре. Скот выпасали с весны до осени на лугах, в лесах, на переложных землях и в степях. На зиму для кормления животных запасали сено, зерно.

Охота и рыболовство. Охота на лесных и степных животных и птиц обеспечивало мясом, а продажа кож куниц, лисиц, бобров, белок давал добрые доходы. Ценный мех был одной из главных статей древнерусского экспорта, расходясь в много стран Европы и Востока. Немалую роль среди промыслов отыгрывали бортничество и пчеловодство. Мед и воск имели спрос на Руси и за ее пределами. Князья и бояре были особенно заинтересованы в поддержании постоянного уровня производства меда и воска, как и в добывании меха. Эти товары продавались на рынках Византии, стран Ближнего Востока и Западной Европы. Вместо того они получали возможность покупать там украшения, дорогие ткани и одежду, вино, фрукты, оружие и т.п.

Ремесло. Значительного распространения и высокого уровня развития достигло на Руси ремесленное производство. Основной его областью была металлургия, что вместе с земледелием заложила фундамент хозяйственного прогресса Древнерусского государства. Обработка железа, что добывалось из болотной руды, велась как в сельских, так и в городских кузницах. Кузнецы пользовались большим набором инструментов и владели значительным количеством технических приемов обработки металла, производя вещи высокого качества и совершенные функционально, а в лучших образцах — и художественно завершенные.

Чрезвычайно высокого уровня мастерства достигли русские ювелиры. Непревзойденными до сих пор шедеврами ювелирного дела на Руси является драгоценные изделия с покрытыми эмалями иконки, крестики, княжеские курительные трубки. Производство высоко художественных и ценных украшений с эмалью сосредоточивалось в Киеве, откуда они расходились по Руси и за ее границы. Слава о русских ювелирах разнеслась средневековой Европой.

Наиболее массовыми видами ремесла были изготовления керамической посуды, обработка кожи, дерева и кости. Ремесленники, которые занимались этим, обычно селились вместе, образовывая в больших городах отдельные кварталы. Все более и более широкого применения приобретало оконное стекло. Распространенными были домашние ремесла: прядение, ткачество, изготовление повседневной одежды и посуды, а также продуктов питания, прежде всего переработка зерна.

Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русским людям строить разные жилье, сводить церкви и дворцы. Простейшим жильем были получесночницы, в которых прислонялась бедность. В наземных срубленных домах жили представители средних прослоек населения. Украшением и вместе с тем архитектурными доминантами городов и сел Руси были многочисленные церкви, преимущественно деревянные. В больших городах высились каменные храмы. В древнерусское время в Киеве было возведено свыше тысячи каменных церквей. Много их построено в Чернигове, Переяславе.

Города, как известно, в VI—VIII веках в восточнославянском обществе возникали протогорода — укрепленные поселения, которые в зародыше имели признаки будущих городов: ремесленное производство, сердцевина власти, культовая центр и т.п. Однако не каждое протогород мог перерасти в город: для того должны были сложиться особенно благоприятные социальные, политическое и экономическое условия. Древнейшим протогородом Южной Руси был «град Кия», что возник в конце V — в первой половине VI веков. На протяжении следующих столетий этот град перерос в большой город, в котором в XI — первой трети XIII веков насчитывалось близко 50 тыс. жителей. Для своего времени это было очень большое количество горожан.

Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Киевской Руси сосредоточивалась в городах. Подавляющее большинство их жителей были ремесленниками разных специальностей, которые объединялись в корпорации наподобие западноевропейских цехов. Многие горожане занимались торговлей. Городские рынки представляли собой вместе с тем главные площади, на которых бурлила жизнь. Там собирались веча горожан, которые, начиная с середины XII века, играли значительную роль в социальной и политической жизни своего города, а то и земли в целом, как это бывало в Киеве, Галиче, Чернигове, Новгороде Большом, Владимире на Клязьме и т.п.

Древнерусские города были культурными сердцевинами. В них действовали школы и книжно-писанные мастерские, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись произведения прикладного искусства. В городах, прежде всего Киеве, Новгороде, Владимире на Клязьме, составлялись летописи, создавались памятки агиографии и художественной литературы.

Торговля.

Между разными землями Руси происходил экономический обмен, который содействовал обеспечению продуктами питания, сырьем и ремесленными изделиями тех районов, в которых они не производились. Города и большие торговые села имели рынки. В значительных городских центрах они действовали постоянно, а в Киеве, Новгороде Большом, Чернигове, Галиче, Смоленске, Владимире на Клязьме и др. собирались, чуть ли не каждый день.

Главным направлением древнерусской внешней торговли был восточный. Греческий путь вел к Византии, а завозный путь — к странам Кавказа и Арабского Востока. Большая торговля велась также со странами Поволжья: Хозарским каганатом и Волжской Болгарией. Постоянными были торговые контакты Руси с Германией, Венгрией, Чехией, Польшей. Главной сердцевиной торговли со странами Юга и Запада был Киев.

Из Византии на Русь довозили золотое и серебряное изделия, посуда, дорогие ткани, масло, вино, фрукты, разные ремесленные изделия. Русь поставляла на рынки своих близких и далеких соседей меха, мед, воск, кожаное и металлическое изделия, украшения из золота и серебра, а также рабов.

Главными платежными средствами внутренней и внешней торговли Руси IX—XI веков были иностранные монеты — преимущественно арабские серебряные куфичные дирхемы. Использовались, хотя и в меньшем количестве, византийские милиарные, западноевропейские динары.

Несколько раз делались попытки ввести в Древнерусском государстве собственную монету. Но чеканка древнерусских монет имела очень скромный объем, они назначались не столько для торговли, сколько правили за своеобразные визитные карточки названных выше князей, пропагандируя Древнерусское христианское государство и его властителей.

Выбор религии.

НОВЫЙ ПУТЬ

Итак, Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые

были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь

Рогволода Рогнеду. Та даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и

братьев. Владимир вероломно умертвил собственного брата. Предал он и своих

боевых товарищей - варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись,

грехов было достаточно. На его репутацию воителя тяжким грузом легла

корсунская авантюра. Так что же, светлая память о нем, сохраненная

потомками до наших дней, может быть названа незаслуженной?

Нет! Историческая память связывает образ Владимира не с его личными

качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным -

выбором веры, одухотворившей жизнь народа. В самом деле, распространив свою

власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен

был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, "общенациональной"

политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в

религиозной форме.

К религиям (теистическим системам мировоззрения), оказывавшим существенное

влияние на ситуацию в Восточной Европе в Х в., следует отнести:

православие, католичество и ислам. Русские "искатели веры" должны были

представлять и вполне представляли себе различия этих основных религий.

Последнее неудивительно: киевские купцы и воины постоянно бывали в

Константинополе, сражались на Крите и в Малой Азии, торговали с египтянами

и сирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Принятие определенной

веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные

группировки внутри страны. Поэтому предстоявший князю Владимиру "выбор

веры" легким не назовешь. А ведь у этой проблемы был и международный

аспект, обусловленный постоянными суперэтническими контактами.

Во время, предшествовавшее крещению Руси, нарастали грозные признаки

грядущего раскола в дотоле едином христианском мире. И здесь в основе

идеологических споров также лежали природные, объективные процессы

этногенеза. Находившаяся в фазе пассионарного подъема западноевропейская

суперэтническая целостность ощущала свое отличие от других суперэтносов

очень остро и облекала его в ризы церковного превосходства, именуя

"Христианским миром" только себя. Борьба между православием и католичеством

начинала переходить из сферы теологических разногласий в область политики.

Германский император Оттон II на имперском сейме 983 г. в Вероне добился

решения о войне против "греков и сарацин". Такое уравнивание православных

христиан с мусульманами уже не позволяло говорить о единстве церкви Христа,

делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе

и на Русь. На Руси это понимали слишком хорошо, так как еще до веронского

сейма польский король-католик Мешко 1 воевал с киевским князем из-за

Червленой Руси (Галиции), а уже упоминавшийся Оттон II - с западными

славянами на реке Эльбе (Лабе).

Сами обстоятельства "выбора веры" Владимиром широко известны и изложены в

"Повести временных лет". В соответствии с версией Нестора, князь, желая

понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли и

затем принял представителей всех тогдашних учений. Насколько реальны эти

подробности, нам не столь важно, ибо куда большее значение имеет

приведенная Владимиром мотивировка своего решения креститься по греческому

обряду.

Говоря о мотивах, учтем, что, кроме догматов, в любой религии существуют

обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколение. Такие обычаи для

новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особенно если эти

книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама - Коран -

написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, например

не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И

вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот

обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для

князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно

обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и

пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал

"буйства во хмелю". Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино,

но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являясь

трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов

поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными

словами: "Руси есть веселие пити..."

Сложнее причины отказа Владимира немцам-католикам. Его слова неясны:

"Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Попробуем

разобраться, что именно "не приняли отцы". В середине Х в. на Русь прибыл

епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киевлян. Адальберт

потерпел неудачу, но "не по своей нерадивости".

Известно, что в середине века на святой престол иногда всходили очень

грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша,

нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных

женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей,

то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с

возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны.

Конечно, вести о таких "подвигах" достигали Руси. Хронологическое

совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева случайностью

быть не может. Поэтому традиция отвержения латинской веры и сознательного

выбора греческой действительно восходит к предкам Владимира на княжеском

столе: княгине Ольге и ее внуку Ярополку.

А вот рассказ о приходе к Владимиру хазарских евреев - пример явного

литературного творчества Нестора. Евреи якобы признаются Владимиру:

"Предана бысть земля наша хрестеяномь". На самом деле в Х в. Палестина была

в руках мусульман. Летописец сместил даты. Примечательно, что, по летописи,

Владимир не обращался к иудеям, а только принял их, чтобы прогнать.

Следовательно, летопись Нестора фиксирует последнюю попытку хазарских

иудеев прибрать к рукам киевского князя, сделанную тогда, когда Хазарский

каганат уже не существовал. Исход попытки известен: Владимир был

проницателен.

Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный

выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил

его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивление крещению

оказали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но

язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время

Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед

киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы.

В степях между Русью и Черным морем царили печенеги. Именно печенеги,

богатевшие на торговле с Корсунью и Византией, выступили против князя

Владимира. Нам известен только результат столкновения, которое,

предположительно, вылилось в немалую войну; Владимиру пришлось огородить

свои земли частоколом, поставить "сторожи", а также отказаться от гегемонии

в южнорусских степях и от выхода к Черному морю.

Враги русских и Византии - печенеги -в Х в. были язычниками. В XI в. это

племя приняло ислам. Обращение в магометанство сопровождалось междуусобной

войной. Часть кочевников крестилась, но большинство, обратившись в ислам,

стало враждовать с греками. Переход в ислам, войны с Византией и внутренние

смуты сковали силы кочевников и к концу первой трети XI в. избавили Русь от

печенежской угрозы.

Что же происходило на Руси? Мы видим, как православная церковь постепенно

распространяла свое благотворное влияние, строила храмы и монастыри, учила

людей грамоте и живописи. Только в Ростове (в Мерянской земле) долгое время

сохранялись две городские общины: христианская и языческая. В одном конце

города стояла православная церковь, в другом находилось капище бога мерян

Керемета. При этом христиане и язычники сосуществовали довольно мирно, а

после того, как меряне убили двух особенно назойливых миссионеров, их и

вовсе оставили в покое.

Итак, Владимир пошел по пути, который наметила "мудрейшая из людей" княгиня

Ольга, избравшая православие. Ступив на этот путь, сбросив гнет купеческого

капитала рахдонитов, Русь пришла к крещению 988 г. Сила проповеди

православия была и в политической умеренности Византийской империи, и в

искренности константинопольских патриархов, и в очаровании греческой

литургии (церковной службы).

Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бессмысленных набегов на

побережье Черного моря. Греческие богословы не сдабривали проповедь

православия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то,

что православие не проповедовало идеи предопределения. И потому

ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на

грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских

норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые

привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

Добро и мудрость христианства в 988 г. сразились с Перуном и стремлением к

наживе - действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам

высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия

подарила Руси тысячелетнюю историю.

2 вопрос

Монго́ло-тата́рское и́го — название ордынской военно-политической диктатуры, системы политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после — ханов Золотой Орды) в XIII—XV веках[1]. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в не разорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.

Нерезиновая тогда была никакой не крепостью, а обычным городишком, имевшим, правда, огромное торговое значение. Через Москву велась интенсивная торговля с Европой. Само собой, князь Георгий не хотел терять такую кормушку, но войск туда не послал, сочтя достаточным назначение любимого сыночка её комендантом. НО! Главный лулз в том, что мощные крепости с хорошим гарнизоном типа Рязани и Владимира сдавались довольно быстро. Москва же держалась две недели. Грамотно поставленная оборона позволила Москве продержаться так долго, несмотря на наличие лишь слабеньких сосновых стен. А между прочим, в осаде города принимали участие самолично Батый и Субэдэй.

В конце концов монголы взяли город, потеряв огромное количество пушечного мяса. Что удивительно, Дефолт-Сити не разорили, вероятнее всего, из-за того, что Батый хотел забрать себе все товары.

3 вопрос

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское[2] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Старший сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских[3][4]. Бабка по отцу, Софья Палеолог — из рода византийских императоров[5]. Предание гласит, что в честь рождения Иоанна была возведена Церковь Вознесения в Коломенском.

Номинально стал правителем в 3 года. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, регентским советом — «Избранной Радой»[6]. При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Cибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды.

В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Иван IV правил дольше всех стоявших во главе Российского государства — 50 лет и 105 дней.

Опричнина

Основные статьи: Опричнина, Опричник

[править]Причины введения опричнины

По мнению советских историков А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной[39]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» (в особенности, Адашева) о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе[40]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 г.»[41] и в итоге был отправлен в отставку. Следует отметить, что подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Н. И. Костомаров видит истинную подоплеку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады» напротив оценивает весьма высоко[42]. В. Б. Кобрин также полагает, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады»[43]. Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 г. Иван становится на путь ужесточения власти, который привел его к репрессивным мерам[44].

По мнению Р. Г. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы[45]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных (дьяков): «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих»[46].

Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше чем прежде уравнивавший их с поместным дворянством[47]. Вследствие этого в начале 1560-х гг. среди знати появляется стремление бежать от царя Ивана за границу. Так, дважды пытался бежать за рубеж и дважды был прощён И. Д. Бельский, были пойманы при попытке к бегству и прощены князь В. М. Глинский и И. В. Шереметев[48]. Среди окружения Грозного нарастает напряженность: зимой 1563 года перебежали к полякам боярин Колычев, Т. Пухов-Тетерин, М. Сарохозин. Был обвинен в измене и сговоре с поляками, но после помилован наместник г. Стародуба В. Фуников[49]. За попытку уйти в Литву смоленский воевода князь Дмитрий Курлятев был отозван из Смоленска и сослан в отдаленный монастырь на Ладожском озере[50]. В апреле 1564 года в Польшу перебежал в опасении опалы Андрей Курбский, как позднее указывает в своих сочинениях сам Грозный, прислав оттуда Ивану обвинительное письмо.

В 1563 г. дьяк Владимира Андреевича Старицкого Савлук Иванов, посаженный князем за что-то в тюрьму, подал донос о «великих изменных делах» последнего, что тотчас нашло живой отклик у Ивана. Дьяк утверждал, в частности, что Старицкий предупредил полоцких воевод о намерении царя осадить крепость. Царь простил брата, но лишил части удела, а княгиню Ефросинью Старицкую 5 августа 1563 г. велел постричь в монахини Воскресенской обители на р. Шексне[51]. При этом последней было позволено сохранить при себе прислугу, получившую несколько тысяч четвертей земли в окрестностях монастыря, и ближних боярынь-советниц, а также разрешены поездки на Богомолье в соседние обители и вышивка[52]. Веселовский[53] и Хорошкевич[54] выдвигают версию добровольного пострижения княгини в монахини[44][55].

В 1564 г. русское войско было разбито на р. Уле. Есть версия, что это послужило толчком к началу казней тех, кого Грозный счёл виновниками поражения: были казнены двоюродные братья — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. Считается, что Кашин был казнён за отказ плясать на пиру в скоморошьей маске, а Дмитрий Фёдорович Оболенский-Овчина — за то, что попрекнул Фёдора Басманова его гомосексуальной связью с царём[22][56][57][58][59][60], за ссору с Басмановым был казнён и известный воевода Никита Васильевич Шереметев[44].

Аллегория тиранического правления Ивана Грозного (Германия. Первая половина XVIII века). Картинка из немецкого пропагандистского спекулятивно-моралистического еженедельника Давида Фассмана[61] «Разговорах в царстве мертвых» (Gespräche in dem Reiche derer Todten (1718—1739).

В начале декабря 1564, согласно исследованиям Шокарева[62], была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего»[63].

[править]Учреждение опричнины

В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола[64]. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своем отказе от власти[65], но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан[66].

Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освященным собором и Боярской Думой[67]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор[68][69][70][71][72]. Однако, по другим данным, члены Собора 1566 г. резко протестовали против опричнины, подав челобитную об отмене опричнины за 300 подписей; все челобитники были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены (как полагает Р. Г. Скрынников, благодаря вмешательству митрополита Филиппа); 50 подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили[73].

Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Б. Горбатый-Шуйский с сыном Петром, его шурин Пётр Ховрин, окольничий П. Головин (чей род традиционно занимал должности московских казначеев), П. И. Горенский-Оболенский (младший брат его, Юрий успел спастись в Литве), князь Дмитрий Шевырёв, С. Лобан-Ростовский и др.[74]

Началом образования опричного войска можно считать тот же 1565 год, когда был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. В Опричное войско включались также и отряды стрельцов с опричных территорий. С этого времени служилые люди стали делиться на две категории: дети боярские, из земщины, и дети боярские, «дворовые и городовые», то есть получавшие государево жалование непосредственно с «царского двора». Следовательно, Опричным войском надо считать не только Государев полк, но и служилых людей, набранных с опричных территорий и служивших под начальством опричных («дворовых») воевод и голов.

Шлихтинг, Таубе и Крузе упоминают 500—800 человек «особой опричнины». Эти люди в случае необходимости служили в роли доверенных царских порученцев, осуществлявшие охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Остальные 1200 опричников разделены на четыре приказа, а именно: Постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи; Бронный — оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской гвардии; и Сытный — продовольственный[75].

Летописец, по мнению Фроянова[76], возлагает вину за беды, обрушившиеся на государство, на саму «Русскую землю, погрязшую в грехах, междоусобной брани и изменах»: «И потом, по грехом Руския всея земли, восташа мятеж велик и ненависть во всех людях, и междоусобная брань и беда велика, и государя на гнев подвигли, и за великую измену царь учиниша опричнину»[77].

Будучи опричным «игуменом», царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день[78].

При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г. П. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства»[79].

С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иоанн IV насильственно конфисковывал боярские и княжеские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье[64].

К посвящению в сан митрополита Филиппа, произошедшему 25 июля 1566 года, им была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять»[80].

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 г.

Введение опричнины ознаменовалось массовыми репрессиями: казнями, конфискациями, опалами. В 1566 г. часть опальных была возвращена, однако после Собора 1566 г. и требований об отмене опричнины террор возобновился. Напротив Кремля на Неглинной (на месте нынешней РГБ) был построен каменный Опричный двор, куда переселился из Кремля царь.

В начале сентября 1567 года Грозный вызвал к себе английского посланника Дженкинсона и через него передал королеве Елизавете I просьбу о предоставлении убежища в Англии. Это было связано с известием о заговоре в земщине, поставившем целью свергнуть его с престола в пользу Владимира Андреевича. Основой послужил донос самого Владимира Андреевича; Р. Г. Скрынников признает принципиально неразрешимым вопрос, действительно ли возмущенная опричниной «земщина» составила заговор, или все сводилось лишь к неосторожным разговорам оппозиционного толка. По этому делу последовал ряд казней, также в Коломну был сослан конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, крайне популярный в народе своей неподкупностью и судейской добросовестностью (незадолго перед тем он доказал свою верность царю, выдав подосланного к нему польского агента с грамотами от короля).

Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного

С этими событиями связано публичное выступление митрополита Филиппа против царя: 22 марта 1568 г. в Успенском соборе он отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

Летом того же года Челяднин-Фёдоров был обвинен в том, что якобы с помощью своих слуг собирался свергнуть царя. Фёдоров и 30 человек, признанные его сообщниками, были казнены. В царском Синодике опальным по этому поводу записано: Отделано <то есть убито — жаргонный термин опричников>: Ивана Петровича Федорова; на Москве отделаны Михаил Колычев да три сына его; по городам — князя Андрея Катырева, князя Федора Троекурова, Михаила Лыкова с племянником". Их поместья были разгромлены, все слуги перебиты: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число (1568)». По мнению Р. Г. Скрынникова, «Репрессии носили в целом беспорядочный характер. Хватали без разбора друзей и знакомых Челяднина, уцелевших сторонников Адашева, родню находившихся в эмиграции дворян и т. д. Побивали всех, кто осмеливался протестовать против опричнины». В подавляющем большинстве они были казнены даже без видимости суда, по доносам и оговорам под пыткой. Федорову царь собственноручно нанес удар ножом, после чего опричники его изрезали своими ножами[56][57][60][73].

В 1569 году царь покончил со своим двоюродным братом: он был обвинен в намерении отравить царя и казнен вместе со слугами, его мать Ефросиния Старицкая утоплена с 12 монахинями в реке Шексне.

Поход опричного войска на Новгород (Новгородский разгром, Новгородский погром) состоялся в 1569-70 годах под личным руководством Ивана Грозного.

В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.

Поводом к этому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде, и обвинявший новгородцев во главе с архиепископом Пименом в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. В. Б. Кобрин считает, что «донос был откровенно нелеп и противоречив», так как новгородцам приписывались два несовместимых стремления.

Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 Малюта Скуратов лично задушил[1] митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород[2].

Опричное войско, согласно Зимину, насчитывало 15 тысяч человек[3], в том числе 1500 стрельцов[2].

2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правёж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван.

8 января, во время встречи опричного войска новогородским духовенством на Великом мосту через Волхов, царь обвинил в измене архиепископа Пимена. Последний был арестован и заключен в тюрьму[4]. (Впоследствии опричный оруженосец Афанасий Вяземский был обвинен в том, что пытался предупредить Пимена об аресте, подвергнут торговой казни и сослан в Городецкий посад на Волгу, где и умер[5].)

Затем последовали казни, продолжавшиеся до 13 февраля. Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода[6], Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жен их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами; живое предание об этом сохранялось ещё в XIX веке[2].

Людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. [источник не указан 1309 дней]

Частные дома и церкви были ограблены, имущество и продовольствие новгородцев уничтожено. Отряды опричников, разосланные на 200—300 км, творили грабежи и убийства по всей округе. Число погибших неизвестно, современные учёные их считают от 4-5 (Р. Г. Скрынников) до 10-15 (В. Б. Кобрин) тысяч, при общем количестве населения Новгорода в 30 тысяч[7].

Точное число убитых в Новгородском погроме вызывает споры. Цифры, которые приводят современники, могут быть преувеличены и выше, чем число самого населения Новгорода (30 тысяч). Однако по всей Новгородской земле проживало гораздо больше людей, а террор не обязательно был ограничен непосредственно Новгородом. Сохранилась запись царя в Синодике опальным из Кирилло-Белозепрского монастыря: «По Малютинские ноугородцкие посылки (задания) отделано скончавшихся православных христиан тысяща четыреста девятьдесять человек, да из пищалей стрелянием пятнадцать человек, им же имена сам ты, господи, веси». Запись основана, как полагают, на документальном отчете Скуратова[8].

Р. Г. Скрынников прибавил к этому числу поименно названных новгородцев и заключил, что в синодике перечислено 2170—2180 жертв новгородского погрома, при этом отметив, что донесения не могли быть полны и многие действовали «независимо от распоряжений Скуратова», и допустив общую цифру жертв в 4-5 тысяч.

В. Б. Кобрин считает эту цифру крайне заниженной, отмечая, что она исходит из предпосылки, что Скуратов был единственным или по крайней мере главным распорядителем убийств. Кобрин считает, что отряд Малюты был лишь одним из многих отрядов, и оценивает число погибших в 10-15 тысяч, при общем населении Новгорода в 30 тысяч. При этом убийства не были ограничены лишь самим городом. Кроме того следует отметить, что результатом уничтожения опричниками съестных запасов был голод (так что упоминается людоедство), сопровождавшийся свирепствовавшей в то время эпидемией чумы[2]. В результате, по сообщениям летописи, во вскрытой в сентябре 1570 г. общей могиле, где погребали всплывших жертв Ивана Грозного, а также умерших от голода и болезней, насчитали 10 тысяч трупов. В. Б. Кобрин полагает, что эта могила не обязательно была единственным местом погребения погибших.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, упоминает Андрей Курбский, а также «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (конец XVI века), которая гласит: «От тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище». В царском «синодике опальным» Корнилий был помечен первым в списке лиц, казненных во Пскове.

Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.

В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну[86], так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Москва была сожжена. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название, хотя фактически под именем «государева двора» опричнина просуществовала до его смерти[44]. Неудачные действия против Девлет-Гирея в 1571 г. привели к окончательному уничтожению опричной верхушки первого состава: глава опричной думы, царский шурин М. Черкасский (Салтанкул мурза) «за намеренное подведение царя под татарский удар» был посажен на кол; ясельничий П. Зайцев повешен на воротах собственного дома; казнены были также опричные бояре И. Чёботов, И. Воронцов, дворецкий Л. Салтыков, кравчий Ф. Салтыков и многие другие. Причём расправы не утихли даже после битвы при Молодях — отмечая победу в Новгороде, царь топил в Волхове «детей боярских», после чего был введён запрет на само имя опричнины. Тогда же Иван Грозный обрушил репрессии на тех, кто помогал ему прежде расправиться с митрополитом Филиппом: соловецкий игумен Паисий был заточён на Валааме, рязанский епископ Филофей лишён сана, а пристав Стефан Кобылин, надзиравший за митрополитом в Отроче монастыре, был сослан в далёкий монастырь Каменного острова.[83]

В 1576 году опричник Штаден предлагал германскому императору Рудольфу: «Ваше римско-кесарское величество должны назначить одного из братьев Вашего величества в качестве государя, который взял бы эту страну и управлял бы ею… Монастыри и церкви должны быть закрыты, города и деревни должны стать добычей воинских людей»[87].

осле смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 г. не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. Как отмечали русские историки, “его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка” (В.О. Ключевский), “все это порождало в сердце юного великого князя досаду, гнев, скрытую злобу” (Н.М. Карамзин).

Произвол боярства вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения таких реформ.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство.

Это должно было утвердить “печатью веры святой союз между государством и народом” (Н.М. Карамзин). “Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набоженного поклонения” (В.О. Ключевский).

В 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название “Избранная рада”. В работе Избранной рады участвовали князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И.Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

Интересно мнение русского историка XIX в. Н.И. Костомарова, который считал, что “этот государь всю жизнь находился под влиянием то тех, то других” и “что дела, составившие славу царствования до падения Сильвестра, исходили от этого последнего и его кружка и … совершались не только не по его (Ивана IV) указанию, но часто против желания”.

Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, — дворян, помещиков и верхи посада.

Иван IV выступил с резким осуждением боярского правления в предшествующие годы. В отношении дворянства, напротив, начала проводиться политика поддержки. В 1550 г. был издан “приговор” о размещении 1000 детей боярских (т.е. дворян) вокруг Москвы и раздаче им поместий “верст за 60 или 70 в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, … и в тетеревичных, и в оброчных деревнях”. Кроме того, дворяне были освобождены от подсудности боярам-наместникам, а все судебно-административные дела были переданы в ведение государства. Эта мера укрепила власть царя и одновременно ослабила власть бояр.

Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов — Судебника 1550 г. . Взяв за основу судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день. Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

В этом же году были проведены и военные реформы, суть которых сводилась к созданию стрелецкого войска, вооруженного огнестрельным оружием. Было ограничено местничество, суть которого состояла в том, что возможность занятия какого-либо поста в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри этих фамилий — взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Этими привилегиями феодальная знать не хотела поступаться. Поэтому командование армии лишалось возможности оперативного руководства властями, назначение на посты определялось не политическими соображениями, а местнической иерархией. Иван IV потребовал разрушить этот порядок: “во всяком разряде не местничатися, кого с кем куды на пошлют, чтоб воиньскому делу в том порухи не было.

Возник новый орган власти — Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; на совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 г.

Созыв собора — свидетельство создания сословно-представительского учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. В то время власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Земские соборы не ограничивали власти царя, носили совещательный характер, однако способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и позволяли ей лавировать между дворянством и боярами.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV .

4 вопрос Смута в России

В 1598 г. умер Фёдор Иванович — последний потомок Ивана Калиты на московском троне. Его брат царевич Дмитрий погиб еще в 1591 г. в Угличе, в чём некоторые обвиняли Бориса. Династия прервалась. Шурин Фёдора Борис Годунов (фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче) организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём, крестьяне — отменой Юрьева дня, казаки — репрессиями властей, дворяне — тяжелой службой.

В 1601 г. начался голод, народ бунтовал. В 1602 г. в Польше объявился «чудом» спасшийся Дмитрий (Лжедмитрий I). В 1604 г. он вторгся в Россию при поддержке поляков и казаков. В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами. На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Против него Шуйский заключил союз со Швецией. Русские и шведы во главе с М. В. Скопиным-Шуйским отогнали Лже-дмитрия от Москвы, но в 1609 г. в Россию вторглись поляки. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось. В 1611 г. было создано 1-е ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, очистившее от поляков часть Москвы, но вскоре Ляпунов был убит казаками, с которыми он враждовал. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано 2-е ополчение, которое во главе с Д. М. Пожарским освободило в 1612 г. всю Москву. В 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Романова. В1617 г. был заключён Столбовский мир со Швецией, лишивший Россию выхода к Балтике, в 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла часть южных и западных земель. Смута ослабила Россию и затормозила ее развитие.

5 вопрос оциальные движения в XVII в. Церковный раскол

XVII в. называют «бунташным» из-за серии восстаний, вызванных закрепощением, малым престижем новой династии, ростом повинностей.

В 1648 г. в Москве вспыхнул «соляной бунт» из-за налогов на соль. Погибли несколько вельмож, участники бунта остались практически безнаказанными. Был созван Земский собор, более равномерно распределивший налоги в городах. Восстания в 1648 г. были во Владимире, Курске и др.

В 1650 г. восстали Новгород и Псков. В Новгороде восстание подавили силой, во Пскове пошли на соглашение с восставшими.

В 1662 г. из-за махинаций властей с медными и серебряными деньгами в Москве вспыхнул «медный бунт». Его подавили, но махинации с монетой вскоре прекратились.

В 1670 г. началась крестьянская война под руководством Степана Разина. Она охватила Поволжье. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Самару, Саратов, громили поместья, убивали помещиков и «начальных людей», захватывали землю, жгли документы о повинностях. Под Симбирском Разин был разбит, вскоре выдан властям и казнён в 1671 г. в Москве.

В 1652 г. патриарх Никон начал реформу обрядов церкви, приводя их в соответствие с греческими канонами. Сторонники старых обрядов (раскольники, или старообрядцы, виднейший из них — протопоп Аввакум) не признали реформу, уходили от репрессий в дальние районы. Борьба против преобразований Никона приобретала местами социальную окраску. В 1668 г. началось восстание в Соловецком монастыре, не принявшем порядки Никона. При поддержке местных жителей повстанцы держались до 1676 г. Сам Никон, ставивший себя выше царя, поссорился с ним и в 1658 г. покинул Москву, а в 1666 г. Церковный собор лишил его сана патриарха.

Притеснения старообрядцев прекратились лишь в XVIII в.

6 вопрос

Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.

Военная реформа. Созданы регулярная армия с помощью рекрутской повинности, введены новые уставы, построен флот, экипировка на западный манер.

Реформа государственного управления. Боярская Дума заменена сенатом (1711), приказы —коллегиями. Введена «Табель о рангах». Указ о престолонаследии позволяет царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В1721 г. Пётр принял императорский титул.

Церковная реформа. Ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом. Священники переведены на казенное жалованье.

Изменения в экономике. Введена подушная подать. Создано до 180 мануфактур. Введены казенные монополии на разные товары. Строятся каналы и дороги.

Социальные реформы. Указ о единонаследии (1714) приравнял поместья к вотчинам и запретил их дробить при наследовании. Для крестьян вводятся паспорта. Крепостные и холопы фактически приравниваются.

Реформы в области культуры. Созданы Навигацкая, Инженерная, Медицинская и пр. школы, первый публичный театр, первая газета «Ведомости», музей (Кунсткамера), Академия наук. Дворян отправляют учиться за границу. Вводится западное платье для дворян, бритье бород, курение, ассамблеи.

Итоги. Окончательно формируется абсолютизм. Растет военная мощь России. Обостряется антагонизм между верхами и низами. Крепостное право начинает приобретать рабские формы. Высший класс слился в одно дворянское сословие.

В 1698 г. восстали недовольные ухудшением условий службы стрельцы, в 1705-1706 гг. шло восстание в Астрахани, на Дону и в Поволжье в 1707-1709 гг. — восстание К. А. Булавина, в 1705-1711 гг. —в Башкирии.

7 вопрос

В 1726г. Россия заключила союз с Австрией. В 1734 г. она приняла участие в войне за польское наследство и посадила на ее престоле своего ставленника. В 1732-1735 гг. Россия вернула Ирану Азербайджан. В 1735-1739 гг. она вместе с Австрией воевала против Турции. Армия Б. X. Миниха разорила Крым и одержала победу при Ставуча-нах. В итоге Россия получила Азов, прекратились крымские набеги.

В 1730-1740 гг. власть России признали Младший и Средний казахские жузы.

В 1741-1743 гг. шла русско-шведская война. Русские войска во главе с П. Ласи разбили врага под Вильманстрандом. По итогам войны граница России продвинулась на северо-запад.

В 1740-х гг. страны Европы окончательно признали за русскими монархами императорский титул.

В период правления Елизаветы в 1756 г. Россия вступила в Семилетнюю войну на стороне Австрии и Франции против опасно усилившейся Пруссии. Русские войска захватили Восточную Пруссию, в 1759 г. одержали вместе с австрийцами победу при Кунерсдорфе над Фридрихом II, в 1760 г. взяли Берлин, но по смерти Елизаветы в 1761 г. поклонник Пруссии Пётр III вышел из войны. Успехи России подняли ее престиж.

8 вопрос

оссия при Екатерине II: просвещенный абсолютизм

Время Екатерины II (1762-1796) — «золотой век» дворянства. Его привилегии и влияние достигают апогея — царица, пришедшая к власти незаконно, нуждалась в его поддержке. Ближайшее окружение, помогающее царице в решении государственных дел, — ее фавориты Г. Г. Орлов, Г. А. Потемкин и др.

В 1767 г. была созвана Уложенная комиссия по выработке нового свода законов. Возникли различные проекты реформ, в т. ч. облегчения положения крестьян (впервые в русской истории). С 1768 г. комиссию почти не созывали во избежание чрезмерного вольнодумства.

В 1764 г. началась секуляризация (передача государству) церковных земель и была ликвидирована автономия Украины. В 1775 г. проведена губернская реформа, упорядочившая местное управление (деление на губернии и уезды). «Жалованная грамота дворянству» (1785) гарантировала его исключительное право на владение землей и крестьянами, свободу дворян от телесных наказаний, учреждала дворянские собрания с правом ходатайства перед монархом. Грамота городам определяла порядок самоуправления в городах.

В экономике, как и при Елизавете, проводится политика дальнейшей отмены мелочной регламентации производства и торговли. Растет число ушедших на заработки крепостных, некоторые заводят свои предприятия.

Однако недовольство народа произволом чиновников и помещиков велико. В 1771 г. вспыхивает «чумной бунт» в Москве, в 1772 г. — восстание казаков в Яицком городке. В 1773 г. начинается крестьянская война во главе с самозванцем «Петром III» — Емельяном Пугачевым. Она охватывает Урал и Поволжье, но в 1774 г. Пугачев был разбит и выдан сообщниками, а в 1775 г. казнён.

В 1796-1801 гг. правил Павел I. Он пытался облегчить положение народа (сложение недоимок, запрет барщины в выходные), но ущемил дворян — уменьшил права дворянских собраний, усилил цензуру, проводил репрессии. В 1801 г. Павел был убит заговорщиками.

9 вопрос Правление Александра I ознаменовалось либерализацией самодержавия в духе просвещенного абсолютизма (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. — неофициальный Негласный комитет (А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей). В 1802 г. коллегии заменяются 8 министерствами (на принципах единоначалия) и Комитет министров. В1803 г. начинается реформа системы образования (в т.ч. создано 5 университетов и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин). В 1803 г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике.

После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган — Государственный совет. В 1810-1811 гг. упорядочена система министерств. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. Это, как и профранцузская ориентация Сперанского, привело к его отставке.

В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции России («Уставная грамота Российской империи»). В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. Созданы в целях экономии военные поселения, что привело к волнениям.

В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной».

В своих реформах Александр I, помня судьбу отца, боялся задеть дворянство. Проблема крепостного права осталась нерешённой. В то же время либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры.

10

При Николае I (1825-1855) заканчивается эпоха «просвещенного абсолютизма». Начинается наступление на политические, а отчасти и экономические права дворянства ради укрепления самодержавия. Было сокращено участие малоимущих дворян в дворянских собраниях. Ограничился доступ в «благородное сословие» для недворян (для поощрения последних было создано сословие «почётных граждан», имевшее ряд привилегий). Укрепилась дисциплина среди чиновников. Созданное при Николае I Третье отделение императорской канцелярии во главе с А. X. Бенкендорфом, а позднее А. Ф. Орловым занималось борьбой с инакомыслием (а также надзором за тюрьмами, иностранцами, прессой, рассматривало жалобы крестьян на помещиков и др.). Усилилась цензура. Вскрывалась переписка. Недовольные отправлялись в ссылку, в армию на Кавказ. После либерального правления Александра I притеснения правительства вызвали резкое недовольство высших слоев. Николай I, пришедший к власти после восстания декабристов, панически боялся малейшей активности в обществе и потому всячески давил ее. На руководящие должности чаще назначались люди исполнительные, а не способные и инициативные.

В то же время проводились ограниченные реформы. Было упорядочено (кодифицировано) законодательство. В 1830 г. под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи, в 1832 г. — Свод действующих законов государства. Это облегчило административную практику. В 1837 г. под руководством П. Д. Киселёва стала проводиться реформа управления государственными крестьянами. Многие из них получили больше земли (часто за счёт переселения в необжитые районы), в их деревнях строились медпункты, внедрялись агротехнические новшества. Однако делалось это обычно силовыми методами, что вызывало недовольство. Увеличилось число управлявших ими чиновников. Излишки производимой государственными крестьянами продукции нередко вывозились в другие районы. Это вызывало волнения. Были ограничены права помещиков — крестьян нельзя теперь было отправлять на горные работы, запрещалось продавать их с аукциона за долги.

В 1839-1843 гг. министр финансов Канкрин Е. Ф. провёл денежную реформу, установив твёрдое соотношение между серебряным рублём и ассигнациями.

Однако главный вопрос — о крепостном праве — оставался нерешённым. Николай не решал его, боясь волнений в обществе.

Внешняя политика

В 1826-1828 гг. началась русско-иранская война, в результате которой Россия присоединила Армению. В 1827г. Россия вмешалась в борьбу Греции против турок за независимость, что привело к русско-турецкой войне (1828-1829). По ее итогам к России отошли устье Дуная и часть Грузии.

В 1833 г. Россия помогла Турции в войне против Египта и подписала с нею Ункяр-Искелесийский договор, закрывавший черноморские проливы для иностранных военных судов (кроме русских). Но в 1841 г. Англия, Франция и Пруссия добились отмены этого договора. Постепенно нарастала изоляция России среди европейских стран, опасавшихся ее дальнейшего усиления.

В 1848 г. Николай I выступил с осуждением революций в Европе, а в 1849 г. двинул армию И. Ф. Паскевича на подавление революции в Венгрии. Венгры были разбиты и капитулировали.

В 1853 г. началась Крымская война России с Турцией. Николай I намеревапся расчленить Османскую империю. Нахимов разгромил турецкий флот при Си-нопе. На Кавказе турки были разбиты под Карсом. Но в 1854 г. Англия и Франция, не желая разгрома Турции, потребовали от России убрать войска с Дуная. Получив отказ, они объявили ей войну. Позицию враждебного нейтралитета заняли Австрия и Пруссия. Англо-французские войска высадились в Крыму и осадили Севастополь, который пал лишь в августе 1855 г. Его оборону возглавляли Корнилов, Истомин, Нахимов, погибшие в боях. В 1855 г. войска Н. Н. Муравьева на Кавказе взяли крепость Каре.

По Парижскому миру 1856 г. Россия потеряла Южную Молдавию и лишалась права иметь флот и крепости на Черном море. Ее статус великой державы оказался под сомнением.Причиной неудач России было общее превосходство противников (три страны против одной), слабое техническое оснащение армии, неразвитость экономики, недостаточно высокий уровень командования. Все это обнажило ее отсталость и стимулировало проведение реформ в России.

15

Реформы П. А. Столыпина

В связи с обострением аграрного вопроса в ходе революции правительство попыталось принять меры по его решению. Не желая отдавать крестьянам помещичью землю, оно попыталось улучшить положение крестьян другими методами. В ноябре 1905 г. правительство снизило сумму выкупных платежей, а в марте 1906 г. ввело свободу крестьянских переселений, прежде стесненную волею общины.

Основные мероприятия этого рода провел министр внутренних дел и председатель Совета министров П. А. Столыпин (1906-1911). В 1906-1907 гг. были отменены выкупные платежи крестьян, разрешен свободный выход из общины, предоставлялись кредиты крестьянам на покупку земли, началось переселение крестьян в пустующие районы (Среднюю Азию, Сибирь). Переселенцы получали пособия, налоговые льготы, надолго освобождались от армии. Но из 3 млн пришлось вернуться 500 тыс., не устроившись на новых местах. По возвращении им обычно не возвращали землю и двор. Вышедшие из общины часто продавали землю и уходили в города, доме более удачливых не раз поджигали завистливые соседи. Землеустроительные комиссии, призванные юридически оформлять выход крестьян из общины, нередко оказывали давление на селян, чтобы те покидали общину. Но главное — крестьяне не получили помещичьей земли, что было их главным и непременным требованием. Напряжённость в деревне даже возросла.

В то же время повысилась товарность крестьянских хозяйств, развивалось кооперативное движение, снижались цены на сельхозпродукцию. Увеличивалось число «крепких» хозяев, на которых рассчитывал П. А. Столыпин. Однако времени для того, чтобы в полной мере сказались положительные последствия реформы, не оказалось из-за начавшихся вскоре мировой войны и революции.

Другие работы

ЗАДАНИЕ 5 Тонкостенный сосуд Задача 5


Рассчитать необходимую толщину стенки по третьей теории проч ности. Радиус шарового сегмента глубиной х : Объем шарового сегмента глубиной х : О...

Подробнее ...

Областной Центр дополнительного образования д...


__№ _ ___ Руководителям На №________от _________ муниципальных органов управления образованием Уважаемые коллеги Государственное бюджетное образо...

Подробнее ...

на тему- ПРЕКРАСНОЕ И ВОЗВЫШЕННОЕ МОСКВА 1998...


3 Категория прекрасное в эстетике. Среди них прекрасное и возвышенное. Категория прекрасное в эстетике.

Подробнее ...

Счетные множества.


Примером множества мощности С являются: всякий отрезок интервал и полуинтервал; мощность всех действительных чисел взаимнооднозначное соответств...

Подробнее ...