Тема родины творчестве есенина сочинение

Поэзия С. А. Есенина близка и дорога многим лю­дям, его стихи затрагивают наиболее важные аспекты жизни, близкие народу. Глубокая внутренняя сила его лирики, совпадение жизненного пути с судьбой народа позволили ему стать по-настоящему народ­ным поэтом.

Сергей Александрович Есенин родился и вырос в крестьянской семье в старинном селе Константинове, что находится около Рязани. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминает поэт. Здесь отшумело его детство, прошла юность, здесь он написал свои первые стихи. Здесь, на рязанской зем­ле, он увидел и полюбил всю красоту русской приро­ды, которую воспел в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен, сказаний, загадок и сказок:

Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вся жизнь С. А. Есенина тесно связана с народом, поэтому и главными героями его стихотворений явля­ются простые люди. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и серебряная луна, и голубая гладь озер — вся красота родного края отлилась в его стихах, полных любви к русской земле: О Русь — малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. «Моя поэзия богата одной любовью — любовью к родине. Это ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин. О чем бы ни писал поэт, светлый образ родины всегда согревал его душу. В есенинских стихах звучит вера в человека, в его великие дела, в великое будущее своего родного народа. Каждую строчку своих поэтических произведений, поэт согревает чувством безграничной любви к родно­му краю:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Картины родной природы раскрываются в стихо­творениях С. А. Есенина с поразительным мастерст­вом. Здесь необычайно богатая палитра красок, точ­ные, неожиданные сравнения. Чувствуется единство поэта с природой. Все в есенинской поэзии многоцвет­но и красочно. Поэт жадно всматривается в картины обновляющегося весной мира, ощущая себя его части­цей. Долго и внимательно всматривается он в блестя­щие краски утренней и вечерней зари, на небо, по­крытое грозовыми тучами, на леса и поля, покрытые цветами и зеленью:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Природа в творчестве С. А. Есенина живет своей жизнью, она действует, реагирует на судьбы людей и исторические события. Она является любимым геро­ем поэта. Нежно и заботливо природа лечит людские души, снимает напряжение. Стихи о ней звучат, как музыка, которая успокаивает, утешает:

Несказанное, синее, нежное.

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз.

Поэт не только восхищается красотой природы, но и видит в ней одушевленное существо. Ничто не мо­жет сравниться с пейзажами родной стороны:

. Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Сам себя С. А. Есенин называет «поэтом золотой бревенчатой избы», ощущая себя «последним поэтом деревни». Вторжение цивилизации в деревню застав­ляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. Время жизни Есени­на — время крупных поворотов в истории России. Поэт переживает вместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 года его лирика на­полняется новым смыслом:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

С. А. Есенин идет одной дорогой вместе со своей Ро­диной, своим народом. Он принимает новую жизнь, ждет от нее перемен к лучшему:

Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли. Мы радугу тебе — дугой, Полярный круг — на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную. В своей автобиографии С. А. Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». С огромным восторгом он принимает события семна­дцатого года:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

От революции поэт ждал осуществления мечты о лучшей жизни для народа. Он верил в наступление «мужицкого рая», вольной и сытой жизни на земле. Но потом пришли страшные 1&199mdash;1920 годы. Насту­пает разорение деревни, и С. А. Есенин чувствует, как рушится гармония с природой. Наглядным образом вымирающего крестьянства стал для поэта малень­кий «красногривый жеребенок», пытавшийся дог­нать поезд:

Милый, милый смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Буйный революционный пафос в творчестве Есени­на сменился пессимистическим настроем. Поэт не мо­жет определить своего места в жизни, страдает от соз­нания душевной раздвоенности, ощущает растерян­ность и недоумение:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Междоусобный раздор рвет страну на части, трево­га за будущее России все чаще слышится в есенин­ских стихах. Происходит духовная ломка в воспри­ятии революции.

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, внимательно следит за всеми события­ми, происходящими в России.

С. А. Есенин остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Зарубежная поездка оказа­ла свое влияние на все его творчество. Душа поэта ощу­щает страстную жажду обновления родной деревни: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною. Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. О чем бы ни писал С. А. Есенин, он все равно воз­вращается к теме Родины. Она является для него чем-то самым светлым в жизни, и писать о ней — смысл всей его жизни. Поэт твердо знает, что в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расста­нется с родной землей:

Если крикнет рать святая:

Это была его клятва в верности и преданности но­вой, стальной России. Родина и тревожит, и успокаи­вает поэта. Он кровно, прочно связан со своей страной:

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

Трагически уйдя из жизни в возрасте тридцати лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое на­следство. Его поэзия наполнена любовью к человеку, к родной земле, проникнута душевностью и добротой. Она актуальна и в наши дни. Многие есенинские сти­хи стали песнями. Его произведения пробуждают в нас самые светлые чувства, и мы всегда можем найти в его поэзии что-то близкое нашей душе.

Тема Родины в творчестве А.Блока и С. Есенина

Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.

Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А.А. Блок и С.А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.

Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», — ответил Блок.

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» — восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).

Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».

Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.

Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом («Русь»):

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины.

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь – это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».

В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции – установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:

Небо как колокол,

Мать моя – родина,

Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».

Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны – «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.

В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Тема Родины в творчестве А.Блока и С. Есенина

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: