Теория пределной полезност

Теория предельной полезности

Критерием ценности товара, согласно теории предельной полезности, является степень его полезности для потребителя. Это направление экономической теории возникло в последней трети XIX в. Наиболее известными его представителями были У. Джеванс, А. Маршалл, К. Мснгер, Ф. Визер, О. Бэм-Баверк, Д. Кларк.

Главная идея такого подхода заключается в том, что понимание стоимости как затрат (труда, земли, капитала) является неприемлемым, поскольку при этом не учитывается полезность товара. В соответствии с этой теорией стоимость определяется субъективной предельной полезностью последней реальной единицы определенного блага. Если существует достаточное количество блага (например, вода), то какой бы ни была его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равняться нулю. Поскольку не имеет значения, какую именно единицу считать последней, то нулю равняться любая единица этого блага. И наоборот, если совокупная полезность всех имеющихся благ (например, бриллиантов) не слишком велика, то их ограниченное количество делает ценность предельного (последнего) экземпляра очень высокой. Таким образом, последний экземпляр определенного блага, удовлетворяющей «крайнюю необходимость», имеет предельную полезность, которая определяет рыночную ценность этого блага.

В правильности теории предельной полезности можно убедиться на примере явления дефицита. Ценность вещи, произведенной с теми же затратами, что и другие блага, будет повышаться в зависимости от общественной потребности в ней. Превышение спроса над предложением способствовать росту цены над стоимостью, и наоборот.

Теория предельной полезности блага. Парадокс Смита

Полезность — абстрактная категория, используемая в экономической теории для определения удовольствия, пользы или удовлетворенности, которые получают люди от потребления благ. Появление теории предельной полезности, по мнению западных экономистов, произвело переворот в экономической науке («субъективная революция»).

Упрощенно сущность этой теории состоит в том, что только полезность товара может придать затратам труда на их производство общественно необходимый характер. На рынке в процессе обмена товаров стихийно, произвольно устанавливается «невидимой рукой» стоимость (ценность, в смысле, какую цену можно запросить и дать) за данный товар.

Представители теории предельной полезности выделяют два вида полезности:

  • абстрактную полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей;
  • конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности, зависящую от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и степени насыщения потребности в нем.

Для понимания теории предельной полезности необходимо иметь в виду, что в реальной экономике постоянно существует некоторый запас однородных благ, которые были ранее произведены товаропроизводителями. Согласно соответствующим экономическим теориям не весь этот запас благ имеет одинаковую стоимость (цену). По мере насыщения потребности в данном благе степень настоятельной потребности в нем падает (по аналогии с обедом: чем больше ешь — тем меньше хочется это блюдо). Значит, каждое следующее благо обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном его запасе существует его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий настоятельную потребность.

Теория предельной полезности лежит в основе «парадокса Смита»: почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, от которого польза намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, стоит так дорого?

Принималась во внимание общая полезность всего запаса блага — в данном случае, воды, — которая значительно выше общей полезности алмазов; но ценность этих экономических благ определяется предельной полезностью, а она выше у алмазов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: