Что такое обломовщина роман обломов

Социально-психологический роман Гончарова "Обломов9quot; создан во второй половине XIX века и отображает общественную жизнь той эпохи, однако проблемы, поднимаемые автором, актуальны и в наше время. Одним из самых важных вопросов произведения становится понятие и существование "обломовщины9quot; в человеческой жизни. Так что же такое эта "обломовщина9quot;, является ли она случаем единичным, уникальным или же повсеместно распространена в обществе?

Замечательный русский публицист Н.А.Добролюбов в своей критической статье "Что такое обломовщина?" заявил: "Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время. " И, действительно, Гончаров через Обломова, по моему мнению, лишь представил на всеобщее обозрение одни из главных пороков и слабостей каждого из нас: лень, праздность, слабоволие. Просто показал он их читателю без внешней мишуры и приукрашивания,доведя эти недостатки до того безобразия, которое вызывает отвращение, неприятие и ужас.

Однако стоит задуматься, почему нас столь возмущает поведение Обломова, его судьба и поступки? Не потому ли, что мы неосознанно видим в этом персонаже отголоски самих себя, своего характера и недостатков? Ведь обломовщина кроется практически в каждом из нас. Это вся наша лень; высказанные, но не выполненные намерения и мысли; все наши заброшенные мечты; цели, которых мы не достигли, свернув на полпути, предпочтя не получить желаемое, чтобы только не прилагать никаких усилий, оставаться в покое.За этим словом кроется не только и не столько открытое проявление праздности и лени, как было у Обломова, для которого просто встать с кровати и одеться — тяжкий труд, а прочитать книгу или сменить квартиру — настоящий подвиг.

Нет, обломовщина — это наше воспитание, внутреннее желание переложить свои обязанности на других, стремление к спокойной, размеренной, сытой жизни, не омраченной никакими проблемами.

"Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов" — писал Добролюбов, потому что понимал, что дальше пустых разглагольствований дело не продвинется, а громкие фразы землевладельца останутся лишь словами, не воплотившимися в жизнь.

Таким образом, обломовщина — это в первую очередь различие ". между великими. силами и ничтожностью дел. "

88002 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Что такое обломовщина?

Смотрите также по произведению «Обломов»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Что такое обломовщина?

Роман И. А. Гончарова "Обломов9quot; был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей. В нём автор прикоснулся пером художника к самым сокровенным струнам "русской души". Он создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хоть в виде и не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие.

Герой этот, Илья Ильич Обломов, — дворянин, имеет чин коллежского секретаря. Мы знаем, что когда-то, в юности, он "был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя", но, в то же время, в его желаниях не было ничего конкретного. Показывая состояние его души, даже черты лица также не содержали никакой определенной идеи, а "господствующим и основным выражением не лица только, а всей души" являлась мягкость. Со временем Обломов становился всё более ленивым, его жизнь походила на густой сироп из мечтаний о том, как в будущем всё будет хорошо, но воплощение постоянно откладывалось на будущее. Молодой женщине, Ольге Ильинской, и другу детства Обломова – Андрею Штольцу, удалось ненадолго выдернуть героя из полудрёмы, но тот, хоть и понимал всю пагубность такого образа жизни, снова ушёл туда, сказав, что слишком он сросся с этим состоянием, и выдернуть его оттуда, всё равно, что убить. Для «причины, губящей его» он подбирает даже название — «обломовщина».

Но, что же такое, эта «обломовщина»? Многие поколения читателей и критиков по-своему интерпретировали и оценивали, придуманный Гончаровым термин, и до сих пор точное его определение не было выведено. Попробуем, в свою очередь, исходя из опыта современности составить его.

Начнём с того, что роман "Обломов9quot; появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. И людям, жившим в то время, роман казался изображением изжившего себя образа жизни. «Обломовщина» в их понимании, — это ленность барина, который привык, чтобы всё делали за него: и чулочки по утрам натягивали и планы переустройства имения придумывали. Это апатия человека, которому понимает, что нужно трудиться, но который совершенно не собирается чем – то заниматься, причём не потому, что это доставляет ему наслаждение, а потому, что он и не может жить по-другому. «Труд и скука- у него это были синонимы». Однако, люди принимали «подобный сознательный отказ от активности» как часть «обломовщины», так как он ассоциировался в русской культуре с хорошими, праведными вещами и делами. Один из критиков девятнадцатого века Н. А. Добролюбов отмечал, что общественное значение романа "Обломов9quot; заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности: "Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни", говорится в статье "Что такое обломовщина?", и все, кто читали произведение, согласны с его мнением.

Время шло, менялось и дополнялось понимание как романа, так и термина «обломовщина». В начале двадцатого века революционеры использовали образ бездеятельного и безвольного барина, чтобы дискредитировать царский режим и показать, что при капитализме тунеядцы-обломовы были повсеместным явлением. Позже, когда появилось новое государство с новой идеологией, люди смогли переосмыслить «обломовщину» как воплощение консервативного, центростремительного начала в жизни. «Обломовщина» — тина, засасывающая живых людей в зло бессилия, беспомощности и равнодушия, которое укладывает людей в «простой и широкий гроб” сонного прозябания». Однако, в то же время, она наполнена глубоким идеализмом и «вольным порханием мысли». Именно тогда люди начали понимать, что явление «обломовщины» характерно для образа мыслей каждого русского человека, независимо от того в какое время и при каком правительстве они живут, ведь все наши люди, в большинстве своём, оставили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.

Человек из двадцать первого века также может добавить кое-что к той характеристике. Благодаря продвинутым технологиям, нам теперь не нужно выполнять и половины тех действий, что казались необходимыми, допустим, 15 лет назад. При желании современный городской житель может вообще не выходить из дома. При этом у нас есть возможность узнавать новости из любого уголка света почти мгновенно и в любом объёме, и это порождает не только лень, но и некоторое бесчувствие. Воспринимая таким образом мир, мы перекладываем обязанности на других, и наше стремление к спокойной, размеренной, сытой жизни, не омраченной никакими проблемами так и остаётся стремлением, не отягощённой никакими действиями, которые могли бы развивать нас и делать жизнь поистине интересной. Обломовщина 21 века — это именно внутреннее желание, неспособное из-за придуманного отсутствия нужды, воплотиться в жизнь.

Лично моё же понимание «обломовщины» заключается в следующем: «обломовщина» — это не просто образ определённой эпохи, определённой личности или даже определённого менталитета, хотя, стоит признать, что русскому национальному характеру более других свойственно пассивно-созерцательное времяпрепровождение. «Обломовщина», по моему мнению, — это одна из составляющих частей социальной психологии человека. Желание уйти от проблем реального мира, переложить их решение на кого-то другого из-за какого-то эфемерного ощущения ненужности и твоих действий. При этом, человек забывает, что сам должен менять мир, а не ждать появления ничего из пустоты, ведь, если он сам не сделает, никто не сделает.

Итак, говоря о понятии «обломовщины», мы упомянули и положительные и отрицательные стороны и разобрали его с разных точек зрения. Можно сделать вывод, что «обломовщина» — это определённое состояние души человека, пребывающего в постыдной праздности, «замершего в апатии или дремоте», но для которого «лень – нормально состояние», сочетающееся с благочестием, мудростью и отказом от бессмысленных действий. Обломов в 4 главе 2 части говорит такую фразу: «наше имя – легион». Мне кажется, это может быть не просто намёком на то, что обломовых много. Возможно, Гончаров хотел сделать отсылку к Новому Завету, к преданию о том, как Иисус изгонял демонов из бесноватого, а они, видя, что их конец близок, отвечали Спасителю: «Легион – имя мне», и, таким образом, автор говорит, что «обломовщина», хоть и не лишена некоторых положительных сторон, всё-таки несёт в себе отрицательный посыл, и люди, по мере своих сил, должны бороться с Обломовым в себе.

1568 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Почему Андрей Штольц не смог изменить образ жизни Обломова?

Нравственная проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов»

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Что такое обломовщина?

Смотрите также по произведению «Обломов»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector