Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, философских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пьесой-диспутом!
Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее основе лежит спор о человеке, о его назначении, положении в обществе и отношении к нему. В нем участвуют практически все обитатели ночлежки. Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом. Показывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.
Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисованные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни. Они ведут пустое существование. Судьба и бесчеловечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и прошлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».
Взбудораживает жизнь «дна9raquo; появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема человека. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский вопрос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
Философия Луки сводится к утверждению: «Чело9shy;век все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука. Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспощадна. Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстрируют его философию, доступно говорят босякам о стариковской правде. Он ласков с ними, называет их «милый9raquo;, «голубка9raquo;, «детынька9raquo;. Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, правда-то, может, обух для тебя».
Основываясь на этом, таинственный странник умирающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной тишине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик тешит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислушиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспоминает свое имя, свое любимое стихотворение.
Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о помощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.
Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаруживается связь с Евангелием, с апостолом, также несущим миру свое учение. И горьковский Лука — носитель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много узнал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каждый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки. Лука проповедует: «Человек добру может научить очень просто».
Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая терпят9raquo;), и направляющие суждения («Кто крепко хочет — найдет»).
Приход Луки осветил ночлежку внезапным светом. В жизни обитателей костылевской пещеры появился луч доброты и ласки, внимание и желание помочь. Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клички, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я9raquo;.
Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был». Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротивляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность. Когда Лука исчез, реальная жизнь ужаснула Актера, и он повесился, а Настя от безысходности впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.
Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-неволей пришлось возвращаться к прозаической и суровой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в костылевской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тяжелее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изменить в своей участи. Поманил старик, а дороги не показал. Ночлежники демонстрируют абсолютную неготовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смогла найти опоры в характерах босяков.
Лука — идеолог пассивного сознания, которое всегда отвергал Горький. Такая психология, считал драматург, способна только примирить человека с его положением, но она никогда не толкнет его это положение изменить.
Монолог Сатина является живой реакцией на философию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречивый, неоднозначный Сатин пропагандирует необходимость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность. Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов лежит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое человек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что такое правда? Человек — вот правда. Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собственные сокровенные мысли.
Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека, гуманизм сострадательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действительностью.
Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил9raquo; жителей, а на него самого «подействовал. как кислота на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утешительная ложь Луки названа им религией рабов и хозяев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заставить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сатину,9mdash; творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су9shy;ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,9mdash; звучит из его уст. Он смело утверждает равенство людей независимо от их социального положения и национальности. Слова Сатина произнесены в минуту глубокого душевного подъема, и это свидетельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте человека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.
Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он считает, что не следует пытаться что-то изменить в жизни, нужно со всем смириться, все принять как должное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут. как щепки по реке плывут»,9mdash; утверждает он. Эта позиция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жестоким и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придерживался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмысленно плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дворянина он превратился в босяка. Он и есть пример человека — щепки.
В одном из писем Горький писал «. моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.
Сочинение по произведению Горького «На дне»
История создания пьесы «На дне».
Максим Горький написал знаменитую пьесу «На дне» в начале 1902 года. Название пьесы «На дне» пришло к автору не сразу. Первоначальные названия пьесы – «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», «Без солнца». Пьеса в то время, была запрещена к постановке. Единственный театр, который осмелился поставить пьесу, был МХаТ. Прошла пьеса в 1902 году 18 декабря. Постановка сразу получила оглушительный успех.
Автор отразил в пьесе реалии жизни того времени. Всё то, что окружало человека той эпохи. Своим художественным мастерством Максим Горький с точностью описал ужасные условия жизни. Любой человек, попавший в такие условия, с огромной скоростью катится в пропасть жалкого существования, теряя человеческий облик, растаптывая все рамки приличия. В чём же причина такой деградации? Во многом наши герои сами виноваты в том, что с ними происходит. Некоторым не хватило твёрдости бороться за лучшую долю. Другим просто наплевать на себя, они живут одним днём и не смотрят в будущее.
Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!
Но не только наши герои виноваты в своей судьбе. Огромный отпечаток накладывают социальные условия, в которых находятся наши герои. Перед нами возникает грязная, голодная жизнь. Болезни и злоба делают своё дело. Жизнь, идущая в ночлежки в которой происходят все события, поражает. Такую жизнь и жизнью назвать нельзя. Социальная несправедливость!
Все меняется в атмосфере с приходов в ночлежку невзрачного старичка. Жители ночлежки не могли и предположить, что с его приходом их привычный уклад нарушится. Старичка звали Лука. С «посохом» в руке и котелком за спиной. Но что-то отличало его от других обитателей. По ходу пьесы Лука налаживает отношения с другими обитателями. Поражает его общение, как он обращается к людям — «милая», «спасибо», «доброго здоровья». Но при этом он принимает любой уклад жизни.
Чего хочет человек, не кому не нужный и обездоленный? Без надежды на будущее. Хочет немного сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова.
Лука даёт людям надежду на лучшее. И тем тяжелей обитателям ночлежки становится жить с уходом невзрачного старичка. Лука «рассказал» о лучшей жизни, дал надежду, но путь к лучшей жизни не указал.
Растоптаны мечты Клеща, который надеялся, что всё наладится и его ждёт лучшая доля. Впоследствии он предстаёт перед читателем падшим очень низко. И нам становиться не по себе. Мы понимаем, что он никогда не выберется со дна собственной жизни.
сочинение рассуждение по пьесе на дне
сочинения и рефераты
Сочинение М. Горький На дне
Пьеса М.Горького На дне затрагивает и раскрывает перед читателями несколько проблем: лжи и правды, милосердного обмана и горькой истины. Герои пьесы – жители ночлежки, волей случая находящиеся на дне. Кто они? Это Михаил Иванович Костылев – содержатель ночлежки, его жена – Василиса Карповна, ее сестра Наташа; молодой парень Васька Пепел, Андрей Митрич Клещ, его жена Анна, торговка Квашня, девица Настя, Бубнов, Барон, Сатин, Актер, странник Лука.
Пьеса состоит из четырех актов. Первый акт характеризует обычный день в ночлежке. Кто – то с кем – то ругается, большая Анна просит не перечить, но ее никто не слушает. Бубнов вспоминает, что когда-то был зажиточным скорняком, и оттого, что часто красил шкурки, у него были желтые от краски руки; но – как он считает, сколько себя не раскрашивай, все сотрется, ведь сейчас эти руки просто черные от грязи. Затем Клещ начинает вслух мечтать о том времени, когда умрет его жена и он, может быть, вырвется из этой ночлежки. Кто-то говорит, что легче всего живется ворам, так как Им деньги легко достаются. В это время на сцене появляется странник Лука, которого приводит Наташа. Старик соглашается со всем, что ему говорят, хотя имеет и свое мнение, кроме того, он – сторонник милосердной лжи. Первый акт заканчивается ссорой между Василисой и Натальей из-за Васьки Пепла, который является ее любовником, но сам влюблен в Наталью.
Акт второй также описывает жизнь обитателей ночлежки. Анна жалуется на побои мужа. Между тем новый житель ночлежки, Лука, успокаивает вокруг всех – Актеру он открывает, что от пьянства можно излечиться в неком городе, но для этого надо предварительно не пить; Анне говорит, что за ее мучения в этой жизни ее после смерти ожидает рай. Ваське Пеплу Лука советует уйти из ночлежки и уехать в Сибирь, взять с собой Наташу. Пепел размышляет вслух: Возможно ли это? С самого детства Пепла называли вором, и его путь был размечен заранее. Кроме того, Пепел начинает злиться на старика, за то, что тот всем и всегда лжет. Лука отвечает, что правда мало кому нравится, так как она может ударить обухом по голове. Василиса просит Пепла убить мужа – только в таком случае она отступится от него и отдает ему Наташу. Этот разговор слышит Лука и советует Пеплу бабу эту прочь, мужа она и сама со свету сживет.
Акт заканчивается словами Актера о том, что он наконец-то сумел бросить пить и теперь уходит лечиться в город. В то же время умирает Анна, но на ее смерть никто не обращает внимания, а всего лишь предлагают вынести ее тело в сени, чтобы в ночлежке стало свободней.
Акт четвертый изображает жителей ночлежки, сидящих на пустыре. Настя делится со всеми придуманной ею историей о любви к ней какого-то студента, брак с которым не состоялся из-за несогласия его родителей. Барон смеется над ее рассказом, заявляет, что это всего лишь пересказ книги, которую часто читает Настя. Настя плачет от обиды, ей хочется, чтобы все верили в ее вымысел. Появляется Лука и начинает ругать Барона, Настя в благодарности говорит Луке: Добрый ты, дедушка… На это ей Лука отвечает, что: Жалеть людей надо, Христос–то всех жалел и нам велел. Неожиданно Клещ вскакивает и кричит, что ненавидит правду, а затем убегает. На это Лука рассказывает историю о человеке, который жил и терпел мучения, веря, что где-то есть праведная земля, где все люди друг друга уважают, и когда – нибудь он найдет эту землю. Но вскоре он встречает ученого, который говорит, что на картах нет никакой праведной земли, человек, услышав это, вешается.
В этом же окне Васька Пепел просит Наташу уйти с ним из ночлежки, это слышит Василиса, и, снова приревновав сестру, избивает ее и обливает кипятком. Василий, увидев это, бьет Костылева и Костылев умирает. В итоге Василису и Пепла уводят в тюрьму.
Четвертый, заключительный акт начинается с разговора Клеща, Барона, Сатина о Луке. Выясняется, что Лука куда-то исчез во время суматохи. Сатин называет Луку мякиш для беззубых и добавляет, что Лука врал из жалости, и ложь его была всего лишь утешением для тех, кто слаб душой. Все это слышит Актер. Он встает и уходит на пустырь, чтобы удавиться. На этом заканчивается пьеса М.Горького На дне.
Любое распространение авторских текстов в зоне интернет или
использование их для извлечения коммерческой выгоды запрещено.