методического комплекса УМК по трудовому обучению для 2 класса в состав которого входят- Трудовое об



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

PAGE  5

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Примерное планирование уроков для 2 класса

Примерное планирование уроков с использованием учебно-методического комплекса (УМК) по трудовому обучению для 2 класса, в состав которого входят:

  •  Трудовое обучение: учеб. пособие для 2-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – 80 с.
  •  Чудо-мастерская. Альбом по трудовому обучению. 2 класс / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. — Минск : Новое знание, 2008. — 34 л.
  •  Урокі працоўнага навучання ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне агул. сярэдняй адукацыі, з бел. і рус. мовамі навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка – Мiнск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – 160 с.

Условные обозначения:

– учебное пособие

– альбом по трудовому обучению

– материалы

– инструменты и приспособления

 – учебно-методическое пособие для учителя

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат обучения

УМК, материалы, инструменты и приспособления

ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

1

Мир

технологий

Ознакомить с содержанием обучения во втором классе. Актуализировать опыт организации рабочего места, знания правил поведения и безопасности труда, сформировать представление об этапах технологии.

Проводит беседу «Что делали летом своими руками? Дело мастера боится». Рассказывает о содержании обучения во втором классе, демонстрирует образцы будущих изделий. Знакомит с новыми материалами, инструментами и приспособлениями, которые будут использоваться в этом году. Напоминает правила поведения, безопасности труда. Напоминает основные принципы расположения материалов и инструментов на рабочем месте. Объясняет основные этапы технологии: (подготовительный, основной, заключительный).

Рассказывают о своей трудовой деятельности летом. Называют, предъявленные учителем, материалы, инструменты и приспособления, рассказывают об их назначении и правилах безопасной работы. Рассказывают правила расположения на рабочем месте инструментов и материалов. Анализируют процесс изготовления аппликации, под руководством учителя выделяют основные этапы технологии.

Называет материалы и инструменты (работа с бумагой, текстильными и природными материалами), рассказывает правила безопасности труда, организации рабочего места. Имеет представление об этапах технологии.

 – Урок 1, стр. 4–7

 – используемые во 2 классе

  используемые во 2 классе

 – стр. 17

ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

ФЛОРИСТИКА

2

Декоративная композиция из засушенных растений

Расширить представление о природных материалах, применяемых для выполнения плоскостной аппликации; углубить опыт практического применения композиционных закономерностей при составлении декоративной композиции; научить выполнять аппликацию из засушенных растений.

Проводит беседу «Охрана растений, занесенных в Красную книгу». Иллюстрирует возможность использования листьев, цветов, веточек в плоскостной аппликации. Сравнивает свойства засушенных листьев и цветов. На основе демонстрации готовых работ напоминает правила составления декоративной композиции. Напоминает правила организации рабочего места и безопасной работы с клеем. Обращает внимание на технологию наклеивания засушенных растений на бумагу.

Рассказывают, какие растения собрали, правила сбора и засушивания; вспоминают свойства засушенных растений и правила их хранения. Организуют рабочее место. Выбирают из альбома и складывают основу для открытки; подбирают необходимый природный материал и составляют декоративную композицию для украшения открытки, наклеивают растения на основу.

Имеет представление о Красной книге. Знает правила засушивания растений для выполнения плоскостной аппликации, составляет декоративную композицию, руководствуясь известными композиционными закономерностями, выполняет аппликацию из засушенных растений

 – Урок 2, стр. 8–9

 – Лист плотной цветной бумаги

 – засушенные растения, клей

  подкладная доска, гладилка, кисточка для клея

 – стр. 107

3

Пейзаж из засушенных растений

Способствовать формированию творческого отношения к работе, познакомить с композиционными закономерностями (целостности и передачи пространства); научить размечать положение листьев на основе; продолжить формирование навыков выполнения аппликации из засушенных растений.

На примерах знакомит с пейзажами, составленными из засушенных растений, последовательностью их изготовления по аналогии с декоративной композицией из растений. Рассказывает о законах целостности и передачи пространства в композиции и их применении при составлении пейзажа из засушенных растений. Объясняет и показывает приемы разрезания засушенных листьев на части. Знакомит со способом разметки положения засушенного растения на основе перед приклеиванием.

Организуют рабочее место для работы с засушенными растениями, вспоминают правила работы с клеем. Придумывают пейзаж, подбирают соответствующие засушенные растения, при необходимости разрезают листья на части, составляют композицию пейзажа с учетом закона передачи пространства, оценивают ее целостность, размечают положение растений на основе, приклеивают растения на основу, анализируют ход работы. Во время работы поддерживают порядок на рабочем месте.

Объясняет сюжет композиции, организует рабочее место для работы с засушенными растениями, подбирает необходимые материалы, компонует их на основе, оценивает целостность композиции, выполняет аппликацию «пейзаж» по собственному замыслу.

 – Урок 3, стр. 10–11

 – Лист плотной цветной бумаги

 – засушенные листья и цветы, клей

  подкладная доска, карандаш, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 111

4

Стилизация из засушенных растений

Познакомить с особенностями стилизации из материалов флоры, сформировать умения рассматривать и изучать форму предметов; научить составлять стилизованные изображения животных, птиц, насекомых из материалов флоры.

На примерах знакомит детей с особенностями стилизованных изображений животных, птиц, насекомых. Демонстрирует стилизации из материалов флоры, обращает внимание на вариативность использования засушенных растений. Учит рассматривать и изучать засушенные листья, видеть в них фигурки разных животных, птиц и т.п. Обращает внимание на пропорции и соразмерность частей фигурок. Напоминает правила наклеивания засушенных растений с предварительной разметкой месторасположения.

Рассматривают стилизованные изображения животных, птиц и т.п. из материалов флоры, отгадывают, кто изображен. Предлагают варианты дополнения изображения с частичным отсутствием деталей. Рассматривают засушенные листья, придумывают, чей образ они напоминают. Организуют рабочее место. Составляют стилизованное изображение из листьев, оценивают получившийся образ с позиции известных композиционных закономерностей. Наклеивают листья на основу, предварительно размечая их месторасположение.

Имеет представление о стилизации из материалов флоры, составляет стилизованные изображения животных, птиц, выполняет аппликацию из листьев, размечая их положение на основе.

 – Урок 4, стр. 12–13

 – Лист плотной цветной бумаги

 – засушенные листья, клей

  подкладная доска, кисточка для клея

 – стр. 115

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА

5

Основы технологии обработки бумаги.

Плоскостная аппликация

Познакомить с тонким однослойным картоном; с этапами технологии, основными технологическими операциями и приемами выполнения плоскостной аппликации, продолжить формирование навыков выполнения плоскостной аппликации.

Проводит беседу «Что делают из картона? Как книга к нам пришла?», обращает внимание на различие картона в разных изделиях (книгах, альбомах, наборах, на открытках и др.). Напоминает правила выполнения операций и безопасности труда при работе ножницами, клеем. Напоминает способы разметки элементов аппликации, правила вырезания и последовательность выполнения плоскостной аппликации. Акцентирует внимание на этапах технологии.

Называют вещи, выполненные из картона. Выбирают инструменты, необходимые для работы с бумагой и картоном. Организуют рабочее место. Рассказывают правила безопасности труда при работе ножницами, с клеем. Вырезают детали аппликации из альбома. Размечают дополнительные детали по шаблону, трафарету, от руки. Выполняют плоскостную аппликацию, объясняя правила, последовательность работы.

Имеет представление о картоне, приводит примеры его применения. Описывает последовательность работы и выполняет плоскостную аппликацию. Называет и соблюдает правила безопасности при работе с бумагой и картоном.

 – Урок 5, стр. 14–15

 – Лист 1, лист плотной цветной бумаги, листы цветной бумаги

 – клей

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 21, 26

6

Моделирование поздравительной открытки

Расширить представление о красоте и пользе вещей; познакомить с объемной аппликацией, правилами ее выполнения с учетом известных композиционных правил; научить сгибать картон, выполнять объемную аппликацию.

Знакомит с образцами открыток, выполненных с использованием элементов объемной аппликации. Показывает приемы сгибания тонкого картона с выполнением продавливания (надрезания) линии сгиба, последовательность изготовления элементов объемной аппликации. Объясняет и демонстрирует последовательность выполнения объемной аппликации из бумаги с учетом известных композиционных требований.

Рассказывают о праздниках, вариантах поздравительных открыток и их оформления. Организуют рабочее место. Вспоминают правила безопасной работы инструментами. Выполняют упражнения по сгибанию тонкого картона, подготавливают основу для открытки, размечают по шаблону (или используют детали с готовой разметкой из альбома) и вырезают элементы декоративного оформления открытки. Выполняют аппликацию с объемными элементами.

Организует рабочее место. Сгибает тонкий картон, моделирует поздравительную открытку с элементами объемной аппликации. Изготавливает изделие с соблюдением правил безопасности труда.

 – Урок 7, стр. 18–19

 – Лист 3а, лист плотной цветной бумаги

 – клей

  подкладная доска, ножницы, гладилка, кисточка для клея

 – стр. 21, 32

7

Моделирование из полосок бумаги

Формировать навыки анализа конструкции изделий, научить размечать полоски с помощью линейки, составлять и изготавливать изделия сложной формы из полосок бумаги складыванием.

Демонстрирует изделия сложной формы из полосок бумаги. Объясняет и показывает последовательность разметки полосок на бумаге при помощи линейки, последовательность изготовления фигурок из полосы. Демонстрирует приемы соединения нескольких полос для изготовления одной фигурки, наклеивания фигурок на основу. Обращает внимание на правила выполнения операций и безопасности при разрезании бумаги ножницами по прямым линиям и склеивании.

Рассказывают правила разрезания бумаги по прямым линиям, склеивания, безопасности труда при обращении с ножницами, клеем. Организуют рабочее место. Анализируют изделия из полосок бумаги. Выполняют упражнения по разметке полосок, разрезают полоски, сгибают фигурки с использованием шаблона и по собственному замыслу, склеивают фигурки из полосок. Составляют коллективную композицию «Космос».

Определяет количество частей (деталей) изделия, их исходную форму, называет способы получения и соединения частей; размечает полоски с помощью линейки, изготавливает изделия из полосок.

 – Урок 8, стр. 20–21

 – Лист 4, 5а

 – клей, лист бумаги большого формата (основа коллективной работы)

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 36

8

Бумажная мозаика

Познакомить с бумажной мозаикой, научить подготавливать мелкие элементы для создания композиции в технике бумажной мозаики, выполнять бумажную мозаику, расширить представление об эмоциональном значении цветов

Используя наглядный материал, знакомит с бумажной мозаикой и технологией ее выполнения. Обращает внимание на зависимость эмоционального содержания сюжета от его цветового решения. Демонстрирует приемы подготовки мелких бумажных элементов и их наклеивания на основу. Объясняет последовательность заполнения основы элементами.

Организуют рабочее место. Рассказывают правила работы ножницами, с клеем. Выбирают сюжет или используют основу с разметкой из альбома, обосновывают выбор цветов бумаги для мозаики в зависимости от эмоционального содержания сюжета, подготавливают мелкие элементы из цветной бумаги, наклеивают их на основу, соблюдая правила работы с клеем.

Имеет представление о бумажной мозаике, выполняет бумажную мозаику. Работает, соблюдая правила организации рабочего места и безопасности труда.

 – Урок 9, стр. 22–23

 – Лист 6, листы цветной бумаги

 – клей

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 21, 39

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

9

Основы технологии обработки ткани

Познакомить с хлопчатобумажными и льняными тканями, их свойствами, совершенствовать навыки разметки деталей по лекалу, раскроя и обработки края изделия бахромой

Рассказывает о производстве хлопчатобумажных, льняных тканей (беседа «Растения – сырье для производства тканей»). Организует деятельность учащихся по сравнению свойств ткани и бумаги. Актуализирует опыт учащихся по работе с тканью, напоминает об инструментах и приспособлениях, акцентирует внимание на правилах работы и безопасности труда при разметке, выкраивании деталей из ткани. Напоминает последовательность  и правила раскроя салфетки, обработки края бахромой.

Правильно размещают на рабочем месте необходимые материалы, инструменты и приспособления. Рассказывают правила безопасности при работе ножницами. Рассматривают хлопчатобумажные и льняные ткани, сравнивают свойства ткани и бумаги (толщина, прочность, плотность, фактура). Вырезают лекало салфетки из набора, размечают ткань по лекалу. Выкраивают салфетку. Края салфетки обрабатывают бахромой.

Имеет общее представление о хлопчатобумажных и льняных тканях, их получении и применении. Рассказывает и соблюдает правила безопасности труда. Размечает ткань с помощью лекала, выкраивает салфетку, соблюдая правила раскроя.

 – Урок 10, стр. 24-26

Внимание! Вычерчивание лекала не выполняется. Работа осуществляется по готовому лекалу.

 – Лист 5б

 – ткань

  подкладная доска, портновский мел, ножницы

 – стр. 52, 56

10

Вышивка швом «вперед иголку»

Познакомить с декоративным оформлением изделий вышивкой, цветовыми сочетаниями ниток и ткани, научить подготавливать иголку с ниткой к работе, закреплять конец нитки на ткани, выполнять шов «вперед иголку», пользоваться наперстком.

Проводит краткую беседу на тему «Профессия швея». Демонстрирует варианты декоративного оформления изделий вышивкой.

Знакомит с нитками для вышивания. Рассказывает о цветовых сочетаниях ниток и ткани. Знакомит с инструментами и приспособлениями для работы с тканью (иголка, нитковдеватель, наперсток), демонстрирует приемы их использования. Акцентирует внимание на правилах безопасной работы инструментами и необходимости их неукоснительного соблюдения. Объясняет и показывает приемы подготовки иголки с ниткой к работе (отмеривание нитки нужной длины, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка), выполнения шва «вперед иголку», закрепления конца нитки на ткани.

Организуют рабочее место. Учатся подготавливать иголку с ниткой к работе, закреплять нитку на ткани. Выполняют упражнения по выполнению шва «вперед иголку», выбирают рисунок для оформления салфетки с бахромой, подбирают с помощью учителя нитки подходящего цвета и выполняют вышивку в соответствии с рисунком.

В процессе работы пользуются наперстком и соблюдают правила безопасного пользования инструментами.

Называет основные инструменты и приспособления для работы с тканью, подготавливает иголку с ниткой к работе, выполняет шов «вперед иголку», закрепляет конец нитки на ткани.

 – Урок 10, стр. 27

(возможно использование учебного пособия для 1 класса: урок 20, стр. 50)

 – салфетка, изготовленная на предыдущем уроке, нитки для вышивания

  подкладная доска, ножницы, иголка, нитковдеватель, наперсток

 – стр. 52, 56

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА

11

Моделирование плоских изделий из картона

Познакомить со свойствами бумаги картона: прочность, толщина, научить выполнять разметку деталей сложной формы по шаблону, вырезать их из картона.

Знакомит со свойствами бумаги и картона путем сравнения, мотивирует учащихся на изготовление елочных украшений в виде плоских фигурок из картона, объясняет последовательность изготовления одинаковых фигурок со сложным контуром с использованием разметки по шаблону. Показывает и объясняет способы экономной разметки, правила работы с картоном.

Организуют рабочее место. Проводят опыты с образцами бумаги и картона (рассматривают, ощупывают, смачивают, пробуют разорвать, согнуть), рассказывают о наблюдаемых свойствах бумаги и картона. Рассказывают правила безопасной работы инструментами. Вырезают шаблон из альбома, выполняют экономную разметку нескольких деталей по шаблону, вырезают одинаковые фигурки из тонкого картона, оформляют их по собственному замыслу. 

Различает бумагу и картон, называет их свойства, выполняет разметку по шаблону, экономно расходуя картон, вырезает несколько одинаковых фигурок сложного контура из тонкого картона.

 – Урок 6, стр. 16–17

 – Лист 2, лист плотной бумаги

  подкладная доска, ножницы

 – стр. 21, 29

ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

ВЫТИНАНКА

12

Вырезание розетковой вытинанки

Познакомить с историей вытинанки, с основными этапами технологии ее выполнения, научить выполнять розетковую восьмилучевую вытинанку. Развивать умение анализировать взаимосвязь формы вырезаемых частей и готового изделия.

В ходе беседы «Прошлое и настоящее вытинанки» рассказывает историю белорусского искусства вытинанки. Знакомит с основными этапами технологии ее выполнения (подготовительным, основным, заключительным). Напоминает правила безопасности при работе ножницами. Объясняет и показывает последовательность изготовления розетковой восьмилучевой вытинанки.

Рассказывают об использовании вытинанок в быту. Рассказывают последовательность ее изготовления. Организуют рабочее место. Анализируют различные варианты вырезок в центре и по краю на бумаге, сложенной в восемь слоев. Из листа альбома вырезают заготовки, складывают бумагу, вырезают розетковые вытинанки (снежинки) по готовой разметке и по собственному замыслу.

Имеет представление об истории вытинанки. Знает последовательность изготовления розетковой вытинанки. Объясняет зависимость формы вырезок, способа складывания бумаги и узора на изделии, вырезает розетковые узоры по собственному замыслу.

 – Урок 13, стр. 32–33

 – Лист 7

  подкладная доска, ножницы, карандаш

 – стр. 86, 89

13

Вырезание симметричной вытинанки

Расширить представление о форме, узоре, орнаменте на примере вытинанок. Научить анализировать вытинанки, познакомить с правилами составления узора для симметричной вытинанки, продолжить формирование умений вырезать симметричные узоры.

Проводит беседу на тему «Узоры вытинанки». Знакомит с последовательностью анализа готовой вытинанки: внешняя форма, элементы орнамента (геометрические фигуры), композиция (симметрия, ритм). Акцентирует внимание на различиях симметричных, раппортных и розетковых вытинанок. Рассказывает о требованиях к рисунку для симметричной вытинанки. Напоминает последовательность выполнения симметричных вытинанок.

Рассказывают о правилах и последовательности изготовления вытинанок, называют необходимые качества (аккуратность, точность, внимательность и др.). Анализируют готовые изделия, называют их виды и характерные отличия. Организуют рабочее место. Выполняют симметричную вытинанку по графическому изображению или собственному замыслу с предварительной прорисовкой контура. Характеризуют собственное изделие.

Различает симметричные, раппортные и розетковые вытинанки, рассказывает технологию их изготовления. Имеет представление о правилах составления узора для симметричной вытинанки. Вырезает симметричные узоры по собственному замыслу.

 – Урок 14, стр. 34–35

 – Лист 8

  подкладная доска, ножницы, карандаш

 – стр. 86, 91

14

Вырезание раппортной вытинанки

Познакомить с правилами составления узора для раппортной вытинанки, продолжить формирование навыков анализа вытинанок, умений вырезать раппортные вытинанки.

Напоминает последовательность анализа готовой вытинанки: внешняя форма, элементы орнамента, композиция (симметрия, ритм). Акцентирует внимание на различиях раппортных и симметричных вытинанок. Знакомит с правилами составления узора для раппортной вытинанки. Акцентирует внимание на различии узоров для симметричной и раппортной вытинанок. Напоминает последовательность выполнения раппортных вытинанок.

Организуют рабочее место. Рассказывают о правилах безопасной работы.

Анализируют готовые вытинанки и узоры для их вырезания. Вырезают раппортные вытинанки по графическому изображению или собственному замыслу с предварительной прорисовкой контура. Во время работы соблюдают порядок на рабочем месте. Характеризуют готовое изделие.

Имеет представление о правилах составления узора для раппортных вытинанок, вырезает раппортные узоры по собственному замыслу.

 – Урок 14, стр. 35

 – Лист 8

  подкладная доска, ножницы, карандаш

 – стр. 91

ТЕХНОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

15

Оформление интерьера к новому году

Способствовать формированию чувства прекрасного, расширить представление о дизайне, познакомить с вариантами оформления классного кабинета к Новому году.

Рассказывает о подготовке к новому году, знакомит с возможными вариантами оформления комнаты (кабинета) с использованием ранее изготовленных поделок, организует деятельность по изготовлению игрушек из бумаги и оформлению кабинета (новогодней елки).

Организуют рабочее место. Предлагают свои варианты оформления комнаты (кабинета), принимают участие в изготовлении украшений и оформлении кабинета (новогодней елки).

Вносит предложения по оформлению интерьера к новому году с учетом реальных возможностей, изготавливает игрушки и  украшают кабинет (елку, комнату).

 – Урок 15, стр. 36–37

 – Лист 9, 10

 – клей

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 133

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА

16

Моделирование в технике оригами (базовая форма воздушный змей)

Закрепить умения сгибать бумагу (на уголок, к линии предыдущего сгиба), научить выполнять складку внутрь, продолжить учить изготавливать фигурки способом многократного сгибания.

Напоминает последовательность разметки квадрата сгибанием, объясняет и демонстрирует правила получения базовой формы «воздушный змей», обращает внимание на правила сгибания к линии предыдущего сгиба, правила выполнения складки внутрь, условные обозначения на схемах оригами; показывает последовательность изготовления фигурки павлина, предлагает самостоятельно изготовить фигурку «чайки» по схеме.

Организуют рабочее место. На листе альбома размечают квадрат сгибанием на уголок. Выполняют упражнения по сгибанию бумаги к линии предыдущего сгиба, выполнению складки внутрь, сгибают из квадрата базовую форму «воздушный змей» и на ее основе вместе с учителем складывают фигурку павлина, затем самостоятельно по схеме «чайку». Затем оформляют фигурки.

Выполняет сгибание бумаги к линии предыдущего сгиба, складку внутрь, изготавливает фигурки способом многократного сгибания.

– Урок 15, стр. 40–41

(учебное пособие для 1 класса)

 – Лист 15, 16, 17, 18 (брошюра для оригами)

подкладная доска, ножницы, гладилка

 – стр. 40

(методическое пособие для 1 класса)

17

Конструирование в технике оригами (базовая форма квадрат)

Закрепить умения сгибать бумагу, научить складывать базовую форму «квадрат», изготавливать на ее основе фигурки способом многократного сгибания

Объясняет и демонстрирует правила получения базовой формы «квадрат», показывает последовательность изготовления коробочки, предлагает самостоятельно изготовить коробочку другой формы по схеме.

Организуют рабочее место. Выполняют упражнения по сгибанию бумаги, сгибают базовую форму «квадрат» и под руководством учителя складывают коробочку, затем самостоятельно по схеме изготавливают коробочку иной формы. Украшают изделия.

Читает и понимает схему складывания фигурок в технике оригами, изготавливает фигурки способом многократного сгибания под руководством учителя и по схеме.

 – Урок 18, стр. 44–45

 – Лист 19, 20 (брошюра для оригами)

  подкладная доска, ножницы, гладилка

 – стр. 49

18

Конструирование объемных форм из бумаги

Расширить представления о конструировании из объемных форм. Познакомить с приемами конструирования объемных форм из бумаги.

Демонстрирует объемное изделие (домик), анализирует его форму, составляющие детали, используемые материалы. Акцентирует внимание на способах изготовления деталей. Объясняет и показывает последовательность и приемы конструирования объемных форм из бумаги.

Организуют рабочее место. Вспоминают правила безопасной работы. Анализируют готовое изделие (домик). Выполняют упражнения по вырезанию, скручиванию и склеиванию трубочек из бумаги (бревен домика). Вырезают из листа альбома недостающие детали для изготовления домика. Самостоятельно или в группе изготавливают домик.

Имеет представление о конструировании из объемных форм, изготавливает трубочки из бумаги, моделирует изделие из трубочек

 – Урок 16, стр. 39

 – Лист 11, 12, 13

 – клей

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 41

19

Конструирование объемных форм из бумаги

Расширить представления о сюжетной композиции, продолжить знакомство с приемами конструирования объемных форм из бумаги, продолжить формирование навыков коллективной работы.

Демонстрирует объемные сюжетные композиции (или их изображения), проводит аналогии с плоскостными, акцентирует внимание на композиционных правилах. Объясняет и показывает последовательность и приемы конструирования новых объемных форм из бумаги. Организует совместную работу детей по созданию сюжетной композиции в декорациях для настольного театра.

Организуют рабочее место. Рассказывают известные способы получения объемных форм из бумаги. Выполняют упражнения по, сгибанию, склеиванию и вырезанию объемных форм (кроны деревьев). Изготавливают трубочки из бумаги (стволы деревьев). Соединяют подготовленные части дерева. Принимают участие в выборе сюжета, элементов декораций для настольного театра, совместно с одноклассниками изготавливают объемные формы и составляют сюжетную композицию декораций.

Имеет представление о правилах построения сюжетной композиции, изготавливает объемные формы из бумаги, составляет из них композицию, проявляет навыки коллективной работы

 – Урок 16, стр. 38

 – Лист 12, 14

 – клей

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 41

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

20

Основы технологии обработки ткани

Продолжить формирование навыков раскроя ткани, формировать навыки составления последовательности выполнения работы.

Актуализирует опыт учащихся по работе с тканью, напоминает об инструментах и приспособлениях. Совместно с учащимися анализирует готовое изделие и составляет последовательность его изготовления. Напоминает последовательность раскроя салфетки.

Организуют рабочее место. Под руководством учителя и по аналогии с ранее выполненной салфеткой с вышивкой составляют последовательность изготовления дорожки, украшенной вышивкой. Выкраивают из ткани деталь прямоугольной формы (дорожку) по готовому лекалу. Края дорожки обрабатывают бахромой разной длины (вдоль длинных сторон бахрома короткая, вдоль коротких сторон –бахрома длиннее).

Правильно организует рабочее место. Рассказывает и выполняет правила безопасности труда. Раскраивает ткань, используя лекало и соблюдая правила раскроя.

– Урок 10, стр. 26

– ткань

подкладная доска, портновский мел, ножницы, лекало прямоугольной формы

 – стр. 61

21

Вышивка швом «вперед иголку» с перевивом

Познакомить с декоративным оформлением изделий прямоугольной формы, цветовыми сочетаниями ниток в вышивке, научить отделке швом «вперед иголку» с перевивом

Демонстрирует варианты декоративного оформления изделий прямоугольной формы: расположение узора по всей поверхности, по периметру, вдоль одной, двух сторон, в уголке. Рассказывает о цветовых сочетаниях ниток в вышивке. Объясняет и показывает последовательность выполнения шва «вперед иголку» с перевивом различных видов (волна, шнурочек, цепочка).

Организуют рабочее место. Рассказывают правила безопасной работы инструментами, объясняют необходимость их строгого соблюдения. Оформляют дорожку, подготовленную на предыдущем уроке, швом «вперед иголку» с перевивом по собственному замыслу. Пользуются наперстком.

Имеет представление о вариантах расположения узора на изделиях прямоугольной формы. Различает швы «вперед иголку» с перевивом, выполняет различные виды данного шва.

– Урок 11, стр. 28–29, Урок 12, стр 30

– дорожка, подготовленная на предыдущем уроке, нитки для вышивания

подкладная доска, ножницы, иголка, наперсток, нитковдеватель

 – стр. 61

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

22

Моделирование из готовых форм природного материала

Расширить представления о многообразии природных материалов, вариативности их использования, способствовать формированию навыков по анализу, моделированию и изготовлению фигурок из природного материала

Проводит беседу «Мастерская природы. Бережное отношение к природе». Знакомит учащихся с различными видами природного материала, пригодного для выполнения объемных фигурок, их свойствами; приемами стилизации. Объясняет и показывает технологию изготовления объемных фигурок.

Рассказывают об основных природных материалах (шишки, каштаны, желуди и др.), их происхождении, свойствах (форма, цвет). Организуют рабочее место, рассказывают правила работы с пластилином. Выбирают образ фигурки, подбирают необходимые материалы, изготавливают фигурку, соединяя детали пластилином.

Называет природные материалы, приводит примеры их использования, моделирует и изготавливает фигурки из природного материала, соединяя детали пластилином.

 – Урок 21, стр. 50–51

 – природные материалы (шишки, желуди, каштаны, палочки, скорлупа орехов и др.), пластилин

  подкладная доска, стеки

 – стр. 68, 72

23

Моделирование из готовых форм природного материала по собственному замыслу

Расширить представления о взаимосвязи, пропорциональности и соразмерности фигур в композиции, продолжить формирование навыков по моделированию и изготовлению фигурок из природных материалов

Демонстрирует изделия из природных материалов, обращает внимание на пропорции и соразмерность частей фигурок, их взаимосвязь и соотношение в многофигурной композиции, указывает направления творческих поисков при моделировании. Организует коллективный поиск идеи будущей композиции. Руководит индивидуальной и коллективной работой учащихся.

Организуют рабочее место. Моделируют и изготавливают индивидуальные фигурки и совместные (группой учащихся) многофигурные композиции, рассказывают о собственном замысле, анализируют свои работы.

Имеет понятие о взаимосвязи, пропорциональности и соразмерности фигур в композиции, моделирует и изготавливает фигурки по собственному замыслу.

 – Урок 22, стр. 52–53

 – природные материалы (шишки, желуди, каштаны, палочки, скорлупа орехов и др.), пластилин

  подкладная доска, стеки

 – стр. 75

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

24

Конструирование на основе деталей призматической формы

Сформировать представление о форме в конструировании, возможности дополнения основной конструкции характерными деталями, научить конструировать из готовых форм, продолжить формирование умений по обработке бумаги и оформлению изделий.

Демонстрирует изделия, изготовленные из деталей призматической формы, иллюстрирует возможности использование готовых форм  при конструировании. Обращает внимание на дополнение основной конструкции характерными деталями. Объясняет и показывает последовательность оклеивания деталей призматической формы бумагой, соединения частей изделия между собой, оформления.

Организуют рабочее место. Вспоминают правила безопасной работы. Рассказывают о собственном опыте по конструированию с использованием конструкторов и готовых форм, приводят примеры изготовленных изделий (моделей). Изготавливают вместе с учителем и по графическому изображению детали, соединяют между собой, оформляют изделие, дополняя характерными деталями по собственному замыслу.

Имеет представление о конструировании с использованием готовых форм, изготавливает изделия из деталей призматической формы, вносит дополнения в оформление по собственному замыслу.

 – Урок 23, стр. 54–55

 – Лист 3б, листы цветной бумаги

 – картонные коробочки, клей

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 79

25

Моделирование на основе емкостей произвольной формы

Расширить представление о связи формы и украшения изделия с его назначением, научить моделировать изделия из деталей произвольной формы, продолжить формирование умений по оформлению изделий с использованием шпагата.

Проводит беседу «Вторая жизнь вещей». Демонстрирует изделия, изготовленные из емкостей произвольной формы, обращая внимание на связь формы и украшения изделия с его назначением. Объясняет и показывает последовательность оклеивания емкостей произвольной формы шнуром, шпагатом с использованием лейкопластыря или двухстороннего скотча. Демонстрирует приемы изготовления декоративных элементов.

Организуют рабочее место. Изготавливают под руководством учителя и оформляют вазочки, шкатулки и др. изделия, оклеивая шпагатом, шнуром поверхности емкостей произвольной формы, украшают декоративными элементами по собственному замыслу. Во время работы соблюдают правила безопасности и поддерживают порядок на рабочем месте.

Имеет представление о связи формы и украшения изделия с его назначением, оформляет поверхности емкостей произвольной формы шпагатом и украшают их.

 – Урок 24, стр. 56–57

 – пластиковая емкость, шнур или шпагат, клей, лейкопластырь или двухсторонний скотч

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 82

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

26

Плетение из трех прядей

Сформировать представление о плетеных изделиях, научить плести шнур из трех прядей.

Проводит беседу «Какие нитки мы знаем?». Демонстрирует изделия из разных ниток, выполненные в различных техниках. Рассказывает, какие нитки используются для плетения. Объясняет и показывает технологию подготовки нитей, плетения шнуров из трех прядей. Рассказывает о цветовых сочетаниях нитей в плетеном шнуре.

Приводят примеры использования ниток и плетеных шнуров. Организуют рабочее место. Подбирают нитки по цвету, плетут разноцветные шнуры из трех прядей (косички), изготавливают закладки, ремешки и т.п.

Имеет представление о плетении. Подбирает и характеризует цветовые сочетания в изделии. Плетет шнур из трех прядей, рассказывает о собственном варианте его использования.

 – Урок 24, стр. 58 (учебное пособие для 1 класса)

 – нитки

  подкладная доска, ножницы

 – стр. 73

(методическое пособие для 1 класса)

27

Моделирование ниточных кукол

Расширить представление о моделировании фигурок людей, научить выполнять фигурки людей на основе кисточки, способствовать формированию навыков экономного расходования материалов

Проводит беседу «Экономное расходование материалов». Напоминает последовательность изготовления кисточки. Объясняет и показывает приемы моделирования фигурки человека на основе кисточки. Обращает внимание на характерные особенности изготовления мужской и женской фигурок.

Рассказывают о важности экономного использования материалов. Организуют рабочее место. Составляют последовательность изготовления кисточки. Моделируют и изготавливают ниточные куклы (мальчика или девочки по выбору), оформляют фигурку по собственному замыслу.

Понимает и объясняет необходимость экономного расходования материалов, изготавливает и оформляет ниточную куклу.

 – Урок 27, стр. 62–63

 – нитки

  подкладная доска, ножницы

 – стр. 97

ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

СОЛОМОПЛЕТЕНИЕ

28

Искусство соломоплетения. Плоскостное моделирование из трубчатой соломки

Познакомить с белорусским народным ремеслом соломоплетения, с правилами заготовки и подготовки соломы к работе, ее основными свойствами, научить изготавливать плоскостные изделия из трубчатой соломки.

Проводит беседу «Народное ремесло соломоплетения». Знакомит с материалами и инструментами для соломоплетения. Напоминает правила организации рабочего места. Рассказывает о правилах заготовки и подготовки соломы к работе. Организует деятельность учащихся по изучению свойств трубчатой соломки. Объясняет и показывает приемы разрезания соломки на части, наклеивания соломенных трубочек на бумажную основу, изготовления плоскостных изделий из трубчатой соломки.

Рассказывают о знакомых им соломенных изделиях. Организуют рабочее место. Рассказывают правила безопасной работы. Проводят опыты по изучению свойств соломки. Выполняют упражнения по разрезанию соломки на части, изготавливают соломенное солнышко путем наклеивания соломенных трубочек на бумажную основу. Оформляют центр изделия аппликацией из цветной бумаги.

Имеет представление о народном ремесле соломоплетения. Называет и демонстрирует свойства трубчатой соломки. Выполняет разрезание соломинок на части ножницами. Наклеивает соломенные трубочки на бумажную основу.

 – Урок 28, стр. 64–65

 – листы цветной бумаги

 – трубчатая соломка, клей

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – стр. 118, 121

29

Плоскостное моделирование из соломки

Продолжить формирование навыков работы с трубчатой соломкой, научить составлять композиции из трубчатой соломки.

Демонстрирует аппликации из соломки (полосок, трубочек). Напоминает приемы разрезания соломки на части, наклеивания соломенных трубочек на бумажную основу. Объясняет и показывает последовательность изготовления плоскостных изделий из соломки.

Организуют рабочее место. Рассказывают правила безопасности труда. Подготавливают соломку к работе. Придумывают сюжет композиции. Нарезают соломинки необходимой длины. Выкладывают изображение на основе и приклеивают соломенные трубочки.

Организует рабочее место. Составляет композицию из соломенных трубочек. Наклеивает соломенные трубочки на бумажную основу.

 – соломенные трубочки или ленты, клей, лист плотной бумаги темного цвета

  подкладная доска, ножницы, кисточка для клея

 – журнал: Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 12. – С.

30

Объемное моделирование из трубчатой соломки

Расширить представление об использовании трубчатой соломки, научить изготавливать простые объемные элементы из соломенных трубочек.

Проводит беседу «Золотая соломка» с демонстрацией объемных соломенных изделий из трубчатой соломки (соломенных пауков). Показывает и объясняет последовательность изготовления простых объемных элементов из соломенных трубочек. Проводит аналогии с изготовлением изделий из пластиковых трубочек. Обращает внимание на правила безопасности труда. Организует коллективную работу по объединению индивидуально изготовленных элементов в единую конструкцию.

Организуют рабочее место. Выполняют упражнения по подготовке соломинок одинаковой длины, нанизыванию на нитку. Изготавливают объемные элементы из соломенных трубочек («ромбики»). В составе бригады объединяют отдельные элементы в более сложную конструкцию.

Имеет представление о соломенных пауках и принципе их изготовления. Подготавливает соломинки одинаковой длины, собирает их в объемную конструкцию.

 – Урок 29, стр. 66–67

 – соломка, нитки

  подкладная доска, ножницы, толстая игла

 – стр. 122

ТЕХНОЛОГИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА

УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

31

Уход за комнатными растениями

Расширить представления о роли комнатных растений в нашей жизни, познакомить с особенностями расположения растений в интерьере, с вариативностью ухода за различными растениями

Проводит беседу «Значение комнатных растений». Знакомит с вариантами расположения растений в интерьере (на полу, окне, столе, потолке, стене; по одному, в группе). Объясняет на примерах растений в классе различия в уходе за ними. Руководит практической деятельностью по уходу за комнатными растениями.

Описывают комнатные растения, подбирают подходящее место расположения в интерьере. Рассказывают, как необходимо ухаживать за данными растениями. Осуществляют уход за комнатными растениями: полив, мытье поддонов, протирание листьев, обрызгивание, рыхление почвы.

Имеет представление о значении комнатных растений, называет варианты расположения комнатных растений в интерьере, осуществляет уход за растениями

 – Урок 30, стр. 68

  лейка, палочка для рыхления почвы, пульверизатор, тряпочка

 – стр. 134, 138

ТЕХНОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ВНЕШНИЙ ВИД ШКОЛЬНИКА

32

Уход за одеждой и обувью

Способствовать воспитанию культуры поведения, аккуратности, бережного отношения к одежде и обуви, познакомить с основными правилами ухода за одеждой и обувью.

Проводит беседу-путешествие «Как создается наша одежда». Рассказывает о необходимости бережного отношения и правилах ухода за одеждой и обувью. Проводит организационно-деятельностную игру «Мой внешний вид».

Рассказывают о том, как представляют себе процесс изготовления одежды. Принимает участие в игре «Мой внешний вид», раскалывает о правилах ухода за одеждой и обувью, об аккуратности, бережливости и др. как  необходимых качествах человека.

Имеет представление о правилах ухода за одеждой и обувью, о приемах и необходимых средствах по уходу за своим внешним видом.

 – Урок 31, стр. 70–71, Урок 32, стр. 72

 – стр. 124, 129

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

33

Подарок в нашей жизни

Ознакомить с правилами выбора, оформления вручения и принятия подарков.

Проводит беседу «Как вручать и принимать подарки». Организует ролевую игру по выбору и вручению/принятию подарков. Акцентирует внимание на основных правилах. Показывает значимость подарка, изготовленного собственными руками. Демонстрирует приемы упаковки подарков.

Принимают участие в ролевой игре, выступая в качестве покупателя подарка, его изготовителя, вручающего и принимающего подарок. Упаковывают подарок.

Имеет представление о правилах выбора, вручения и принятия подарков

 – Урок 21, стр. 52 (учебное пособие для 3 класса)

 – гофрированная бумага, лента, клей

 –ножницы

 – стр. 106

(методическое пособие для 3 класса)

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

34

Итоговое занятие

Способствовать осознанию опыта трудовой деятельности, формированию эмоционально-ценностного отношения к процессу и результатам труда, познакомить с материалами, необходимыми для обучения в третьем классе, способами их заготовки.

Подводит итоги обучения за год. Проводит игру «Мастерская подарков». Организует выполнение коллективной работы «Цветущий луг». Демонстрирует несколько возможных вариантов изготовления цветов из изученных материалов с применением освоенных технологических операций. Составляет коллективную композицию из выполненных учащимися цветов. Рассказывает, какие материалы нужно приготовить для работы в следующем году, как правильно засушить растения.

Рассказывают: чему научились за год, что понравилось делать, что получалось, какие трудности были в работе. Принимают участие в игре «Мастерская подарков». Придумывают собственный вариант изготовления цветка из изученных материалов, под руководством учителя составляют последовательность изготовления изделия. Подбирают материалы, инструменты, размечают и вырезают детали, изготавливают цветок.

Анализирует собственный трудовой опыт, приобретенный во втором классе, выполняет простое изделие из известных материалов, с применением освоенных технологических операций

 – Урок 34, стр. 76–77

 – стр. 149

Подготовила

Н.А. Юрченко – старший научный сотрудник лаборатории дошкольного и начального образования НИО

Адукацыйны партал www.adu.by

Другие работы

ВАРИАНТ 11 1. Юноша допризывного возраста про...


В каком возрасте возможно проводить глубокое препарирование зубов . Статически жевательную эффективность зубов можно оценить следующим методом: ...

Подробнее ...

.....3 График ~~~ 1.


Pt ? уровень радиации р ч t05 ? коэффициент при аварии на АЭС t12 ? коэффициент при ядерном взрыве P0 ? уровень радиации на 1 час после взрыва Д...

Подробнее ...

РНАрхангельскнефтепродукт Черкасовой М


Средняя оценка ФИО ребенка по итогам обучения в 8 классе ____ по итогам 1й учебной четверти 9 класса _____. Приложение: Заполненная анкета канди...

Подробнее ...

Занятия по психологии. Введение в мир психоло...


ВВЕДЕНИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ Беседа о том что такое психология и зачем она нужна человеку Ведущий показывает детям цветок и спрашивает как он выраст...

Подробнее ...