Сочинение трагедия фамусовского общества осталась в прошлом на 3 ст

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».

Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.

Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Ваш результат:

  • Основные мотивы лирики Лермонтова
  • Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
  • Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
  • Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова
  • Главные герои комедии «Горе от ума»
  • Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
  • Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова
  • Мотив одиночества в лирике Лермонтова
  • Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Понравилось сочинение? Помоги проекту — жми на кнопку, расскажи друзьям:

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Артём Аракелян 278
  2. 2. Миша Захаров 224
  3. 3. Аришечка Пастухова 223
  4. 4. милэ лайк 199
  5. 5. Александр Старинец 167
  6. 6. Полина Беликова 152
  7. 7. Лариса Хакимова 128
  8. 8. Катя Бондарева 123
  9. 9. Юджин Райтнер 117
  10. 10. Александр Букин 114
  1. 1. Ramzan Ramzan 5,110
  2. 2. Iren Guseva 4,925
  3. 3. Мухаммад Амонов 2,739
  4. 4. Гузель Миннуллина 2,310
  5. 5. admin 2,016
  6. 6. Алёна Кошкаровская 1,886
  7. 7. Елизавета Пякина 1,772
  8. 8. Виктория Нойманн 1,738
  9. 9. Алёна Хубаева 1,718
  10. 10. Bulat Sadykov 1,667

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Урок-мастерская "Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" с презентацией

  1. Обобщить и систематизировать материал по изучению комедии А.С. Грибоедова; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
  2. Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
  3. Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран.

(сюжет из фильма-спектакля «Монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть…»)

Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).

Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).

Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)

Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.

Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.

  1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
  2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
  3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни;
  4. Афоризмы, цитаты.

Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.

Нам помогут энциклопедисты.

Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.

Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.

Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.

III. Погружение в текст.

Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.

1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.

  • И я у ваших ног!
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

  • Где ж лучше?

    Где нас нет.

  • Сам толст, его артисты тощи.
  • И дым Отечества нам сладок и приятен.
  • Числом поболее, ценою подешевле.
  • В России под великим штрафом

    Нам каждого велят признать историком и географом.

  • Ведь нынче любят бессловесных.
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • И точно начал свет глупеть.
  • Свежо предание, а верится с трудом.
  • Смех страшит и держит стыд в узде.
  • Дома новы, но предрассудки стары.
  • А судьи кто?
  • Грабительством богаты.
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
  • Прошедшего житья подлейшие черты.
  • Как платья, волосы, так и умы коротки.
  • Молчалины блаженствуют на свете.
  • Мильон терзаний!
  • В своей статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен, и весел, и остер».

    А.С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».

    Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).

    Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.

    Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.

    Можно ли назвать Чацкого борцом?

    Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.

    Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).

    Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?

    Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник»)

    Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И.А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен.

    Отразим выводы в тетради (общий вид).

    Слайд 5 (первая часть плана)

    А теперь перенесёмся в дом Фамусова…

    Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)

    2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.

    1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

    Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.

    2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

    Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров.

    3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

    В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.

    • Монашеским известен поведеньем!
    • Кто беден, тот тебе не пара!
    • Обычай мой такой:

    Подписано, так с плеч долой!

  • Грех не беда, молва не хороша.
  • Желал бы зятя он с с звездами, да чинами.
  • И золотой мешок, и метит в генералы.
  • Сам толст, его артисты тощи.
  • Что за тузы в Москве живут и умирают!
  • И он сгибался в перегиб.
  • Ну как не порадеть родному человечку!
  • В мои лета не должно сметь

    Своё суждение иметь.

  • Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
  • Забрать все книги бы, да сжечь!
  • Ах! Боже мой! Что станет говорить

    Княгиня Марья Алексевна!

  • Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).

    Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.

    Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».

    Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.

    Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота).

    Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность)

    Слайд 8 (вторая часть плана)

    Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.

    Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.

    Итак, первая тема…

    Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.

    1. Чацкий – борец или жертва?
    2. Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?

    Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector