Сочинение про суффикс щик

Внимание на последний согласный основы

Элементарная орфография. Интерактивный справочник для 1-11 классов

© «Русский на 5», 2010-2017

Перепечатка или иное использование материалов

Сайт-портфолио

Урок русского языка в 6 классе

(по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение9quot;,

Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба)

Цель этого урока: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.

— научиться узнавать суффиксы -чик (-щик)

-научить правильно писать суффиксы -чик (-щик)

— устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;

— обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

1. Орг. момент. (Записываем число, тему урока).

2. Вначале урока учащимся предлагаю посмотреть на рисунки: с обака, у литка, ф отоаппарат, ф ортепьяно, и ндеец, к нига, с вечка. (1 слайд)

Затем ребята записывают первые буковки в словах. У них получается слово " суффикс ". Начало урока направлено на мотивацию темы.

3. Вспоминаем, что такое суффикс. (2 слайд) Это воспроизведение и актуализация ранее усвоенных учащимися теоретических сведений. Здесь я использую метод фронтального опроса учащихся. Это позволяет мне продолжить на этом уровне отработку навыка логического мышления, а также навыки развёрнутого ответа.

4. Затем использую метод наблюдения над языковым материалом: учащимся предлагаю посмотреть на записанные слова с суффиксом -чик(-щик), причем буквы д, т, з, с, ж перед суффиксом выделены красными чернилами: объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съёмщик. (3 слайд)

Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и произвольное внимание, создаю ситуацию затруднения. Для этого ставлю перед учащимися вопрос: "Что обозначает в этих словах значимая часть слова — суффикс -чик(-щик)?"

5. После того как ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий), предлагаю посмотреть на рисунки. (4 слайд)

Обращаю внимание детей на буквы ч и щ предлагаю превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса -чик(-щик). Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро дают правильный ответ. Такое задание развивает речь, внимание, наблюдательность. Примеры записываем в тетрадь.

6. А затем я предлагаю им свою "запоминалку9quot;. (5 слайд) Включаю в работу несколько видов памяти учащихся (зрительную, механическую, слуховую, образную, эмоциональную), создаю благоприятные условия для перехода информации в долговременную память. Ребята рисуют "запоминалку9quot; в тетрадь.

7. Далее прошу проверить выводы по учебнику. Читаем правило на странице 97. (6 слайд)

8. На втором этапе работы закладываю основы для перевода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагаю следующее задание. Из упр. 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик(щик), проговаривая условия выбора буквы ч или щ. (7 слайд)

Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.

(Это задание способствует отработке навыка аналитического мышления и систематизации знаний учащихся).

9. Следующая моя задача — закрепить достигнутый результат

Так как на 18-20 минуте урока, как выяснили психологи, внимание и работоспособность учеников резко падают, я меняю вид работы: предлагаю ребятам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму: (8 слайд)

2. Рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик.

3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик.

4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик.

5. Рабочий по проходке горных выработок — проходчик.

6. Рабочий, специалист по типографскому набору — наборщик.

7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь — учётчик.

8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;

2) тот, кто делает съёмку местности — съёмщик.

9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик.

10. Работник бани, обслуживающий посетителей — банщик.

Ребята знакомятся с лексическими значениями слов. Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов, обогащению словарного запаса учащихся.

10. А затем предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях). Ребята записывают правильные предложения, устно рассуждая и письменно объясняя условия выбора букв ч и щ в суффиксах: (9 слайд)

2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.

4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

5. Рабочие передавали сменчикам станки.

6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

В ходе выполнения такого задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.

Даю домашнее задание : выполнить упр. 249, выучить правило.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: