И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье,
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье. (А. А. Дельвиг)
нервов подкашиваются ноги! (В. В. Маяковский)
В ход пустили шашки ,
Шашки не из стали ,
Мы играем в шашки . (Я. Козловский)
как накладные расходы
двумя или тремя. (В. В. Маяковский)
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Бересты понадрав . (Н. А. Некрасов)
Олег Отмстить неразумных хозарам . (А. С. Пушкин)
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.
А Мишенька и ухом не ведет . (И. А. Крылов)
— фонетические (передают особенности произношения);
— морфологические (передают особенности грамматики определенного диалекта);
— лексические (служат для называния предметов или явлений людьми определенной местности);
— этнографические (обозначают вещи или явления, характерные только для какого-то узкого сообщества)
«Ступай себе мимо!»
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.» (Н. А. Некрасов)
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в искусстве состязались. (А. С. Пушкин)
Средства выразительности речи: классификация. Лексические средства выразительности
Невозможно представить художественную книгу без средств выразительности. Литературоведы определяют их как стилистические фигуры, которые используются для усиления выразительности и эмоциональности речи. Богатая стилистическими средствами книга никогда не оставит читателя равнодушным, ибо их задача – привлечь внимание и вызвать определенные чувства.
Существуют различные типы классификаций средств выразительности. Наиболее удобной и традиционной считается трехступенчатая классификация, в которой выделяют следующие уровни:
К средствам выразительности лексического уровня относятся:
Вот в Риме, например, я видел огурец.
И по сию не вспомнюсь пору.
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору. (И. Крылов)
- Ирония – фраза, истинный смысл которой противоположен ее форме.
Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника. (И.Ильф – Е. Петров)
- Литота – художественное преуменьшение, так называемая «обратная гипербола».
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов)
- Метафора – фраза, которая имеет переносный смысл и базируется на аналогии или сходстве.
В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин)
- Метонимия – слово или фраза, которое заменяет другое, и основано на смежности этих понятий.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
- Олицетворение – присвоение человеческих черт неодушевленным предметам, явлениям, феноменам.
Тянулись тихо дни мои. (А. Пушкин)
- Синекдоха – вид метонимии, когда часть представляет целое.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
- Эпитет – описательное слово или фраза, которая выражает определенное качество.
Я помню чудное мгновенье. (А. Пушкин)
- Оксюморон – совмещение противоположных понятий.
С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)
- Аллюзия – отсылка к известной личности, событию или предмету.
Вся в цветах, как «Весна9raquo; Боттичелли. (А. Ахматова)
Сочинение » Искусство » Средства выразительности речи: классификация. Лексические средства выразительности