Для какой цели я родился или раздумья Печорина
В своем журнале Печорин неоднократно говорит о собственной двойственности. Много исследователей истолковывают ее как следствие столкновенья естественного начала с началом социальным. Например, в известном исследовании Е. Н. Михайловой говорится: «»Два человека», присутствие которых ощущает в себе Печорин, — это не только человек мыслящий и человек деятельный: вместе с тем один из них — это «естественный», […]
Роман «Герой нашего времени» – одно из наилучших произведений психологического реализма XIX столетия
Центральная проблема романа — проблема личности. Лермонтова интересует человек, его отношение к обществу, к миру и к самому себе, его внутренняя жизнь, сознание и самосознание: «История души человеческой . временами интереснее и полезнее истории целого народа». Человек и судьба, человек и его назначение, цель и содержание человеческой жизни, возможности личности и их реализация, воля и […]
Анализ современного общества и его психологии в произведениях Лермонтова
Популярность Лермонтова открыла ему дверь в высший свет, куда он стремился войти ради собственного самоутверждения. Существовала мысль, что Лермонтов любил светскую жизнь и даже «грезил ею». Сам поэт так объяснил свое поведение в письме к М. А. Лопухиной (конец 1838 года): «Меня впустили в высший свет; в продолжение месяца на меня была мода, меня буквально […]
Раздумья о судьбе поколения в стихотворении «Дума»
Мемуарные свидетельства донесли к нам довольно противоречивые описания поэта. Современники, которые мало или поверхностно знали Лермонтова, отмечали его трудный, упрямый характер, отчужденность, обостренное самолюбие, желание первенствовать и въедливую насмешливость, которая проявлялась еще в пансионе и университете. Женщины, которые знали его смолоду, писали о «байронической позе» (Е. А. Сушкова, Е. П. Ростопчина). Отношения с узким кругом […]
Михаил Лермонтов (1814-1841) Жизнь и творчество
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в Москве. Его отец, Юрий Петрович, вел свою родословную от шотландского дворянина Георга Лермонта, который в начале XVII столетия вступил на службу в русскую армию и погиб на войне. Род Лермонтовых был небогатый, отец поэта воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге, дослужился лишь до чина армейского […]
Рождение таланта (эссе о творчестве Лермонтова)
Лермонтов мог явиться только после Пушкина. Его поэзия выросла на основе пушкинской. Он дышал ею как воздухом, он впитывал в себя ее образы, как родную стихию, он жил светом пушкинского солнца. Но, подслушав у Пушкина тайну поэтической магии, пошел собственным путем, сделался самостоятельны™, самобытным поэтом — стал Лермонтовым. «Каждому известно, — писал Чернышевский, — что […]
Стансы М.Ю. Лермонтова
Со стансами, как и с другими жанрами лирики, произошла в русской поэзии закономерная эволюция. Стансы писали до Пушкина (Сумароков), стансы писали одновременно с Пушкиным (Баратынский, Вяземский, Лермонтов), но именно пушкинские стансы стали эталоном жанра, и все последующие стансы отмечены их влиянием. Но остановимся на стансах М.Ю. Лермонтова, который шесть раз обращался к этому жанру в […]
Философская лирика Лермонтова
М.Ю. Лермонтов – один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова – философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и темного в личности каждого человека и.т.д.
В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот мир, полый страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?
Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова
Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.
Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он…
Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.
Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя.
Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.
Тема борьбы противоположностей
Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь – это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.
«Может ли человек на земле обрести счастье?» – спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.
«Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова:
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами,
Когда же перед смертью с глаз
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта,
И что она – не наша!
Поиски гармонии бытия
Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.
Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…»:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка.
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.
- Характеристика Аркадия Кирсанова
- Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
- Жанр «Грозы» Островского
- Конфликт комедии «Горе от ума»
- Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
- Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
- Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума»
- Женские образы в романе «Обломов» Гончарова
- Роль родителей Базарова в романе «Отцы и дети»
- Пейзаж и его функции в романе «Обломов»
Понравилось сочинение? Помоги проекту — жми на кнопку, расскажи друзьям:
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Александра Люханчикова 953
- 2. Мила Салбиева 907
- 3. Екатерина Красновид 277
- 4. El El 215
- 5. Ekaterina Kolesnikova 108
- 6. Олег Яковенко 98
- 7. Лия Козашвили 87
- 8. Алеся Сергомазова 77
- 9. Галия Курбаниязова 62
- 10. Анна Матвеева 59
- 1. Ramzan Ramzan 5,125
- 2. Iren Guseva 4,925
- 3. Мухаммад Амонов 2,739
- 4. Гузель Миннуллина 2,310
- 5. admin 2,081
- 6. Алёна Кошкаровская 1,886
- 7. Елизавета Пякина 1,772
- 8. Виктория Нойманн 1,738
- 9. Алёна Хубаева 1,718
- 10. Bulat Sadykov 1,667
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.