Сочинение творчество лермонтова 10

Стих «Смерть поэта» имеет разоблачительный характер, это страстный протест, негодование и гнев, обращенные против убийц ( светских вельмож и самодержца), которые хладнокровно травили «свободный, смелый дар» большого поэта. Здесь и неутешительное горе друзей, которые не смогли защитить «сердца вольного», и угроза, и приговор «свободы, гения и славы палачам». В этом стихи перед нами возникает во весь рост Лермонтов-бунтар, наследник традиций А.Пушкина. М. Лермонтов писал стихи и до 1837 года, тем не менее нигде их не печатал. Он хотел, чтобы первым ценителем его поэзий стал А.Пушкина. Они не были знакомыми, тем не менее Лермонтов мечтал о встрече со своим кумиром и готовился показать ему некоторые из своих поэзий. Среди них «Бородино» — стих, посвященный войне с Наполеоном 1812 года.

Стих «Бородино» — это поэтический памятник русским солдатам, которые ценой тысяч жизней отстояли Родину. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя . «. В этих словах увлечения знаменитым и доблестным прошлым русского народа и горечь от осознания того, что современное Лермонтову поколение не способное на большие дела.

В стихах Лермонтова раздумья о своем поколении, о времени, о Родине. Потому что произведения написанные в годы реакции, которая настала после разгрома восстания декабристов, то большинство из них пронизанные печалью, горечью одинокости, осознанием того, что современники живут бесцельно.

Лирика Лермонтова рядом с ранним творчеством Пушкина стала взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — романтический. Он борец, страдалец, поэт, повстанец, даже пророк. Но особенно сильной в оскорблении героя Лермонтова есть романтическая тема одинокости. Одинокость имеет разные черты: это и заключение, и любовная одинокость, и одинокость человека в мире.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал огромное количество стихов. Когда читаешь их, тебя охватывает странное чувство. В его стихах такая глубокая горечь и печаль, которая сердце сжимается от боли. Стих «И скучно и грустно. » был написанный Лермонтовым за год к смерти. В этом стихи поэт размышляет об одинокости и трагизме жизни. Центральный мотив стиха — разочарование, грусть от того, что жизнь не отвечает идеальным представлением героя. Рассмотрим композицию произведения, т.е. выясним, из каких частей составляется стих и как они размещенные. Риторические вопросы и оклики передают взволнованность, неравнодушие, искренность лирического героя, который раздумывает о смысле жизни. Ему больно от того, что реальную жизнь такое далекое от его идеальных представлений.

В 1841 году Лермонтов вторично был сослан на Кавказ. Перед отъездом поэта его друг В.Одоевский подарил ему записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книжка с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю списанную». Г. Лермонтову, как мы знаем, не судилось возвратить книжку Одоевскому, но он вписал у нее много прекрасных стихов. Давайте послушаем некоторые из них. Предварительно подготовленные ученики на фоне лирической мелодии декламируют стихи: «Утес», «Листок», «Пророк».

Последнее сочинение, которое вписал Лермонтов в запасник Одоевского, — это поэзия «Выхожу один я на дорогую. » В стихе, который был написан за несколько дней до дуэли и смерти, поэт доверчиво открывает читателям свою незащищенную душу, делится мыслями вслух, высказывает пожелания и искренне радуется красоте природы.

Именно образ могущественного дуба привлекает поэта. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы соорудить над своим последним приютом поэт:

  • Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
  • О любовь мнет сладкий голос пел,
  • Надо мной чтоб, вечно зеленея,
  • Темный дуб склонялся и шумел.

И растет такой большой дуб в Тарханах, на родине М.Лермонтова. Каждого года в день памяти приходят к нему тысячи людей для того, чтобы поклониться праха большого русского гения.

  • Если бы знал вон в миг смертельной раны,
  • Если бы знал вон, падая в крови,
  • Что родник судьбы его — Тарханы
  • Станут пульсом скорби и любви.
  • Местом, где, склоняясь в молчанье строгом,
  • Будут люди из столиц и сел
  • Вслушиваться в звездную дорогую,
  • По которой Лермонтов прошел.

Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru

Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.

Жизнь и творчество Лермонтова

Жизнь писателя в большей или в меньшей степени определяет его творчество. Однако, этот тезис нельзя в полной мере отнести к одному из известнейших русских поэтов эпохи романтизма. Можно сказать, что само творчество Лермонтова определило его биографию.

Как известно, на формирование мировоззрения влияет множество факторов, например, воспитание, круг общения, общественно-политическая обстановка, интересы. Михаил Юрьевич Лермонтов воспитывался своей бабушкой: ранняя смерть матери, ссора отца с другими родственниками были сильным ударом для юного поэта. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: обучался иностранным языкам, в частности английскому, немецкому и французскому, рисованию и музыке. На формирование личности поэта сильно повлияли семейные конфликты, легенда о предках из Шотландии и путешествия на Кавказ.

С 1828 года Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Университете на политическом и словесных отделениях. Первые поэтические опыты поэта говорят об увлечении западной романтической и предромантической литературой. Для юного Лермонтова были одинаково важны Байрон, Пушкин, Батюшков, философски труды Шиллера и Канта. Поэт экспериментирует с жанрами и формами выражения мыслей. В ученический период появляются баллады, отсылающие читателей к произведениям Жуковского, элегии, переводы стихотворений Байрона, несколько стихотворений о любви, написанных под впечатлением от отношений с Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной.

«Любил с начала жизни я

Где укрывался весь в себя,

Бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаленье;

Счастливцы, мнил я, не поймут

Того, что сам не разберу я,

И чёрных дум не унесут

Ни радость дружеских минут,

Ни страстный пламень поцелуя.

Но пылкий, но суровый нрав

Меня грызёт от колыбели….

И в жизни зло лишь испытав,

Умру я, сердцем не познав

Печальных дум печальной цели».

Уже в ранней поэзии можно заметить «эскизы» мотивов, которые будут звучать и в дальнейших произведениях писателя: одиночество и непримиримый конфликт. В приведённом выше стихотворении интересно то, что о самой любви говориться мало. Поднимается тема противостояния героя толпе, говорится о богатстве внутреннего мира лирического героя. Финальные строки, оканчивая одно стихотворение, задают настроение последующим текстам.

Жизнь Лермонтова была полна неожиданных поворотов. Так, в 1832 году, бросив учёбу в университете, он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эти годы принято условно называть «юнкерским периодом». Лёгкость, ирония и бытовые подробности – вот, что было в поэзии того времени.

От куртки тесной,

«Юнкерская молитва», 1833.

Однако Лермонтов не был бы собой, если бы вовсе забросил образ демона, появившийся в его поэзии в стихотворении «Демон» (1828). Эта линия продолжается в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад». На этом стоит остановиться подробнее, так как при анализе жизни и творчества Лермонтова этим произведениям не уделяется достаточно внимания.«Княгиня Лиговская» (1836) – роман, конфликт которого состоит в несоответствии реальной жизни и идеалов. Впервые в этом тексте появляется Печорин, но здесь он лишён каких-либо иллюзий. Другой герой, Красинский, хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но вовсе не хочет рисковать жизнью. В этих двух образах Лермонтов воплотил раздвоенность романтической личности, что было характерно для второй волны романтизма.Драма «Маскарад» подвергалась двум существенным правкам, но трижды не прошла цензуру. Главный герой – Арбенин, одновременно связан с Отелло, но в отличие от последнего наделён аналитическим умом и уверен в своей правоте. С Чацким из «Горя от ума» Арбенина связывает странность и безумие, которое проявляется в результате столкновения героя с миром и разоблачения общественных пороков. Но Чацкий не чувствует конфликта долгое время, Арбенин же противопоставляет себя миру в целом. Он эгоцентричен в поисках возрождения любви, ставит себя над законами общества, нарушая при этом общечеловеческие. Возникает мотив маскарада и игры как символическое обозначение жизни. Светское общество оказывается не в состоянии познать глубинную сущность героя (это же тема появляется и в лирике писателя). Маска становится единственной возможностью освободиться и быть настоящим. В этой драме отражена бездонность внутреннего потенциала личности, мотив одиночества, возрождения через любовь, холод души. Это всё тот же герой Лермонтова, неизменный вечный бунтарь, но для которого самохарактеристика оказывается страшнее, чем уподобление демону (игрок равен демону).Писатель подводит некий итог: жизнь предстаёт шире субъективной сферы, не всё совпадает с индивидуальной волей, а у человека нет права судить и распоряжаться другими.

Герой не того времени

Слава пришла к Лермонтову в 1837 году после стихотворения «Смерть поэта», которое появилось как отклик на гибель Пушкина. Произведение было хорошо принято и критиками, и поэтами пушкинского круга. Но финальные строки не пришлись по нраву Николаю I, за что Лермонтов был сослан на Кавказ.

«Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!….

Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!»

Тут Лермонтов знакомится с декабристами, которые так же, как и он, были сосланы на Кавказ. Тогда же, в 1837 году, печатается «Бородино», и слава поэта окончательно закрепляется за Лермонтовым.

Основной темой творчества Лермонтова, если рассматривать зрелую лирику поэта, становится тема общества, влачащего жалкое, бесцельное существование. Лирический герой постепенно теряет романтические черты, а сама лирика наполняется реалистическими тенденциями. Он больше не противостоит поколению, а является его частью (например, в «думе», 1838, где на место «я» приходит всеобъемлющее «мы»). Само существование творчества и поэзии ставится под сомнение («Пророк», «Журналист, читатель и писатель») – не нужно больше публике пространных размышлений о горестях и страданиях, о личных драмах и философских размышлениях. Поэт должен лишь потакать требованиям общества, прекращая быть Поэтом – избранником Небес. В стихотворении «Не верь себе» автор и вовсе уговаривает поэта отказаться от вдохновения, называя дар сочинительства ненужной глупостью:

«Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,

Как язвы бойся вдохновенья…

Оно – тяжёлый бред души твоей больной,

Иль пленной мысли раздраженье.

В нём признака небес напрасно не ищи:

– То кровь кипит, то сил избыток!

Скорее жизнь свою в заботах истощи,

Разлей отравленный напиток!»

«Не верь себе», 1838.

Получилось так, что у Лермонтова биография и творчество тесно взаимосвязаны. Это видно и в этом стихотворении: ирония автора направлена не только на тех, кто пытается сочинять, но и на самого себя. Он будто «подтрунивает» над собой, но за таким отношением к своему таланту прослеживается настоящая личная драма: получается, что творчество самого Лермонтова оказалось ненужным и непризнанным. В строках М. Ю. Лермонтова всё чаще звучат скепсис, пессимизм, упаднические настроения.

«Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Нет у вас родины, нет вам изгнания».

«И скучно и грустно! – и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –

Такая пустая и глупая шутка!»

«И скучно и грустно», 1840.

Лермонтов пытается найти спокойствие в различных сферах. В поршлом – « Песня про купца Калашникова». В этом произведении отражён интерес Лермонтова к фольклору (написано в форме исторической песни с балладными элементами). Представлены два героя антагониста: Кирибеич – романтик, и Калашников – активный и мстительный человек. Причём, положительным героем оказывается последний. В образе Ивана Грозного отражены народные представления о деспотичном, но справедливом царе. В этой песни прослеживается важная для понимания всего творчества писателя мысль: человек не свободен от судьбы, но свободен в выборе добра и зла. В культуре народа:

«Дам тебе я на дорогу

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

«Казачья колыбельная песня», 1838.

В дружбе («Памяти А. И. Одоевского»), в мировоззрении человека, который сохранил детский взгляд на мир («М. А. Щербатовой»). Но поиски Лермонтова не увенчались успехом. Писатель колеблется от любви ко всему земному и одновременно отрицанием жизни, его лирический герой постоянно мечется меж двух огней, и ни один из вариантов решения его не устраивает. Мотив вечной свободы прослеживается в поэме «Мцыри». В поэме «Демон» роковая обречённость демона оборачивается ненавистью к Небесам, открытием зла и добра в Боге. Любовь Демона к Тамаре – единственная связь героя-бунтаря с миром. В образе Демона отражен процесс становления личности, которая переходит от гармонии к разладу с миром, а ранее утверждённое торжество индивидуализма перерастает в эгоизм.

В 1840 годах появляется итоговый роман лермонтовского творчества – «Герой нашего времени». Романтизм в этом романе представляется не методом, а объектом изображения (отражено в образе Грушницкого). Сам текст представляет собой цикл новелл, расставленных, на первый взгляд, в случайном, не хронологическом порядке. Это история о человеке, который обречён на бездействие, хоть и пытается противостоять предначертанной ему участи. Жизнь Печорина дана фрагментарно. Каждый шаг Печорина – будто издевательская насмешка судьбы, доказательство того, что свобода человека невозможна без полноты чувства. А Печорин смеётся над всем, он ищет присутствие зла, не верит в добродетель, ничто и никто не заслуживает уважения и доверия. Скепсис Печорина исключает возможность идиллии, а его мизантропические отрицания препятствуют получению удовольствия от жизни. Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы, он остаётся пленником своих убеждений. Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека. В романе дан ответ на ещё один важный вопрос: человек, даже такой, как Печорин, может обрести спокойствие, почувствовать подлинную полноту жизни, но только там, где связь и отношения между людьми строятся по законам справедливости, благородства и гуманизма.

Жизнь и творчество Лермонтова кратко описать невозможно. Он слишком многогранная и сложная личность, опередившее своё время.

  • Основные темы лирики Лермонтова
  • Анализ романа «Герой нашего времени» по главам
  • Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Характеристика Анны Одинцовой
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова
  • Анализ «Грозы» Островского
  • Образ народного заступника Гриши Добросклонова
  • Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» (с цитатами)
  • Характеристика Бориса в пьесе «Гроза»
  • Любовь Обломова и Ольги в романе «Обломов»

Понравилось сочинение? Помоги проекту — жми на кнопку, расскажи друзьям:

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Александра Люханчикова 953
  2. 2. Мила Салбиева 907
  3. 3. Екатерина Красновид 277
  4. 4. El El 215
  5. 5. Ekaterina Kolesnikova 108
  6. 6. Олег Яковенко 98
  7. 7. Лия Козашвили 87
  8. 8. Алеся Сергомазова 77
  9. 9. Галия Курбаниязова 62
  10. 10. Анна Матвеева 59
  1. 1. Ramzan Ramzan 5,125
  2. 2. Iren Guseva 4,925
  3. 3. Мухаммад Амонов 2,739
  4. 4. Гузель Миннуллина 2,310
  5. 5. admin 2,081
  6. 6. Алёна Кошкаровская 1,886
  7. 7. Елизавета Пякина 1,772
  8. 8. Виктория Нойманн 1,738
  9. 9. Алёна Хубаева 1,718
  10. 10. Bulat Sadykov 1,667

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: