Сочинение слава науке по литературе 7 класс

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Наука- одна из немногих вещей, которые всегда будут актуальны и никогда не забудутся со временем и то, что является действительно важным и ценным в современном мире. Почти вся наша жизнь проходит вокруг научных законов и изобретений. Большую часть нашей жизни, а иногда и всю жизнь мы отдаем науке. Мы начинаем с малого: учим буквы, слова, цифры, времена года, затем 11 лет получаем образование в школе, а затем, каждый сам выбирает, что и где ему изучать. И даже после окончания вуза, университета или другого образовательного учреждения, мы всю жизнь чему-нибудь учимся.

Интеллект и образованность — как никогда актуальны в наше время.

Малые и большие все больше читают книги, сократился уход учеников после 9 класса, толпы желающих получить высшее образование с каждым годом все увеличивается.

Наш век — век прогресса и изобретений. За еще совсем маленький 21 век, был совершен такой скачек в науке, было столько всего создано , сколько не создавалось ранее. Это непременный повод для гордости, повод начать учиться и познавать новое. Ведь наука- это самый ценный дар, данный человеку.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Слово о Ломоносове

300 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России.

В ряду великих сынов Отечества Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, академик из «архангельских мужиков», великий труженик и любимец муз, яркая многогранная личность – настоящий пассионарий, всю жизнь посвятивший служению науке и своему народу.

Немногие современники и гораздо более многочисленные потомки, среди которых немало выдающихся учёных, писали о Ломоносове и его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Но сколько бы ни было о нём сказано, кажется, что этой исполинской фигуре тесно в наших книгах и выступлениях. Да и взгляд у каждой эпохи свой. Из нашего двадцать первого века Ломоносов видится не так, как, например, из девятнадцатого.

Поэтому мы снова и снова, «встав на плечи» наших великих предшественников, чтобы лучше видеть, смотрим вдаль, на три века назад, с надеждой лучше разглядеть и понять этот уникальный феномен – феномен Ломоносова.

Корни его – в Поморье, которое щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он был вылитый богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличало одно – беспримерная, не виданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. Так давал о себе знать скрытый пока в юноше мощный интеллект, сопряжённый с редким талантом. И, например, северное сияние – привычное для поморов зрелище – у Ломоносова становилось предметом поэтического вдохновения и научного объяснения.

Жажда знаний стала судьбоносной силой, подчинившей себе, или, вернее, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Она заставила его бросить дом и пешком, с рыбным обозом, отправиться в Москву – учиться! Пришлось назваться сыном священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию – самое серьёзное в то время учебное заведение. Двадцатилетний Михайло сел за одну парту с подростками, быстро и успешно овладевая школьной премудростью. Жить приходилось на три копейки в день, не говоря уже о насмешках со стороны мальчишек, но разве это могло остановить холмогорского рыбака, семимильными шагами проходящего свой путь в науку?

Личный вектор Ломоносова – тяга к знаниям – совпал со стремлением российского государства к эффективному освоению своих богатейших недр. Остро нужны были специалисты в горном деле, и Сенат выделил значительную сумму для обучения в Германии трёх лучших студентов, среди которых Ломоносов явно выделялся незаурядными способностями.

В Марбургском университете Ломоносов слушал лекции по математике, физике, химии и другим дисциплинам знаменитого Х. Вольфа, благодарность к которому сохранил на всю жизнь. Во Фрайберге – учился химии и горному делу у И.Ф. Генкеля, с которым отношения, правда, сложились не очень удачно (но хорошие знания – пригодились).

В этой долгосрочной заграничной командировке-стажировке феномен Ломоносова ярко проявился в своей широте и многогранности – и недюжинные научные способности, заслужившие похвалу европейских знаменитостей, и яркий поэтический дар, повлиявший на развитие русской поэзии, и цельный, «неудобный» характер, не раз осложнявший ему жизнь и впоследствии. Там же, на чужбине, из-за своего гренадёрского роста российский студент чуть не попал в прусскую армию; чудом избежал Ломоносов воинской службы иностранной короне.

Как сказал Пушкин, «Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей». Эта жажда вела Ломоносова всю жизнь, не давая ему сбиться с раз и навсегда избранного пути, который привёл его когда-то из Холмогор в Москву, а после возвращения из Германии – в Академию наук. Путь в Академию был тернист, помех было больше, чем помощи, недругов – больше, чем друзей, но никакие препятствия не могли устоять перед таким мощным научным даром и всепобеждающей волей Ломоносова.

Ломоносов – основоположник российской науки, самая значительная фигура в её истории, непревзойдённая по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию… Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил этому всю свою жизнь.

Научные достижения и прозрения Ломоносова хорошо известны. Одно только их перечисление даёт представление о масштабе его научного дарования: атомно-корпускулярная теория строения вещества, закон сохранения материи, понимаемый как всеобщий закон природы, объяснение молний и северных сияний, физической природы цветового зрения, изучение физической природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далёких звёзд, открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, классификация льдов, проблемы демографического развития страны, труды по истории России, описание русской грамматики, риторики и стихосложения и многое-многое другое.

Ломоносов был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной словесности. Успешно освоив латынь – язык науки своего времени, Ломоносов полагался на силу и значение русского языка. Именно благодаря ему российская наука заговорила по-русски. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он укрепил статус родного языка, без которого невозможен подъём национального самосознания.

Ломоносов не просто нормировал русский язык, он фактически создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход: термометр, градус, кислота, равновесие, земная ось, удельный вес и т.д. Известно, что современники воспринимали Ломоносова прежде всего как поэта. И не потому, что его научные труды были не столь значительны. Просто в России в то время не было научного сообщества, которое могло бы по достоинству оценить его научные заслуги. Это было доступно лишь отдельным великим умам, например, Л. Эйлеру. Оценить поэзию, тем более в буквальном, денежном смысле, было проще. Так, за одну из своих од Ломоносов получил от императрицы две тысячи рублей, что превышало его трёхлетний заработок в Академии.

Первый российский академик был не просто поэтом, но и реформатором стихосложения. Он вывёл на авансцену поэзии четырехстопный ямб, чутко уловив его возможности и соответствие внутреннему строю родной речи. Современники дивились нововведению поэта – нам же трудно себе представить иное звучание русского стиха.

Сочетание научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Для Ломоносова же эта взаимосвязь была органична: он не только чередовал свои научные занятия с поэтическими, но, что гораздо важнее, совмещал, точнее, сопрягал их. Вспомним его известные строки

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

Так не мог написать просто учёный или просто поэт. Так написал Ломоносов – учёный-поэт. В истории науки и в истории поэзии трудно найти примеры подобного соединения научного и поэтического взгляда на мир.

Ломоносов был необычайно разносторонней творческой личностью, ярко проявившей себя и в изобразительном искусстве. Он возродил в России мозаичное мастерство, фактически заново создал технологию изготовления смальты и собственноручно выполнил несколько мозаичных портретов.

Всё, что делал Ломоносов, было направлено к одной великой цели – развитию науки на благо Отечества. Вот как он сам об этом говорил: «Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия».

В этом признании раскрывается ещё одна сторона феномена Ломоносова – государственный подход к делу. Ломоносов-учёный не просто развивает широкий круг областей знания (химия, физика, геология, история, филология и т.д.), но и шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком (чтение лекций и публикация трудов на русском языке, перевод иностранной научной литературы, редактирование научных журналов, создание химической лаборатории и стекольного завода) возводит здание науки как нового для тогдашней России института. Фундамент здания Ломоносов делал прочно, на века: это – неразрывная связь теории, эксперимента и приложений, фундаментального и прикладного знания.

Строить здание науки невозможно без опоры на образование. Ломоносов и здесь мыслил по-государственному. Из его многочисленных дел, идей и начинаний особенно плодотворным и перспективным проектом стал Московский университет. Успех этого проекта в значительной мере был предопределён самой личностью его создателя. Как ёмко и верно сказал Пушкин, «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Да, он был упрям, иногда излишне резок. Но и целеустремлён, настойчив, твёрд. Никакие трудности не могли остановить первопроходца российской науки, и по путям, проложенным им, последовали, как он и мечтал, «собственные Платоны и Невтоны».

Колоссальный научный потенциал и научные достижения Ломоносова стали крепким фундаментом и мощным импульсом для развития созданного им первого российского университета и его научных школ, получивших мировое признание. Первый российский академик стоит у истоков нескольких поколений выдающихся учёных, прославивших свою Альма матер.

