Уфимский государственный авиационный технический университет Филиал в г



Работа добавлена на сайт TXTRef.ru: 2019-09-03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

Филиал в г. Нефтекамске

Кафедра общеобразовательных дисциплин

Утверждаю

Проректор по учебно-методической работе

___________________________Газизов Р.К.

“____”______________20.… г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социология

Направление подготовки

Направление: 140400.62 Электроэнергетика и электротехника

(код и наименование направления подготовки)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

заочная

Уфа  2013


Рабочая программа дисциплины социология /сост. - к. филос.н. Н.Г. Миронова – Уфа: УГАТУ, 2013. – 22 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины социология базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) студентам очной формы обучения по направлению подготовки 140400.62 Электроэнергетика и электротехника в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400.62 Электроэнергетика и электротехника, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "8" декабря 2009 г. № 710.

Составитель ____________________ Н.Г. Миронова

 

__.05.2013 г.            (подпись)

 Миронова Н.Г., 2013

УГАТУ, 2013


Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины………………….........................................

4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………................................

4

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины...........................

5

4. Содержание и структура дисциплины (модуля)....……....……............................

6

4.1. Содержание разделов дисциплины......................................................................

6

4.2. Структура дисциплины..........................................................................................

8

4.3. Практические занятия (семинары)....…….......……………………….................

9

4.4. Лабораторные работы......………………………………………..........................

9

4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………......…...................

10

5. Образовательные технологии...................................................................................

10

5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных       занятиях...................................................................................................................

10

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной     аттестации.................................................................................................................

10

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)...............................…

11

7.1. Основная литература……………......………….......……………….....................

11

7.2. Дополнительная литература…………….....…………………………………..

11

7.3. Интернет-ресурсы..................................................................................................

11

7.5. Методические указания к практическим занятиям... .........................................

11

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………...............

13

Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….............

14

Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….............

15

Приложение 1

16

Приложение 2

17

  1.  
    Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля): сформировать у студентов представление об истории развития отраслей естествознания, установках и содержании современной естественнонаучной картины мира, о взаимосвязи отраслей науки, связи представлений науки с донаучными и ненаучными представлениями; способствовать формированию у студентов знаний о принципах, методологии научного исследования, понятийном аппарате естествознания. В целом данный курс призван способствовать формированию целостной системы взглядов на окружающий мир и человека.

Задачи: Согласно образовательному стандарту высшего профессионального образования, студенты в процессе изучения курса социологии должны освоить содержание следующих научных представлений, дидактических единиц: «предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Классические и современные социологические теории. Социальные группы и общности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования».

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина социология относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Содержательно и логически разделы дисциплины связаны с такими дисциплинами специальности, как

  •  История
  •  Философия
  •  Экономика

Требования ко «входным» знаниям – в рамках школьного курса биологии, обществознания, истории.

Усвоение дисциплины важно для последующего более глубокого понимания концепций социальной психологии, принципов выстраивания связей с общественностью в органах власти, методов принятия управленческих решений, процессов демографии, теории и практики управления и проч.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки 140400.62 Электроэнергетика и электротехника - общекультурных (ОК):

  •  способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  •  готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  •  способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
  •  способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);
  •  способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
  •  способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);
  •  способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
  •  способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
  •  способностью и готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
  •  способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14);
  •  способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными профессиональными компетенциями (ПК) для организационно-управленческой деятельности:

  •  готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-32);
  •  способностью координировать деятельность членов трудового коллектива (ПК-34).

После изучения курса студент должен:

Знать классические и современные социологические концепции, закономерности социального взаимодействия и социальной коммуникации, социального влияния, социальные аспекты социальной психологии.

Иметь представление о формах социального контроля, социальные изменений.

Владеть методами социологического исследования; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире; владеть способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем, способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.


4.  Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1. Содержание разделов дисциплины:

Таблица 1. Теоретическое содержание дисциплины Социология

раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Тема 1. Социология как наука и социальная практика.  ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. Теории прогресса.

Социология как область знания и практики.  Социальные законы. Подходы (цивилизационный, стадиальный и нелинейный) к обществу в социальных науках. Социальная эволюция с точки зрения разных авторов. Концепция прогрессизма в социальных науках; типы и признаки социального прогресса.  Цикличность социальных процессов. Социальная технология. Изменение подходов социологии к изучению общества (психоаналитический подход, потребностный  и мотивационный подходы в социальных науках).

2

Тема 2. КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАЛОЙ ГРУППЕ. Квазигруппы и ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ДВИЖЕНИЯ  ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ социальная структура

Составляющие личности с точки зрения социологии. Концепции личности в социологии. Социальные роли и статусы; агенты и институты социализации. Виды социальных групп и специфика взаимоотношений в таких группах. Формальная и неформальная структура организации. Коммуникация формальная и неформальная, ее формы. Внутригрупповые и межгрупповые социальные процессы. Процесс развития группы. Коллективное поведение и его виды. Групповая идентификация и ксенофобия.

3

Тема 3. Механизмы социального поведения. социальные действия и отношения. Социальный контроль. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.  ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

Социальные процессы (кооперация, конкуренция, конфликт, адаптация, ассимиляция, амальгамизация, дистанцирование и изоляция, поддержание границ и связей в группе, стратификация и проч.). Социальные движения, виды, механизмы из зарождения и развития, причины вовлечения людей в социальные процессы; теория отчуждения – о социальных движениях. Теории социального взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями и т.д.). Социальные отношения, социальная зависимость. Типы социальных отношений. Понятие и формы социального  контроля в зависимости от структуры социальной группы и статуса ее членов (убеждение, принуждение, методы косвенного воздействия). Виды и примеры групповых санкций. Лидерство и формальное управление. Теории лидерства.

РК

4

Тема 4. Социальный конфликт. элементы конфликтологии. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ. ГРУППОВАЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Понятие и типология социального конфликта (внутриличностный конфликт, межличностный, межгрупповой, их взаимосвязь). Социология, политология и социальная психология – о механизмах зарождения и развития социальных конфликтов (теории конфликта). Конфликтология – об управлении конфликтом. Стадии развития конфликта. Поведенческие стратегии в случае конфликта. Социальная стратификация и ее исторические формы. Виды и механизмы социальной стратификации. Социальные последствия социального неравенства.

Социальная мобильность в теории П.Сорокина, виды социальной мобильности (индивидуальная, групповая, внутрипоколенная и межпоколенная, горизонтальная и вертикальная,). Факторы и причины различных видов мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Групповая замкнутость и феномен «стеклянного потолка».  Миграция как социальное явление.

5

Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.  

Термин социальный институт, типология социальных институтов. Процесс институционализации.

Функции основных социальных институтов (семьи, государства и политических институтов, экономических институтов, образования и  науки, конфессиональных); идеи Мэртона. Институциональные конфликты. Исторически сложившиеся формы общественной жизни (община, общество, государство). Государство, его определения, признаки. Тенденции в развитии современных государств. Гражданское общество; модели взаимоотношения между гражданским обществом и государством; функции  и культурные типы гражданского общества.  Теории о происхождении государства

РК, Т

Пояснение к таблице 1: В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графической работы (РГР), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.

4.2. Структура дисциплины Социология

При изучении данной дисциплины предусматривается:

  •  проведение лекционных занятий в соответствии с сеткой часов, приведенной далее по тексту;
  •  проведение семинарских занятий, деловых игр;
  •  самостоятельное изучение теоретического материала;
  •  проведение итоговой  контрольной работы в виде теста;
  •  зачет.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Таблица 2. Трудоемкость дисциплины Социология

Вид работы

1 семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

10

10

Лекции (Л) 

4

4

Практические занятия (ПЗ)

6

6

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа:

62

62

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

8

8

Реферат (Р)

Эссе (Э)

Самостоятельное изучение разделов

54

54

Контрольная работа (К)

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным  и  практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

Подготовка и сдача зачета

6

6

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

 

зачет

Таблица 3. Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре

Наименование раздела

всего

Аудиторная

Работа

Внеаудиторная

Л

ПЗ

СР

Тема 1. Социология как наука и социальная практика.  ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. Теории прогресса

14

1

1

12

Тема 2. КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАЛОЙ ГРУППЕ. Квазигруппы и ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ДВИЖЕНИЯ  ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ социальная структура

14

1

1

12

Тема 3. Механизмы социального поведения. социальные действия и отношения. Социальный контроль. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.  ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

17

1

2

14

Тема 4. Социальный конфликт. элементы конфликтологии. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ. ГРУППОВАЯ ЗАМКНУТОСТЬ

14

1

1

12

Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

13

1

12

Всего: аудиторных занятий:

            самостоятельной работы:

72

4

6

62

4.3. Практические занятия

Таблица 4. Практические занятия

Занятия

Раздела

Тема

Кол-во часов

1

1

Тема 1. Социология как наука и социальная практика.  ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. Теории прогресса

1

1

2

Тема 2. КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАЛОЙ ГРУППЕ. Квазигруппы и ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ДВИЖЕНИЯ  ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ социальная структура

1

2

3

Тема 3. Механизмы социального поведения. социальные действия и отношения. Социальный контроль. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.  ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

2

3

4

Тема 4. Социальный конфликт. элементы конфликтологии. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ. ГРУППОВАЯ ЗАМКНУТОСТЬ

1

3

5

Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

1

Всего: аудиторных занятий:

            самостоятельной работы:

6

62

4.4.  Лабораторные работы – не предусмотрены

4.6.  Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Таблица 5 – Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение студентами

Раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Социальная эволюция с точки зрения разных авторов. Концепция прогрессизма в социальных науках; типы и признаки социального прогресса.  Цикличность социальных процессов. Социальная технология.

12

2

Коммуникация формальная и неформальная, ее формы. Внутригрупповые и межгрупповые социальные процессы. Процесс развития группы.

12

3

Теории социального взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями и т.д.). Теории лидерства.

14

4

Социология, политология и социальная психология – о механизмах зарождения и развития социальных конфликтов (теории конфликта). Поведенческие стратегии в случае конфликта. Социальные последствия социального неравенства. Миграция как социальное явление.

12

5

Институциональные конфликты. Исторически сложившиеся формы общественной жизни (община, общество, государство). Тенденции в развитии современных государств. Гражданское общество; модели взаимоотношения между гражданским обществом и государством; функции  и культурные типы гражданского общества.  

12

5.  Образовательные технологии

Для достижения наиболее эффективных результатов освоения дисциплины при реализации различных видов учебной работы предполагается применение мультимедийных и информационных технологий при проведении занятий и подготовке к ним (использование компьютерных средств оценки уровня знаний обучаемых, использование мультимедийного сопровождения лекций, электронных мультимедийных учебных пособий и др.),  а также интерактивные методы и технологии обучения (лекции-визуализации, групповая работа и т.д.), с учетом содержания дисциплины и видов занятий, предусмотренных учебным планом. Также на практических занятиях планируется проведение деловых игр (перечень тем и проблемных ситуаций – см. в УМК) и решение проблемных задач; по окончании курса, на последнем семинаре – коллоквиум.

5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

Часов

4

Л

Лекционные занятия с мультимедийными иллюстративными и видео-материалами

2

ПР

Практические занятия с элементами групповой работы, коллективного взаимодействия

2

ЛР

Не предусмотрены

Итого:

4

6.  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

 

 Оценка уровня освоения дисциплины осуществляется в виде текущего, рубежного и промежуточного контроля успеваемости студентов университета, и на основе критериев оценки уровня освоения дисциплины.

п/п

Вид

 контроля

Форма

контроля

Фонды

оценочных средств

Место

размещения

1

Рубежный контроль

Тестирование

Комплект тестовых заданий по всем темам курса

УМК по дисциплине, Приложение 2

2

Текущий контроль

Контрольные работы, устные опросы студентов

Перечень проблемных ситуаций и тем для деловых игр, а также примерный список тем для обсуждения на коллоквиуме

УМК по дисциплине

3

Итоговый контроль

зачет

Вопросы зачета

УМК по дисциплине, Приложение 1 в составе РП

7.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

7.1. Основная литература

  1.  Введение в курс философии: учебное пособие: в 3-х ч. / Ф. С. Файзуллин [и др.].— Уфа: УГАТУ, 1993 -. Ч.3 социальная философия.
  2.  Радугин, А.А. Социология: курс лекций: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 52.12.00 - "Социология" и специальности 02.03.00 - "Социология"] / А. А. Радугин, К. А. Радугин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Библионика, 2006. — 222 с.
  3.  Радугин, А.А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2000. — 244 с.
  4.  Радугин, А.А. Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 2001. — 224 с.
  5.  Фролов С.С. Социолгия. Учебник для студ. Вузов / С.С.Фролов.-М: Гардарики, - 2006. – 343 с.

7.2. Дополнительная литература

  1.  Актуальные проблемы культуры ХХ века: Пособие для студ. негуманитарных спец. — М.: Знание. - 1993. — 191с.
  2.  Введение в курс философии: Учеб. пособие: В 3 ч. / УГАТУ; Файзуллин Ф.С. и др. —  1993 часть 1.
  3.  Запад и Восток. Традиции и современность: [учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей] / С. Г. Галаганова [и др.]; Общество "Знание" России; редкол.: В. И. Добрынина (руковод.) и др. — М: Знание. - 1993. — 340 с.
  4.  Зеркин, Д.П. Основы политологии: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 544с.
  5.  Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: [учебник для студентов высших учебных заведений по дисциплине "Философия " / В. А. Канке. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2006. — 376 с.
  6.  Клименко, А.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М.: Мастерство; Высш. шк.. -  2002. — 224 с.
  7.  Культурология: [учебное пособие для студентов негуманитарных специальностей] / В. И. Добрынина [и др.]; Общество "Знание" России; редкол. В. В. Агеносов [и др.]. — М., 1993. — 160 с.
  8.  Мухаев, Р.Р. Политология. Учебник для студентов вузов / Р.Т.Мухаев - 3 изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, - 2006. – 495 с.
  9.  Политология: Курс лекций / М.Н.Марченко,О.Э.Лейст,Е.А.Воротилин и др.;Под ред.М.Н.Марченко. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 252 с.
  10.  Пугачев, В.П. Введение в политологию: Учебник для студ. вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 447 с.
  11.  Якупов, М. Т..  Мировые религии: современная интерпретация моральных аспектов / М. Т. Якупов. — Уфа: РИО РУМНЦ, 2005. — 444 с.

Электронные ресурсы по тематике дисциплины:

На сайте библиотеки УГАТУ http://library.ugatu.ac.ru/ в разделе «Информационные ресурсы», подраздел «Доступ к БД» размещены ссылки на интернет-ресурсы.

  1.  Библиотека «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/window/library?p_frubr=3.52&p_frubr=3.23&p_frubr=4.3.3&p_rubr=2.2.74 (список для бесплатного скачивания книг по естествознанию)
  2.  Электронная библиотека Российского Гуманитарного Интернет-Университета - http://www.vusnet.ru/biblio/

7.5. Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия по дисциплине предполагают подготовку студента к докладам, контрольным вопросам, выполнение теста. Результаты участия студента в указанных формах аудиторной работы оценивается в порядке балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний

Для оценки качества усвоения студентом содержания дисциплины «Социология» применяется балльно-рейтинговая (100-бальная шкала), исходя из следующих норм:

  •  доклад на семинаре (в зависимости от качества и степени раскрытия темы): без опорного конспекта – до 20 баллов, с конспектом – до 10 баллов;
  •  прохождение теста на уровне не менее 50% правильных ответов - 20 баллов;
  •  участие в конференции (или опубликование научной статьи) по тематике дисциплины – 30 баллов;

При рейтинге 60 баллов студент имеет право на автоматическое получение оценки «зачет».

Используемые обучающие технологии: деловая игра, тест.

В структуру самостоятельной работы студента входят: подготовка к семинарам (подготовка докладов и материала для группового обсуждения в ходе семинаров), к деловым играм, контрольным работам и тесту, итоговому коллоквиуму на выбранную тему, а также подготовка к зачету; возможно (и учитывается при оценке) участие студентов в течение семестра в студенческих конференциях и сборниках по тематике, имеющей отношение к социальным наукам.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины в Нефтекамском филиале УГАТУ

  1.  Компьютерный класс (аудитории 2-206, 1-211) на 12 и 11 учебных мест, оснащенные проектором, экраном, локальной сетью и Интернет-подключением, другими техническими и мультимедийными средствами для проведения практических занятий, коллоквиума, тестирования и проч.
  2.  Переносной экран и проектор с ноутбуком для просмотра демонстрационных материалов ходе лекций и практических занятий.
  3.  Читальный зал и библиотека (зал 2-203), оснащенная компьютерными учебными местами для работы с электронными учебниками и электронными ресурсами.
  4.  Лекционные аудитории, оснащенные «классическим» учебным тех.обеспечением.


ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: _____________________________________________________________

код и наименование

Специальность: _____________________________________________________________________

код и наименование

Профиль (Специализация): ___________________________________________________________

наименование

Дисциплина: ________________________________________________________________________

Форма обучения: ____________________________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год ____________

РЕКОМЕНДОВАНА  заседанием кафедры _______________________________________________

                                                                                                                                        наименование кафедры

протокол N ________от "___" __________ 20__г.

Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_____________________________________________________________________________

        наименование кафедры                                                    подпись                        расшифровка подписи                 дата  

Исполнители:

____________________________ ___________ ___________________ _________

                                        должность                                         подпись                        расшифровка подписи                 дата  

____________________________ ___________ ___________________ _________

                                        должность                                         подпись                        расшифровка подписи                 дата  

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой _____________________________________________________________

                                                                        наименование кафедры                     личная подпись          расшифровка подписи                            дата

Заведующий кафедрой ______________________________________________________________

                                                                        наименование кафедры                     личная подпись          расшифровка подписи                            дата

Председатель  научно-методического совета по специальности (направлению подготовки)

__________________________________________________________________________________

                                                                  шифр   наименование                     личная подпись          расшифровка подписи                              дата

Декан факультета (директор института)________________________________________________

                                                                                          наименование факультета (института)   личная подпись   расшифровка подписи   дата

Директор  библиотеки

_________________________________________________________________________________

                                                                                                                                       личная подпись          расшифровка подписи                      дата


Дополнения и изменения в рабочей программе

дисциплины на 20__/20__ уч. г.

Внесенные изменения на 20__/20__ учебный год

Утверждаю

Декан факультета (директор института)

(подпись,  расшифровка подписи)

“____”______________20… г.

В рабочую программу «__________________________________________»

                             наименование дисциплины

для направления (специальности):

__________________________________________________________________

код и наименование

профиль (специализация, магистерская программа):

__________________________________________________________________

наименование

вносятся следующие изменения:

…………………………………..;

…………………………………...

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры __________________________________________________________________

(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).

ОДОБРЕНА на заседании НМС, протокол № ___ от "___" __________ 20__ г."

Председатель НМС по направлению подготовки

_________________________________________________________________

                                                     шифр   наименование                     личная подпись          расшифровка подписи                            дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой                  _____________________________________________________________________________

                                                     наименование кафедры                     личная подпись          расшифровка подписи                       дата

Заведующий кафедрой                  ______________________________________________________________________________

                                                                  наименование кафедры                     личная подпись          расшифровка подписи                      дата

...................................................................................................................................................................................................................................................

Директор  библиотеки

________________________________________________________________________

                                                                                        личная подпись      расшифровка подписи                          дата

Дополнения и изменения внесены в базу данных рабочих программ дисциплин

Начальник ОУМР__________________________________________________

                                           личная подпись          расшифровка подписи                            дата


Приложение 1

Вопросы зачета по социологии:

  1.  ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ.
  2.  БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКА. КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ.
  3.  СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО "Я". ДЕСОЦИАЛИЗДЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ.
  4.  ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.
  5.  СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. ДЕВИАНТНОЕ И ДЕЛИНКВЕНТНОЕ 6. ПОВЕДЕНИЕ.
  6.  СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ. КЛАССЫ. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ.
  7.  СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ОТНОШЕНИЯ
  8.  СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: МАЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МАЛОЙ ГРУППЕ. КВАЗИГРУППЫ И ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ.
  9.  СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ДВИЖЕНИЯ
  10.  СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ. ГРУППОВАЯ ЗАМКНУТОСТЬ, МИГРАЦИЯ, ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ.
  11.  УРОВЕНЬ ЖИЗНИ. БЕДНОСТЬ И ДЕПРИВАЦИЯ. Способы оценки и показатели уровня жизни.
  12.  ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
  13.  КОНФЛИКТ. Теории конфликта – о природе социальных конфликтов. Этапы конфликта.
  14.  Способы разрешения конфликтов.
  15.  СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.  КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЯ. ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
  16.  ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
  17.  ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ. Субкультуры. Суперкультура.
  18.  ТЕОРИЯ БЮРОКРАТИИ М. ВЕБЕРА. ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ.
  19.  Теории элит. Механизмы ДЕГРАДАЦИи ЭЛИТНЫХ ГРУПП
  20.  СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.
  21.  Государство как социальный институт.
  22.  ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО и государство.
  23.  ТИПОЛОГИЯ обществ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ.
  24.  СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. Теории прогресса.
  25.  Глобализация. Социальные последствия глобализации.


Приложение 2

Тест по социологии

(выбрать 1 правильный вариант ответа в каждом вопросе)

1. «Аккультурация» - это...

а) механизм одновременною обучении и социализации индивидов живущих в чужой культурной среде

б) равнодушие человека к нормам господствующей культуры

в) невосприимчивость человека к нормам чужой культуры

г) неспособность человека социализироваться

2. Ассоциация граждан, созданная с целью оказания влияния на действия

правительства или парламента, называется:

а) группой поддержки        б) группой сопротивления

в) группой давления            г) группой участия

3. В качестве потребителей массовой культуры выступают

а) средний класс        б) все люди           в) элита          г) низший класс

4. В ходе десоциализации происходит

а) замена прежде приобретенных социальных навыков и манер новыми

б) кардинальное изменение сущностных характеристик социальных навыков и манер

в) формирование социальных навыков и манер поведения

г) утрата прежних социальных навыков и манер поведения

5. Важнейшей социальной характеристикой малой группы выступает..

а) сходство социально-политических позиций

б) сходство условий жизнедеятельности людей

в) наличие непосредственных личных контактов

г) обезличенность  социальных связей

6. Верны ли следующие суждения 

А) До начала ХХ века для России была характерна сословная модель социальной стратификации.   

Б) Для средневековой Западной Европы была характерна сословная система социальной стратификации.  

а) Верно только Б   б) Оба суждения верны  

в) Верно только А   г) Оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения: 

А) Характерной особенностью стран так называемого «Первого мира» является развитое промышленное  производство и свободная конкуренция;

Б) Характерной особенностью стран так называемого «Первого мира» является то, что большинство населения проживает в городах и мегаполисах.

а) Верно только Б    б) Оба суждения верны  

в) Верно только А    г) Оба суждения неверны

8. Вид  повторного социологического исследования, в котором ведется периодическое наблюдение за одними и теми же лицами или социальными объектами- ______ исследование.

а) Кросс-культурное      б) описательное      

в) лонгитюдное       г) пилотажное

9. Глобализация оказалась возможной за счет

А) деятельности компании Microsoft,, Б) образования информационных и финансово-промышленных сетей, В) Доброй воли правительств развитых стран, Г) политики США

10. Данная социальная общность: дети, подростки, молодежь выделена по признаку...

а) этническому     б) политическому    

в) демографическому    г) профессиональному

11. Движения, ориентированные на частичные преобразования, не стремящиеся к изменению основополагающих принципов общества, называются. ..

а) экспрессивными     б) реформаторскими    

в) депрессивными    г) революционными

12. Динамичный аспект социального статуса в социологии называют социальная(-ое, -ый)...

а)  действие     б) функция      в) акт       г) роль

13. Для обозначения слоя сверхбогатых предпринимателей в России, имеющих влияние на власть, подходит термин. ..

а) «новые дворяне»        б) «бизнес-элита»          

в) «нувориши»         г) «олигархи»

14. Доход как критерий стратификации играл значительную роль в системе стратификации

а) кастовой         б) сословной          

в) классовой           г) рабства

15. Желание отдохнуть после длительного путешествия может являться примером действия потребностей

а) биологических        б) социальных         

в) идеальных          г) духовных

16. Идеальный тип бюрократии, описанный М. Вебером,  не характеризуют такие черты, как...

а) непотизм и коррупция     б) специализация функций

в) иерархия должностей  г) письменная форма принятия решений

17. К двум обязательным признакам, характеризующим гражданское общество относятся... Укажите не менее двух вариантов ответа

а) общественная собственность на средства производства   б) наличие добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан,   в) защита граждан от прямого вмешательства государства в их жизнь   г) всеобщее социальное равенство

18. К культурно одобряемым формам девиантного поведения можно отнести...

а) гедонизм      б) трудоголизм     

в) инфантилизм       г)  алкоголизм

19. К факторам групповой мобильности относится...

а) изменение  налоговой системы государства

б) кардинальная смена политической системы общества

в) реформирование банковской системы страны

г) преобразование в государстве системы школьною образования

19. Как нуклеарную следует определять семью, состоящую из совместно проживающих в доме (квартире):

а) родителей и детей, не достигших совершеннолетия

б) мужа, жены, их детей и дедушки последних

в) мужа, жены, их дочери, зятя и внука

г) одинокой женщины с ребенком, ее матери и бабушки

20. Комплекс формальных поведенческих правил, которым обязаны следовать члены всякого социального института, принято называть

а) нормами          б) традициями         

в) нравами         г) обычаями

21. Массовая истерия – это

а) паника  

б) столпотворение с элементами вандализма

в) форма массового поведения, для которой характерны признаки: нервозность, страх, возбудимость                      

г) асоциальное движение

22. Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется ___ детерминизмом

а) психологическим       б) географическим       

в) экономическим        г) культурным

24. Наиболее общим основанием социальной стратификации служит___людей.

а) равноправие     б) равенство   

в) неравноправие     г) неравенство

25. Наиболее существенный вклад в развитие теории социальной мобильности внес.. ..

а) Н.Я.Данилевский      б) М.М.Ковалевский      

в) П. А. Сорокин        г) Н. К. Михайловский

26. Направление общественного развития, характеризующееся поступательным движением общества к более сложным формам организации называется социальной (ым)…

а) прогрессом             б) трансформацией               

в) революцией             г) реформой

27. Обучение ребенка родному языку можно рассматривать как пример -социализации...

а) первичной   б)  вторичной   в) длящейся    г) продолжающейся

28. Организационный элемент, являющийся необходимым для

существования социального движения - это...

а) военизированное формирование   б) парламент

в) харизматический лидер         г)  членские взносы

29. Ответ, указывающий на самую малую социальную дистанцию по отношению к представителю аутгруппы – это

а) Я позволил бы им приехать в мой город

б) Я позволил бы им жить по соседству со мной

в) Я согласился бы отдать дочь замуж за кого-то из них

г) Я согласился бы на то, чтобы они получили работу на моем заводе

30. Отсутствие соответствующих культурных ресурсов (языка, знания и т.п.) - это культурная:

а) интеграция          б) идентичность        

в) ассимиляция             г) депривация

31. Плавное, постепенное преобразование одной или нескольких сторон общественной жизни, не ломающее основ социального и государственного строя - это. ..

а)  социальная реформа          б) социальный регресс   

в) социальная трансформация  г) социальная революция

32. Повторяющиеся и устойчивые формы взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества получили название социальный (-ая)…

а) стратификация              б) иерархия                 

в) группа                 г) структура

33. Позитивно формальной санкцией является

а) дружеская похвала   б) почетная грамота   в) улыбка   г) штраф

34. Позиция, занимаемая индивидом в большой социальной группе, связанная с наличием у него определенной системы прав и обязанностей, получила название...

а) социальная роль       б) экспектация      

в) социальный статус       г) личный статус

35. Покупатель в магазине, в рамках структуры социального действия, является

а) актором           б) средством          в) объектом         г) предметом

36. Положение индивида в группе определяется по его…

а) пространственному расположению  б) умственным возможностям   в) социальной роли             г) личностным качествам

37. Положение индивида или группы, занимающих пограничную позицию в социальном слое, классе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование – это

а)   дезинтеграция    б) депривация     

в) маргинальность     г) люмпенизация

38. Понятие «Супер-Эго» разрабатывалась в теории личности...

а) конфликтологической   б) бихевиористской    

в) когнитивной     г) психоаналитической

40. Принятие решений методом всеобщего согласия как разновидность социального взаимодействия называется:

а) конкуренцией     б) кооперацией   

в) компромиссом     г) консенсусом

41. Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К.Маркса является...

а) международные конфликты   б) классовый конфликт

в) распространение демократии   г) действия пролетариата

42. Процесс, в результате которого личность усваивает систему ценностей и норм конкретного общества, называется...

а)  социализацией личности    б) формированием личности   

в) развитием личности         г) адаптацией личности

43. Референтная социальная группа людей ___ для индивида

а) незнакомых              б) родственных               

в) авторитетных              г) неуважаемых

44. Ролевую концепцию личности развивал

а) З.Фрейд       б) К.Маркс        в) Дж.Мид          г) Ф.Энгельс

45. Рост среднего класса является характерной чертой общества

а) традиционного       б) постиндустриального      

в) раннего капитализма      г) аграрного

46. Семьи, в которых властные функции выполняет муж, называются...

а) нуклеарные    б) моногамные     

в) эгалитарные      г) патриархальные

47. Согласно теории Т.И. Заславской, в современном российском

обществе численно преобладает...

а) базовый слой       б) средний слон        

в) высший слой       г) «социальное дно»

48. Социализация, проходящая в сфере межличностных отношений в малых группах, называется___ социализацией

а) вторичной              б) первичной           

в) субъективной            г) малой

49. Социальной мобильностью называют

а) изменение статуса человека б) отрасль социологии, изучающую поведение людей  

в) возможность человека передвигаться   г) группу людей, объединенных каким-либо признаком

50. Социально-психологические механизмы, действующие в толпе, согласно концепции Г.Лебона, -это

а) апатия и пассивность, б) индивидуальность и рациональность, в) свобода и независимость,       г) анонимность и внушаемость

51. Статус, навязанный обществом вне зависимости от усилий личности, называется ____ статусом

а) детерминированным    б) внешним   

в) достигнутым      г) предписанным

52. Стратификация общества представляет собой…

а) процесс повышения разнородности общества   б) процесс расслоения общества   в) процесс освоения индивидами социальных норм    г) процесс социализации индивидов в обществе

53. Структуру малой группы изучают  методом...

а) эксперимента        б) социометрии          

в) анализа документа         г) контент-анализа

54. Теория иерархии потребностей личности была разработана

а) И Сорокиным        б) Т. Парсонсом          

в) А. Маслоу          г) Дж. Мидом

55. Теория индустриального общества базируется на принципах.

а) технологического детерминизма

б) культурного детерминизма

в) географического детерминизма

г) структурного функционализма

56. Термин «социальный контроль» предложил...

а)  М. Вебер         б) Дж Мид        в) Г.Тард        г) Г. Зиммель

57. Тип личности, ориентированный на удовлетворение потребительских желаний, называется…

а) модальным         б) традиционным       

в) реалистическим          г) гедонистическим

58. Формирование профессиональных навыков и умений составляет  содержание...

а) вторичной  социализации        б) десоциализации

в) первичной социализации      г) ресоциализации

59. Функция семьи, благодаря которой происходит восстановление физических и духовных сил членов семьи, называется. ..

а) репродуктивная     б) хозяйственно-бытовая      

в) воспитательная         г) рекреационная

60. Кто впервые ввел термин “социология”:

а) Макс Вебер;   б) Джон Локк;

в) Огюст Конт;

61. Какие из перечисленных законов являются законами социологии:

а) законы, отражающие тенденции развития;

б) законы, устанавливающие вероятностные связи общественных явлений;

в)  оба вышеназванных закона являются законами социологии.

62. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является …

а) престиж  б) власть  в) доход  г) образование

63. Тип поведения, не являющийся аномичным согласно теории аномии Р.Мертона

инновация

а) ритуализм   б) мятеж   в) конформизм

64. Школа является агентом … социализации.

  1.  Неформальной Б) первичной

В) Формальной Г) вторичной

65. В истории развития социологической науки М Вебера относят к представителям:

а) этапа предшественников социологии;

б) этапа возникновения социологии;   

в) классического этапа социологии;

г) современного этапа социологии.

66. Хоторнский эксперимент в социологии связан с эмпирическими исследованиями вопросов:

а) влияния индустриализации на среду обитания; б) влияния миграции на условия жизни работников; в) влияния урбанизации на культурную среду;  г) влияния условий труда на рост производительности»

67. Разрыв, связанный с более быстрыми переменами в материальной жизни и производство по сравнению с изменениями в нематериальной культуре общества, называют:

а) аномией общества;  б) дисфункциями общества;

в) культурным лагом;

68. Культуру отдельных социальных групп, слоев, общностей называют:

а) массовой культурой; б) народной культурой; в) субкультурой; г) элитарной культурой.

69. Уникальность, неповторимость, присущие конкретной личности, выражаются в социологии понятием:

a) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.

70. Ролевой конфликт личности - это:

а) внутригрупповой конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межгрупповой конфликт; г) конфликт между личностью и группой.

71. Кратковременные, легко прерываемые социальные связи, вызываемые соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах,- это:

а) социальные действия; б) социальные контакты;

в) социальные отношения.  г) социальные факты.

72. Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно обосновал в социологии:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт; г) Т. Парсонс.

73. Социальные отношения, основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании, называются:  

а) бюрократическими;   б) партнерскими;

в) патерналистскими;   г)  фратерналистскими.

74. Социальные отношения, характеризуемые попечительским, покровительственным стилем, называют

а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.

75. Лидерство выступает проявлением: 

а) групповой динамики;   б) социализации личности;

в) социальной стратификации;       г) социальной мобильности.

75. Маргинальные слои населения характеризуются:

а) высоким социальным статусом; б) неопределенным социальным статусом; в) низким социальным статусом;   г) отсутствием социального статуса.

76. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют: 

а) матриархальнойсемьей; б) неотрадиционной семьей;

в) патриархальной семьей; г) эгалитарной семьей.

77. Автором теории «стадий экономического роста» является:

а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу; г) А. Турен.

78. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:

а) Р. Дарендорф; б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс; г) Н. Смелзер.

79. Социальная революция и социальная эволюция - это:

а) антагонистические стороны социального развития;   

б) взаимоисключающие стороны социального развития;  

в) взаимосвязанные стороны социального развития;   

г) тождественные стороны социального развития.

80. Глобализация современного мира связана с интернализацией:

а) всех сторон жизни стран и народов; б) культурных отношений стран и народов;  в) политических отношений стран и народов; г) экономических отношений стран и народов.

81. Данный тип стратификации характеризует открытое общество

  1.  касты   Б) классы   В) сословия

82. "Андерклассом" в социологии принято называть

  1.  высший класс
  2.  средний класс
  3.  низший класс

83. Каналы вертикальной мобильности ("социальные лифты") были описаны

  1.  М.Восленским
  2.  П.Сорокиным
  3.  У.Уотсоном и Л.Уорнером

84. Горизонтальная мобильность означает

  1.  повышение социального статуса
  2.  понижение социального статуса
  3.  переход в другую социальную группу на том же уровне

85. К.Маркс разработал

  1.  цивилизационный подход к обществу
  2.  теорию трёх стадий
  3.  формационный подход к обществу

86. Объектом социологии является:

  1.  общество как целостность, как социальная реальность;
  2.  общественное сознание;
  3.  человеческое поведение;
  4.  наиболее общие законы бытия.

87. Кто из социологов проводил аналогию между человеческим обществом и живым организмом:

А) Г. Спенсер, Б) Р. Мертон, В) К. Маркс, Г) М. Вебер

88. Социальный институт - это:

А) то, где проходят обучение студенты;

Б) устойчивая форма организации совместной деятельности людей;

В) условие получения высшего образования;

Г) некое объединение людей.

89. Что из перечисленного относится к социальным институтам?  А) Семья,  Б) Трудовой коллектив, В) Система образования,  Г) Морское пароходство,  Д) Система здравоохранения,  Е) Общество садоводов, Ж) Государство

90. Важнейшим признаком всякого социального развития является:

а) маятниковость;  б) направленность;

в) необратимость;  г) цикличность.

PAGE  8

Другие работы

Определение болезни.


Патологический процесс начинается с появления в легких и легочной паренхиме серозного экссудата что соответствует картине катарального воспалени...

Подробнее ...

На тему- Виды методы и процесс маркетингового...


1 Понятие виды процесс и значение маркетинговых исследований.2 Методы маркетинговых исследований. mrketing reserch форма бизнес исследований и на...

Подробнее ...

ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы определяется рол...


По валовой продукции она занимает второе место после машиностроения. Сравнительногеографический метод использован при изучении закономерностей ло...

Подробнее ...

і. Барлы~ тербеліс акустикалы~ тербелістен ту...


Орталы?та пайда бол?ан квадрат ?арапайым Вингер Зейтц ?яшы?ын ?шін кері тор ?шін к?рсетілген ж?не оны Бриллюэнаны? бірінші зонасы деп атайды. ?р...

Подробнее ...