.Упражнение для развития полетности голоса знакомства преподавателя со студентами



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

Практическое занятие №4

Основы ораторского мастерства

  •  Понятие об ораторском искусстве.
  •  Риторические законы.
  •  Роды и виды речи.
  •  Оратор и его аудитория.
  •  Основные виды аргументов.
  •  Подготовка публичного выступления: выбор темы, основные приемы поиска материала.
  •  Композиция речи.
  •  Правила развертывания речи, способы ориентации речи на адресата.
  •  Невербальные компоненты в речи.
  •  Типы речевого поведения.
  •  Стратегии и тактики общения.
  •  Словесное оформление публичного выступления.

1.Упражнение для развития полетности голоса (знакомства преподавателя со студентами).

Каждый из студентов должен назвать свое имя немного громче, чем предыдущий. Преподаватель вытянутой рукой демонстрирует уровень громкости и в случае понижения громкости прекращает счет и запускает его сначала – с того, кто стал говорить тише. По второму кругу каждый из студентов называет имя и фамилию.

2. Первые три упражнения, которые необходимо освоить:

"Ладошки"
Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Руки опустите и отдохните 3- 4 секунды. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Активный вдох носом - абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.

«Погончики»
И.п.: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.
"Насос"
И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не наклоняйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
"Накачивать шину" нужно в ритме строевого шага.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.
3.
Упражнения для укрепления мышц горла, снятия напряжения:

Лошадка”. Поцокайте языком громко и быстро в течение 10-30 сек.
“Ворона”. Произносите “Ка - аа - аа - ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно. 

“Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз

4. Артикуляционная разминка:

Произнесите скороговорку, постепенно ускоряя темп.

От топота копыт пыль по полю летит.

5. Невербальное общение:

Используя невербальные средства, изобразите: радость, удивление, стыд, страх, разочарование.

6.Коммуникативная разминка:

На развитие конкретности и точности мысли.

1. Запишите близкие по значению слова к слову счастливый. Произнесите их вслух. Обратитесь к словарю синонимов. Можно использовать текстовый редактор Word. Выделить нужное слово, нажать кнопку «Сервиз», затем «Язык», затем на «Тезаурус» и получить список синонимов к выделенному слову.

То же самое сделайте со словом говорить.

2. Найдите как можно больше предложений, в которых используется словосочетание Листья бывают …

7. Орфоэпическая практика:

Произнесите правильно приведенные ниже слова, запишите их значения. Проверьте правильность произношения по словарям:

тренер, тапер, магнетизер, гравер, костюмер, акушер, ретушер, пенсионер, гренадер.

8. Оратору на заметку:

Семь способов, чтобы улучшить голос:

1. Запишите свой голос на магнитофон. Прослушайте его. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. Сила звука является особенно важным компонентом, с которым необходимо попрактиковаться; посчитайте от одного до пяти, повышая и снижая громкость до тех пор, пока вы не приобретете способность к вариациям.

2. Попытайтесь говорить со скоростью 120 слов в минуту. Это средняя скорость для речи. Попросите кого-нибудь проконтролировать вас.

3. Произносите слова отчетливо. Выучите скороговорки. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы отчетливо произносить конечный согласный звук каждого слова.

4. Подчеркивайте ключевые слова и идеи голосом. Повторяйте в разных вариантах в разных частях выступления, но ненавязчиво идеи, которые необходимо запомнить аудитории.

5. Используйте голос, чтобы создать контраст. Высокий и низкий, громкий и тихий, возбужденный и погасший.

6. Практикуйтесь говорить из глубины диафрагмы. Не говорите через нос. Пытайтесь создать вибрацию в своих голосовых связках.

7. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в корректировке — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм.

ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!!!!!!!!!!!! Используя приведенные выше советы по развитию голоса, подготовьте трехминутное выступление на любую из указанных ниже тем. Выступать придется без бумажки, под видеозапись.

  1.  Речь на радио и телеэкране (Лаптева О.О. Говорят по радио и с телеэкрана// Русская речь. – 1998.№5.-С.58-64).
  2.   Активные процессы в области ударения (Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). - М.,2000.
  3.  История произносительной нормы русского литературного языка.
  4.   Особенности московского и петербургского произношения.
  5.   Варианты литературного произношения, причины их появления.
  6.  Особенности произношения иноязычных слов, личных имен, фамилий и отчеств.
  7.   Причины нарушения норм произношения. Влияние диалектной и просторечной систем на изменение литературного произношения.
  8.  Специфика русского ударения.
  9.  Типичные случаи нарушения акцентных норм и причины возникновения этих нарушений.
  10.  Роль ассоциаций в изменении акцентологических норм.

Другие работы

тематизированных по совокупности приоритетных...


Приказа МПР РФ от 30. КОД НАИМЕНОВАНИЕ 10000000 00 00 0 ОТХОДЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРИРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО 11000000 00 00 0 ...

Подробнее ...

Вариант 17 Вопрос 1- Течение русской философс...


в котором вера выступает первичным фактором обуславливающим историческую деятельность народа марксизм западничество славянофильство революционны...

Подробнее ...

скважина; 2первоначальное вибросито; 3пескоот...


Процесс очистки заключается в удалении из раствора частиц выбуренной породы ила или газа. Своевременная и качественная очистка раствора повышает...

Подробнее ...

реферат Азаматты~ ы~ туралы ~аза~ша реферат Ж...


Азаматты? ???ы??а жалпы сипаттама ІІ тарау.2 За?ды т?л?аны? ???ы? ?абілеттілігі ?орытынды Пайдаланыл?ан ?дебиеттер Кіріспе Азаматты? ???ы? ? б?л ...

Подробнее ...