Какие муз ритмы поэмы 12

Идея, композиция, лексика и ритмика поэмы.

В творчестве Александра Блока нашли выражение сомнения, колебания и приступы отчаянья поэта. Но они отступили перед верой в то, что придет «новый век» и наступит настоящая «человечески-простая» жизнь. «Рано или поздно все будет «по-иному, потому что жизнь прекрасна»».

Источником спасительной веры была для Блока Россия – страна назревающей революции. Росла уверенность поэта в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.

Блок встретил революцию восторженно, заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет о том, может ли интеллигенция работать с большевиками, он ответил: «Может и обязана». В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».

В январе 1918 г. он создал поэму «Двенадцать». Закончив ее, обычно беспощадно строгий к себе, Блок запишет в дневнике: «Сегодня я – гений». С большим поэтическим мастерством поэт запечатлел образ свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в огне которого должен до тла сгореть весь старый мир.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Блок видел в революции разрушение старого мира, а будущее для него оставалось неясным. Прогнивший старый мир осужден в поэме с беспощадной суровостью и «со святой злобой».

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Герои поэмы – 12 красногвардейцев, вышедшие из старого, разрушенного мира. Их социальная и классовая природа определена четко в поэме: это «рабочий народ». Но в героях поэмы больше от анархической «вольницы», чем от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции.

Вводя в поэму образ Христа, Блок исходил из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушала языческий мир, сопоставляя распад римской империи с падением царского строя в России. Образ Христа – символ нового мира, во имя которого герои поэмы творят историческое возмездие над старым миром. Главное в поэме – это высокий революционно-романтический пафос, ощущение величия и исторического значения Октября, которым проникнута поэма. Блок не сумел до конца понять нового героя революции, но он верно отразил беззаветную преданность делу революции, беспощадность к врагам, силу и твердость. «Вдаль идут державным шагом…» — сказано в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение поэмы «Двенадцать». На эту идею указывал и Горький. В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира, услышанный Блоком.

Новое, революционное содержание требовало новой стихотворной формы, и Блок обращается к народным, песенно-частушечным формам стиха.

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить —

Буйну голову сложить!

Он обращается к живой разговорной речи петроградской улицы:

Эй, откликнись, кто идет?

Кто там машет красным флагом?

Приглядись-ка, эка тьма!

к чеканному языку лозунгов и прокламаций:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Простота стиля поэмы сказалась в ее пейзаже, очерченном резко, «в две краски»: «черный вечер, белый снег». На чередовании мотивов ночной черноты и снежной вьюги строится изобразительная сторона поэмы.

Взволновавшееся до самых глубин бушующее народное море Блок рисует разными ритмами. Каждая из 12 главок написана своим размером: здесь и свободный стих, и ямб, и хорей.

Музыка революции в поэме Блока «Двенадцать»

Автор: Guru · 09.10.2017

(326 слов) 29 января 1918 года Александр Блок, закончив поэму «Двенадцать», записал в своём дневнике: «Сегодня я – гений». Чувство ритма, фонетическая организация стиха и музыкальность всегда были отличительной чертой почерка Блока. Правда, во многих его стихах, бывало, звучал только звук, без смысла. Но в марше двенадцати апостолов, ничего не жалеющих и ко всему готовых, слышится не только звук, но и смысл, и боль. На фоне черно-белых тонов революции Блок исполняет музыку души, и ноты этой музыки свистят хлёсткой вьюгой, заставляя писателя корчиться от холода, но радоваться его свежести. Конечно же, время повлияло на его отношение к революции: из восторженного приветствия оно перевоплотилось в отрицание. Однако тогда, в пылающем Петрограде 1918 года, он слышал таинственную «музыку революции».

Блок, последний дворянский поэт страны, ощущал эпохальную ответственность на своих плечах за вымирание традиционной культуры и идеологии, и потому улыбался революции неуверенно, с надеждой на «фениксное» перерождение родины, которой, как посчитал автор «Двенадцати», было необходимо погрузиться на самое дно, оттолкнуться и вознестись к небу. Блок – не антигуманист, он жалеет невинный «рабочий народ», жалеет старушку, которая хочет одеть ребят в эти неразумно огромные большевистские плакаты, жалеет старый мир, который, словно безродный пёс, поджимает хвост. Однако ещё больше ему жаль Россию, его женщину, которая ещё недавно ела шоколад Миньон и ходила в кружевном белье, «толстозадую» и «толстомордую» Россию-Катьку. В конце её убивают, вместе с ней – прежние идеалы писателя. В кровавых залпах двенадцати, в шипении уличных костров, в стройном звуке маршей ему слышится властный призыв будущего. Он зовет и его, Блока, провозгласить новую эру, которая принесет долгожданное обновление.

Будто бы надеждой на воскрешение России появляется Иисус Христос. Кому, как ни Христу, нести царствие справедливости и лучшей жизни? Двенадцать его апостолов несут оружие правды, а, следовательно, гибели. Но, к концу своей жизни, Александр Блок изменил взгляды на революцию в противоположную сторону, утопая в депрессии. «Cлопала-таки поганая, гугнивая, родимая матушка Россия, как чушка — своего поросенка.», — напишет он в мае 1921 года. Однако при всем своем разочаровании поэт никогда не забывал чарующую музыку революции и не отрицал того, что был пленен ею.

Автор: Жанель Мурат

Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?

Автор: Guru · Published 15.05.2017 · Last modified 07.11.2017

Мой любимый герой в «Слове о полку Игореве»

Автор: Guru · Published 17.09.2017

Итоговое сочинение: Что может помешать дружбе?

Автор: Guru · Published 19.12.2016 · Last modified 01.07.2017

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: