Произведение Куприна «Олеся» до глубины души трогает своей эмоциональностью. Читая каждое слово, вдыхая все предложения, воображение рисует картины и образы, переполненные чувственностью всей повести. Как можно не пережить и не прочувствовать эту душераздирающую историю любви? Слезы наворачиваются от животрепещущих описаний чувств. Этот рассказ прекрасен и печален. Он неповторим.
Читая повесть невозможно оставить лес просто в словах или на бумаге — он могучей силой разрастается внутри души. Затрагивает все сокровенные уголки своим могуществом, и вырисовывает в фантазии образ избы в холодной болотной чаще, тропинки, по которым ступали двое влюбленных.
Олеся — девушка природы. В ней таится глубина озера, холодного и глубокого, до дна которого дотронулся Иван. Ведь заглянуть вовнутрь душ друг друга очень сложно, даже невозможно без любви. На такие чувства способны лишь люди, открытые миру и природе, видящие и ищущие красоту вокруг.
Утонуть в вечном забвении, унестись в волшебный мир, состоящий из них двоих – вот чего жаждали влюбленные. Ее мир — цветов и птиц, мир его – науки и книг. Они разные, но навсегда повенчанные небом. Тем небом, где родилась привязанность, которая не умерла и после расставанья.
Не истоптали злые жители села эти непорочные отношения. Ничто и никто не в силах убить такие чувства, обвенчанные на небесах. Только разлучить могут, что и произошло. Быстро зажглась любовь в сердцах молодых людей, и так же быстро обстоятельства сожгли надежду быть неразлучно вместе.
Невыразимо жаль героев. Они жили в мире одном на двоих, а остался лишь он один и мгла, скрывающая следы любимой — прозрачная туманная дымка без слов, без запахов, без воздуха, которым можно было дышать. Теперь от боли расставания невозможно вдохнуть. Остались только тишина и красные бусы, зажатые в пальцах.
Прочитав произведение, на глазах выступают слёзы. Трагедия чувств настолько затмила мысли, что прощупываешь каждое переживание персонажей, каждую слезинку и невысказанную боль. Вспоминать историю снова — как пройтись по обнаженным нервам.
Человек, рассказавший о таком внеземном воспламеняющем чувстве, не смог бы написать так красочно и эмоционально, если бы сам не пережил любовь.
Сочинение » Любовь » Сочинение на тему «О трагической любви в повести Куприна «Олеся»
Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»
Повесть «Олеся» была написана Александром Ивановичем Куприным в 1898 году.
1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл так называемых «Полесских рассказов», в который впоследствии вошли рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя — повесть «Олеся».
Повесть эта — воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.
История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке глухой деревни. Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.
Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.
Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны — особая притягательная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгновение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.
В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей полнотой раскрываются характеры героев повести. Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие — все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире». Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.
Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.
Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправдывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.
К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес — не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпадают потому, что люди эти (Олеся — всегда, ее возлюбленный — лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.
В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.
Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности. По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной». Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.
Константин Паустовский, прекрасный писатель, истинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».
Куприн не может умереть в памяти людей — как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.