Личность учителя

Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

18. Личность учителя.

То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.

При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. «приобретают профессионально педагогическую значимость». Выделяют в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока:

1) идейно-нравственный моральный облик;

2) педагогическая направленность;

3) педагогические способности — общие и специальные;

4) педагогические умения и навыки.

Центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют такие профессионально значимые качества, как

педагогическое целеполагание ( П Ц ) ,

педагогическое мышление ( П М ) ,

педагогическая направленность- ( П Н ) ,

педагогическая рефлексия (ПР),

педагогический такт (ПТ).

Заметим, что каждое из этих качеств представляет комбинацию из более элементарных и частных личностных свойств, которые формируются в деятельности, общении и в определенной степени зависят от наследственных задатков. Самый высокий уровень составляют педагогические способности — проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств.

Список личностных свойств учителя весьма значителен (в алфавитном порядке): вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестнбсть, доброта, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, отзывчивость, патриотизм, педагогическая эрудиция, политическая сознательность, порядочность, правдивость, предусмотрительность, принципиальность, самокритичность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Эти личностные свойства могут быть сгруппированы для характеристики профессионально значимых качеств учителя, степень развитости которых может быть исследована с помощью специальных методик.

Исследователи психологии труда учителя практически единодушны в том, что основным в формировании структуры личности учителя является педагогическая направленность (ПН) его деятельности. Именно ПН как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка). Отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребенка обезличивается... И, наоборот, учитель, направленный на ребенка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и прежде всего нравственной сферы.

В исследованиях видного отечественного психолога Н.Д. Левитова показаны слагаемые педагогического авторитета, прежде всего в деятельности учителя как воспитателя.

Важным профессиональным качеством учителя является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустри-рованность, тревожность, изможденность и выгорание. Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность(терпимость) личности педагога.

Другие работы

. Загальні засади 5


СПОРУДЖЕННЯ МОНТАЖ ДЕМОНТАЖ І ПЕРЕМІЩЕННЯ БУРОВИХ УСТАНОВОК ТА БУРОВИХ БУДІВЕЛЬ 5. При проектуванні бурових робіт визначається потреба в бурових ...

Подробнее ...

Информатика Факультет- АВТФГруппа- АМ409Выпол...


1] Курсовая работа [3] Оглавление [4] Программа планирования процессов DisPtCherDPC.1] Процесс [4.2] Очередь процессов [4.4] Восстановление проце...

Подробнее ...

14 ЗАЛ ФИТНЕСА Время ПН


15 Strtching Pole Dnce Strtching Pole Dnce Pole Dnce 19:15 Zumb Powermix Ldy dnce Powermix Ldy dnce 20:15 CYCLE Dnce mix ZUMB Dnce mix CYCLE 21:1...

Подробнее ...

лекціях що вийшли в наслідку у вигляді окремо...


Протягом цього пероід безпосередньо аналітичної роботи не ведеться просто відбувається Переклад певного небажаного стану в інший бажане стан за д...

Подробнее ...