Чаепитие. Ход урока I



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

На чашку чая. Закрепление знаний о буквосочетаниях ча — ща, чу — щу. Буква а

Цель: закрепить знания учащихся о написании буквосочетаний ча — що, чу — щу; учить правильно произносить слова, в которых ударному звуку [а] после мягкого согласного соответствует звук [и] в первом предударном слоге; познакомить со словами — действиями предметов; повторить слова — предметы; воспитывать культуру общения за столом во время диалога.

Оборудование: предметные рисунки; иллюстрация «Чаепитие».

Ход урока

I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1.     Речевая разминка

— Выучите загадку, расскажите ее соседу по парте.

•   Внучата часто её навещают, А она душистым чаем угощает.

2.     Проверка домашнего задания

—  Прочитайте только те слова, в которых есть буквосочетания ча — ща, чу — щу-

— Какую орфограмму вы выучили на предыдущем уроке?

3.     Минутка каллиграфии (по выбору учителя)

III.   СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

—  Сегодня на уроке мы побываем в гостях у бабушки. Она угостит нас чаем.

Набравшись сил, повторим материал предыдущего урока. Научимся правильно произносить, казалось бы, самые обыкновенные слова. А еще будем искать слова, обозначающие действия предметов.

IV.    ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Работа над диалогом

—  Прочитайте диалог, представляя, что вы — в гостях у бабушки. Какие слова вы возьмёте в гости?

Здравствуй, пожалуйста, спасибо, на здоровье.

2.     Игра «Слово-помощник»

— Посмотрите на слово-помощник. Какая буква какую выталкивает?

—  Буква и толкает букву а. Буква и смелая только тогда, когда а стоит перед ударным слогом.

Игра «Эхо»

Повторение за учителем слов со с. 30.

3.     Работа с предметными рисунками

Часы (что?), девочка (кто?), щенок (кто?), печка (что?).

— Почему возле слов записаны разные вопросы?

— Какое действие выполняет слово — предмет?

Физкультминутка

4.     Игра «Найди слово — действие»

—  Найдите на с. 30 слова — действия предметов, которые отвечают на вопрос что сделала?.

Взяла,начала.

— Обратите внимание на произношение-звука [и] перед ударным слогом,

V.    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1.    Работа по учебнику (с. 31)

Словарная работа

Развитие читательской зоркости. Игра «Узнай слова с одного взгляда».

2.    Игра «Переводчик» (с. 31)

— Подсказки см. на с. 30.

— Скажите по-русски, запишите.

3.    Работа по рисункам

— Назовите предметы.

— В каких словах есть мягкие согласные звуки?

— Составьте вопросы по рисункам. Используйте слова на с. 31.

VI.   ИТОГ УРОКА

— Повторите изученное правило.

— Назовите любой предмет и действие, которое он выполняет.

— Повторите слова: чайку, начала, частушка.

VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 31. Спишите, вставляя пропущенные буквы.


Мой дом. Составление диалога по вопросам. Слова — предметы

Цель: познакомить учащихся с понятиями «диалог», «реплика»; развивать навыки связной устной речи, умение строить связные диалогические высказывания; познакомить со словами — названиями предметов; повышать культуру речи; воспитывать дружелюбие.

Оборудование: таблицы со схемами предложений.

Ход урока

I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1.     Беседа

— Ещё раз вспомним уроки русского языка в 1-м классе.

— Какие темы мы изучили в прошлом году?

— Какие стихотворения разучивали?

— Кто из вас может рассказать одно из них?

2.     Повторение стихотворений, выученных на уроках русского языка в 1-м классе

III.   СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое диалог, диалогическая речь.

IV.    ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Составление высказывания по рисунку учебника (с. ТО)

— Ребята, внимательно рассмотрите рисунок на с. 10.

— Что изображено на картинке?

— Кто изображен на рисунке?

—  Русский и украинский народы — братские народы, русский и украинский языки очень близкие, похожие друг на друга. Многие слова в них очень похожи. Есть слова одинаковые, а есть такие, которые отличаются только одной буквой. Рассмотрите таблицу. (Дом — дім, кот — кіт)

2.     Чтение рассказа «Дом» (с. 10)

3.     Беседа по содержанию прочитанного

— О чём говорится в тексте?

— Что растет у дома? (Куст)

— Какая кличка у кота? (Пушок)

—  Между кем может происходить разговор? (Между бабушкой и внуком.)

4.     Знакомство с терминами диалог, диалогическая речь, реплика

— Между героями текста произошел разговор, или диалог.

Слово диалог — иностранного происхождения, оно пришло к нам из греческого языка и означает разговор, беседа, иначе можно сказать, разговор между двумя собеседниками. Реплика — это высказывание одного из собеседников.

5.     Работа в парах. Составление диалога по вопросам

— Ребята, объединимся в пары.

Задание: составить продолжение текста, диалог, используя куб вопросов нас. 11.

—  Используйте в своем диалоге такие вопросы: Что? Кто? Какой? Как? Куда? Сколько?

Физкультминутка

V.    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1.    Чтение предложений (с. 10)

— Сколько предложений вы прочли? (Три)

— Найдите предложение с обращением. (Дай лапу. Пушок!)

— К кому обращаются? {К Пушку)

— Почему это слово написано с большой буквы? (Это кличка животного.)

— Какое ещё слово написано с прописной буквы? Почему? (Начало предложений.)

2.    Составление схем предложений

— Сколько слов в первом предложении?

— Составьте его схему. (|_________________.)

— Сколько слов во втором предложении? (Три)

— Составьте его схему. (|___________—______)

— Составьте схему последнего предложения. (|_____,__________________)

3.    Списывание предложений

Физкультминутка

4.    Знакомство со словами — названиями предметов

—  Рассмотрите рисунок на с. 11.

— Кто на нём нарисован? (Мама, бабушка, папа, девочка, мальчик)

— Эти слова отвечают на вопрос кто?.

— Найдите на рисунке предметы, которые отвечают на вопрос что?. (Мяч. портфель, сумка, бант, одежда...)

— Рассмотрите схемы слов. Каким словам соответствуют данные схемы?

— Какая схема лишняя?

5.    Игра «Узнай слово с одного взгляда»

VI.   ИТОГ УРОКА

1.    Беседа

— С какими новыми словами мы познакомились?

— Что такое диалог?

2.    Самооценивание

— Закончите предложения:

•   Я сегодня узнал...

•   Я научился...

•   Мне было...

•   Я рад...

— Какое у вас было настроение на уроке?

VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать текст «Дом» (с. 10). Найти в нём третье предложение и списать его.

Аудирование 

рецептивная деятельность, представляющая

собой одновременное восприятие и понимание

звучащей речи  (Ткаченко Л.П.)

Задачи организации аудирования

  1.  формировать умение различать особенности звучания слова (звуки, ударение), интонации предложения;
  2.  расширять пассивный и активный словарный запас;
  3.  формировать представление о связном высказывании;
  4.  способствовать созданию интереса к изучению русского (неродного) языка;
  5.  развивать интерес к детской литературе;
  6.  совершенствовать произвольное внимание, слуховую память.

Трудности аудирования

(связанные с условиями коммуникации)

  1.  однократность предъявления информации, необратимость звучащей речи
  2.  темп восприятия чужой речи выбран не слушателем, а говорящим
  3.  необходимость адаптироваться к голосовым характеристикам собеседника (сила и тембр голоса)
  4.  несовпадение  жестов и мимики говорящих
  5.  отсутствие зрительных опор при восприятии на слух

Механизмы аудирования

в о с п р и я т и е   р е ч и

механизм   внутреннего проговаривания

механизм   оперативной памяти

механизм   идентификации понятий

механизм   антиципации (смысловой догадки)

механизм   долговременной памяти

механизм   осмысливания

Оптимальные установки на сосредоточенное слушание:

* внимательно послушайте и скажите, изменилось ли ваше настроение при слушании текста;

* внимательно послушайте и скажите, кто из героев произведения вам понравился;

* внимательно послушайте и скажите, правдива эта история или выдуманная;

* внимательно послушайте и скажите, было ли в вашей жизни что-то похожее;

* внимательно послушайте и скажите, хотели бы вы еще послушать произведения этого автора

Способы проверки понимания воспринятого на слух

н е в е р б а л ь н ы е                  в е р б а л ь н ы е

* выполнение задания учителя         * ответ одним словом;

(передать книгу, ручку;                    *  выбор правильного

нарисовать определенным                 ответа из группы

цветом указаную фигуру);                 предложенных (тесты);

* выбор из нескольких                      *  повтор слов из текста

предложенных одного                        по заданию учителя;

соответствующего рисунка              *  прогнозирование текста;

* определение порядка                      *  сравнение рисунка и

сюжетных рисунков;                             аудиотекста (что так, а

* рисование рисунка                            что – нет)

по описанию;                                    *  озаглавливание текста;

* игра с хлопками                              *  пересказ текста или его

(определение неточностей)                   фрагмента

Упражнения для формирования и развития

аудиативных умений    (сост. – И.Н.Лапшина)

І.    Уровень слов  - подготовительные упражнения (примерный объем словарного материала – 6-8 слов)

  1.  Послушайте и повторите группу слов (в том же порядке или объеме).

Тема «Школа»: математика, чтение, рисование, труд, музыка, физкультура; «Семья»: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, сын; «Игры»: кубики, кукла, конструктор, скакалка, мяч, машина.

  1.  Послушайте слова и распределите их на группы (по лексическому значению, по лексико-грамматическим признакам (на какой вопрос отвечает,  что обозначает), по фонетическим характеристикам (первый звук, количество звуков, слогов, ударный слог, наличие общих звуков для ряда слов и так далее)).

 Тема «Школа»: парта, ручка, доска, пенал, стол, тетрадь; «Семья»: тетя, подруга, внук, друг, брат, одноклассница; «Природа»: огурец, яблоко, помидор, груша, капуста, вишня.

  1.  Найдите «лишнее» слово (по аналогичным признакам из предыдущего упражнения).

Тема «Школа»: книга, тетрадь, альбом, карандаш, дневник; «Семья»: мама, отец, сын, дочка, соседка, бабушка.

  1.  Назовите группу слов одним общим.

Тема «Школа»: учебник, тетрадь, книга, ручка, линейка - …; «Игры»: кукла, мяч, скакалка, машинка, мишка, кубики - …; «Сказки»: «Рукавичка», «Колобок», «Снегурочка», «Айболит» - ….

  1.  Продолжайте ряд слов.

Тема «Школа»: читаем, пишем, считаем, рисуем, … ; «Семья»: любимая, заботливая, внимательная, умелая, … ; «Игры»: мяч, скакалка, канат, … ;  «Природа»: январь, февраль, март, …

ІІ.    Уровень словосочетаний и предложений  - начальные упражнения (примерный объем словарного материала – 12-15 слов)

  1.  Послушайте и повторите (в том же порядке и объеме).

Тема «Школа»: новая школа, светлый класс, просторная библиотека, большая площадка; «Семья»: дружная семья, младший брат, старшая сестра, заботливая внучка; «Труд людей»: врач лечит, учитель учит, строитель строит, парикмахер стрижет.

  1.  Найдите «лишнее» сочетание слов.

Тема «Школа»: новый портфель, школьная сумка, интересная книга, удобный ранец; «Игры»: деревянные кубики, деревянная каталка, деревянная ложка, деревянный конструктор.

  1.  Дополните предложение одним словом.

Тема «Школа»: Дети учатся (в школе, охотно, все, новой);   «Сказки»: Ваня читает сказки (охотно, народные, сестренке, младшей).

  1.  Вставьте нужные слова.

 Тема «Семья»:        Я.Аким. Кто кому кто?         

         

  1.  Послушайте и отгадайте загадки.

Тема «Природа»: Крыша в шапке меховой,

                             белый дым над головой.

                             Двор в снегу. Белы дома.

                             Ночью к нам пришла … .

    

                 ІІІ.    Уровень текста –  основные упражнения (примерный объем высказывания – 6-8 предложений)

  1.  Послушайте стихотворение (рассказ, сказку), вспомните его начало (или заключительную фразу).
  2.  Послушайте рассказ (стихотворение, сказку), найдите среди рисунков соответствующий (несоответствующий) ему.
  3.  Послушайте рассказ (стихотворение, сказку), поставьте рисунки к нему в нужной последовательности.
  4.  Послушайте рассказ (стихотворение, сказку), нарисуйте (схематично) иллюстрацию к нему.
  5.  Послушайте стихотворение (рассказ, сказку), повторите просьбу липки (слова одного из героев произведения).
  6.  Послушайте рассказ (стихотворение, сказку), дайте ответ на вопрос, выбрав правильный из предложенных ответов.
  7.  Послушайте сказку (стихотворение, рассказ), дайте ответ на вопрос.
  8.  Послушайте и сравните два очень похожих рассказа. Что не так?  (игра с хлопками)
  9.  Послушайте рассказ (стихотворение, сказку), вспомните слова, которые несколько раз повторялись.


Чтение –

специфическая форма коммуникативно-познавательной деятельности, которая включает в себя когнетивное оперирование текстовой информацией, знаковое общение автора и читателя с помощью печатного текста, направленная на восприятие и понимание текста (Чепелева Н.В.)

Задачи начальной школы в области чтения:

  1.  развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  2.  воспитывать средствами чтения у ребенка активное отношение к читаемому;
  3.  сформировать у учащихся навык чтения (вслух и молча) на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;
  4.  обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;
  5.  научить школьников работать с учебной и детской книгой.

Содержание обучения чтению

  1.  Развитие техники чтения, усвоение продуктивных форм, видов и способов чтения.
  2.  Формирование умения воспринимать литературу как искусство слова.
  3.  Расширение круга чтения и слушания детских книг.
  4.  Осуществление связи чтения с другими видами речевой деятельности.

Техника чтения – (буквально) восприятие графической модели слова и правильное звуковое ее воспроизведение по единицам чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, сочетаниями слов. В узком понимании – быстрое воспроизведение графической модели слова – темп проговаривания слов при чтении.

                                    Формы чтения

вслух

молча

     20-25% учебного времени           75-80% учебного времени                           

                       Виды чтения      (Л.Н.Хромов)

сплошное

Чтение-просмотр

Сканирование

выборочное

Типы работы читателя

  1.  Непосредственно-эмоциональное вслушивание

Форма: литературно-музыкальные композиции с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайды (4-6 раз в год)

  1.  Выразительное чтение взрослого

Форма: праздник читательских удовольствий

  1.  Выразительное чтение самих детей

Форма:  игры-драматизации; конкурс на лучшего чтеца

  1.  Акцентное вычитывание

Форма:  урок вычитывания настроения; тематическое рассказывание (Моя любимая книга о …)

Формы руководства самостоятельным чтением

Уроки русского языка

Уроки внеклассного чтения

Библиотечные занятия

Внеклассная  воспитательная работа

- 5 минутки дополнитель-ного чтения;

- слушание дополнитель-ных текстов по теме урока

-книжные выставки, плакаты;

- ведение читательских дневников

-самостояте-льное изготовление книжек;

- работа в читальных залах

-литератур-ные игры, конкурсы, праздники, экскурсии,  встречи с писателями

Приёмы подготовительной работы к чтению тренировочного текста

* рассказ учителя (если с творчеством писателя или темой знакомимся впервые);

* беседа с учащимися (если уже читали произведения данного писателя или темы);

* слушание сообщения одного из учеников класса (группы учащихся – проектная технология);

* рассматривание репродукции картины;

* слушание музыкального произведения;

* разгадывание загадок или кросворда

Обогащение словарного запаса – введение новых слов, ранее не известных школьникам (флюс – заболевание зуба, сопровождающееся опухолью десны).

Уточнение словарного запаса – объяснение значения многозначного слова, слова, употребленного в переносном значении (крайний случай – ситуация, когда все способы решения проблемы уже использованы).  

Активизация словарного запаса – перевод слов из пассивного в активный словарь, способствование частотному употреблению слова (ответ на вопрос, в котором есть данное слово или выражение; выборочное чтение текста; чтение в ролях; инсценирование произведения; пересказывание произведения; заучивание наизусть; словесное рисование).

Устранение нелитературных слов – замена нелитературных слов (диалектные слова, устарелые слова, слова детского словотворчества) общепринятыми словами.

Характеристика навыка чтения (Оморокова М.И.)

Правильность – чтение без искажений слого- буквенного состава, грамматиче-ской формы

Беглость – темп чтения (определенное кол-во слов, прочитанных за единицу времени)

Осознанность - однозначное  понимание фактического содержания читаемого текста, образов и роли худо- жественных средств

Выразитель-ность – определение средств передачи идеи, чувств текста, задуманных автором

Чтение вслух :  правильное – осознанное – выразительное

Чтение молча:  правильное – беглое - осознанное

Пути предупреждения ошибок при чтении

  1.  Выяснение лексического значения слов (приемы семантизации слов)
  2.  Предварительное  слоговое прочтение незнакомых слов
  3.  Предварительное чтение молча перед чтением вслух
  4.  Систематический контроль за правильностью чтения со стороны учителя (не за счет оптимальной скорости)

Оптимальное чтение – чтение в темпе разговорной речи (на уровне младшего школьника это составляет от 120 до 150 слов/минуту).

Скорочтение – чтение со скоростью свыше 300 слов/минуту, быстрое восприятие информации текста с оптимальным коэффициентом её осознания и усвоения.           (В.М. Мельник)

Рациональное чтение – сплошное чтение текста, которое обеспечивает полное и качественное усвоение прочитанного и выполняется нетрадиционными методами (Л.Н. Хромов).

Упражнения для развития навыка чтения вслух

Подготовительные

Основные

- упражнения на развитие     - «жужжащее» чтение;

дыхания;                               - чтение в темпе скороговорки;

- упражнения для                 - повторное чтение в различных

укрепления памяти                 режимах;

и внимания;                          - написание диктантов на

- гимнастика для глаз             расширение оперативного поля

(//Барвинок. – 1990. - №3-5);      зрения;

- упражнения с таблицами  - чтение в «щадящем» режиме;

Шульте;                                 - чтение-буксир (учитель-дети,

- упражнения с числовыми,     сильный-слабый, чтение с

слоговыми и буквенными       ошибками);

пирамидами                         - чтение «раздвинутых» текстов;

- многократное чтение с

переходом на незнакомый текст (3 раза);

- упражнения на развитие

прогнозирования текста.

Задания для формирования осознанного чтения

                                             

1 этап (осознание связи заглавия и темы произведения)

- выбор заглавий из предложенных вариантов и соотнесение их с текстом;

- подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.

2 этап (определение смысловой структуры текста)

- ответы на вопросы;   

- выборочное чтение;

- выделение ключевых слов;

- составление плана текста; чтение по составленному плану;

- репродуктивный пересказ прочитанного произведения;

- творческий пересказ прочитанного (с изменением лица рассказчика, с дополнением текста).

Этапы подготовки к выразительному чтению

  1.  Выяснение содержания текста.
  2.  Разметка текста (паузы, логическое ударение, темп, тон, громкость).
  3.  Упражнение в выразительном чтении (хоровая и индивидуальная декламация).


Письмо

сложное речевое умение, дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи её на расстояние (О.С.Ахматова).

Механизмы письма

механизм осмысления (установления смысловых связей): логика событий, связь между словами, связь между данным и новым

механизм упреждающего синтеза

(проговаривание во внутренней речи слов, которые собираемся писать; «предвидение» последующих слов, раскрытие замысла)

механизмы памяти

Структура письма:

  1.  мотивационно-побудительный компонент
  2.  аналитико-синтетический компонент
  3.  исполнительский компонент

Техника письма – умение точно писать буквы (соотнося их со звуками, которые они обозначают) и слова изучаемого языка.

Графический навык – автоматизированное действие, направленное на решение графической задачи, т.е. обозначения на письме звуков сильной позиции.

Орфографический навык – автоматизированное действие, направленное на решение орфографической задачи, т.е. обозначения на письме звуков слабой позиции.

Виды письменных работ

  1.  списывание
  2.  запись под диктовку
  3.  изложение
  4.  сочинение
  5.  составление плана
  6.  тезисы
  7.  конспектирование
  8.  составление отзыва
  9.  рецензия
  10.  написание письма
  11.  подготовка реферата
  12.  подготовка сообщения
  13.  

Орфограмма – буква, часть слова или текста, где возникает опасность ошибки.

Виды диктантов

  1.  Цель  выполняемой работы: учебные – контрольные
  2.  Характер передачи текста: дословные – выборочные – творческие
  3.  Учебная задача: предупредительные – объяснительные
  4.  Способ восприятия текста: зрительные – слуховые – зрительно-слуховые
  5.  Объем материала для диктанта: словарные – текстовые

Система упражнений для формирования навыков правописания                                                         

Подготови-тельные

Основные

Письменные

Устные

- фонетико-

орфографические;

- графико-орфогра-   - орфографическое    - списывание

фические                 проговаривание;            (дословное,

                                  - параллельное            аналитическое);

                               орфографическое и        - письмо по памяти;

                               орфоэпическое               - диктанты;

                               проговаривание;            - конструктивные

                                 - комментирование;        задания.

                                 - корректура.

Конструктивные задания

  1.  Самостоятельное конструирование предложений по опорным словам
  2.  Перевод с родного языка на русский
  3.  Работа с деформированным текстом
  4.  Самостоятельное составление орфографических заданий(списки слов на выученную орфограмму, таблицы для какографических заданий, ребусы, кроссворды)

Группы орфографических правил

по степени совпадения в русском и украинском языках

Поностью совпада-ющие правила

Частично совпада-ющие правила

Специфические правила

- обозначение на         - обозначение звуко-     - удвоенная буква

письме безударных      сочетаний ЖИ, ШИ    в заимствованных

гласных, проверяемых   ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.        словах;

ударением;                   - Ь после букв               - обозначение на

- обозначение на          согласных звуков;      письме непроизно-

письме звонких и        - правописание            симых согласных.

глухих согласных        приставок на –С;

в конце слова;             - употребление

- правила переноса;    разделительных Ъ, Ь

- употребление            знаков и апострофа.

заглавных букв;

- раздельное напи-

сание предлогов.

Другие работы

Витражами называются прозрачные картины рисун...


Витражами называются прозрачные картины рисунки узоры выполняемые из стекла или на стекле. В наше время в связи с усовершенствованием художестве...

Подробнее ...

Вычислительные системы сети и телекоммуникаци...


Элементы HTML и их атрибуты используемые для работы со списками. Элементы HTML и их атрибуты используемые для работы с формами. Элементы HTML и ...

Подробнее ...

СТАРОДАВНЯ ІСТОРІЯ УКРАЇНИ


Стародавня історія України охоплює період: а від часу заселення українських земель людиною до ІХ ст. Перехід від привласнюючого господарства до в...

Подробнее ...

на тему Основные направления развития мировой...


перешло к режиму плавающих валютных курсов доллар США стал выполнять функцию международного средства платежа и стал иметь подавляющее преимуществ...

Подробнее ...