Сочинение смешон или страшен молчалин

Русская литература XIX века
Современная Русская литература
Новейшая Русская литература
Антиэпиграфы и антицитаты

Человеческие типы в комедии «Горе от ума»

Угодливость есть монета, которую самые небогатые могут уплачи­вать по своим счетам. (П. Буаст)

Всевластная любовь повелевает нами

И разжигает в нас, и гасит страсти пламя.

Кого хотим любить, тот нам — увы! — не мил;

А тот, кого клянем, нам сердце полонил. (Ж. Расин)

«Фамусовская Москва» и Чацкий

Комедия Грибоедова появилась под конец царствования Александ­ра I; своим смехом она связала самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и духовной юности, с темными и безмолвными временами Николая. (А. И. Герцен)

Тема ума и безумия в комедии «Горе от ума

В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. (Н. В. Гоголь)

Софья и «фамусовская Москва»

То, в чем нет загадочности, лишено очарования. (А. Франс)

Согласны ли вы с мнением И. А. Гончарова о том, что комедии «Горе от ума» «век не сойти со сцены»?

Язык, стих, слог — все оригинально в «Горе от ума». (В. Г. Белинский)

Смешон или страшен Молчалин?

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! (И. А. Крылов)

Почему А. С. Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией?

. Ирония, нередко возвышающаяся до сарказма, но чаще обнару­живающаяся легкою, грациозною и необыкновенно добродушною шуткою. (В. Г. Белинский)

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

«Мильон терзаний» и «горе!9raquo; — вот что он пожал за все, что успел посеять. (И. А. Гончаров)

Кто Чацкий — победитель или побежденный?

Разум побеждает страдания. (М. М. Зощенко)

Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Хитрость — это гибрид глупости

с развитым житейским чутьём.

Главный герой комедии – Чацкий – противопоставлен «фамусовскому обществу». Одним из самых ярких представителей этого общества является Молчалин – ровесник Чацкого, «тихоня», стремящийся, однако, во что бы то ни стало «выйти в люди».

На первый взгляд, Алексей Степанович Молчалин достоин лишь презрения и жалости, настолько он кажется ничтожным. Однако в финале произведения мы видим, что он одерживает моральную победу над благородным и пылким героем. Так смешон или страшен Молчалин?

На мой взгляд, создавая характер этого героя, Грибоедов стремился показать влияние чиновничьей морали на характер и поведение человека. Молчалин — секретарь Фамусова, «состоит» в его департаменте и «числится по архивам». С детства Алексея Степановича учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Именно поэтому он пресмыкается перед своим благодетелем Фамусовым и всеми членами его семьи. Но, кроме этого, Молчалин возводит в культ каждое слово, сказанное местными московскими «авторитетами» — княгиней Марьей Алексеевной, старухой Хлестовой и прочими.

Во многом благодаря этому герой имеет уже чин асессора, «три награжденья» и продолжает идти к «степеням известным». «Умеренность и аккуратность» — вот спутники этого персонажа. Ему недоступны, в отличие от Чацкого, прогрессивные, новаторские идеи, он не стремится к духовному и умственному развитию. У Молчалина другие идеалы, которые он всеми силами воплощает в жизнь.

Так, Алексей Степанович считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам – всеми возможными способами. Не зря ведь Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи — Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не решается «пойти дальше», а лишь прислуживает Софье, как собачонка. Но – и это очень важно – герой не понимает, что поступает по отношению в Софье глубоко непорядочно. Мы помним, что девушка искренне влюблена в Алексея Степановича, а тот лишь притворяется, стараясь угодить дочери начальника.

Размышляя над образом Молчалина, на ум часто приходят слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать — летать не хочет». Они хорошо характеризуют жизненную позицию этого персонажа. Зачем стремиться к высоким идеалам, если всё решается гораздо проще? Молчалин помнит, что «…чтобы чины добыть, есть многие каналы»:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет.

Алексей Степанович следует заветам, завещанным ему его отцом: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается — льстит всем, кто может быть полезным, считает, что «в его года не должно сметь свои суждения иметь». Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин уже не столь покладист. Так, со служанкой Лизой он повеса, забывающий о робости и воспитанности:

Помада есть для губ, и для других причин

С духами скляночки: резеда и жасмин.

Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает от любви к секретарю отца. В конце концов, дочь Фамусова убеждается в низости своего возлюбленного и просит его покинуть дом до зари. Однако в глазах самого Фамусова Молчалин до конца остаётся безупречным. И, видимо, расскажи Софья обо всем отцу, он не поверил бы ей. В этом и заключается, кроме всего прочего, сила молчалиных – их нельзя разоблачить!

Поначалу кажется, что суть характера этого героя заключается в его «безупречном» лицемерии. Но на самом деле Молчалин… искренен! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать-то нечего. Он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам.

Юноши грибоедовской эпохи, с которых автор писал своего героя, искренне полагали важным не иметь своего мнения ни о чем, ни в коем случае никому не противоречить, быть со всеми в добрых отношениях. Они искренне верили, что их долг — молчать, слушать и слушаться. Что самое удивительное и страшное, «молчалины блаженствуют на свете»! В 1833 году К. А. Полевой писал: «. осмотритесь: вы окружены молчалиными».

Этот «жалкий» герой к финалу комедии проявляет свое истинное – страшное — лицо. Однако, на мой взгляд, трагедия заключается не в том, что Молчалин плох, а в том, что таких, как он, — много. И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством на первый план, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта. Страшен не Молчалин, а молчалины. Они заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом. Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда быть молчалиным станет не нужно и позорно.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: