Сочинение рассуждение на тему молчалин и скалозуб

1) Жанр «Горя от ума» (общественно-политическая комедия, комедия нравов).

2) Критика консервативного дворянства – одна из ведущих тем произведения.

3) Характеристика фамусовского общества:

• чинопочитание (Молчалин, Максим Петрович);

• власть авторитетов (Фамусов, Молчалин);

• карьеризм (Скалозуб, Молчалин);

• преклонение перед иностранным;

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства, он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.

Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение. Грибоедов показывает, что это фамусовское общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег.

Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. Примером для подражания здесь является Максим Петрович. Его карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб».

В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Во всех жизненных ситуациях главное, что «скажет княгиня Марья Алексевна!»

Пример Максима Петровича служит руководством к действию для молодого поколения, в частности, для Молчалина. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…»

Молчалин – человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Его жизненный принцип: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Он успешно ему следует и продвигается по карьерной лестнице. Этот герой подчинил всю свою жизнь чинопочитанию. Даже за Софьей он ухаживает, потому что она дочь его хозяина.

Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» — говорит он Фамусову:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

В фамусовском обществе нет ничего русского. Его отличает преклоненье перед всем иностранным, особенно французским: ««пустое, рабское, слепое подражанье». Поэтому неудивительно, что французик из Бордо, который попал на бал к Фамусову, пользовался огромным успехом, на него разве только не молились.

Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с колоссальным невежеством. Оно пронизывает его сверху донизу. В московском обществе царит презрение и страх к образованию и науке. Все его авторитеты хором твердят об опасности книг, предлагают радикальные меры: «собрать все книги бы да сжечь».

Кроме того, в фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые.

Интересно, что в фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба.

Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Смешны или страшны Молчалин и Скалозуб?

(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Иван Александрович Гончаров писал, что «Горе от ума» «есть и картина нравов, галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем — комедия». В ней Грибоедов показал всю отсталость фамусовского общества. Автор критикует представителей своего века, живущих в нем только хронологически, даже не календарно, ибо «сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Он открыто вскрывает пороки современной ему Москвы, говорит о том, как невозможна жизнь в ней честному мыслящему человеку, что эта жизнь грозит ему гибелью. Грибоедов очень точно отобразил атмосферу испорченности, неискренности, подлости, царившую в то время в обществах, подобных фамусовскому.

Типичные представители этого общества — Скалозуб и Молчалин. По возрасту их можно отнести к молодому поколению, но только по возрасту. Всеми же своими мыслями, поступками, манерами и суждениями они напоминают стариков. Они уже заражены отравленной атмосферой и не способны на поступки, которые отличают людей от животных. Живут в свое удовольствие, занимаются удовлетворением своих животных потребностей. Вот, например, Молчалин. Два его таланта — «умеренность и аккуратность». Сами по себе эти качества хороши, но смотря в чем. У Молчалина все сводится к тому, что если он будет молчалив, его никто не тронет. Отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья». Это стало для него святым правилом. Поэтому, попав в дом Фамусова и став его секретарем, Молчалин избрал для себя наиболее выгодную позицию. Он говорит: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь». Он молчит, но не бездействует. Молчалин старается сделать все возможное, чтобы его заметили нужные ему люди. С Фамусовым он молчалив, осторожен в выборе выражений, ибо знает, что Фамусов боится молвы. Перед Скалозубом он расхваливает военную службу, хочет понравиться ему. Чацкий говорит о Молчалине:

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет!

В нем Загорецкий не умрет!

В нем действительно не умрет Загорецкий. Он, как и Загорецкий, унижается и лицемерит, прислуживая господам. Сам он объясняет это так: «Ведь надобно ж зависеть от других. В чинах мы небольших!». Молчалин делает вид, что любит Софью, но ему совершенно все равно, как она к нему относится. Он принял вид любовника «в угоду дочери такого человека», как Фамусов. При Софье Молчалин пламенно влюблен. Когда же госпожи нет — он добивается внимания служанки, Лизаньки, осмеивает перед ней Софью. Но, к сожалению, он обязательно достигнет «степеней известных», ибо «Молчалины блаженствуют на свете».

Скалозуб — единственный представитель военной власти в комедии. Его фамилию можно рассматривать с разных сторон. На лице его всегда — милая улыбка. Может быть, поэтому он Скалозуб. Но можно рассматривать его фамилию, как образованную от двух слов: «оскал зубов». Это уже не смешно, это страшно. Скорее всего, во время восстания декабристов он окажется «по ту сторону баррикад» и будет стрелять в Чацких.

Скалозуб «метит в генералы». И ему везет. Его товарищи гибнут в боях, поэтому вакансии открыты. И награды уже украшают его — за участие в боевых действиях. При этом книг, науки Скалозуб терпеть не может. Он считает, что обучать нужно при помощи военной муштры:

Я вас обрадую! Всеобщая молва,

Что есть проект насчет

Лицеев, школ, гимназий,

Там будут обучать по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так:

Для больших оказий.

В обществе Скалозуб — всеобщий любимец. Еще бы — за ним и богатство, и удачная карьера. Никто не обращает внимания на то, что он глуп…

Молчалин и Скалозуб не смешны, а страшны. Они разлагают общество, разъедают его, как ржавчина. К сожалению, такие люди встречаются еще и в наше время: льстивые карьеристы и самоуверенные дураки, стоящие у власти. Их невозможно исправить, поэтому надо стремиться к тому, чтобы просто не было условий для их существования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: