Сочинение рассуждение на тему согласны ои вы с утверждением базаров

Сам И.С.Тургенев утверждал, что его Базаров — "лицо трагическое". В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает — умирая, он произносит горькие слова: "Я нужен России. Нет, видно, не нужен". Эта точка зрения автора на Базарова, навязанная и самому герою, противоречила взглядам революционных демократов.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с "отцами9quot;, с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.

Споря с Павлом Петровичем и с Аркадием, Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он восстает не против народа, а против темных сторон его жизни: суеверия, пьянства, невежества. Базаров убежден в том, что взгляды таких людей, как он, вызваны именно потребностями народной жизни. Однако в глазах крепостных он — барин. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев пытается показать, что глубокая пропасть отделяет Базарова от народа.

С особенной силой Базаров как "лицо трагическое" раскрывается в главе, рисующей его смерть. Эти страницы романа написаны проникновенно, тепло, сердечно. Перед лицом смерти проявляется в Базарове то героическое начало, о котором раньше мы могли лишь догадываться, проявляется все лучшее, человеческое: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтичность любви к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела на благо родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. " Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: "Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. " Мы слышим откровенные его признания: "И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!"

Базаров умер совсем молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой он готовился. Он умер "накануне9quot;, так же как Инсаров. И в этом сказалась слабость писателя, который создал образ революционера, но сам был далек от революционной борьбы, не знал и не понимал многого в деятельности революционных демократов. Но смерть Базарова изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. "Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг. " — справедливо заметил Д.И.Писарев.

Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим. Трагизм усиливается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей и продолжателей. Аркадий стал заправским помещиком.

Создается впечатление, что вместе с героем романа умерли и те идеи, которым он хотел посвятить свою жизнь. Это впечатление поддерживается и картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронили Базарова. Здесь царят вечный покой и тишина. Концовка романа исполнена лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель; не о "равнодушной природе", не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни, о бессмертии. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о замечательном человеке, тут и мысль о бесцельности его борьбы, его стремлений.

Бесспорно, Тургенев создал незабываемый трагический образ революционера-демократа 60-х годов XIX века.

17679 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Почему Тургенев «умертвил» Базарова?

Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева «Отцы и деты»)

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Трагедия Евгения Базарова

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Евгений Базаров и П.П. Кирсанов (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»)

…Видя этих двух людей лицом к лицу, можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями…

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является типичным аристократом. Он сохранил свои привычки, даже живя в деревне: носит модный галстук и лаковые полусапожки, воротничок его рубашки всегда накрахмален. Такая изысканность смотрится даже несколько комично на фоне простой сельской обстановки. Все свое время Павел Петрович проводит в праздности и безделье. Отсутствие деловых качеств не позволяет ему помочь брату, имение которого приходит в упадок.

Противником Кирсанова является Евгений Базаров. Он сын уездного лекаря, но ничуть не стесняется своего неаристократического происхождения и даже гордится им. Евгений равнодушен к своей внешности. Его одежда отличается простотой и практичностью. Базаров предстает перед нами человеком мрачным, отгороженным от внешнего мира, но обладающим большой внутренней силой и энергией. Он не мыслит своей жизни без ежедневного труда и собственной деятельностью приносит реальную пользу людям.

У Базарова и П.П.Кирсанова разные жизненные позиции.

Евгений Базаров – нигилист, то есть человек, полностью отвергающий любые авторитеты, не принимающий на веру ни одного принципа. Он убежденный материалист, интересуется только естественными науками, а философию, религию, искусство называет романтизмом и чепухой. Базаров принимает только то, что полезно: «Мне скажут дело – я соглашусь».

Павел Петрович – убежденный либерал и яростный противник нигилизма. Вся его жизнь основана на устаревших «принсипах». «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов…шагу ступить, дохнуть нельзя», – говорит он. Кирсанов – противник материализма, поэтому презрительно относится к увлечению Базарова естествознанием.

Разногласия во взглядах на жизнь либерала П.П.Кирсанова и нигилиста Е.Базарова приводят к постоянным столкновениям между ними. Они спорят о многих актуальных проблемах того времени. В результате мы видим их отношение к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству.

Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Базарову же недостаточно мелкого обличительства, если прогнили основы. «Исправьте общество», — только в этом видит он пользу. Ответ Кирсанова: «Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды…». Значит, этот человек не собирается ничего изменять. В отличие от аристократов, главное занятие которых – «ничегонеделание», нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Деятельность – их главная цель. Но какая деятельность? Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением должен заняться кто-то другой. «Сперва нужно место расчистить», — говорит Базаров.

Не менее принципиальным является спор героев о русском народе.

Павел Петрович умиляется его религиозностью и патриархальностью, отсталостью и традиционностью. Базаров же, напротив, презирает мужика за его невежество, считает, что «грубейшее суеверие душит страну». В то же время Кирсанов пренебрежительно относится к простым людям: разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Базаров же гордится тем, что умеет говорить с народом, а его «дед землю пахал».

Серьезные расхождения у «отцов» и «детей» обнаруживаются и в отношении к искусству, к природе.

Павел Петрович не чуждается духовной жизни и культуры. Его раздражает отрицание Базаровым всего того, что не имеет практического смысла. Для Базарова же «читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою – нелепо». Он считает, что искусство размягчает душу, отвлекает от дела.

Кирсанов, понимая, что не может победить нигилиста в споре, прибегает к последнему способу решения проблемы – дуэли. Иронически изображая схватку, Тургенев подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, несостоятельность его убеждения, что силой можно заставить поколение «детей» думать так же, как поколение «отцов». Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении.

В этом противостоянии нигилиста и аристократа не нашлось победителя. Финал романа подчеркивает безжизненность идей обоих героев. Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время. Базаров отправляется в деревню к родителям, признав несостоятельность своих взглядов.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и рождающегося нового мира. Мы видим, что принципы и идеалы «отцов» уходят в прошлое, но и молодое поколение, вооруженное идеями нигилизма, не способно обеспечить будущее России, ведь прежде, чем разрушать, надо знать, что строить. Ни в коем случае нельзя отбрасывать опыт предшественников. Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможно движение вперед.

43846 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Евгений Базаров и П.П. Кирсанов (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»)

Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: