Тема 3. Система и структура ОИВ



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

Тема 3. Система и структура ОИВ.

Задача 1.

1.       Проблема установления полномочий ОИВ ФЗ.

Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции РФ. Этот принцип предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции РФ, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Таким образом, принцип разделения властей не просто разводит полномочия ИВ, ЗВ и СВ, но в большей степени предполагает их взаимоконтроль, дабы ни одна из ветвей власти не главенствовала над другой.

Вопросы ФЗ О гражданстве касаются чрезвычайно важного государственного института, соответственно, его урегулирование ФЗ правомерно – ФЗ регулируют самые важные общественные отношения. Полномочия соответствующего ФОИВ в известной мере ограничивают права граждан, потому они должны быть установлены в ФЗ. И в этом установлении нет ничего противоправного, так как принцип разделения властей допускает определенный контроль ЗВ над исполнительной. Это подтверждает и КС в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П" По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края".

2.       Возможно ли возложение указанных полномочий на несколько ОВ?

Да, так как непосредственно в статье закреплены полномочия уполномоченного органа, а уполномачивают непосредственно орган как таковой при его создании, наделяя конкретными полномочиями. Т.е., в ФЗ закреплены отдельные полномочия как ограничивающие права граждан, но не распределена их принадлежность ввиду того, что ФЗ регулирует только наиболее важные общественные отношения и ему как НПА высшей юридической силы необходима определенная степень стабильности и устойчивости, а сами ФОИВ непосредственно учреждаются постановлениями Правительства или указами Президента РФ.

Так вот, Президент РФ как глава государства обладает особым статусом. Он стоит как бы вне системы разделения властей, но может принимать властные решения, касающиеся подведомственности как ЗВ (например, Указ № 314 – см. соотв. пост. КС РФ), так и ИВ. Так как Президент РФ в силу своего статуса принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в его подчинении находятся соответствующие ФОИВ, ведающие «силовыми» вопросами.

Как МВД РФ, так и ФМС находятся под руководством Президента РФ – см. Указ Президента «Вопросы системы и структуры ФОИВ». Согласно ст. 32 ФКЗ «О правительстве РФ», Президент руководит деятельностью указанных органов (а также распределяет функции между указанными федеральными органами исполнительной власти), а Правительство координирует их деятельность.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что такого рода распределение правомерно.

Задача 2.

Проблема – толкование положений федерального законодательства, регулирующих деятельность и правовое положение ПФР.

ПФР (самостоятельное кредитно-финансовое государственное учреждение) и его ТО составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Т.е. этот орган наделен определенными исполнительно-распорядительными полномочиями, характерными для ОИВ, но сам этот орган непосредственно не входит в систему ФОИВ согласно указу 314. Также к нему применяются определенные нормы, применяемые к ФОИВ – например, государственная регистрация его НПА (Указ 318).

Положение о ПФР Верховного совета РФ наделяет ПФР определенными контрольными полномочиями, а также полномочием по изданию НПА. Вот кстати полномочиями по изданию НПА наделено именно что Правление ПФР – руководящим органом ПФР. Непосредственно в положении не сказано, что есть какой-то орган над ним, в том числе и Правительство РФ.

ПФР – административный орган, ОИВ. Но так как он не включен ни в Систему, ни в структуру ФОИВ, признать его таковым не представляется возможным, соответственно, ПРФ – ОИВ.

В силу ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан, в том числе и на пенсионное обеспечение. Ст. 151 БК РФ: ПФР – государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с положением о Минздраве, именно он осуществляет координацию деятельности ПФР, а значит именно он как бы связывает его с Правительством, однако прямой связи между ними нет, что очень важно для решения настоящего казуса. Потому получается, что у Правительства РФ нет полномочий по отмене актов ПФР, ибо он – не ФОИВ.

Согласно ст.6.7 ФЗ «О государственной социальной помощи», лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг. Таким лицом является гражданин Кузнецов.

Для того, чтобы гражданин получал указанные услуги, он встает на государственный учет, для чего предоставляет в соответствующий ГО определенную информацию, подтверждающую его право на получение указанных услуг.

Оспариваемое положение содержит следующее установление: до издания [перечень НПА], передавать в ТФ ОМС  и региональные отделения Фонда социального страхования РФ информацию региональных сегментов федерального регистра без данных о лицах по категориям согласно приложению. То есть передача сведений не по категориям, но тем не менее передача возможна и не запрещена. Однако это положение не препятствует самой передаче данных, так что НПА правомерен, а вот решение нет. Это решение можно обжаловать в соответствии с положениями Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений ОИВ».

Задача 3.

Проблема координации ОИВ.

Координационные взаимоотношения в системе ОИВ предполагают в определенной степени зависимое положение координируемого органа – например, Правительство РФ координирует деятельность ФСБ, подчиненной Президенту РФ.

·         согласование проектов или издание совместных НПА

·         согласование некоторых управленческих решений

·         ограниченный контроль за деят-ю координируемых органов

·         истребование необходимой информации

·         консультации

·         ответственность координирующего органа за д-сть в координируемой сфере деятельности

·         посредничество между координируемым органом и высшим ОИВ

Эти отношения не носят характера власти-подчинения, это скорее обязанность взаимодействия, координации.

Однако вне зависимости от координационных либо субординационных отношениях, можно говорить о подчиненности – функциональной или линейной. Функциональная подчиненность характеризуется тем, что возникает она исключительно ввиду общности функций соответствующих органов. В данном случае, как мне кажется, даже о функциональной подчиненности в рамках координационных отношений говорить нельзя, здесь скорее имеет место линейная подчиненность: министерство – правительство.

Правительство РФ обладает широкими руководящими полномочиями в отношении ряда министерств и ведомств, однако оно лишь координирует деятельность тех ФОИВ, которые находятся в подчинении Президента РФ. Полномочия, предоставленные Правительству ст. 12 ФКЗ относятся исключительно к ФОИВ, чье руководство осуществляет Правительство, соответственно, отменить НА тех ФОИВ, которые находятся в подчинении Президента РФ, оно не может.

Так что МЧС было право.

Задача 4.

Проблема – толкование положений законодательства РФ, устанавливающих статус ТО ФОИВ и ОИВ субъектов РФ.

Существует 3 типа ОИВ: ФОИВ, ТО ФОИВ и ОИВ субъекта РФ. Касательно разграничения первых с остальными проблем не возникает как правило, однако порой сложно отличить ТО ФОИВ от ОИВ субъекта РФ. Однако между ними наличествуют существенные различия, как то:

  1.  порядок создания – ТО ФОИВ создается ФОИВ, а ОИВ субъекта РФ – высшим ОИВ субъекта РФ
  2.  территория действия
  3.  особенности компетенции
  4.  подчиненность
  5.  источник финансирования
  6.  характер службы

Согласно Указу Президента РФ «Вопросы МВД», в единую централизованную систему МВД России входят: ОВД, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Органы управления Госавтоинспекции по субъектам РФ являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам РФ, а таковые являются ТО МВД (согласно положениям указа Президента от 01.03. 2011).

Соответственно, складывается следующая иерархия: МВД

     УВД

ГИБДД

И все эти органы – территориальные подразделения. Короче суть в том, что ГИБДД – структурное подразделение ТО ФОИВ. Что касается возложения финансирования и предоставление права на участие в назначении руководителя ГУВД – то это не оказывает существенного влияния на квалификацию данных органов.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ГИБДД – в федеральном ведении, а значит и субординационные отношения у него с ТО ФОИВ (УВД), соответственно, субъект РФ не вправе изменять численность ГИБДД.

Задача 5.

ИВ – осуществляется в сфере государственного управления – организующего и упорядочивающего воздействия субъекта управления на объект.

Как можно вывести из положений Постановления КС РФ от 27 января 1999 года №2-П, под системой ОИВ понимаются виды органов, различающихся правовым статусом, что предопределяет характер их взаимоотношений между собой.

ФГУЗ – ГУ, осуществляющее деятельность в сфере здравоохранения, однако наделенное определенными контрольными полномочиями, что не характерно для ГУ. Но это наделение не хорошо, да и оно не меняет его статуса, это все еще ГУ.

Тут все зависит от того, что понимать под системой – формальную включенность в перечень – тогда нет, а если фактическое выполнение исполнительно-распорядительных полномочий – тогда да, ФГУЗ входил бы в систему ОИВ, будь он ОРГАНОМ, а он ГУ – ЮЛ, не ОРГАН.

Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора – система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вот тут уже согласно ФЗ «О сан-эпид благополучии граждан», ФГУЗ в эту систему входит. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

ГУ создаются органами, уполномоченными на управление государственным имуществом.

Правительство РФ осуществляет функции по управлению государственным имуществом.

Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством РФ в форме распоряжения.

Короче тут функциональная подчиненность главному санитарному врачу Белгороджской области как главному государственному санитарному врачу ТО ФОИВ-а.

Согласно п. 3 сТ. ФЗ «О сан-эпид благополучии», организацию … надзора осуществляет руководитель ФОИВ – главный государственный саниатрный врач РФ, а также руководители ТО этого ФОИВ-а. Это координационные правоотношения.

А субординация у него с Роспотребнадзором – утверждает Устав, штатную численность. Соответственно, он и назначает руководителя ФГУЗ-а.

Директор ФГУЗ-а – должностное лицо. Но ФГУЗ – это только ЮЛ, пусть и с определенными властными полномочиями.

А вот тут уже надо смотреть по теме государственная служба. Дело в том, что может возникнуть конфликт интересов, так как функциональная подчиненность, однако он-то не государственный служащий, это только главный санитарный врач – тоже должностное лицо, но уже ОГВ, соответственно, он является и государственным гражданским служащим.

Потому тут возникает конфликт интересов – наличествует личная заинтересованность (п.3 с. 19 ФЗ о гос гр службе). Надо комиссию и т.д. т.п. Скорее всего, нельзя так делать.

Задача 8.

КУГИ – ИОГВ СПб, соответственно, подпадает под формальный критерий дозволения передачи ему полномочий, ранее принадлежавший РФ.

Правительство СПб – орган общей компетенции, он может передавать полномочия, кроме непосредственно закрепленных за ним. А в ст. 21 ФЗ закреплено, что Правительство СПб (как высший ИОГВ субъекта РФ - СПб) вправе только УПРАВЛЯТЬ переданной ему в УПРАВЛЕНИЕ федеральной собственностью в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ.

А теперь вопрос – что такое соглашение о передаче полномочий? Суть в том, что исходя из толкования положений ст. 26.8 ФЗ, передаваться по соглашению могут только те полномочия, которые не могут быть переданы по ФЗ, соответственно, их передают для выполнения конкретных функций. Потому получается, что это ИПА, и тогда ст. 21 на этот случай не распространяется.

Выдержка из соглашения:  Правительство Санкт-Петербурга подтверждает, а Росимущество принимает к сведению, что полномочия, переданные по настоящему Соглашению, будут осуществляться исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга - Комитетом по управлению городским имуществом.

Вопрос – что такое непосредственное закрепление полномочий? Это когда в силу нормативных установлений иной орган не может осуществлять эти полномочия. Тут такого нет, соответственно, можно.

Другие работы

Тема 6. Треті особи в цивільному процесі.


Треті особи в цивільному процесі. Поняття та ознаки третіх осіб У результаті цивільної справи крім сторін можуть бути заінтересовані й інші особ...

Подробнее ...

Компьютерная графика ФОЕНП 3 кредита 2 семест...


Освещения: Собственные и падаюшие Панели вкладки Визуализация источники света солнце и местоположение. источники света солнце и местоположение. ...

Подробнее ...

0122 моб. 89619438393 ВАКАНСИЯ - МЕНЕДЖЕР ПО ...


и установление деловых контактов проведение переговоров по продажам с покупателями по следующим направлениям: представление общих сведений о тов...

Подробнее ...

на тему Экологические характеристики топлив В...


Ставрополь 2013 Содержание [1] Содержание [2] Виды и характеристики топлива [3] Экологические характеристики дизельного топлива. [4] Экологическ...

Подробнее ...