Тема 2 Взаимосвязь сфер общественной жизни Сферы жизни общества Как уже отмечалось общество предс



Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн
Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

Тема 2

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы жизни общества

Как уже отмечалось, общество пред¬ставляет собой определенную целост¬ность, социальный организм.

Целостный характер общества как системы не исключает в то же время его определенной внутренней дифференциации. Дифференциации во многом относительной, но вполне реальной. Общество в данном пла¬не распадается на несколько относительно самостоятельных сфер: экономическую, политическую (политико-правовую), социальную и духовную. Основанием для их разграничения служат базовые потребности человека. Каждая сфера по пре¬имуществу удовлетворяет какую-то одну из них.

Экономическая сфера служит удовлетворению материаль¬ных потребностей человека, от чего зависит и сама его жизнь. Прежде чем что-то делать и вообще для того чтобы жить, че¬ловек должен есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой — таково краткое представление базовой материальной потреб¬ности человека. В экономической сфере возникает система экономических отношений, которая воспроизводится в системе материального производства.

Политическая сфера вырастает из потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, за¬коне и порядке. Она представляет систему политических и правовых отношений, возникающих в обществе, отражающих сущность политической власти и отношение к ней всех членов общества. В политической сфере проявляются отношения между политическими партиями и массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отно¬шения между людьми в рамках такого института общества, как государство.

Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности. Социальная сфера строится на базе социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сфе¬ры предполагает рассмотрение дифференциации людей в об¬ществе, которые объединяются в большие и малые социаль¬ные группы. Важным является изучение природы социального конфликта, социального эгоизма. Данная сфера общества дает представление не только о социальной структуре общества, но и о процессах, протекающих внутри групп и на межгрупповом уровне.

Духовная сфера призвана удовлетворить потребность че¬ловека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствова¬нии. Таким образом, эта сфера отражает духовно-нравствен¬ную жизнь общества, представленную такими явлениями, как культура, искусство, наука, религия, мораль, идеология.

Необходимо отметить, что выделение различных сфер общества продиктовано необходимостью его теоретического осмысления.

Границы между всеми этими сферами легкопреодолимы. В жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависи¬мость. Политика, к примеру, есть не только в политической сфере. На нее мы наталкиваемся и в духовной сфере — в мо¬рали, искусстве и т. д. Другими словами, каждая сфера так или иначе присутствует во всех остальных. Присутствует, но не растворяется, не теряет узнаваемого содержания, своей веду¬щей функции.

Важной задачей обществознания является объяснение причин изменений в обществе и постижение его как целост¬ной системы.

Прогресс и его критерии

Прогресс (лат. progressus — движение вперед; успех) — это направление раз¬вития, для которого характерен пере¬ход от низшего к высшему, от просто¬го к более сложному, движение вперед к более совершенному, передовому, изменение к новому, лучшему. Прогресс более на¬глядно проявляется в развитии производительных сил, менее заметен в области культуры, особенно морали и нравственности. Вместе с тем мы можем видеть, как технический прогресс стимулирует развитие науки, а наука, в свою очередь, создает основы развития техники. Из богатства, многообразия народ¬ной культуры развивается светская культура, а в настоящее время и массовая. Противоположно прогрессу понятие «рег¬ресс» (обратное движение) — такой тип развития, для которо¬го характерен переход от высшего к низшему, процессы дегра¬дации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Например, упадок ре-месла и торговли на Руси после монголо-татарского нашест¬вия, гибель Западной Римской империи после нашествия вар¬варов и образования варварских королевств на ее обломках и т. п. Регресс имеет всегда пространственную и временную ха¬рактеристику (страна, цивилизация и т. д., продолжительность упадка, поскольку все имеет свой конец). Человечество в це¬лом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться — это называ¬ется стагнацией.

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности. Платон, Аристотель, Полибий представляли историю общества как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Гесиод, Сене¬ка рассматривали историю общества как регрессивный про¬цесс, направленный по нисходящей линии. Многие древнеки¬тайские мыслители считали, что «золотой век» также находится в прошлом. В христианстве впервые сформировалась идея рели¬гиозного понимания развития общества как проявление воли Бога, осуществление заранее предначертанного божественно¬го плана «спасения» человека. С бурным развитием капита-листических отношений и реальным ускорением обществен¬ного развития появились оптимистические представления о всесилии человеческого разума и научного познания, о бес-предельной способности человека к прогрессивному разви¬тию. Господствовало мнение, что не нужно оглядываться на древних, необходимо расстаться с «идолами» прошлого и уве¬ренно идти вперед.

Важным моментом в обществознании является определе¬ние критериев прогресса. Французский философ-просветитель Жан-Антуан Кондорсе (1743—1794) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон (1760—1825) утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. По мнению немецкого философа Шеллинга (1775—1854), прогресс в науке и технике — скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю (1770—1831). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. В марксизме критерием прогресса выступало развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и на этой основе добиться социальной гармонии .и прогресса в духовной сфере. Все эти позиции подвергаются критике, поскольку нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так же как нельзя его найти лишь в сфере материального производства.

Прогресс многомерен: и в том смысле, что идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности, и в том, что у него есть побочные эффекты, отрицательные последствия. Иными словами, за прогресс тоже надо платить. В поиске общего или единого критерия прогресса важно исходить из того, что критерий не цель, а только средство. Основная цель всей общественной эволюции — человек, его всестороннее развитие.

Осмысление трагических реалий природного и социального бытия в XX в., необходимость решения жизненно важных планетарных проблем человечества, от которых зависит социальный прогресс — экологическая, энергетическая и другие глобальные проблемы современности,— актуализируют проблему поиска критерия социального прогресса в современных условиях. Налицо диспропорция между прогрессом техники, науки, прогрессом в области квалификации и профессионализма, управления и организации производства, в целом материального производства и потребления и ростом отчуждения человека «в массовом обществе», уровнем духовной культуры общества. Не случайно появление в XX в. различных концепций «конца истории» и всевозможных пессимистических утопий, где обосновываются убеждения, что любые попытки воплотить в жизнь справедливый общественный строй сопровождаются пагубными последствиями для человечества.*

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Осознание хрупкости человеческого существования обусловливает необходимость гуманистической стратегии в понимании сущности прогресса. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознании самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие фундаментальные показатели развития общества, как средняя продолжительность жизни человека; детская и материнская смертность; состояние здоровья; уровень образования и воспитания; развитие различных сфер культуры и искусства; интерес к духовным ценностям; чувство удовлетворенности жизнью; степень соблюдения прав человека, потребность в общении, отношение к природе и т. п.

Таким образом, вектор общественного прогресса и в XXI в. направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.

Общественное развитие: эволюция и революция

Процесс общественного развития может носить реформистский, или революционный, характер (отсюда производные понятия «реформизм», «реформаторство», «реформатор», «революционность», «революционер»). Реформа — это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой-либо сфере жизни общества, проводимое одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. Социальные реформы, осуществляемые сверху правящими кругами, — это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми). Экономические — это преобразования хозяйственного механизма — форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы, налоговые законы и т. п.). Политические — изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т. п.). Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра I, нынешние реформы в России. Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). Последствия реформ про-являются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Другой вид изменений — это революция (поворот, переворот), т. е. коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания1 Социальная революция затрагивает основы общественного строя. Революция скачкообразный характер. Классическим примером подобной революции является Октябрьская революция 1917 г. в России. Исходя из этого, революции бывают кратковременные (Октябрьская 1917 года) и долговременные (неолитическая революция — переход от присваивающего к производящему хозяйству, продолжительностью несколько тысяч лет, в результате возникли земледельческие цивилизации; промышленная революция XVIII—XIX вв. и т. п.).

С понятиями «революция» и «эволюция» связано понятие «модернизация» — приспособление к новым условиям. Это понятие часто используется при характеристике общественного развития.

Традиционное общество и особенности его развития

Традиционное общество во все времена не представляло собой единого и однообразного явления. Это общество чаще всего связывается с Востоком, отсюда термин «восточная (традиционная) цивилизация». Однако в нем всегда были типичные, общие черты, отличающие его от других типов обществ. К таким основополагающим характеристикам традиционного общества относятся: подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, поглощение личности коллективом, деспотическое государство.

Многие из этих системообразующих признаков традиционных обществ, на протяжении тысячелетий определявших особенности восточного типа цивилизации, его отличия от западной, в современных условиях отходят на второй план, теряя свое классическое содержание. В этой связи существуют несколько моделей развития восточных обществ.

Первую модель развития составляют страны Дальнего Востока, добившиеся наиболее заметных успехов. Для них характерно полное господство свободного конкурентоспособного рынка, обеспечение государством эффективного функционирования хозяйства страны, гармоничное использование традиций и новаций. Возникает синтез традиционных и западноевропейских образцов мышления, норм поведения, ценностей. Например, в Японии представления о дисциплине труда восходят к нормам конфуцианства и сохраняют традиции прежних эпох, а политическая и экономическая системы строятся на принципах западноевропейского общества.

Ко второй модели развития — индийской — относится группа стран современного Востока, которые развиваются по западноевропейскому пути, сохранив при этом свою традиционную внутреннюю структуру. Здесь у большинства населения традиционные нормы и устои жизни настолько сильны, что пренебречь ими просто невозможно. Страны, находящиеся на этой стадии развития,— Индия, Таиланд, Пакистан, Египет и др.

Страны, принадлежащие к третьей модели развития — африканской, численно преобладают и отличаются не столько развитием и стабильностью, сколько отставанием и кризисом. Сюда относится большинство африканских стран, некоторые страны исламского мира (Афганистан, Бангладеш), а также такие бедные страны Азии, как Лаос, Камбоджа, Бирма и др. Несмотря на то что в подавляющем большинстве этих стран в экономике весомую позицию занимают западные структуры, все же отсталая, полупервобытная периферия здесь более значима. Скудость природных ресурсов, слабовыраженный динамизм общественного развития, низкий уровень существования и потребления поставили народы этих стран перед проблемой выживания.

Некоторые страны Востока, сохранившие ориентацию на дальнейшее строительство социализма (Китай, Северная Корея, Вьетнам), все же приступили к трансформации своих обществ в русле существующих мировых тенденций развития.

Таким образом, традиционные общества под мощным воздействием западной (техногенной) цивилизации претерпевают существенную модернизацию. Одни из них были практически поглощены техногенной цивилизацией, другие, испытав на себе воздействие западной культуры и технологии, тем не менее смогли сохранить традиционные черты, превратившись в своего рода «гибридные» общества, третьи находятся в стадии стагнации и без посторонней помощи не в состоянии решить свои проблемы, отягощенные, как правило, внутренними конфликтами и раздорами.

Общество и гражданское общество

От понятия «общество» нужно отличать понятие «гражданское общество». Иногда рассуждают так: гражданское — значит граждане. Следовательно, там, где есть государство и его граждане, есть и должно быть гражданское общество. Но вывод этот неверен. При наличии государства и граждан вполне может отсутствовать гражданское общество. То есть не во всяком обществе и государстве есть гражданское общество. Так было и есть во многих обществах, например в СССР. Гражданское общество впервые появилось в Европе только на заре Нового времени, когда началась борьба с феодализмом и средневековой идеологией и стал набирать силу новый, капиталистический уклад жизни, сконцентрированный прежде всего в городах. Идейно необходимость гражданского общества обосновывалась, с одной стороны, гуманистическими ценностями Возрождения и Просвещения (разделение светской и церковной власти, свобода индивида, право личности на самореализацию, многообразие общественной жизни), а с другой — Ре-формацией с ее моральным оправданием частной собственности (богатство и успех — знак богоизбранности и спасения, бедность— явное указание на отверженность, наказание за грехи). Протестантская этика акцентирует внимание на ценностях рациональности, дисциплины, бережливости и упорного труда.

Гражданское общество — это система частных лиц, групп и институтов, не зависящих (во всяком случае, непосредственно) в своей деятельности от государства, его органов и учреждений. Конкретно в этой системе различаются семья, церковь, образование (частное), добровольные научные, профессиональные и культурные объединения, другие движения, союзы и ассоциации людей, не контролируемые государством.

Гражданское общество можно определить так же, как совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового. Государство создает лишь правовые нормы, общие «правила игры» для самоуправления, которыми и живо в конечном счете гражданское общество.

Правовые нормы одинаково значимы как для гражданского общества, так и для государства. С одной стороны, они вводят в правовое пространство многообразную деятельность личности в обществе, а с другой — являются законодательным ограждением личности от прямого и уж тем более произвольного вмешательства в ее дела со стороны государственной власти или третьей стороны, например мафиозных, криминальных структур. Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между личностью и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Гражданское общество поощряет в основном горизонтальные связи; властная государственная вертикаль — не его принцип функционирования. Горизонталь гражданского общества настолько самостоятельна и устойчива, что даже политические бури (неполадки и поломки государственной системы) неспособны поколебать его устои. Наоборот, гражданское общество способно эффективно преодолевать многие проблемы. Гражданское общество основывается на частной собственности, личной свободе (свобода выбора, личная инициатива, независимость и самоценность каждого индивида) и общественной самодеятельности или самоуправлении. Частная собственность справедливо поставлена здесь на первое место: она является базой для всех социально-исторических оснований гражданского общества. Частная собственность — это материальная гарантия личной свободы и человеческой самодеятельности.

Важное условие существования гражданского общества — публичность, или всеобщая осведомленность. Под ней пони-мается право на информацию — информацию о том, что происходит в обществе, как оно управляется, какие проблемы имеет, куда движется. Сюда же относится и обязанность правительства разъяснять, т. е. делать доступной и понятной свою политику населению.

Создание гражданского общества— задача, стоящая теперь перед Россией. Предстоит сделать очень многое — по объему, масштабу, но главное — по качеству, радикально новому для всей нашей истории. Прежде всего, и это самое болезненное,  предстоит понять необходимость частной собственности.   Нормальное,  здоровое  отношение   к  частной собственности — это способность видеть как ее положительные, так и отрицательные стороны.  Самое убедительное, практически демонстрируемое обоснование частной собственности мы будем иметь тогда, когда у нас, в нашей стране, появится многочисленный средний класс, т. е. масса людей, лично на себе испытавших благотворное влияние рыночной экономики,   конкурентной   среды,   свободы.   Становление гражданского общества в России предполагает также формирование нового типа государственности — с приоритетом права, верховенством закона, с реальной ответственностью власти перед народом, с преодолением отчужденности власти и народа, негативными качествами гражданской и политической культур и выходом на реальное социальное партнерство.

Создание гражданского общества в России связано и с утверждением плюрализма, прежде всего плюрализма политического. Нужны массовые политические партии, действительно укорененные в толщу народной или общественной жизни, внятно и адекватно выражающие интересы разных слоев населения.

Таковы самые общие принципы создания гражданского общества в новой России.

Индустриальное общество

Понятия «индустриальное общество»

и «индустриальная цивилизация» будут нами использоваться в дальнейшем как синонимы.

Историческая эволюция общества включает в себя три стадии: предындустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Индустриальное общество возникает как общество капиталистическое.

Индустриальное общество в духовном аспекте было подготовлено эпохами Возрождения и Реформации в Европе.

Возрождение (XV—XVI вв.) — это время нового открытия для европейцев греко-римской культуры. На этой основе начинается мощный расцвет европейской культуры. Основным идейным компонентом Возрождения был гуманизм, т. е. духовное движение, направленное на освобождение от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных авторитетов,-, а в чем-то и от авторитетов вообще, на утверждение ценностей земной жизни (культ человеческой чувственности и светского начала в жизни), на отстаивание человеческого достоинства, силы разума. Мыслители-гуманисты превозносили права и свободы человеческой личности.

Реформация (XVI—XVII вв.) — мощное религиозное и общественно-политическое движение, направленное на обновление религиозной, церковной жизни,— способствовала зарождению различных направлений протестантизма. Это движение привело к тому, что в Европе утверждаются новые* этические принципы: честность в деловой жизни, высокий престиж предпринимательской деятельности, скромное потребление. По-новому строились отношения с Богом — у каждого свой, индивидуальный путь к Богу, свобода совести. Реформация способствовала укреплению в человеке чувства личной ответствен ности за свои поступки и за все, что происходит в мире. В этой связи индивидуализм становится основной чертой личности.

В экономическом плане начало индустриальной цивилизации было положено промышленной революцией конца XVIII в. в Англии. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры — к фабрике. Постепенно формировались черты индустриального общества. Так, определяющей чертой его явилась массовость (огромное количество людей вовлечено в сферу материального производства), результатом которой стало появление большого количества товаров и услуг.

В индустриальном обществе экономика — ее основа, базовая структура. Экономика влияет на организацию труда, распределение ресурсов, власть, на все аспекты общественной жизни.

Американский ученый О. Тоффлер удачно выделил основные принципы индустриального общества: концентрация, централизация, синхронизация, стандартизация, специализация и максимизация.

Концентрация в индустриальном обществе — это прежде всего сосредоточение на крупных предприятиях все большей части средств производства и рабочей силы. Концентрация позволяет наладить поточно-массовое производство, снизить издержки, шире внедрять новую технику, постоянно повышать производительность труда. Производство, основанное на этих принципах, ведет к образованию монополий, интернационализации хозяйственной деятельности. Концентрация имеет место и в социальной сфере (формирование и поляризация двух основных классов — рабочих и предпринимателей-капиталистов), в политике (образование больших, массовых партий и движений), в науке (создание крупных исследовательских центров). Сюда можно добавить и процесс урбанизации — возникновение больших многомиллионных городов, сокращение сельского населения.

