322 гг до н э. Он критикует Платона за то что тот приписал идеям самостоятельное существование обособив и о



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

4.    Учение Аристотеля о причинах, материи и форме.

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал

идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного

мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она

отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает

предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар-ль делит сущности

на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у

Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное

состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т о,

Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это

активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет

чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные

сущности. Наивысшей сущностью Ар-ль считает чистую, лишенную материи форму –

Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. В

соответствии с учением о сушности, Ар-ль проводит классификацию причин бытия и

выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи, их

субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность,

субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. Действующие или

производящие – рассматривающие источник движения  и превращения возможности

в действительность, энергитическая база формирования вещей. Целевая или

конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар-ль

всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может

произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль

понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое

бытие по Ар-лю содержит в себе внутренние цели . Благодаря цели, заключенной в

предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс

закончился и движение достигло своего своего завершения, цели развития. Т о,

понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Ар-ля

находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что

движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что

приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может

находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного

двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в

существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи

энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть

чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по

Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и

человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими

для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление

к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек.

Ар-ль определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает.

Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и

находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного –

это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской

этики – добродетель. Ар-ль разделял добродетель на два главных вида:

дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые)

Метафизика Аристотеля.
Любимым учеником Платона был Аристотель. Родился он в 384 году до н.э. в Стагире, на границе с Македонией, и поэтому его часто называют Стагиритом. Он хорошо усвоил принципы платоновской философии, одновременно подвергая их критике. Сочинения Аристотеля в ферме диалога, предназначенные для широкой публики вне стен школы, были либо полностью утрачены, либо сохранились лишь в виде отдельных фрагментов, либо остались только их названия. Однако сохранились произведения, предназначенные для учеников Ликея. Их можно разделить на логические труды ("Органон"), книги о бытии ("Метафизика"), естественнонаучные сочинения ("Физика", "О небе"), работы по этике ("Никомахова этика"), политические трактаты ("Политика"), биологические произведения ("История животных", "О происхождении животных"), исследования по эстетике ("Поэтика"). 
Аристотель интересуется именно эмпирическими науками. Платоновскую тройственную, структуру - мир идей, мир вещей, материя - Аристотель заменяет двойственной - форма и материя. Действительное бытие вещи состоит в единстве формы и материи, где форма - активное, творческое начало, а материя - пассивное. Форма - это реализация данной возможности. Косная материя содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, например, в мраморе мы находим возможность появления различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это реализация данной возможности. 
Проблема формы и материи ввела в философию две важных категории: возможность и действительность. Эта категории указывают на источник движения уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Формообразующую функцию, по Аристотелю, осуществляет перводвигатель, который должен быть вечным и неподвижным, не связанным с материей. Таким перводвигателем является Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и вершина мироздания. То есть, в конечном счете, Аристотеле отрывает форму вещей от самих вещей и превращает ее в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей. 
Однако в гносеологии Аристотель последовательно отстаивает материалистические позиции. Он исходит из признания существования независимо от человека объективного материального мира. Аристотель, утверждая единство материи и формы, материального и идеального миров, разрабатывает учение о том, что изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого необходимо отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Первой ступенью познания является, по Аристотелю, чувственное познание посредством ощущений высшая ступень познания осуществляется посредством разума и состоит в нахождении общего в единичных вещах. 
Аристотель считал, что познание возможно лишь с помощью логики, которую он называл "органической" наукой, так как она есть орудие ("органон") для изучения бытия. Он создал весьма законченное логическое учение, установив основные законы логики, определив общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. 
Важнейшее учение Аристотеля - учение о человеке. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека - разум. "Нравственный человек - мера для других людей". 

24. Метафизика Аристотеля. Основные понятия

Аристотель – великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Выше мы видели, что Платон встретился с большими трудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещиматерию(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для растения–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, ноАристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеологии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно переработал концепцию идей Платона. Еще более оригинален былАристотель в развитых им концепциях динамизма и цели.

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уделять первостепенное внимание динамике процессов, движению изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины, обусловившие эти изменения. Надо определить источим движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспечили движение.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель–по-гречески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеология, развитая Аристотелем,оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества.

Последняя реальность–бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намного более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма неживых предметов–растительная форма–животная форма–форма(душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы–возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили все многообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, финальная причина.

Бог Аристотеля–это перводвигатель. Это еще и ум. Почему ум? Аристотель рассуждает по аналогии: что главнее всего в душе человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог неподвижен. Как источник движения он не имеет причину движения, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения открывать другую и так далее, без конца. Бог–конечная причина движения; само это утверждение имеет смысл, если считать бога неподвижным. Итак, бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей. Бог–великолепный ум. Если человек по-настоящему возжелает быть похожим на бога, то ему в первую очередь надлежит развивать свой ум.

Другие работы

НОВЫЙ ГОДцикл стихотворений Новый год красив...


Как наступит Новый год Загляни под елку Нука нука что там есть Открывай коробку Шарики и звездочки Бусы и цепочки Наряжаем елку вместе Дочки и сы...

Подробнее ...

.Современные методы обследования гинекологиче...


Дополнительные методы: кольпоскопия; рентгенологические методы гистеросальпингография газовая и биконтрастная рентгенопельвиография лимфография ф...

Подробнее ...

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5 РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМ РЕ...


1 ЦЕЛЬ РАБОТЫ Познакомиться с работой графического редактора Pint ? растровым графическим редактором. Научиться основным приемам рисования с помо...

Подробнее ...

тема органов представительной власти Съезд на...


Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации. Реформирование судебной системы в РФ Фактически судебная реформа в ...

Подробнее ...