человек сын человека вторая ~ мушкенумы лица более низкого социального статуса падающие ниц т



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

Реформы и реформаторы древнего мира

1.Хаммурапи (1792-1795 г.  до н.э.)

Самый известный правитель Древней Месопотамии. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию. Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской (аморейской) династии.

В праве Вавилона выделялись две группы свободных. Первая – авилумы («человек», «сын человека»), вторая – мушкенумы, лица более низкого социального статуса («падающие ниц», т. е. бившие челом», обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась тем, что они не были потомками «своих» и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории.

Хаммурапи начинает свое царствование с установления «справедливости» (мишарум) – отмены долгов и прощения недоимок. С этого момента должники по всей стране освобождались от своих долгов.

Во время правления Хаммурапи был составлен обширный свод законов, выбитых на черной базальтовой стеле. «Кодекс Хаммурапи» был найден археологами в Сузах – столице древнего Элама. Текст состоит из 282 статей, введения и заключения. На найденной в Сузах стеле содержатся лишь 247 статей. 35 статей с лицевой стороны стелы были выскоблены, по-видимому, для нанесения новой надписи.

Реформы:

  1.  Судебная реформа. В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. При Хаммурапи были ограничены их полномочия (которыми стали руководить рабианумы): им не были подсудны царские люди, которых начали судить царские суды. Царь имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Судебной инстанции не было – всякое судебное решение было окончательным. Кроме царских судей, были и другие судебные должности: глашатаи, полицейские или судебные исполнители, писцы и судебные гонцы. Полномочия храмов – роль в принятии клятв, засвидетельствование о законности сделки, процедура ордалии – «божьего суда» (установление истины). Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Характерно, что такой провинившийся судья должен был быть «поднят со своего судейского кресла» и лишен права отправлять правосудие не царем, а общинным собранием. Осуществление судебных функций – храмовый совет (представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища).
  2.  На большей части территории государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков. Этими мерами, как и "указами о справедливости", о которых говорилось выше, государство стремилось предотвратить разорение и обезземеливание населения.
  3.  Создание постоянной армии, противопоставление ее общинному ополчению было важным свидетельством усиления царской власти. Окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получает надел царской земли, обеспечивающий не только его, но и его семью. Служба воина считалась «вечной». Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне.
  4.  Распространенной формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определенных условиях приводила человека в рабство, например, в случаях, когда сын должника передавался храму, или при продаже за границу. Но должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Смерть от дурного обращения заложенного за долги сына должника в доме кредитора влекла за собой смерть сына кредитора (Законы Хаммурапи, 116). Также дети раба и свободной были свободными.
  5.  Однако эти меры на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю и т.п., и не затрагивали экономической основы общества. Выше уже говорилось о деятельности Хаммурапи по созданию единой экономической системы, эффективного административного аппарата. Все эти меры, однако, не имели долговременного успеха.

Во главе государства стоял царь, выше него были только боги, которые и даровали ему власть. Хаммурапи называл себя царем и богом, потому  что подчинил соседние государства на юге и на севере (Субарту и Ларсы) и имел власть над ними. В дальнейшем этот титул передавался из поколения в поколения. Однако государь  был не только правителем, но и пастырем:  «Великие боги меня призвали,  и поэтому я  —  пастырь-миротворец». Помимо этого он был судьей, так как создал свод законов, увековеченных на столбе: «судить суд страны,  выносить  решения   страны   и   притесненному   оказать справедливость». В Вавилонии  существовал патриархат, так как главу государства  называли защитником и родным отцом. Держава Хаммурапи было унитарной, централизованной монархией.

2. Эхнатон (Аменхотеп IV - «Амон доволен»).

Первый в мировой истории религиозный реформатор, попытавшийся ввести в Египте единобожие (монотеизм) – поклонение богу Атону. Правил в Египте в течение 17 лет, унаследовав трон приблизительно между 1400 – 1375 гг. до н.э. Был женат на Нефертити.

Реформы:

Религиозные реформы:

  1.  На четвертом году его правления в наименовании солнца появляется новый эпитет – Атон (Йати – солнечный диск, или видимое солнце), что, по-видимому, означает появление нового культа. Верховным жрецом Атона становится сам фараон. Расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о могуществе и силе солярных (от лат. sol — солнце) божеств. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами. Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога.
  2.  На шестом году правления Аменхотеп переносит столицу страны из Фив, центра почитания бога Амона, в Ахетатон («Горизонт Атона», современная Эль-Амарна). Сердце города — великий храм Атона.
  3.  Тогда же Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), что указывало на серьезные перемены в религиозной ориентации фараона.
  4.  На двенадцатом году Атон провозглашается единственным богом и вскоре начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» — даже Атон именуется не иначе как «властитель», а его имя, подобно царскому, заключается в картуши. В новом культе особое место уделяется прославлению божественности самого фараона — он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона. Прежнее жречество и, в частности, жрецы фиванского храма Амона утрачивают свои позиции. Новое жречество и придворная элита царя состоят главным образом из служилой знати (немху), вышедшей из низов.

При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый (реалистический) стиль изображения человека, отразившийся в изображениях самого царя и его супруги Нефертити. Эхнатон изображен человеком среднего роста, с тонкими костями, и округлыми женственными формами. Ваятели того времени добросовестно передавали особенности телосложения фараона, выступающие груди которого, широкие бёдра и округлые бока таят в себе что-то двусмысленное и болезненное.

3.Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.).

Государственный деятель Древнего Китая, живший в циньскую эпоху, один из основоположников философской школы фацзя, т.е. «законников» (легистов, от лат. lex – закон), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Шан Ян был убежденным поклонником самодержавной формы правления. «Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей», — заявлял Шан Ян. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. Шан Ян убеждал, что за малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, искореняющая инакомыслие.

Реформы:

  1.  Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся из общины зажиточных хозяйств. Отменялись все прежние аристократические наследственные титулы. Новые ранги знатности (двадцать иерархических степеней) жаловались только за личные, в первую очередь военные, заслуги, и только они давали право на занятие административных постов. Их обладатели получали, в соответствии со статусом, права на регламентированное владение землей, рабами и другим имуществом. Вскоре ранги стали продаваться, что открыло доступ в управленческий аппарат имущественной знати. Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству.

Административно-территориальная реформа.

  1.  Мелкие территориальные единицы — пяти- и десятидворки — были связаны круговой порукой; в случае провинности одного лица все члены взаимоответственной группы дворов становились государственными рабами — тем самым был расширен контингент лиц, порабощаемых государством по уголовному закону.

Экономическая реформа.

  1.  Унификация Шан Яном мер веса, длины и объема, а также монетная реформа стимулировали развитие рыночных отношений.
  2.  Вместо налога с урожая Шан Ян ввел налог с площади обрабатываемой земли, переложив все убытки от стихийных бедствий с казны на плечи земледельца.

Государство Цинь и само становилось крупным собственником земли и рабовладельцем. Основное внимание правительство Шан Яна уделяло повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и развитию военного дела. Разрешение свободной распашки пустошей с освобождением трех поколений заимщиков от налогового гнета привлекло в Цинь потоки переселенцев из соседних царств — резерв будущих призывников.

Военная Реформа.

  1.  Правом изготовления вооружения пользовалось только государство. Военные — обладатели чиновничьих рангов — составляли самый привилегированный слой циньского общества.
  2.  Замена бронзового оружия железным, а колесницы — маневренной конницей.

Мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отторгнута от кормила правления. Это вызвало ее возмущение, и после смерти правителя Шан Ян был казнен. Однако его реформы остались в силе. После проведения реформ Шан Яна, в том числе важнейшей из них — военной, царство Цинь, превратившееся по типу государственного строя в военно-бюрократическую монархию, становится наисильнейшим в Древнем Китае и сразу же вступает на путь завоеваний.

4. Цинь Шихуанди (259 – 210 гг. до н.э.).
Один из наиболее известных правителей царства Цинь, на практике применивший идеи легизма. В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой правитель Ин Чжэн, которому за 17 лет непрерывных войн удалось победить всех своих соперников и объединить Китай. После этого он принимает новый титул — хуанди («император»), став Цинь Шихуанди («Первым императором династии Цинь»). Прежняя столица царства Цинь, г.Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи.

Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора. Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферии империи складывался мощный племенной союз сюнну (гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против сюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшая им поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ.

Реформы:

  1.  Цинь Шихуанди начал перестройку уже существовавшего пограничного укрепления в Великую Китайскую стену. В строительных работах должно было участвовать все население от 23 до 56 лет, в том числе осужденные и рабы. Великая Китайская стена протяженностью почти в 4 тыс. км. была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб.
  2.  Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав сильную централизованную военно-бюрократическую империю во главе с единовластным монархом. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве.
  3.  Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями.
  4.  Унифицирована и упрощена была иероглифическая письменность, стандартизовано делопроизводство.

Административная реформа: разделил территорию страны на административные округа, управляемые чиновниками, назначенными непосредственно императором. Империя была разбита на 40 территориально - административных областей, а области – на округа (сяни) без учета прежних политических и этнических границ.

  1.  Были введены единое писаное законодательство, единая система чиновничества, установлен надзор за деятельностью всего административного аппарата сверху донизу, подчиненный лично самому императору. Чтобы предотвратить опасность сосредоточения власти в руках местных аристократов, им было предписано жить в столице, вдали от своих владений. Таким образом, легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи.
  2.  В 216 г. Цинь Шихуанди ввел исключительно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от налогов и повинностей разыскивали и ссылали на окраины колонизовать новые земли.

Представители аристократии неоднократно предпринимали попытки покушения на Цинь Шихуанди. После чего император, страдая манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он находится в данную ночь. Однако в 210 г. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скоропостижно скончался.

После его смерти в стране вспыхнули массовые восстания, причина которых коренилась в жестокости его режима, и через пять лет после кончины первого императора династия Цинь прекратила свое существование. О могуществе Цинь Шихуанди наиболее ярко свидетельствует его гробница, обнаруженная в 1974 г. археологами. Вечный покой императора охраняли 6000 керамических фигур воинов, коней, боевых колесниц, выполненных в натуральную величину.

5. Дарий I (правил в 522 — 486 годах до н. э.).

(Держава Ахемени́дов — древнее государство VIIV в. до н. э. в Азии, созданное персидской династией Ахеменидов).

Представитель младшей линии Ахеменидов, сын Виштаспы (греч. Гистаспа). Дарий был провозглашён царём заговорщиками после убийства Гауматы (персидский цврь, правил в 522 году до н.э.). По вступлении на престол ему исполнилось 28 лет. Для окончательного закрепления своих прав на царскую власть Дарий женился на дочери Кира II Атоссе.

Реформы:

Административное деление: Он разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями. Во главе округов стояли так же, как и раньше, сатрапы, только теперь они назначались не из местных чиновников, а из среды персов, в руках которых были сосредоточены все руководящие позиции страны. то же касается армии, то её возглавляли военачальники, которые были независимы от сатрапов и подчинялись непосредственно царю.

Налогообложение. У покоренных народов была отобрана часть земли. Эту землю Ахемениды (династия царей Древней Персии (558—330 до н. э.).) раздали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д. Такие земельные владения были освобождены от уплаты государственных налогов. Около 518 года до н. э. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливаемые с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покорённых областях. Однако персы не платили налоги.

Монетная система. После 517 года до н. э. Дарий ввёл в Ахеменидской державе монетную единицу, составляющую основу единой для всей империи денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,4 г.

Содержание путей сообщения. Для облегчения связи между различными частями огромной державы были проложены широкие дороги, мощённые камнем. Был восстановлен древний канал от Нила до Суэца.

Развитие международной торговли и строительства. Дарий I построил новую столицу Парсу, известную грекам как Персеполь («Город Персов»).

6. Драконт (VII до н.э.).

Древнейший афинский законодатель.

возникли первые писаные законы.

По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

7. Солон (между 640 и 635 — около 559 до н. э.).

Афинский мудрец и законодатель архаической эпохи, с которого начинается эпоха реформ в Афинах, приведшая к складыванию демократического строя. Солону принадлежат законы, записанные на досках – кирбах, которые позволили разрешить назревавший в Афинах социально-экономический и политический кризис.

Солон отменил все законы Драконта, кроме законов об убийствах.

Предпосылки реформ Солона.

Позднее, на рубеже 7 – 6 вв. до н.э., в Афинах и Аттике обостряются социальные и экономические противоречия. Существовавший здесь политический режим источники называют аристократическим, тяготевшим к олигархии. Верховная власть при этом принадлежала родовой аристократии – небольшому количеству привилегированных семейств, избиравших своих представителей на высшие государственные должности (коллегию архонтов). Положение усугублялось тем, что немалая часть демоса, по словам Аристотеля, оказалась в порабощении у немногих. Причиной тому была долговая кабала: обеспечением ссуд служила личность взявшего в долг (личный залог).

В 594 г. до н.э., в момент наивысшего обострения социально-экономического кризиса в Афинах, Солон избирается архонтом и диаллактом (примирителем). В его задачу входило реформирование афинского политического устройства.

Реформы:

  1.  кассации долгов: с полей были убраны камни (horoi), устанавливавшиеся на полях должников, на которых выбивалась сумма их долга. Вслед за этим был ликвидирован личный залог, что на деле означало запрещение закабаления афинянами своих сограждан.
  2.  разделение всего гражданского населения на четыре имущественных класса: пятисотмерников (пентакосиомедимнов), всадников (гиппиев), зевгитов и фетов. При этом урожай представителей первого класса должен был быть не ниже 500 мер (медимнов) зерновых или оливкового масла, всадников – не менее 300, зевгитов – не менее 200. Феты – представители низшего класса – собирали урожай менее 200 медимнов. Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном собрании и судах.
  3.  «Высшие должности, – пишет Аристотель, – Солон сделал избирательными по жребию из числа предварительно избранных, которых намечала каждая из фил. Намечала же в коллегию девяти архонтов каждая десятерых, и между ними бросался жребий» (Аристотель. Афинская полития. 8.1).
  4.  Повестку дня народного собрания должен был разрабатывать новый орган – совет 400 (греч. – буле), в который избирались по 100 человек от каждой из четырех существовавших в Афинах фил (племен). В этот орган, созданный в противовес аристократическому Ареопагу, избирались представители первого класса солоновской классификации, т.е. пентакосиомедимны.
  5.  создание суда присяжных (гелиеи). В эпоху Солона гелиея скорее всего была не отдельным органом, а специальной сессией народного собрания.

Проведенные Солоном реформы имели демократический характер, однако созданный Солоном строй чаще называют тимократией (от греч. тиме – почет, почесть). Это значит, что политические права (почет) распределялись сообразно с величиной имущества. Сам реформатор в одной из своих элегий охарактеризовал созданный им строй как Эвномию – благозаконие, которое приходит на смену беззакония. Реформы Солона стали важнейшим этапом на пути возникновения демократии в Афинах.

8. Клисфен (VI до н.э.) - афинский государственный деятель.

1)Введение территориального деление. Филы он разделил на 10 частей (раньше было 4). Во все филы он включил по 10 домов.

2) Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто.

3) Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов прибрежной полосы, десять — из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три триттии, так чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей. Учредил он и должность демархов.

В результате этих изменений государственный строй стал более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Солона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, издавая другие новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.

9. Перикл (ок. 495 – 429 гг. до н.э.).

Политический деятель, при котором Афины достигают своего наивысшего развития. Перикл стремился не только упрочить демократию и усилить военно-политическую мощь Афин, но и превратить свой город в центр просвещения и культуры Эллады.

Реформы:

  1.  По его инициативе была введена оплата судей (присяжных) в размере двух оболов. Позднее стала оплачиваться должность членов Совета 500 и ряда магистратов. В 458 или 457 г. высшие государственные должности (коллегия архонтов) стали доступны для зевгитов – представителей третьего класса солоновской классификации.
  2.  По его инициативе принимается закон о гражданстве, согласно которому афинским гражданином мог считаться лишь тот афинянин, чьи мать и отец были гражданами Афин. Тем самым права гражданства распространялись лишь на коренных афинян.
  3.  Перикл проводил активную внешнюю политику. При нем Делосская симахия – военный союз, созданный в период греко-персидских войн, существовавший за счет взносов союзников, превратился в Афинский морской союз (454 г. до н.э.). Таким образом, Афины стали лидером крупнейшего военно-политического блока.
  4.  Перикл содействовал укреплению власти Афин в рамках союза, что достигалось выведением на территории союзных Афинам полисов военно-земледельческих колоний клерухий. Клерухии были созданы на островах Андрос, Наксос, Эвбея, в Херсонесе Фракийском и других местах. Общая численность клерухов достигала 10 тыс. Подобная политика, нередко квалифицируемая в современной литературе как империалистическая, вызывала беспокойство Спарты.
  5.  При Перикле в Афинах развертывается грандиозное строительство, венцом которого становится Парфенон – храм Афины Парфенос (Девы). Храм должен был символизировать победу афинян над персами, кроме того в нем находилась казна Афинского морского союза.

При нем началась Пелопонесская война (431 – 404 гг. до н.э.). Перкил понадеялся на морскую мощь Афин. При нем город превратился в неприступную крепость соединенную Длинными стенами с Пиреем – афинской гаванью. Однако планам Перикла не суждено было сбыться из-за разразившейся в Афинах в 430 г. до н.э. чумы. В 429 г. до н.э. Перикл, обвиненный во всех неудачах, был отстранен от должности стратега и оштрафован на крупную сумму. Не исключено, что в том же году Перикл был восстановлен в этой должности, но вскоре умер, заразившись чумой.

10. Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.).

Римский полководец и государственный деятель. Свою политическую карьеру он начинает как один из лидеров народной партии (популяров), которым противостояли оптиматы – аристократическая партия.

Реформы (49-44).

Две идеи: 1) необходимость объединения римского государства в одно целое, необходимость сгладить различие между гражданином-хозяином и провинциалом-рабом, сгладить рознь национальностей; 2) упорядочение администрации, тесное общение государства с подданными, устранение посредников, сильная центральная власть.

  1.  Известно, что Цезарь издал в 45 году до н.э. так называемый закон Юлия о муниципиях (lex Julia municipalis), регулирующий некоторые моменты муниципальной жизни в Италии – регулировал городскую жизнь. Общемуниципальный закон для всей Италии при местных различиях был немыслим, но некоторые общие нормы были желательны и полезны и явно указывали на то, что в конце концов Италия и её города представляют одно объединённое с Римом целое.
  2.  в 49 г. по закону Ю. Цезаря всем жителям Транспаданской Галлии даровано было гражданство и, следовательно, распространён на эту часть римского мира общеиталийский муниципальный строй. Другие провинции, в особенности западные (Гельвеция, Галлия, Испания, Африка), получают колонии римских граждан
  3.  Колонизаторская деятельность на Западе и на Востоке., что положило основанию основание романизации, т.е. объединение Запада в одной культуре.
  4.  47 г. Ю. Цезарь, в своём звании главного понтифика, при помощи комиссии специалистов, реформирует календарь согласно наиболее точным вычислениям того времени. Изначально был лунным, который стал солнечным (юлианский).
  5.  эволюция военного строя, превращавшая войско из гражданского в наёмное и из временного в постоянное. Общее число Цезаревых легионов превышало 40.

Административная реформа: создание прочной и регулярно функционирующей административной машины, под руководством сильной центральной власти.

  1.  увеличено было число провинций
  2.  Цезарь привел в порядок местное управление и поставил под контроль деятельность наместников. Он отправил в провинции своих ставленников (легатов и прокураторов), осуществлявших надзор за финансами и сбором налогов, то есть создал дополнительную административную структуру, параллельную местному самоуправлению.

Другие работы

следственные связи между явлениями выявить за...


Логичность это наличие смысловых связей между последовательными единицамиблокамитекста. К общеупотребительной лексике относятся слова общего язы...

Подробнее ...

Радио; X2 ~ расходы на рекламу TV; X3 ~ расхо...


Примем следующие обозначения: X1 ? расходы на рекламу Радио; X2 ? расходы на рекламу TV; X3 ? расходы на рекламу Газеты; X4 ? расходы на рекламу ...

Подробнее ...

Технология выполнения женской стрижки Боб с о...


1 Общие сведенье о стрижки волос 1.2 Факторы, влияющие на выбор стрижки 2.1Основные операции стрижки волос 2.2Инструменты и приспособления для вы...

Подробнее ...

кг шоколадных изделий в год тогда как в небо...


В среднем россиянин съедает 45 кг шоколадных изделий в год тогда как в небольшой Швейцарии 106 кг в Германии 84 кг. Зато мы уже опередили своих ...

Подробнее ...