Свойственное Ломоносову сочетание естественнонаучного и гуманитарного знания, любовь и интерес к культуре и, в частности, словесности стали традицией, передававшейся в Московском университете из поколения в поколение. Ломоносов-поэт положил начало целой плеяде блестящих представителей классической русской литературы, учившихся в Московском университете.

Московский университет, вобравший в себя практически всё, в чём проявился гений его основателя, отметил собой начало становления системы высшего образования в России, в основу которой были положены ломоносовские принципы: фундаментальность, доступность, междисциплинарность, творческий дух, связь университета со средней школой («Университет без гимназии – как пашня без семян»).

Московский университет успешно воплощал эти принципы в жизнь, развиваясь, разрастаясь и ветвясь, как могучее и вечнозелёное дерево. Из своего первого здания – Аптекарского приказа на Красной площади – Московский университет переехал в Казаковское здание на Моховой, потом, через 200 лет, шагнул за Москву-реку на Воробьёвы горы, а спустя ещё 50 лет мы начали застраивать новую территорию за Ломоносовским проспектом, фактически удвоив свои площади.

Московский университет начинался с тридцати студентов. Через 100 лет их было около тысячи, через 200 лет – 16 тысяч. Сейчас – 40 тысяч.

В год основания в университете было три факультета. Через 100 лет их было 4, через 200 лет – 12. Сейчас – 40, треть из которых появились за последние двадцать лет.

В Московском университете 12 научно-исследовательских институтов, Ботанический сад, Научная библиотека на 9 миллионов томов, несколько музеев, Медицинский научно-образовательный центр.

Университет занимает более тысячи зданий общей площадью более миллиона квадратных метров.

Московский университет начинался с четырёх профессоров-магистров. Через 100 лет в нём работало 250 преподавателей, через 200 лет – свыше двух тысяч. Сейчас у нас только докторов и кандидатов наук около десяти тысяч. Почти треть избранных в Академию наук за всё время её существования – а это около тысячи человек – выпускники и профессора Московского университета.

В Московском университете сложились и активно работают крупнейшие научные школы. Из 18 российских Нобелевских лауреатов одиннадцать – выпускники или профессора МГУ.

Созданный в 1755 году по проекту первого российского академика М.В.Ломоносова, Московский университет является ведущим научно-образовательным центром страны. Федеральным законом РФ от 10 ноября 2009 года Московскому университету присвоен особый статус, ему предоставлено право выдавать дипломы собственного образца и работать по собственным образовательным стандартам. Эти цифры и факты – свидетельство высочайшего качества научного образования, снискавшего Московскому университету заслуженный авторитет в обществе.

300-летие М.В. Ломоносова отмечается на высоком государственном уровне. В 2006 году вышел Указ Президента РФ «О праздновании 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова» и вслед за этим, во исполнение этого указа, распоряжением Правительства РФ был утверждён Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Несколько заседаний оргкомитета прошли в Московском университете.

Московский университет отмечает юбилей Ломоносова масштабными делами, достойными памяти своего великого основателя. В плане юбилейных мероприятий МГУ, насчитывающем сто позиций, – конференции, выставки, лекции, новые учебные курсы, экспедиции, издательские программы, студенческие конкурсы и многое-многое другое.

Самое яркое и значительное событие, которое Московский университет посвящает знаменательной дате – запуск научно-образовательного спутника «Ломоносов». Этот спутник продолжает беспрецедентную космическую программу Московского университета, начатую в 2005 году запуском первого университетского спутника «Татьяна», за которым последовала «Татьяна-2», затем – совместный с Индией спутник «Ютсат» – одним словом, целая космическая флотилия Московского университета!

Научная программа спутника «Ломоносов» предусматривает исследования частиц высокой энергии, световых транзиентных явлений в атмосфере, гамма-излучения во Вселенной, а также прикладные задачи по изучению радиации в околоземном пространстве, созданию автоматической системы слежения за астероидами, компьютерных систем адаптации зрения космонавтов и разработку новых систем навигации космических аппаратов.

Образовательная программа направлена на дальнейшее развитие космического образования в МГУ и в университетах-партнёрах: создание новых учебных курсов и развитие космических практикумов, обучение студентов работе с космическими данными в режиме реального времени.

С именем Ломоносова связан ещё один приоритетный пункт наших юбилейных дел – супервычислительный комплекс Московского университета. Крупнейший в России супервычислитель назван, по предложению Президента РФ, «Ломоносовым».

Мощность университетского супервычислителя достигает 1,3 петафлопс. По последнему мировому рейтингу он занимает 13-е место в мире. Но мы уже выступили с экзафлопной инициативой.

Спутник «Ломоносов» и супервычислитель «Ломоносов», наряду с другими такими же масштабными проектами, входят в Программу развития Московского университета до 2020 года.

Программа развития направлена на укрепление Московского университета как выдающегося научно-образовательного центра с уникальной интеллектуальной средой и инфраструктурой; она охватывает широкий диапазон научных дисциплин и областей знания, объединяет образовательные, научно-исследовательские и инновационные процессы, активность студенческой и научно-педагогической корпорации.

Программа нацелена в будущее, на далёкую перспективу. В её научной мощи и размахе, в уровне постановки и степени актуальности решаемых задач как будто незримо присутствует сам дух Ломоносова. И вполне зримо – его имя.

Именем Ломоносова названа одна из ведущих олимпиад школьников, которая проводится с 2005 года. Олимпиада «Ломоносов» проводится по 20 предметам, в ней принимают участие несколько десятков тысяч школьников из всех субъектов РФ, а также из стран СНГ и других государств. Олимпиада проводится на разных региональных площадках, во многих российских университетах.

Особо следует отметить участие ребят из сельской местности, школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей сирот.

Имя Ломоносова носит и ежегодный международный молодёжный форум науки и инноваций. Молодёжный форум «Ломоносов» – это научная конференция «Ломоносов», олимпиады школьников, студенческие олимпиады, конкурсы проектов молодых учёных.

География участников конференции охватывает более семидесяти регионов России, большинство стран СНГ и более сорока стран дальнего зарубежья.

Юбилею своего основателя Московский университет посвятил экспедицию по маршруту, повторяющему легендарный путь Ломоносова с рыбным обозом. Участвовать в этой экспедиции, названной «Путь в науку из Холмогор в Москву», Московский университет пригласил коллег из Поморского государственного университета, тоже носящего имя Ломоносова.

Интересна и содержательна юбилейная издательская программа.

Каталог прижизненных изданий Ломоносова из собраний Научной библиотеки МГУ представляет около полусотни томов, каждый из которых может считаться библиографической редкостью. Среди них – издания «Российской грамматики», «Краткое руководство к красноречию», труды Ломоносова по русской истории, химии, физике, геологии и металлургии, навигации, многотомные собрания сочинений учёного, издания его трудов на русском, немецком и латинском языках.

В Каталоге художественных произведений с изображением Ломоносова из собрания Московского университета собраны 11 скульптурных и 54 графических и живописных портретов учёного.

Серия «Архив Московского университета» представлена сборником редко публикуемых текстов известных представителей российской словесности XVIII-XX веков, посвящённых М.В. Ломоносову – Н.М. Карамзина, А.В. Радищева, А.С. Пушкина, М.П. Погодина и других.

Уникальный издательский проект – антология «Поэзия Московского университета: от Ломоносова и до…», в которой собраны и прославленные имена: Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев, Брюсов, Волошин, Пастернак, и менее известные питомцы Московского университета, оставившие свой поэтический след в истории русской литературы.

Студенты посвящают юбилею массовую акцию «Доро’гой Ломоносова» – студенческий марш из Архангельска в Москву.

Память о Ломоносове может быть увековечена самыми разными способами. Например, сотрудники Ботанического сада Московского университета вывели новый сорт пиона, который назвали «Ломоносов».

Не перечислить всех дел и событий, которые Московский университет посвящает юбилею своего основателя.

Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.

В Ломоносове воплотилась вся мощь национального гения: сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно-нравственные устои, глубокий патриотизм. И всё это, вместе с ломоносовским проектом Московского университета, легло в его фундамент и стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, закрепившие авторитет Московского университета и обеспечившие России мировое признание.

Сегодня на Московский университет возложена огромная ответственность за судьбу российской науки и образования. Задача масштабная, но для успеха у нас есть всё. Я уверен, что Московский университет сохранит свою роль Альма матер будущих Платонов и Невтонов! И это – лучший памятник Ломоносову, который говорил:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди.

академик В.А. Садовничий

При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector