В соответствии с образом разрабатывается композиция



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

Создание объекта — это работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в дизайне выражает определенную идею, она определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения.  Глубинный смысл композиции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации.

Нет четких правил гармоничного соединения отдельных элементов в единой целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдены определенные условия: в едином композиционном пространстве должен выделяться изобразительный центр, читаться форма, чувствоваться ритм. Это категории, общие для любого вида композиции

Необходимо добиваться разнообразия средств, принципов, методов организации композиции. Нельзя понимать композицию, как набор объектов, расположенных в определенной последовательности в определенном месте.

Дизайнер должен уметь использовать в работе все композиционные средства. Речь о них пойдет ниже.

Необходимо, чтобы количество элементов было оптимальным, и их совокупность выглядела гармонично. В общей форме должна ясно просматриваться система внутренних связей.

Выделим основные средства композиции. 

Симметрия

Симметрия — одно из наиболее важных средств организации формы, способствующее целостности восприятия. Наиболее часто встречается зеркальная симметрия.

 Другой тип симметрии — осевая, симметрия поворота. Если поворачивать простой геометрический рисунок вокруг вертикальной оси, которая перпендикулярна плоскости листа, образуется узор с осевой симметрией

 

 Еще один тип симметрии — перенос. В этом случае предметы расположены на равном расстоянии вдоль прямой оси.

По принципу переноса строятся орнаменты. Простейший вид орнамента—  линейный. Если линейный орнамент размножить в направлении, перпендикулярном оси, получится симметричная композиция, заполняющая плоскость — сетка.

Очень выразительна винтовая симметрия, когда элементы переносятся вдоль оси с поворотом,  например, расположение ступеней винтовой  лестницы .

Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным, динамичным, интересным. В живой природе нет абсолютной симметрии, формальной точности. Это придает особую выразительность и неповторимость. Такой вид симметрии называется дисимметрией. Она разрушает точнее сходство повторяемых элементов, оставляя симметричность общей формы.

Равновесие

Условие зрительной завершенности композиции — уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пластикой.

Равновесие формы — состояние, при котором все элементы сбалансированы  между собой. Композиционное равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой. Равновесие безусловно в композициях с  вертикальной осью симметрии . Как правило, такие композиции абсолютно статичны. Более сложным и интересным способом оно достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов.

 

 

яркое цветовое пятно способно нарушить равновесие любой композиции. Яркие насыщенные тона кажутся тяжелее светлых и прозрачных, достичь равновесия в этом случае можно за счет изменения формы и размера объектов.

 

 Центр композиции

Работу над композицией можно считать законченной, если все ее элементы соразмерны и гармоничны. Гармония фона и графических элементов переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельность произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом и одновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются не столь значимые, но, тем не менее, необходимые элементы композиции. Главный смысловой элемент является центром композиции. Заметим, что центр в данном случае — понятие условное. Форма и место размещения центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.

 Формат плоской композиции

Огромное значение для плоской композиции имеет формат — граница по изображения.

Поля и свободные места на листе также активны, как и объекты, составляющие композицию. Элементы композиции, расположенные ближе к центру, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровное плоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости рамы.  Чаще всего используется прямоугольный формат "золотого сечения". Он наиболее уравновешен и замкнут

Квадратный формат статичен. В нем часто размещают композиции с осевой или зеркальной симметрией.

Осей зеркальной симметрии в круге может быть много, поэтому симметричная композиция в круге выглядит зрительно подвижной. Несимметричная композиция в круглой раме, с явно выраженным верхом и низом останавливает вращение и получается очень. Овал — зрительно законченная замкнутая форма.  

Положение композиционного центра определяется ритмическими отношениями всех элементов и общей формы. Иногда удобно пользоваться геометрическими схемами, когда формат расчленяется линями на взаимосвязанные области. Формат листа определяет компоновку форм по вертикали или горизонтали.

Пропорциональность

Пропорциональность — соразмерность целого и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции.

Любой объект имеет определенные габариты, определяемые размерами по двум осям, если этот объект плоский и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Пропорции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамичную форму.

Наиболее часто встречаемая пропорция — пропорция "золотого сечения".

Золотое сечение — гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как, большая к целому отрезку. Соотношение 21:34, а точнее 0,618034..., считается идеальным выражением пропорциональности и часто встречается в природе (пропорции тел животных, птиц, человека, глаза и т. д.).

Золотое сечение — признак структурного единства объектов природы и искусства.  По пропорциям золотого сечения строились египетские пирамиды, древнегреческие храмы, создавались предметы быта.

Другие виды пропорциональных отношений: 

0 арифметическая прогрессия: 1 3 5 7 9

геометрическая прогрессия:. 1 3 9 27 81 0 квадратичные соотношения: 2 4 16 256

ряд Фибоначчи (каждое число равно сумме двух предыдущих): 1 2 3 5 8 0 гармоническая прогрессия (по затухающей синусоиде). 1/2 1/3 1/7 подчиненность произведений искусства строгим правилам математики— довольно распространенное заблуждение. Все должно подвергаться зрительной корректировке.

Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. У человека есть природное чувство ритма, которому нужно доверять, тренировать его, развивать "массивный шкаф" или "тонкая рябина" вызывает определенные образы. Кроме того, каждый сложный объект имеет свои внутренние пропорции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому.  


 
Масштабность

С понятием пропорции связана масштабность. Масштабность — соразмерность принятому эталону. Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, непосредственных их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия. Это можно увидеть в природе. Молодые организмы, как правило, меньше; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого opгaнизма обычно сложнее и четче очерчены, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт, большее количество деталей.

От сложности формы в большой степени зависит, считать ли объект большим или маленьким. Закономерности формообразования в природе применимы и в дизайне, скульптуре, архитектуре.

 Восприятие масштаба объекта в большой степени зависит от eгo окружения. Масштабность — средство художественной выразительности. Пропорции многоэтажного городского дома могут точно соответствовать пропорциям спичечного коробка, но, поместив рядом изображения два одинаковых по размерам параллелепипедов — коробка и многооконного дома, невозможно ошибиться в масштабе этих объектов.

Тождество, контраст, нюанс

Пропорциональность и масштабность определяются соотношениями отдельных частей композиции, но говоря о соотношениях, необходимо учитывать такие категории, как тождество, контраст и нюанс.

Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон.

Контраст — резкое различие элементов композиции — мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает  энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты — показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений в интерьере офиса способствует переключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст— проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, сюжетом композиции.

Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция.

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс — такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные различия. В нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

 Ритм

Ритм — закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. Определенный ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время упрощает видение. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, управляет движением взгляда зрителя по объекту или изображению, помогает целостному восприятию группы объектов.

 

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь складки одежды, поворот голов людей, стоящих группой).

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или вертикали, по  кругу, по плавной кривой

Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Это частный случай ритма. Визуальный метрический ряд характеризуется  тем, что элементы размещаются через равные интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более четкой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным.  

Наиболее характерные приемы построения ритма:

изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды). Ритм определяется изменением формы;

изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяющиеся ряды). Ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яркости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм композиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном изменении— более сложный для восприятия.

В любом случае, композиция не должна быть монотонной, скучной, поэтому тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Контраст может выражаться в форме, цвете, тоне. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму. Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. В архитектуре древней Греции для этого сокращали расстояние между крайними колоннами сторон перистиля или периптера. Такой прием помогал воспринимать громоздкое архитектурное сооружение более компактным, здание "не расползалось". Для остановки ритма можно использовать необычное решение крайних элементов.

1. Представьте метрическую последовательность шести одинаковых элементов, в простейшем случае — вытянутых по вертикали прямоугольников с пропорциями 1:7.

2. Скомпонуйте этот ряд на вертикально ориентированном листе стандартного формата.

3. Преобразуйте метрический ряд в ритмический посредством нюансного изменения одного произвольно выбранного элемента. Это можно сделать несколькими способами:

изменить размер, цвет, расстояние от соседних объектов (шаг), угу наклона;

изменить форму одного из элементов группы, но так, чтобы не нарушился строй композиции.

Сохраняйте промежуточные варианты. Сравните результаты, выберите наиболее удачный.

 

 

Другие работы

О Конституционном Суде Российской Федерации К...


Конституционный Суд в судебной системы Российской Федерации.2013 О Конституционном Суде Российской Федерации КС РФ судебный орган конституционног...

Подробнее ...

Лабораторна робота 2 лабораторія основ елек...


Оскільки протидіючий момент за рахунок спіралей є пропорційним куту закручування котушки а момент за рахунок взаємодії магнітних полів силі стру...

Подробнее ...

варианта Исходные данные По заданному вариант...


Выполнить задания своего варианта Исходные данные По заданному варианту Вывод: Исходные данные Вариант 1 Материальная точка движется по закону м....

Подробнее ...

Российский государственный профессиональнопед...


Целью проведения конкурса Дизайн форма является выявление творческого потенциала и поддержка молодых талантов в области дизайна. Задачей проведе...

Подробнее ...