Централизация — оборотная сторона концентрации. Она выражается в объединении нескольких предприятий в одно, в создании крупных финансово-промышленных групп.

Синхронизация — такой принцип индустриальной цивилизации, который указывает на то, что машины и механизмы, сам процесс производства диктуют человеку ритм жизни не только на производстве, но и в других сферах бытия.

Стандартизация — самая яркая черта индустриальной цинилизации. Она отражается в произведенных товарах и услугах, т. е. в потреблении, а также в социальной сфере, где усиливается однородность социальной структуры за счет так называемых средних классов. Стандартизация охватывает все сферы жизни общества, в том числе культуру, образование, средства массовой информации и т. д.

Специализация в индустриальном обществе оборачивается сужением круга деятельности человека, закреплением индивида за отдельной операцией или за одной какой-то функцией. Все это усиливает процесс отчуждения человека от общества в целом.

Максимизация — это стремление выжать из всего максимум возможного. Это касается материального производства, социальной, политической и других сфер жизни общества.

Самая узнаваемая черта индустриального общества — господство массовой культуры, которая создает свои ценности и приоритеты, нормы и идеалы и навязывает их всему обществу. Массовая культура в данном контексте становится товаром. Она также продается и покупается, подчиняется конъюнктуре спроса и предложения.

Индустриальная цивилизация, с одной стороны, показала свою способность решить многие проблемы, которые возникали на предшествующих этапах развития общества, но, с другой стороны, она породила множество проблем для всего человечества. В этом ряду заметное место принадлежит экологическим проблемам. Индустриальное освоение природы, достигнув невиданных ранее масштабов, превратилось в настоящую борьбу с ней.

Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная техно-генная цивилизация с ее устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, с ярко выраженным индивидуализмом сво-бодной личности, с внедрением в природные и социальные процессы оказала воздействие на все мировые очаги цивилизаций и культур.

Постиндустриальное общество

В 60—70-е годы XX в. западная цивилизация   в   результате   изменений в экономике, где лидирующие позиции занимают новые, гибкие, наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, переходит постиндустриальную стадию развития. Этот переход связан с созданием разветвленной экономики услуг, доминированием слоя научно-технических специалистов, центральной роли теоретического знания в развитии экономики и принятии политических решений, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Не слу¬

чайно современное общество называется информационным.

Сторонники концепции информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер) рассматривают в качестве доминирующего информационный сектор экономики, считая, что информация и знание, а не капитал и труд — основа постиндустриального общества.

Вместе с тем в западном обществе в настоящее время растет озабоченность по поводу неконтролируемого, расширяющегося влияния техники и технологии на образ жизни и его возможные негативные последствия в будущем. Появляются пессимистические оценки возможностей научно-тех-нического решения проблем техногенного общества. Разворачиванию по поводу беспредельного экономического роста и могущества знания как средства решения всех проблем со-действовала концепция пределов роста, созданная в начале 70-х годов XX в. Согласно этой концепции, конечность размеров нашей планеты и ограниченность ее природных ресурсов с необходимостью предполагают существование предела роста  народонаселения  и  промышленного  производства. При сохранении существующих тенденций к росту истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды достигнут критических пределов.

Сегодня ученые настойчиво ищут способы преодоления негативных последствий развития западной цивилизации.

Другие работы

052014 22052014 12062014 26


ОБЗОРНАЯ ПЕШЕХОДНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО КРАКОВУ осмотр Рыночной площади одного из самых старых вузов Европы ? Ягеллонского университета средневековый ц...

Подробнее ...

статья профессора Лозовского о причинах старе...


Но после того как человек принял ванну поверхностный заряд кожи меняется на противоположный и микроорганизмы бактерии и пылевые частицы в течени...

Подробнее ...

Объединенные в сеть компьютеры обладают суще...


Целесообразность создания компьютерной сети обуславливается следующим: возможностью использования территориально распределенного программного обе...

Подробнее ...

09м. конструктивное решение выполняется по 4 ...


Большое влияние оказывают балконы эркеры входы в здания. Плита на вертикальных или поэтапно наклонных Ограждение балкона может быть выполнено в ...

Подробнее ...