Сочинение ро капитанско1 дочке

Среди действующих лиц романа есть две исторические фигуры: императрица Екатерина и Пугачев. Екатерина появляется только в конце романа как лицо эпизодическое, и ее образ не раскрыт до конца. Более широко и реалистично раскрыт образ Пугачева.

Пугачев впервые появляется перед нами в главе II романа в роли случайного дорожного спутника Гринева. Его хладнокровие и уменье ориентироваться в обстановке спасают Гринева во время бурана. Эта же глава знакомит нас с внешностью и народным языком Пугачева. Во второй части романа судьба снова сталкивает с ним Гринева. Пугачев умеет платить добром за услугу, оказанную ему когда-то: он избавляет Гринева от смерти, отпускает его на свободу и помогает спасти Марью Ивановну. Пугачев держит себя с Гриневым просто и великодушно, хотя Гринев и не скрывает, что считает его самозванцем (гл. VIII]. Восстание Пугачева для Гринева — «бунт, бессмысленный и беспощадный». Тем не менее симпатия к вождю восстания заставляет Петра Андреевича позже сожалеть о его казни.

Личность Пугачева как вождя восстания раскрывается во второй части романа.

В характере его много положительных черт: смелость, природная сметливость и ум, находчивость, настойчивость, справедливость, великодушие. Эти стороны его характера делают его чрезвычайно популярным в угнетенной народной массе. Он смело ведет за собой народ. За Пугачевым идут и угнетенные народы Поволжья и Урала (башкиры, казаки), и крепостная крестьянская масса, и горнозаводские рабочие, и казачество. Воззвания его, написанные простым и выразительным языком, производят на народ сильнейшее впечатление. Правда, Пугачев жесток и скор на расправу. Так, он без раздумий отправляет на виселицу капитана Миронова и Ивана Игнатьевича. Но жестокость эта была естественно обусловлена законами той классовой борьбы, знамя которой он поднял. Таков Пугачев как вождь крестьянской массы.

Пугачев в романе — не изверг и не разбойник, как рисовали его многие современники Пушкина, а великодушный, даже благородный человек. Такое изображение Пугачева в дни Пушкина имело, несомненно, прогрессивный характер и способствовало более объективному взгляду на личность вождя народного восстания.

Анализ стихотворения Рождественского «Дочке»

Стихотворение «Дочке» посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: «Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики».

Обращает на себя внимание и то, что автор называет не полное имя девочки, а его уменьшительно-ласкательные формы, благодаря чему создается непринужденная домашняя атмосфера. Этим обозначается разговор «наедине», только отца и дочери.

Об этом говорит и звуковое оформление стихотворения. Преобладают шипящие звуки, которые создают впечатление шепота: КатыШок, пальЧики, слуШай, Человек-два-уха, Хочу, поЧему, моЩной, внуШительной, всяЧеских, Жителей, воЖди, болтШих и т.д.

Говорит отец, а дочь только слушает. Это подчеркнуто номинативно: «Слушай, человек-два-уха, излиянья папины».

В творчестве Р. Рождественского присутствуют стихотворения с противопоставлением двух миров: «у нас» и «у вас». В стихотворении «Восемьдесят восемь»: «Там у вас – деревья в листве… / А у нас, – / за версту, / слышно, – / будто кожа новая, /поскрипывает наст, / а в субботу будет кросс / лыжный…»; в стихотворении «Нелетная погода»: «Там, где бродят летчики по этажу Ждем погоды мы».

Стихотворение «Дочке» не является исключением. Здесь также противопоставляется два мира: мир детей и мир взрослых. Автор проводит аналогия между миром детей и миром взрослых: «Там у вас в стране детей…» мир детей он изображает как «мощную и внушительную страну».

Как и у взрослых, в этом мире встречаются разные типы людей: «Есть такие — / отойди / и постой в сторонке./ Есть у вас / свои вожди / и свои пророки. / Есть — / совсем как у больших — / ябеды и нытики…»

В то же время страна детей подчеркнуто наивна: «Происходят там и тут /обсужденья грозные: / «Что / на третье / дадут: / компот / или мороженое?» / «Что нарисовал сосед?» / «Елку где поставят. »»

Подобное разделение миров необходимо: «Хорошо, что вам газет — / взрослых — / не читают. », «Хорошо, / что не для вас / нервный голос радио!»

Страна детей полна мира, тишины и спокойствия: «Там — / ни слова про войну. / Там о ней — / ни слуха…»

Значим синтаксис и графика стихотворения. Произведение состоит из двусоставных распространенных предложений, которые выстраиваются в стройный ряд, напоминающий тропинку, дорогу, а в широком смысле – жизненный путь, то есть именно тот путь, который предстоит пройти дочери.

В результате Р. Рождественский создает своеобразное стихотворение-наставление, которое он органично наполняет доверительной атмосферой любви к своему ребенку, тепла и заботы о нем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: