деятельность лицензирующих органов по предоставлению переоформлению лицензий продлению срока действия л



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

Предпринимательское право

38) Лицензирование: понятие, правовое регулирование, принципы.

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

Правовое регулирование лицензирования

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В тоже время, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае, лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов таким образом осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства:

  1.  обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  2.  установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  3.  установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  4.  установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  5.  гласность и открытость лицензирования;
  6.  соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В любом случае, юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

По общему правилу, общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Правоспособность индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового, прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В тоже время, индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели не смогут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

Следует отметить, что существует мнение о том, что лицензируемые виды деятельности обязательно должны быть сопряжены с предпринимательством. Однако, это не соответствует законодательству Российской Федерации (например: статья 19.20 КоАП РФ). К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 6 января 2004 года по делу №Ф09-2532/03-АК.

В некоторых случаях информация о наличии лицензии у организации либо индивидуального предпринимателя должна быть в обязательном случае раскрыта. Так, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании).

Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности установленные статьей 17 указанного Закона.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии Законом о лицензировании.

Необходимо отметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения, касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности существует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядок лицензирования.

Лицензирование иных видов деятельности, не перечисленных в статье 17 Закона о лицензировании, регулируется иными законами. Например:

  1.  лицензирование банковских операций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  2.  деятельность, связанная с защитой государственной тайны подлежит лицензированию в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»;
  3.  порядок лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  4.  Федеральным законом от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» установлен порядок лицензирования деятельности в области связи;
  5.  лицензирование биржевой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1992 года №2383-1 «О товарной бирже и биржевой торговле».

Указанные законы также содержат лишь общие положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконных актах. В связи с этим не лишним будет напомнить читателю, что высшей юридической силой обладают законы, подзаконные акты не могут противоречить нормам закона. В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.


Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

39) Развитие правового регулирование ПД

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажей товаров, выполнения работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в уставном порядке.

 

 Предпринимательская деятельность в  РФ регулируется законодательными   актами,   которые   предусматривают права и обязанности предпринимателей в различных областях хозяйственной деятельности: в управленческих и товарно-денежных (имущественных) отношениях.

Нормативно- правовые акты:

  1.  Конституция РФ
  2.  Закрепляет общие принципы правового регулирования

- гарант единого экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции.

- признаются и защищаются все формы собственности в равном порядке.

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности.

- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для любой экономической деятельности.

- не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию

  1.  Устанавливает минимум гарантий, прав, интересов участников предпринимательских правоотношений который не может быть ограничен:

- равная защита всех форм собственности

- гарантия судебной защиты

- возможность ограничения прав и свобод только ФЗ

  1.  Закрепляет предметы ведения РФ и субъектов РФ
  2.  Гражданский кодекс РФ

Налоговый кодекс

Кодекс административных правонарушений и др.

  1.  Федеральные законы:
  2.  ФЗ, устанавливающие государственные требования к организации и осуществованию ПД

- ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»

- ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

- ФЗ № 184 «О тех. регулирования»

- ФЗ  № 134 «О защите прав юр.лиц и ИП при проведении государственного контроля»

2) ФЗ, определяющие основные правила функционирования рынка:

- ФЗ № 2383 «О товарных биржах и биржевой торговли»

- ФЗ № 39 « О рынке ценных бумаг»

3) Устанавливающие правовое положение хоз.субъектов:

- ФЗ № 208 «Об акционерных обществах»

-ФЗ № 14 «Об ОАО»

- ФЗ № 41 «О производственных кооперативах»

- ФЗ № 161 «О гос. И муниципальных унитарных предприятиях»

4) ФЗ, регулируемые отдельные виды ПД:

- ФЗ № 164 «О финансовой аренде»

- ФЗ № 119 «Об аудиторской деятельности»

- ФЗ № 156 «Об инвестиционных деятельности »

- ФЗ №108 «О рекламе»

  1.  Подзаконные акты
  2.  Указы президента РФ
  3.  Постановления правительства
  4.  Нормативно- правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  5.  Нормативно-правовые акты субъектов РФ
  6.  Муниципальные правовые акты

Другие работы

Тема 12. Технология обучения иноязычному гово...


Технология обучения иноязычному говорениюдиалогическая речь полилог При чтении настоящего материала обратите внимание на следующие проблемы: Разн...

Подробнее ...

.Приготування розв пероксиду водню калію ацет...


Приготування розв пероксиду водню калію ацетату пергідролю. Розни перекису водню завжди готують враховуючи його фактичний вміст х=Vb а причому як...

Подробнее ...

реферат дисертації на здобуття наукового ступ...


Науковий керівник : кандидат медичних наук Страфун Сергій Семенович Український науководослідний інститут травматології та ортопедії керівник клі...

Подробнее ...

феррари Моему сыну Колби который каждый день ...


В результате его бескомпромиссного подхода к жизни по принципу пленных не брать и чудовищного стресса вызванного рваным ритмом бытия его лицо из...

Подробнее ...