Текст для изложения 10 класс

Цель : определить уровень усвоения изученного материала.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Текст для изложения .

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться! (По книге Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».)

2. Этап подведения итогов занятия, рефлексия.

• Заполнение «Листов обратной связи» (см. Приложение 1).

• Подведение итогов работы за год.

• Оценка самостоятельной деятельности учащихся по повышению своей грамотности и совершенствованию индивидуального стиля речи.

Текст для изложения 10 класс

Меня зовут Матвеева Татьяна Петровна. Родилась и живу в городе Сыктывкаре Республики Коми. Закончила школу №4, Сыктывкарский университет. Тридцать лет ( ) работаю учителем в своей родной школе. Второе место работы в течение многих лет — Институт развития образования (КРИРО и ПК). Имею нагрудный знак «Почетный работник общего образования» (2004). Учительство считаю своим призванием.

Диктанты, изложения, карточки

По-прежнему среди филологов популярен такой измеритель усвоения норм русского языка, как диктант. И это неплохо, хотя не совсем продуктивно: для проверки усвоения двух норм (орфографической и пунктуационной) используется “львиная доля ” урока, а на проверку, скажем, умений, входящих в лингвистическую компетенцию (3-4 дополнительные задания), – по остаточному принципу. Предпочитаю диктанты делать меньшего объема, а количество заданий увеличивать до 10-15. Таким образом, учащийся за урок получает 2 оценки – за грамотность и за усвоение лингвистических умений (фонетика, морфемика, морфология, синтаксис). Такой вид работы стал особенно актуальным сейчас, когда изменилась концепция КИМов по русскому языку (см. материалы ФИПИ).

Могут пригодиться тексты диктантов:

Также, прошу заметить, во многие диагностические пакеты включаются диктанты. В них просчитываются все орфограммы и пунктограммы, что очень затратно по времени при проверке.

И, конечно, ни в коем случае нельзя исключать диктанты в старшей школе. Тексты Тотального диктанта доступны, интересны по содержанию, по ним можно писать сочинения (содержательный анализ текста по типу части С), устраивать дискуссии с последующей письменной работой.

Разумеется, карточки с грамматическими заданиями – это вчерашний день в эпоху использования ЭОР и ЦОР. Но каждый учитель имеет в запасе такие распечатки “на всякий случай”. И они находят свое применение.

Как правило, такой популярный в основной школе измеритель, как изложение, в старшей школе практически не используется. И напрасно: времени уходит меньше, чем на написание сочинения, проверяется усвоение норм (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) + умение членить текст на абзацы + точность словоупотребления +умение передавать содержание от 3-его лица+ навыки сжатия исходного текста с одновременным комментированием (умение создавать так называемый текстуальный комментарий пригодится при написании части 2 в ЕГЭ по русскому языку). Вывод прост: не следует выбрасывать сборники текстов для изложений (9 класс), а использовать их для обучения необходимым навыкам как при подготовке к ГИА.

Вот несколько текстов для работы в старшем звене:

Переработка информации (сжатие, содержательный анализ), содержащейся в текстах различных стилей и типов речи, становится важнейшей составляющей деятельности на уроке русского языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: